2012-01-04 17:16:05
ГлавнаяТеория государства и права — Унитарные государства: понятие и особенности



Унитарные государства: понятие и особенности


Государство - понятие сложное, характеризующееся рядом специфических признаков.

Исходным в анализе государства и связанных с ним отношений является власть. Государственная власть - это общественное отношение, которое характеризуется способностью и возможностью одного человека и группы людей управлять обществом.

Вершиной социального развития стала политическая власть как верховенство определенной группы людей над всем обществом, характеризуемое использованием в случае неповиновения насильственных принудительных средств.

Государственная власть осуществляется через формирующиеся в ходе общественного развития многообразные политические институты, прежде всего через механизм государства. Отношения и институты, связанные с деятельностью государственной власти в обществе, составляют в совокупности политическую систему.

М.И. Байтин определяет власть как «соответствующее характеру и уровню развития общественной жизни средство функционирования всякой социальной общности, заключающееся в отношении подчинения воли отдельных лиц и их объединений руководящей в данном сообществе воле».

Важной особенностью государственной власти является то, что она осуществляется в определенных пространственных пределах, то есть на определенной территории. Необходимо, в этой связи отметить, что территория - не просто особого рода пространство. Для нее характерны не только специфические пространственные критерии, но и многие другие характеристики. Например, размеры, протяженность, компактность, географическое положение, населенность, климатические условия и т.д.

С точки зрения естественнонаучного знания понятие «пространство» и «территория» - не синонимы. Пространство включает в себя как собственно физическое пространство (территорию), так и его географическое поле (географические взаимосвязи). Это, в частности, позволило Л.И. Грачу сделать вывод о том, что слишком узок перешеек, соединяющий Крым с Украиной, и еще более узок пролив, отделяющий его от России. Иными словами, территория выступает не только как государственная территория, то есть как общественная, юридическая категория и как естественная географическая среда, в которой существует данное человеческое общество.

Ныне, как и в прошлом, формулу государства в своем единстве образуют понятия: «территория», «государственная власть», «население», «суверенитет». В теории государства уточняется, что, когда говорят о конкретных государствах, то имеют в виду определенное единство территории, населения, власти.

Соединение населения и государственной власти порождает феномен определенного типа общества, а вся совокупность признаков создает государство и означает то, что верховная и единая государственная власть распространяется на всю данную территорию и на всех людей, составляющих ее население. И в этой связи немаловажную роль играет территориальное устройство государства. То, каким образом осуществляется деление государства, для управления ею.

История существования государства свидетельствует о том, что во все века разные государства отличались друг от друга внутренним строением (структурой), то есть централизацией государственной власти. Данный феномен в теории государства обозначается термином «форма государственного устройства», под которой понимается территориальная организация государственной власти, соотношения государства как целого с его составными частями.

Форма государственного устройства тесно связана не только с публичной властью, но и с еще одним существенным свойством государства - территориальной организацией населения. При всей кажущейся абстрактности форма государственного устройства самым непосредственным образом касается, а то и напрямую определяет объем и качества прав и свобод граждан (подданных). Вовремя и правильно решенные вопросы государственного устройства в значительной мере обеспечивают стабильность государства, его плодотворное функционирование; напротив, неверно найденные формы устройства государства, не отвечающие его характеру и задачам, могут стать одной из причин его распада.

В политически организованных странах на современном этапе две взаимно противоположные тенденции. С одной стороны, народы, отдельные части общества территориально обосабливаются. Это желание вызывается желанием больших групп населения сохранить национальную, религиозную идентичность, обеспечить их местные экономические интересы. Разница в обычаях, традициях, прошлые межэтнические, межплеменные конфликты толкают народы к разъединению.

М.А. Ильин писал, что каждый народ и каждая страна есть живая индивидуальность со своими особыми данными, со своей неповторимой историей, душой и природой.

Каждому народу причитается, поэтому своя особая, индивидуальная государственная форма и конституция, соответствующая ему и только ему. Нет одинаковых народов и не должно быть одинаковых форм и конституций. Слепое заимствование и подражание нелепо, опасно и может стать гибельным...

Откуда же эта нелепая идея, будто государственное устройство можно переносить механическим заимствованием из страны в страну? Откуда это наивное представление, что своеобразная английская государственность может воспроизводиться любым народом, с любым правосознанием и с любым характером?.. Какое политическое доктринерство нужно было для того, чтобы в 1917 году сочинять в России немую сверхдемократическую, сверхреспубликанскую, сверхфедеративную конституцию и повергать Россию с ее наииндивидуальнейшей историей, душой и природой в хаос...

Действует и противоположный вектор. Общность экономических интересов, развитие рынка требуют единого правового пространства, которое необходимо для эффективного хозяйствования.

Кроме того, в мире периодически появляются сильные политики и талантливые полководцы; происходят войны и ведется международная дипломатическая игра; возникают сепаратистские или объединительные идеологические течения; монархи и их наследники вступают в браки. Эти обстоятельства существенно, иногда решающим образом, влияют на объединения территорий либо способствуют их разобщению.

Взаимодействие этих тенденций более или менее точно выражаются в форме государственного устройства. В форме государственного устройства выражены юридические особенности политического строя. Поэтому государственное устройство стран нужно различать, прежде всего, по формальным, а не по содержательным критериям и признакам.

К.В. Арановский такими критериями выделяет:

- состав территорий, обладающих государственностью, суверенитетом;

- правовой статус территорий;

- право сецессии, то есть выхода из территориального политического образования;

- статус территориальных органов (являются ли эти учреждения высшими органами государственной власти);

- статус нормативных актов, издаваемых органами территорий (являются ли эти акты законами либо имеют подзаконное значение;

- юридическое определение статуса личности в ее взаимоотношениях с территорией. Иными словами, имеет ли территория свое гражданство, оформляющее ее правоотношения с жителями;

- система распределения полномочий между территориями и территориально-политическим образованием, в которое они входят;

- система привлечения финансовых средств в бюджет государства, государственного объединения.

Далее автор предлагает довольно любопытную классификацию форм государственного устройства:

1. Федерация и унитарные государства;

2. Государства, участвующие в политических объединениях и не участвующие в них. Причем встречается два вида политических объединений - союзы государств (конфедерация, уния, протекторат) и союзные государства (федерации). Союзы государств, в свою очередь, могут быть равноправными и неравноправными; одни из них основаны на договоре, а другие объединены под властью общего монарха.

3. Государства, признающие автономию территорий и не имеющие таковой.

Думается, что данная классификация форм государственного устройства заслуживает пристального изучения.

Однако в литературе высказываются и другие мнения. Так, О.О. Миронов считает, что государство современного мира по форме национально-государственного устройства являются либо унитарными, либо федеративными». Такой же позиции придерживается М.Н. Марченко, который полагает, что существует две основные разновидности форм государственного устройства. Наиболее простая из них - унитарное государство. Более сложной формой государственного устройства является федерация.

Унитарное государство - это государство, в составе которого нет других государств либо государственных образований, а территории делятся на простые административно-территориальные единицы.

Территориальный аспект внутри воспроизводственного регулирования выступает в унитарном государстве в форме, прежде всего пространственного действия законов, а также функционирования органов государства в пространстве этого государства. Яркими примерами унитарного государства являются Франция, Финляндия, Эстония и др.

Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Федерация - сложное государство, состоящее из нескольких субъектов, объединившихся для решения общих задач.

К началу XXI в. в мире существует около 20 федеративных государств, каждая из которых имеет свои специфические особенности в построении федеративного государства.

Название формы территориального устройства наиболее типичны и прослеживаются практически у всех исследователей данного вопроса. Но считать, что перечень территориальных форм исчерпывается названными, было бы несерьезно.

Исторически известна и такая форма объединения государства, как конфедерация, сочетающая признаки международно-правовой и внутригосударственной организации. Конфедерации, как объединения государств создавались для достижения главным образом внешнеполитических и военных целей. В XX веке создавались конфедеративные государства. Создание конфедераций возможно и в будущем.

Конфедерация представляет собой менее распространенную по сравнению с другими форму государственного устройства. Это объединение или союз государств, при котором государства, образующие конфедерацию сохраняют свою самостоятельность. Примерами конфедерации можно назвать, хотя и «формально», европейскую конфедерацию, Мусульмано-хорватскую Федерацию с Республикой Сербской в Боснии.

Л.И. Спиридонов, В.Н. Хропанюк, В.В. Лазарев, А.Б. Венгеров и ряд других ученых выделяют конфедерацию, как одну из основных форм государственного устройства.

При определении формы конфедерации, необходимо иметь в виду, что форма государственного устройства описывает лишь внешнюю сторону территориальной организации. От нее в известной мере зависит реальный статус территорий. Но выявить объем их самостоятельности только по формальным признакам невозможно.

Какова самостоятельность Гамбии, входившей с 1982 по сентябрь 1989 г. в конфедерацию Сене Гамбия, если конфедерация была образована в результате вооруженных действий Сенегала? А ведь внешне конфедерация - наиболее свободная форма политического союза. Или же Швейцарская конфедерация, которая на самом деле представляет собой федерацию.

Территория не застывшее, а динамично, закономерно развивающееся явление. Современная наука (территория государства) выдвигает ряд других форм государственного устройства, которые сформулированы из анализа исторических процессов, так и реалий современной действительности.

Так, А.Б. Венгеров выделяет такую форму государственного устройства, как содружество. Содружество - это весьма редкое, еще более аморфное, чем конфедерация, но, тем не менее, организационное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенной степенью однородности (экономика, право, язык). Для теории государства изучение такой формы организационного объединения государств, как содружество, стало относительно новым и особенно актуальным делом после распада СССР и образования Содружества Независимых Государств.

Рассматривая формы территориального устройства, теория государства сталкивается с их многообразием, которое позволяет по-разному оценивать эти формы, и, следовательно, проводить их классификацию. В процессе проведения классификации все зависит от того, что положено в основу классификации. Мы называли ряд таких оснований.

В ряду таких классификаций государств на формы по территориальному устройству в научной и учебной литературе встречается деление всех форм на основные и, следовательно, неосновные.

В основу данной классификации положена степень распространенности тех или иных государственных форм. К основным формам государственного устройства относят: унитарные государства, федерации. К неосновным формам относятся все остальные: унии, протекторат.

Вместе с тем, по нашему мнению, такой подход к классификации форм государственного устройства по существу и терминологически неверен. В основу классификации государственных форм правильнее всего будет положить принцип внутреннего строения. Это позволит более правильно дать характеристику территориального устройства любого государства.

В современной теории государственное устройство, все более часто разделяют на простой и сложное. Представляется правильной и основательной классификация, предложенная Л.И. Спиридоновым. Беря за основу данную классификацию, можно построить стройную систему форм государств по их устройству.

Простое государственное устройство - это унитарное устройство государства. С формулировкой «простое» следует согласиться.

Сложное государственное устройство предполагает существование государства, включающего в себя другие государственные образования.

В результате выделились такие классы сложных государств, как протекторат и уния.

Протекторат (покровительственные отношения) над той или иной территорией предполагает изначально договорные отношения между сильным и слабым государствами, устанавливающие особые взаимные обязанности и права.

Протекторат относят к числу разновидностей государственного устройства лишь по традиции, ибо после заключения международного договора о покровительстве нового (третьего) государства не появляется, а, следовательно, не возникает вопроса о его территориальной организации.

Тем не менее, например, образуется единое оборонное пространство. Если на государство, над которым осуществляется покровительство, нападает на другое государство, это означает объявление войны и государству, осуществляющему покровительство.

Примерами протектората являются: протекторат Испании над Монако (с 1524), а с 1643г. протекторат Франции над Монако, протекторат России над Молдавией и Валахии, после русско-турецкой войны 1828-1829 гг. и др.

Под унией понимается союз, соединение, объединение государств. Среди уний различаются федерации, конфедерации, объединение монархических государств в форме реальной и личной унии, фузии, инкорпорации, империи.

К униям также можно отнести и такие формы государственного устройства как содружество и кондоминиум.

Объединение монархических государств существуют в форме личной (персональной) или реальной унии. Общим у обеих форм является то, что они возникают вследствие совпадения монархов двух или нескольких государств в одном лице.

Личная уния имеет основанием случайное непреднамеренное совпадение независимых друг от друга прав на корону в нескольких государствах на различных порядках престолонаследования. Она продолжается до тех пор, пока эти различные правомочия персонифицированы в одном лице. Так, в прошлом веке, прекратилась личная уния между Великобританией и Ганновером в 1837 г. и др.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


«Коллективные» субъекты права
Общетеоретические аспекты реализации и действия норм права
Юридическая ответственность государства и его органов
Понятие норм права, их родовые и видовые признаки
Причины многообразия форм государства
Вернуться к списку публикаций