2012-01-04 18:13:58
ГлавнаяТеория государства и права — Недемократические режимы, их особенности и виды



Недемократические режимы, их особенности и виды


В научной и учебной литературе встречается неоднозначный подход к классификации антидемократических режимов. М.Н. Марченко видит антидемократический режим в виде авторитарного режима, который характеризуется ликвидацией или значительным ограничением прав и свобод граждан... Разновидностью и наиболее опасной формой авторитарного режима, он называет фашизм.

О.О. Миронов также различает демократический и авторитарный государственно-правовые режимы. Авторитарный режим связывается с отстранением населения от управления обществом и государством с существенным ограничением его прав и свобод. Автор различает конституционно-авторитарный и тоталитарный разновидности авторитарного режима.

А.Б. Венгеров и Т.В. Кашанина считают, что политические режимы представляют собой широкий диапазон между авторитарным и демократическим режимами. Среди видов авторитарных режимов ими называются деспотический, тиранический и тоталитарный режимы. К тоталитарным режимам относят фашистские государства, социалистические государства периодов «культа личности».

Кардинальным делением режимов, применяемым в совершенной научной и политической фразеологии, является их классификация на тоталитаризм и демократию. «Обособление авторитарного режима от тоталитарного искусственно хотя бы потому, что сталинизм бесспорно был и авторитарным, и уж, конечно, тоталитарным режимом.

«Разделение этих двух понятий основано на слишком зыбких различиях: «хуже - лучше» и «более перспективный - менее перспективный», «власть над душой человека - частичная свобода», «правление «вождя», - «правление общественной группы во главе с вождем». Всякий недемократический режим властвует над душами и мыслями, хотя пределы этого контроля определяются его намерениями и возможностями. В любом самом тоталитарном режиме человек сохраняет хотя бы некоторую степень свободы или перспективу освобождения.

К.В. Арановский считает, что, безусловно, авторитаризм существует, но не отдельно, а в русле тоталитарной власти как ее разновидность.

Думается, такой подход будет более правильным, если исходить из этимологии названных понятий. Существо тоталитаризма (total - весь полный, целый) определяется именно монополизацией власти и свободным, бесконтрольным ее осуществлением. Понятие авторитарного режима указывает на политическое господство одной личности. Тоталитарный режим может рассматриваться как синоним антидемократического режима, который в свою очередь имеет множество видов. При общем признаке - подавлении личных прав и свобод, различные виды тоталитарных режимов отличаются различной степенью и формой подавления личной свободы человека, а той жизни. Подавление свободы человека, результат монополизации власти.

Монополизированная власть не может подтвердить и оправдать себе свободными выбором людей их рационально обоснованным согласием с существующим политическим порядком. Это не означает, что тоталитаризм (антидемократический режим) игнорирует убеждение как фактор создания власти. Его успехи в работе над умами и чувствами могут быть более значительными, чей в демократиях. Создав атмосферу «общественного единения, тоталитарный режим не дает индивидам возможности безопасно и законно проверять разумность, справедливость системы власти, законно менять и обновлять ее. В обществе складывается стереотип о «безгрешности» и «вседозволенности» власти. Государство становится объектом всемирной защиты, а не человек.

Если власть сконцентрирована, то весьма вероятно, что и не станут сдерживать права личности. Тоталитаризм признает личную свободу лишь в той мере, в какой это представляется безопасным для его существования и достижения политических целей. Правовые притязания индивидов больше всего стесняют власть.

«Когда государством управляет совершенно-мудрый, он вводит массу запретов, дабы воспрепятствовать росту способных и использует силу для искоренения обманщиков» - говорил древнекитайский диктатор.

По той же причине многие тоталитарные режимы централизованно управляют территориями - права и свободы территориальных сообществ могут стать преградой к безраздельному господству, а самостоятельное положение муниципалитетов и членов федерации сдерживают монополизацию власти. Централизм - характерный, хотя и не обязательный, признак тоталитарного режима. Например, бывший СССР, который юридически выглядел как федерация, но фактически жестко централизованного государство, больше напоминающее империю.

Тоталитаризм - понятие современное. Этим и объясняется его многозначность. Тоталитаризм называют порождением новейшей истории, феноменом XX века.

Дело в том, что, по нашему мнению, понятие тоталитаризма действительно вошло в научный обиход в XX столетии, но само явление имеет довольно таки древние корни. Демократический и тоталитарный принципы организации и осуществления власти неистребимы и существуют столь же долго, сколько сами политически организованные общества. Тотальная концентрация власти в одних пуках, группы лиц всегда сопровождало чело веское общество. Конечно, в прошлом не было такого арсенала технических средств, каким ныне пользуется власти. Большевизм, фашизм, расизм, возникли в современную эпоху, и до сих пор свежи воспоминания о них, они шокировали впечатление просвещенного общества.

Однако характер управления государством и обществом в Древнем Египте, средневековой католической Испании, восточных деспотиях, Прусском государстве по существу аналогичен тому, что и в новых тоталитарных режимах. Эти события очень далеки, и поэтому мы, свободны от личных впечатлений, способны более спокойно оценить их. Далее, в древней Корее конфуцианская этика и политические принципы насаждались силой закона и государства. Запретные книги уничтожали не только большевики и фашисты, но и уже в 213 в. до н.э. по указу императора Цинь Ши-хуана по всей стране сжигалась «крамольная» литература. В Спарте, по законам Ликурга, было установлено тотальное имущественное равенство, регламентировались внешний вид людей, их жилище, нравственность; государство вторгалось в личную жизнь и семейные отношения (отбор новорожденных детей, их воспитание с 9 лет в агелах - стадах, право мужчин общаться с женами только по ночам) и т.п. А. Тойнби говорит о Спарте как о государстве, где насильственно сковывался человеческий разум, функции человека низводились к искусственно выработанной сумме навыков и умений.

Как видим, описание политического строя Спарты схоже с теми оценками, которые получили режимы XX века, где государство становится безраздельным хозяином имущества, жизни и самой души людей, где «гнусно оскорбляют человеческую личность». Нельзя сказать, что нет различий у бывших и современных режимов. Они в направленности варварства: против «низших классов», против лиц определенной национальности; против людей другой расы и т.д.

Так, такое ли уж современное изобретение тоталитаризм? Тогда как быть с Нероном и его идеей великого Рима, садизм которого одобрялся сенатом.

Общепризнанно, что демократия в принципе несовместима с произвольной властью, «исключает диктатуру, какого было «ни было класса, партии, группы, управленческой бюрократии». Если это так, то следует признать существование отдельной недемократической категории режимов. Диктатура, тирания, деспотия - довольно эмоциональные определения, которые к тому же, крепко привязаны к ушедшим типам государственности. В этой связи термин тоталитаризм как описание юридически не сдерживаемой, монополитизированной (тотально сосредоточенной власти звучит относительно нейтрально).

Итак, тоталитарный (антидемократический) режим это система монопольно сконцентрированной власти, объем и пределы которой общество не способно контролировать правовыми средствами, а отдельные лица не могут легально оспаривать применение власти, когда они нуждаются в защите своих прав и интересов.

Тоталитарный (антидемократический) режим представлен множеством видов. Это авторитарный, тиранический, деспотический, фашистский, расистский, клирекально-фундаменталистский, военно-полицейский, теократический режимы. В научной литературе встречается и название других режимов: марионеточный, болыпевицко-коммунистический и др.

Столь большее разнообразие антидемократических режимов вызвано фантазией монополизировавших государственную власть узурпаторов. Эти фантазии основывались на каких-либо учениях, философских утопических концепция, личных воззрениях, избранности своей власти.

Имея общую основу для выделения этих режимов в тиранический, вместе с тем каждый из них имел свои специфические признаки, которые характеризовали тот или иной режим. Рассмотрим некоторые из них.

Деспотический (абсолютистский) режим характерен для монархической формы правления, где власть осуществляется исключительно одним лицом становящиеся деспотом. Деспотии возникли еще в древности и характеризовались крайним произволом в управлении, полным бесправием и подчинением деспоту со стороны его подданных отсутствием правовых и моральных начал в управлении.

При деспотии осуществляется жестокое подавление любой самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласия подвластных. Санкции, применяемые при этом, потрясают воображение своей суровостью, причем, как правило, они соответствуют содеянному, а определяются произвольно.

Психологические основы деспотии также своеобразны: подчинение основано на страхе. Деспотия держится на страхе. Характеризуя деспотию, Монтескье пишет о том, что все должны чувствовать ежеминутно вечно поднятую длань государя. «Если государь хотя бы на мгновение опустит угрожающую руку, если он не может без промедления уничтожить лиц, занимающих первые места в государстве, то все пропало, так как страх - единственное начало этого образа правления - исчез, и у народа нет более защитника».

Деспотический режим встречался в основном в странах Средиземноморья, на Ближнем Востоке, в странах Азии, Африки, южной Америки. Он характерен для ранних этапов развития государственности. Однако этот режим возникал и может возникать и в некоторых современных государствах в силу исторического своеобразия их развития личных характеристик их политических лидеров, монархов, способов борьбы за власть и ее осуществление или подавление противников режима и т.д.

Тиранический режим - также основан на единоличном правлении. Однако в отличие от деспотии власть тирана подчас устанавливается насильственным захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота. Она также лишена правовых и нравственных начал построена на произволе, подчас терроре и геноциде. Следует учесть, что понятие «тирания» имеет эмоциональную и политико-­правовую оценку. Когда речь идет о тирании как политическом режиме, используется именно оценка тех жестких способов, с помощью которых тиран осуществляет государственную власть. В этом смысле власть тирана как, правило, является жестокой. Стремясь подавить сопротивление в зародыше, тиранический режим осуществляет казни не только за выраженное неповиновение, но часто за обнаруженный умысел на этот счет. Кроме того, узурпаторы широко используют и превентивное принуждение для того, чтобы посеять страх среди населения. Тиранические режимы Греции, в некоторых средневековых городах государствах. Встречаются тиранические режимы и в современности. Например, режим Пол Пота, в Кампучии, унесший жизни свыше 3 миллионов человек.

Наиболее яркой тоталитарной моделью стал фашистский режим. Очевидны их многочисленные сходства.

При данном режиме власть принадлежит партийной элите во главе с диктатором. Организованная политическая сила объединяет большинство нации в борьбе с меньшинством, как правило, вражеским: или могут быть эксплуататоры, нечистая раса, внутренние враги.

Каждый тоталитарный режим объединяет народы какой-либо великой целью требующей самопожертвования, ограничения личной свободы и безусловного повиновения. В фашизме народы действительно стремятся к мировому господству, строят третий Рейх, что-то еще, либо не возражают против этих целей открыто. И действительно, народы готовы к жертвам и при поддержке большинства несложно ликвидировать личную свободу.

Фашизм осуществляет радикальные социально-экономические реформы. Они ликвидируют безработицу, стремятся к тому, чтобы, например, у каждого немца был свой «кусок масла» и т.д. И «благодарность» общества не заставляет себя ждать, - тоталитарная власть укрепляется.

В фашистском режиме происходит сращивание монопольно господствующей партии с государством. Государство не является простым придатком партии, а выполняет важные политические функции. Как и партия, государство пользуется почитанием, поддержкой общества, претендует на всенародную любовь. Вместе с тем более важным институтом, является партия.

У этого режима своя мораль, религия. Единственно истинными, вытеснившими религию стали нацизм. Даже естественные науки стали иметь национальную или идеологическую основу, например, «немецкая математика». Фашизм поставил себе на службу религию - национал- социализм стал волеизъявлением Бога. Во время войны руководство фашистской Германии фактически запретило церковь и ввело новую религию - смесь нацизма и христианства с элементами язычества.

В экономике в этих режимах монополизирована и регулируется административными методами. Государство выступает в качестве влиятельного или единственного собственника.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Функции давности в праве.
К понятию правовой системы современного общества
Реализация регулятивной функции права в отраслях публичного и частного права
Проблемы эффективности реализации диспозитивных норм права
Понятие и значение регулятивной функции права
Вернуться к списку публикаций