2012-01-04 17:25:50
ГлавнаяТеория государства и права — Иные формы государственных образований



Иные формы государственных образований


Федерация, конфедерация представляют собой такие объединения, которые, как правило, основаны на принципе юридического равенства между их участниками. Конечно, элементы неравноправного участия в таких объединениях встречаются, но их можно воспринимать как исключение. В отличие от них такая сложная форма государственного устройства как протекторат представляет собой заведомо неравноправный союз государств, юридическую форму подчинения одного государства другому.

Протекторат над той или иной территорией предполагал изначально договорные отношения между сильным и слабым государствами, устанавливающие особые взаимные обязанности и права. Протектораты были колониями, по отношению к которым метрополия осуществляла внешнеполитические и оборонные функции при внешнем сохранении доколониальных форм правления. Внешне же более сильное государство должно было защищать своего партнера по договору, а он, сохраняя свой суверенитет, должен был, в свою очередь, исполнять свои, оговоренные договором обязательства. Протекторат, как правило, образуют две стороны - протектор-государство и подопечное государство.

Причинами установления протектората могут быть:

1. Насильственные действия сильного государства по отношению к более слабому, в результате которых сильная сторона вынуждает слабую заключить неравноправный договор. При этом сохраняется государственность слабого,

2. Установление протектората над странами, которые нестабильные, имеют многочисленное население, экономически отсталы, то есть не имеющие ресурсов для полноценного осуществления всех государственных функций.

3. Установление протектората может быть как промежуточное состояние страны, которое существует в период между ее освобождением от колониальной зависимости.

Какие же признаки характеризуют протекторат как форму государственного устройства?

Протекторат осуществляет за подопечное государство часть его суверенных прав. Протектор может потребовать отказа «подзащитного» от содержания собственной армии, осуществления внешней политики, от самостоятельного осуществления законодательной власти и прочее.

Например, контроль над законодательной властью Трансиорданского эмирата до 1946 г. осуществляла Англия. Законы приобретали юридическую силу только с согласия представителя британской короны; протекторат США над Пуэрто-Рико. Протектору отдано право осуществления высшей законодательной власти, а также переданы функции обороны, внешней политики, международной торговли.

Протектор может использовать территорию «подопечного» государства для размещения вооруженных сил или в качестве свободного экономического пространства. Если первое может вызвать протест местного населения, то второе в случае повышения уровня жизни, будет только приветствоваться.

Например, так сделала Франция по договоренности с княжеством Монако.

Основой существования протектората являются прямые и косвенные финансово-экономические выгоды. Например, передав свою внешнюю политику в ведение Индии, Бутан заключил довольно выгодную сделку, поскольку получил право на финансовые компенсации. Услуги, помощь и защита, которые получает «подопечное» государство, обычно состоят в том, что на протектора возлагается поддержание внутренней стабильности и внешней безопасности. Протекторы возлагают на себя такие обязательства как сохранение формы правления зависимого государства. Подопечные государства пользуются валютной системой протекторов, когда исчезает необходимость обременять себя содержанием собственной валюты.

Например, Андорра и Лихтенштейн при населении 50 тысяч и 30 тысяч человек, не могут себе позволить выпуск собственной валюты.

Что касается общего гражданства, то природа протектората его не исключает. Протекторат не создает общего центра, обладающего государственной властью. Поэтому нет субъекта, с которым лица могли бы вступить в отношения гражданства. В 1957 г. МВД Франции предписало решать вопросы, относящиеся к гражданам Монако, на условиях, установленных для иностранцев.

Гражданам Пуэрто-Рико предоставлено также и американское гражданство. Однако это не означает установление единого гражданства. Например, американцы на территории Пуэрто-Рико не становятся его гражданами.

Установление протектората не отменяет и не сокращает суверенитет страны, хотя и ограничивает ее в использовании суверенных прав. В конечном счете, зависимая сторона сохраняет право распорядиться своей судьбой по своему усмотрению. В частности, она может приобрести полную независимость. Право выхода (сецессии) из протектората очевидно.

Итак, протекторат - это основанное на письменных или иных соглашениях неравноправное объединение государств, в котором подопечная сторона отчуждает в пользу государства протектора право осуществления части принадлежащих ей суверенных прав (политической дееспособности) на условиях сохранения собственной государственности (суверенитета), получения политической, военной, финансовой помощи, а также иных услуг.

В связи с рассмотрением формы протектората, было бы правильным рассмотрение очень похожего на протекторат явления как доминионы.

Статус доминиона имели самоуправляющиеся территории Британской Империи: Австралия, Канада, Новая Зеландия, Южно-американский Союз, Ньюфаундленд. На положении доминиона находилась с 1921 по 1949 г. Южная Ирландия. «Англия, - писал в1933 г. Дж. Неру, - сохраняет свои притязания на господство от мировых масштабов до ограниченных пределами империи; чтобы сохранить эту империю, Англия согласилась на большие изменения в ее структуре. Доминионы обладают известной независимостью, хотя они во многих отношениях связаны британской финансовой системой».

Роль доминионов резко возрастала во время серьезных межгосударственных конфликтов, прежде всего войн. Понимая это, метрополии уделяли доминионам особое значение при любой реорганизации структуры органов государства и, особенно, при проведении своей внешней политики. Так, в период второй мировой войны, для глав английских доминионов составлялись в Лондоне ежедневные телеграммы с информацией о ходе военных действий, в то время как президенту США их копии стали отсылать по распоряжению У. Черчилля лишь с 19 мая 1940 г.. Вопрос о послевоенном статусе территории доминионов был важным инструментом в руках антигитлеровской коалиции, хотя и вызывал напряженность между У. Черчиллем и Ф. Рузвельтом.

В доминионах мы имеем дело с территориями, на которых складывается противостояние старого, часто насильственно привнесенного извне суверенитета, с суверенитетом еще только формирующимся.

С формированием нации и развитием национальной государственности на территориях колониальных владений европейских держав складывается народный суверенитет. Осознав последний, население этих территорий требует и добивается все большего расширения своих прав, а затем и в той или иной форме - реализации своего права на самоопределение. Именно в силу указанного процесса колониальный режим территорий меняется на статус доминионов и затем на режим опеки либо суверенного государства.

Близкими доминионам по проблемам своего статуса и территории, в отношении которых осуществляются совместные суверенитеты, являются кондоминиумы.

Кондоминиум - совместное владение, совместное управление одной и той же территорией двумя или несколькими государствами.

Национальная юрисдикция автоматически не распространяется на территорию, находящуюся под специальным режимом кондоминиума.

Кондоминиум выделяется среди других совместных суверенитетов как совместное территориальное властвование, осуществляемое двумя или более государствами над определенной территорией на основе равенства. Так, в период 1899 - 1951 гг. Великобритания и Египет осуществляли кондоминиум в отношении Судана.

Правовым основанием кондоминиума выступает трехсторонний или двусторонний договор.

Я. Броуноли пишет, что международное право признает кондоминиум в качестве случая, когда часть территории, состоящая из суши или воды, находится в общем ведении двух или более государств, совместно осуществляющих суверенитет над этой территорией и ее населением. С.Н. Бабурин считает, что, исходя из этого, вряд ли можно сделать вывод о делимости суверенитета. Подобный подход способен растворить в понятии юрисдикции уже не только территорию, но и сам суверенитет.

Признаки, характеризующие кондоминиум, можно классифицировать на два вида: основные (обязательные) и дополнительные. К обязательным признакам можно отнести:

1. Вхождение территории в состав обоих государств.

2. Двойное гражданство.

3. Многоязычие государственных языков.

4. Нахождение на территории кондоминиума вооруженных сил обоих государств.

К дополнительным признакам можно отнести:

1. Распределение государственных должностей и постов в соответствии с законодательно закрепленными квотами для представителей различных национальностей.

2. Наличие разнообразных механизмов, обеспечивающих стабильность управления территорией во избежание излишних противоречий.

Для преодоления спорных валютных и финансовых вопросов возможно образование на подобных территориях свободных экономических зон, что приведет к устранению налогов и сборов как вполне вероятной причине конфликтов между государствами, владеющими кондоминиумом.

На современном этапе форма кондоминиума предлагается для разрешения политических и военно-политических кризисов. Например, в отношении статуса Абхазии, Приднестровья, и даже предлагается кондоминиум Ингушетии и Северной Осетии в отношении спорного пригородного района.

Другой не менее интересной формой государственного устройства является уния. Уния - это общность государств, возглавляемых единым монархом.

Нередко унию причисляют к разряду конфедераций, что по нашему мнению неправильно.

Во-первых, конфедерации государств возникают с участием, как республик, так и монархий. Уния же всегда объединяет монархии.

Во-вторых, конфедерация учреждается путем заключения договора между государствами. Уния возникает не на основании договора, а в силу принадлежности одному монарху права на престол в двух и более государствах. Договор может быть заключен ее участниками, но не является обязательным условием существования унии.

При унии возникает любопытная ситуация: участники унии полностью сохраняют свою государственность, а суверенитет возглавляющего их монарха как бы удваивается, утраивается. Другими словами, одно лицо становится обладателем суверенитета одновременно в нескольких государствах.

Объединение монархических государств существует в форме личной или реальной унии.

Личная уния устанавливается между государствами, в которых условия и порядок престолонаследования различны. Например, в одном государстве женщины отстранены от участия в наследовании трона, а в другом они вправе претендовать на престол. Личная уния возникает случайно, в результате того, что одно и то же лицо становится наследником одновременно двух монархов в разных государствах. Здесь нет ничего особенного, если учесть, что браки царские особы заключали с семьями своего ранга, то есть монархическими семьями другого государства.

Такая уния продолжается до тех пор, пока различные правомочия персонифицированы в одном лице. Рано или поздно какой-либо из потомков общего монарха в одной из стран займет престол, тогда как по закону другого государства его царствование не состоится. Так, в XIX в. распались унии между Англией и Ганновером, Голландией и Люксембургом. Причиной этих распадов стало то обстоятельство, что по законам Англии королева Виктория имела все основания к царствованию, а в Ганновере лица женского пола к трону не призывались; Голландию возглавила королева Вильгельмина, а в Люксембурге она прав на престол не получала.

Вместе с тем, политическое значение личных уний может оказаться значительным и привести к полному слиянию разных государств. Например, Кастилия и Арагон, Англия и Шотландия и др.

В реальных униях законодательство государств устанавливает единый порядок престолонаследия. Наследник трона в одной стране является наследником во всех государствах, составляющих унию. Распад реальной унии или выход из ее отдельной страны происходит лишь в результате изменения формы правления в одном из государств, ликвидации в нем монархии. Например, Австро-Венгрия прекратила свое существование после первой мировой войны в результате коренного переустройства входивших в нее государств, упразднения в них института императора. Распад реальной унии возможен также и в случае смены правящей династии в одной из стран. Так, Норвегия вышла из унии со Швецией в результате того, что конфликт между королем и норвежским парламентом по вопросу устройства консульской службы дал формальное основание расценить действия монарха как отказ от выполнения своих функций. Норвежский парламент принял решение о переходе королевских прав в другую династию, и прежний король сохранил свою власть только в Швеции. В 1943 г. прекратила существование уния между Данией и Исландией в результате преобразования последней в республику. Мальта, став республикой, в 1975 г. вышла из унии с Великобританией.

Тем не менее, прочное соединение государств под одной короной способствует их политической консолидации. Поэтому в реальных униях высока вероятность установления союзнических отношений. Например, Австро-Венгрию объединяла не только династия Габсбургов, но и учредительные документы, закреплявшие политический союз, - законы 1867 г., одобренные в отдельности австрийским и венгерским парламентами.

Участники Австро-Венгерской унии имели собственные парламенты, правительства. Но наряду с этим были учреждены и союзные органы: нормотворческий орган - имперская делегация; три имперских министерства. Император король проводил единую внешнюю и военную политику обоих государств. С этой целью и были созданы министерство иностранных дел, военное министерство. Уния имела объединенные вооруженные силы. Кроме того, в Австро-Венгрии формировался имперский бюджет за счет таможенных сборов и взносов государств. Вопросами финансов, бюджета занималось третье министерство. Надо отметить, что каждое из государств имело свои соответствующие министерства (кроме внешнеполитического).

В настоящее время единственным примером реальной унии являются отношения между некоторыми государствами из числа стран - членов Британского Содружества (Австралия, Гренада, Канада, Новая Зеландия и др.).

Сравнение унии и конфедерации позволяет сделать еще один любопытный вывод. Действительная политическая общность стран - обязательное условие существования конфедерации. Уния, напротив, вполне может существовать и без тесных межгосударственных связей, союзнических обязательств. «На имперской конференции 1937 г. было официально зафиксировано, что каждый член Британского Содружества наций участвует в многосторонних договорах как самостоятельная единица и что, если в договоре не предусмотрено противоположное, ни один член Британского общества наций ни в какой степени не отвечает по обязательствам, принятым каким-либо другим ее членом». Целостность конфедерации полностью зависит от внешнеполитического выбора ее членов, а реальная уния имеет прочные внутригосударственные юридические основы. Устойчивость унии зависит от сохранения государствами монархического строя и власти династии.

Притом, что политическое значение унии незаметно, оно все же ощущается хотя бы в вопросах войны. Война между членами унии невозможна, по той простой причине, что акт об объявлении войны должен быть санкционирован главой государства.

Кроме того, участие в унии налагает на государства моральные обязанности. Во время второй мировой войны в Британском содружестве сложилась точка зрения, по которой «какой-либо член этого общества наций не может оставаться нейтральным, если другие члены находятся в состоянии войны». Хотя Австралия и Новая Зеландия не вступили в борьбу с Германией на стороне Англии, однако, они объявили войну фашистским союзником - Финляндии, Румынии, Венгрии и Японии.

Неоднозначное отношение сложилось в науке к такой государственной форме как империя. Некоторые государство веды пришли к выводу, что у составных частей империи никогда не было единого государственно-правового статуса. Другие же находят в империи больше признаков унитарного государства, нежели другого.

По нашему мнению, империя выступает самостоятельной формой государственного устройства, что объясняется специфическими признаками.

Империя - сложное государство, созданное насильственным путем: либо путем завоевания, либо путем создания иного давления (экономического, политического и т.п.). Практически никакая другая государственная форма не имеет в своей основе такой путь образования.

Как правило, империя, в общем, имея жесткие черты административно- территориального деления, включает в себя множество этносов с их территорией. Империя все же мало имеет общего с унитарным государством. Хотя у завоеванных народов в империи нет права сецессии, но все же они никогда не перестают бороться с колониальной зависимостью. Рано или поздно империи рушатся, ибо фундамент, на котором построено государство весьма не надежный: власть силы.

Круг империй достаточно широк. Они существовали во все исторические века. Империями были Римское государство последнего периода своего существования, Великобритания, Российская империя, Османская Империя. После распада империи, на его бывшем пространстве образуются несколько независимых государств.

Сходно с империй по своей насильственной форме, инкорпорация, понимаемая как внешне оформляемое слияние, присоединение одного государства к другому. В процессе инкорпорации идет поглощение большим государством маленького, слабого. Примером инкорпорации, как полагают многие, является присоединение Эстонии, Латвии и Литвы к СССР в 1940 г.

Одним из последних видов унии, рассматриваемых государствоведами, является фузия. Под фузией понимается слияние в одно государство двух или нескольких государств. Примером фузии является воссоединение ФРГ и ГДР; Южного и северного Вьетнама. В состоянии фузии находятся также КНДР и республика Корея.

Признаки фузии на этих примерах очевидны:

- Народы объединяющихся государств, как правило, представляют единый этнос.

- Объединяющиеся государства, ранее входили в единое государство. Раздел проходил, в основном на идеологической основе.


Гукепшоков Мурат Хасанбиевич







Интересное:


Понятие коллизии института юридической ответственности
Проблемы реализации института давности в РФ
Понятие теократии
Причины возникновения и пути разрешения коллизий института юридической ответственности.
Состав и структура нормативно-правовой базы законодательного процесса
Вернуться к списку публикаций