2012-01-04 16:47:00
ГлавнаяТеория государства и права — Причины многообразия форм государства



Причины многообразия форм государства


Историческая практика свидетельствует, что в пределах одного и того же типа государства возможно многообразие его форм.

Форма государства, как отмечалось выше, представляет собой более подвижное проявление его сущности по сравнению с содержанием. Она зависит не только от содержания государства, но также и от конкретных условий функционирования этого содержания. К. Маркс писал, что оно «меняется с каждой государственной границей». В работе «О государстве» В.И. Ленин также подчеркивал, что во все времена существования общества наблюдается чрезвычайное разнообразие форм государства.

Факторы, которые обуславливают разнообразие государственных форм, могут быть различными. В целом они сводятся к конкретности, индивидуальности объективных условий, в которых осуществляется управление обществом в тех или иных странах. Поскольку каждая страна развивается в специфически конкретных условиях, она имеет своеобразные политические формы.

Главными среди этих условий являются те, которые относятся к области внутренней общественно-политической жизни страны. Определенную роль играет и международная обстановка, внешние условия осуществления политической власти в обществе. Остановимся конкретнее на внутренних и внешних факторах, влияющих на становление форм государства в отдельных странах и исторических типах государств.

Будучи едиными по своей сути, социальному содержанию и назначению первые государства по формационному критерию - рабовладельческие отличались друг от друга значительным разнообразием методов государственного управления и форм. Причины такого разнообразия коренились в различных конкретно-исторических условиях возникновения и развития каждого в отдельности рабовладельческого государства, в различном соотношении политических сил, степени остроты социальных противоречий, в неодинаковом уровне развития производительных сил в той или иной стране, различных географических, климатических, культурных, этнических, религиозных и иных условиях существования того или иного государства.

Основными формами правления рабовладельческого государства являлись: монархия, аристократическая республика и демократическая республика.

Особенностями, характеризующими период рабовладельческой монархии, являются жесткая централизация и концентрация всей государственной власти в руках монарха, передающего власть по наследству, сосредоточение всей полноты власти (законодательной, исполнительной и судебной) в руках единоличного главы государства.

Рабовладельческие монархии имели свои разновидности. Например, была восточная деспотия. Форму деспотии имели многие государства Древнего Востока такие, как Вавилон, Египет, Индия и другие. Почвой существования этой формы являлась необходимость создавать и поддерживать в порядке ирригационные сооружения, длительным сохранением в странах Древнего Востока общинного хозяйства, существованием коллективной собственности на воду, землю, на часть рабов и т.д.

Деспотическая власть монарха укреплялась в основном за счет войн, где царь или фараон становился во главе войска, за счет обожествления власти монарха. Например, в Древнем Египте монарх считался богом, сыном бога солнца Ра, в Древнем Вавилоне царь выполнял роль верховного отправителя религиозных культов.

Вместе с тем монарх (царь или фараон) выступал как крупный собственник. Он владел огромными земельными угодьями, многочисленными ирригационными сооружениями и всем хозяйством страны. Также постоянной опорой для монарха являлись весь военно-бюрократический аппарат, армия, полиция, чиновничество, жрецы.

Власть монарха в условиях Восточной деспотии представлялась неограниченной. Однако, в действительности она была ограниченной интересами и влиянием военно-чиновничьей знати и жрецов. В Древнем Вавилоне деспотическая власть ограничивалась влиянием крупной торговой знати. В истории древневосточных государств, в частности Древнего Египта, нередки были случаи организации заговоров и свержения фараонов, пытавшихся проводить политику, не соответствующую воле и интересам знати и жрецов.

В большинстве государств Древнего Востока ограничение власти царя носило не формально-юридический, а фактический характер. Но только в некоторых из них оно нашло свое отражение в законодательстве. Примером юридического ограничения власти могут служить Законы Ману, составленные в Индии в период между II в. до н.э. и II в. н.э. «Царь, который по неразумению беспечно мучает свою страну, - говорится в Законах Ману, - немедленно лишается вместе с родственниками страны и жизни».

Отличной от восточной деспотии являлась монархическая форма правления Древнего Рима. Эпоха Римской империи подразделяется на два периода - период принципата (от лат. principatus - власть цезарей, императорская власть), просуществовавшая с 27 г. до н.э. и до 284 г. н.э., и периода домината (от лат. dominato - единовластие, верховная власть), существовавшая с 284 г. н.э. до 476 г. н.э.

При принципате формально еще сохраняются элементы республиканской формы правления и основные учреждения республики. Действуют народные собрания и сенат. Избираются консулы, преторы и народные трибуны. Однако существенной роли в решении государственных дел они не играют. Все основные функции сосредотачиваются в руках императора.

В III веке н.э. в Риме устанавливается неограниченная монархия. В этот период полностью исчезают республиканские учреждения. Управление государством сосредотачивается исключительно в руках императора, который назначает исполнителей-сановников. Император открыто провозглашает свое божественное происхождение.

Рабовладельческая аристократическая республика существовала в Риме в период с VI по I в. до н.э. Органами государственной власти в Римской республике считались народные собрания, которые были правомочны принимать решения, имеющие юридическую силу. Однако эти собрания не обладали правом законодательной инициативы, а могли лишь принимать или отклонять предложения магистров.

Рабовладельческая демократическая республика, классическим примером которой было Афинское государство, отличалось тем, что в формировании ее высших государственных органов принимали участие не только представители господствующего класса рабовладельцев, но и свободные граждане. В Афинах сложились также демократические принципы замещения должностей: выборность, подотчетность, сменяемость и другие. Выборы проводились путем голосования в народном собрании или использования жребия.

Важную роль в процессе существования и функционирования феодального государства играет его форма. Так же, как и у других типов государства, она распадается на три части: форма правления, форма государственного устройства и политический режим.

Наиболее важной составной частью формы феодального государства является форма правления. В силу этого в научной и учебной литературе ей обычно и уделяется наибольшее внимание.

Что собой она представляла в условиях феодализма? Какие разновидности форм управления были присущи феодальному государству? История показывает, что наиболее распространенной формой его правления была монархия. В отдельных, довольно редких случаях имела место аристократическая республика.

Монархическая форма правления в условиях феодализма имела свои разновидности. В соответствии с этапами развития феодального строя выделялась феодальная монархия, сословно-представительная и абсолютная монархия.

Раннефеодальная монархия соответствовала периоду становления и первоначального развития феодального строя. Ее отличительными чертами и особенностями являлись: слабость центральной королевской власти; наличие в каждой стране самостоятельных и полусамостоятельных государств, княжеств и герцогств; слабая связь и практическая независимость крупных феодалов от центральных государственных органов.

В политической и общественной жизни феодальных государств строго проводился принцип иерархического подчинения. Согласно ему низший слой феодальной знати находился в непосредственном подчинении у среднего, а средний в свою очередь - в непосредственной зависимости у высшего слоя (графов, князей, герцогов). Высший слой класса феодалов выступал в качестве вассала самого короля.

Сословно-представительная монархия соответствовала периоду расцвета феодального экономического и социально-политического строя. В Англии, например, сословно-представительная монархия существовала в период с XII по XIV в., во Франции - с XIV по XV в., в Польше - с XIV по XV в.

Характерными особенностями данной формы правления феодального государства были значительное усиление (во Франции, Польше, России и других странах) центральной государственной власти сосредоточение в руках монарха основных рычагов управления государственными делами.

В условиях феодальной раздробленности сам факт существования и последующего усиления центральной власти имел исторически прогрессивное значение. Как отмечал Ф. Энгельс, монархическая власть была «представительницей порядка в беспорядке, представительницей образующейся нации в противовес раздробленности на мятежные вассальные государства. Все революционные элементы, которые образовывались под поверхностью феодализма, тяготели к королевской власти, точно так же, как королевская власть тяготела к ним».

В условиях сословно-представительной монархии наряду с относительно сильной властью монарха, опиравшегося на мощную армию и широко разветвленный полицейский аппарат, существовали различные представительные органы. Они формировались из представителей духовенства, зажиточных слоев городского населения, дворянства и обладали широкими полномочиями. В России такими органами были земские соборы, в Англии - парламент, в Польше - общегосударственный вольный сейм, во Франции - Генеральные штаты и т.д. Сословно-представительные органы в известной степени ограничивали власть монарха, который вынужден был считаться с мнением и решениями входящих в них представителей духовенства и дворян.

Абсолютная монархия образовалась и функционировала в период упадка и разложения феодализма, появления признаков зарождения капиталистических отношений.

Существование абсолютной монархии соответствует периоду завершения процесса формирования высокоцентрализованных феодальных государств. В Англии, например, этот период длился с начала XVI в. до первой половины XVII в., во Франции - с начала XVI в. до конца XVIII в., в Германии - с начала XVII в. до конца XVIII в., в России - это был период существования Российской Империи при Петре I и Екатерине II.

Абсолютная монархия характеризуется чрезмерным усилением единоличной власти монарха и значительным ослаблением или полной утратой прежней роли сословно-представительных органов. Монарх сосредотачивает в своих руках всю полноту законодательной, исполнительной и судебной власти. Монарх распространяет свою власть на все стороны общественной жизни, в том числе и частную. Так, Регламент Главному министру Петра I устанавливал, что полиция не только охраняет личность и имущество подданных, не только обеспечивает внешний порядок, но и рождает «добрые нравоучения, принуждает каждого к трудам и доброму промыслу», «препятствует дороговизне, приносит довольство во всем потребном в жизни человеческой», «запрашивает излишества в домовых расходах», «воспитывает юных в целомудренной чистоте и честных науках».



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Недемократические режимы, их особенности и виды
Проблемы классификации юридической ответственности
Участники законодательного процесса
Виды и типы правовой культуры
Понятие давности по российскому праву.
Вернуться к списку публикаций