2012-01-04 17:21:37
ГлавнаяТеория государства и права — Конфедерация как переходная форма государства



Конфедерация как переходная форма государства


Отсутствие территориального суверенитета позволяет отличить конфедерацию как союз государств от федеративного государства.

Обращает на себя внимание сходство (этимология) слов «федерация» и «конфедерация». В действительности эти понятия имеют не только внешние, но и содержательные совпадения, поскольку оба выражают форму договорного политического союза. Однако, разница между ними принципиальная. Конфедерация, иначе говоря, над- или сверх-федерация означает нечто, выходящее за пределы государственности хотя и небезразличное для внутреннего государственного устройства.

Примерами конфедераций могут быть США с 1781 по 1787 г.г., Швейцария с 1815 по 1848 г.г. И всегда конфедерация была вынужденной формой соединения государств, либо перерастающей в федерацию, либо разрушающейся на самостоятельные национальные государства.

Об этом свидетельствуют и примеры из истории. Например, преобразование Северо-Американской конфедерации в XVIII в. в федерацию, объединенная Арабская Республика образованная Египтом и Сирией в 1858 г., распалась уже в 1961 г. Сенегамбия, созданная путем объединения Сенегала и Гамбии в 1982 г., распалась лишь несколькими годами позднее.

В качестве типичных черт конфедерации Ю.А. Тихомиров называет договорную основу ее образования, свободу выхода, отсутствие первичного суверенитета объединения, ограниченный круг предметов ведения государственных органов.

Раскрывая понятие конфедерации, можно и иначе выделить характеризующие ее в совокупности признаки:

Во-первых, конфедерация является над-государственным образованием, образованным союзом (объединением) сохраняющих свой суверенитет государств.

Во-вторых, такое объединение имеет определенную функциональную направленность, то есть императивный мандат действия, определяющий и временные рамки существования конфедерации.

В-третьих, в основании объединения лежит принцип рекомендательности его решений.

В-четвертых, допускается асимметрия положения субъектов объединения. Каждое государство - субъект конфедерации сохраняет свою международную правосубъектность, право сецессии, право исполнения или неисполнения решения, право на свободный выбор форм сотрудничества.

К признакам, характеризующим определенное организационное устройство в форме конфедерации, А.В. Бутаков относит и наличие у каждого субъекта такого объединения непосредственного представительства.

Весьма спорным остается вопрос о том, является ли конфедерация формой государственного устройства.

С.Н. Бабурин не соглашается с попыткой А.В. Бутакова представить конфедерацию как одну из форм государственного устройства. Он пишет, что конфедеративная структура имеет как бы вторичный, надстроечный характер его отношению к государственной структуре.

М.Л. Костенко и Н.В. Лавренова считают, что конфедерация представляет собой не форму государственного устройства, поскольку речь идет не об одном, а о нескольких суверенных государствах, а созданный международным договором для достижения определенных целей союз (объединение) государств.

Далее они подчеркивают, что, сравнивая эти две структуры, следует в первую очередь подчеркнуть, что отношения в рамках федерации регулируется внутренним государственным правом, тогда как в рамках конфедерации - международным правом.

Следует согласиться, что образование конфедерации порождает не союзное государство, а союз государств. И правильно замечено, что межгосударственные отношения составляют объект международного права. «Но такие союзы, как конфедерация, уния или протекторат определяют не только внешнеполитическое положение их участников, но и некоторые стороны национальной государственности. Поэтому конфедеративные и подобные им отношения непосредственно связаны с государственным правом.

Конфедерация как одна из форм государственного устройства определена в Большом энциклопедическом словаре. Большинство российских ученых- правоведов все же определяют конфедерацию государственной формой.

Конфедерация представляет собой союз государств, объединившихся для осуществления общих политических целей и образующихся согласовано принимать решения, в том числе по вопросам внутригосударственных отношений.

Правовой основой конфедерации является договор, заключенный государствами-союзниками.

Члены конфедерации не совершают окончательной передачи своего суверенитета. Они сохраняют государственность и право распоряжаться ею.

Участие в конфедерации связывает ее членов обширным комплексом обязательств. Сохраняя государственность, участники конфедерации отказываются от самостоятельного решения ряда политических вопросов. В ведение конфедерации обычно передается рассмотрение вопросов обороны, финансовой политики, таможенного дела, совместного участия в международных отношениях.

Конфедерация принимает определенные решения в рамках своих функций. Эти решения должны выполняться на территории государств- союзников без каких либо процедур парафирования и ратификации, что необходимо, например, при принятии международных документов.

В конфедерации отсутствует собственная система исполнительных органов. Исполнение решений, принятых конфедерацией, осуществляется органами государств, участвующих в союзе.

Конфедерация не имеет собственно государственных органов, создаются своего рода межгосударственные органы, которые образуются по принципу делегирования. Могут создаваться межпарламентами советы, советы глав правительств и т.д.

Глава конфедерации обладает председательными, координационными, но не руководящими полномочиями.

Не являясь государством, конфедерация не может устанавливать государственно-правовые отношения с отдельными лицами. Следовательно, учреждение конфедеративного гражданства в принципе невозможно. Вместе с тем граждане государств членов конфедерации на территории друг друга пользуются равными правами: свободное передвижение по территории государств конфедерации, свободный выбор места жительства и т.д.

Бесспорным является право государств на выход из конфедерации.

Ярким примером конфедерации на современном этапе является союз России и Белоруссии.

Конфедерации имеют репутацию временных либо переходных государств. Считается, что конфедерации либо предшествуют созданию федераций, либо завершаются их распадом. В истории развития государственных форм так и происходило: конфедерациями были Североамериканские штаты; Гондурас и Сан-Сальвадор; Рейнская конфедерация и др.

Хочется надеяться, что союз России и Белоруссии пойдет по пути интеграции и приведет к образованию федеративного государства. Но в этом вопросе спешить нельзя, ибо существует ряд проблем, которые требуют своего разрешения. Одна из них лежит вы плоскости государственного устройства. Россия уже является федеративным государством. И если будет создана федерация России и Белоруссии, то, как в этой связи будет строиться собственно Российская Федерация. Уже ряд субъектов Российской Федерации (Татарстан, Ингушетия) дали понять, что в случае создания федерации России и Белоруссии они присоединяться к ней. То есть, они выйдут из состава Российской Федерации.

Для теории государства стало относительно новым и особенно актуальным изучение такой формы организационного объединения государств, как содружество. Актуальность изучения такой формы вызвана образованием Содружества Независимых Государств.

Как отмечается в литературе содружество - это весьма редкое, еще более аморфное, чем конфедерация, но, тем не менее, организационное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенной степенью однородности.

Объединяющие их признаки могут касаться, во-первых, экономики (одинаковая форма собственности, интеграция хозяйственных связей, единая денежная единица и др.), во-вторых, прав (уголовного, гражданского, процессуальных норм, сходство имеет и правовой статус гражданина), в-третьих, языка, в-четвертых, культуры, в-пятых, религии.

Однако содружество - это не государство, а своеобразное объединение независимых государств. В основе сотрудничества, как и при конфедерации, лежит межгосударственный договор, устав, декларация, иные юридические акты.

Правотворческая деятельность содружества осуществляется в форме нормативных актов, которые могут принимать главы государств.

В науке существует мнение, что СНГ имеет форму конфедерации. Действительно, в момент своего учреждения СНГ выглядело как конфедерация. По нашему мнению, форма содружества имеет отличие от формы конфедерации. И эти отличия в следующем:

Во-первых, содружество весьма редкое, еще более аморфное объединение государств, чем конфедерация.

Во-вторых, содружество возникает, как следствие распада союзного государства. Содружество выступает как временное объединение государств, ранее состоявших в одном союзном государстве. И существует оно, покуда государства - члены содружества не определятся со стратегической государственной ориентацией. В отличие от содружества, конфедерация, выступает в основном формой, служащей этапом для объединения в союзное государство.


Гукепшоков Мурат Хасанбиевич







Интересное:


Общее учение о праве и государстве
Восстановление в должности и на службе в органах внутренних дел
Методологические основы анализа природы диспозитивных норм права
Сущность и основные признаки института диспозитивности
Судебная власть в схеме разделения властей в Российской Федерации
Вернуться к списку публикаций