2012-01-04 16:40:02
ГлавнаяТеория государства и права — Понятие и основные элементы формы государства



Понятие и основные элементы формы государства


В юридической науке давно сложилось общее понятие формы государства, выработаны соответствующие ее признаки. Вместе с тем, в литературе существуют неоднозначные мнения и подходы в определении формы государства.

Одни учения определяют форму государства через философские категории «формы» и «содержания». Другие считают, что таким образом государствоведческие категории лишаются «научной самостоятельности», являясь лишь преломлением общефилософских категорий.

Диалектика, являющаяся всеобщим методом познания истины, дает возможность правильно понимать самые сложные вопросы общественной жизни, в том числе и вопросов теории государства, считают сторонники философского подхода.

Философские категории «содержание» и «форма» так или иначе, проявляют себя во всех общественных явлениях, в том числе в содержании и форме государства. «Возможность и целесообразность изучения государственно-правовых явлений с философской точки зрения признается всеми, но не всегда в достаточной степени используется», - отмечает B.C. Петров.

Это в первую очередь относится к той части науки теории государства и права, когда речь идет о государстве. Очень важным является то, что обоснование понятий исторического типа и формы государства в юридической науке должно строиться на соответствующих философских категориях.

«Научное понятие содержания и формы государства, которые обосновываются в правовой науке, представляют собой юридический аспект или юридический способ выражения общефилософского смысла этих категорий. Под юридическим аспектом содержания и формы государства мы понимаем не столько воплощение этих категорий в законах, в праве, сколько констатацию юридических свойств указанных явлений и формирование их в соответствующих категориях юридической науки».

Под содержанием предмета философская наука понимает единство внутренних качественных сторон, из которых состоит этот предмет или явление. Категория содержания близко стоит к философской категории сущности. Сущность - закон существования явления, выражение его качества, без которого оно существовать не может. Этот признак придает качественную определенность самому предмету, его содержанию и его форме. Существенное в явлении остается всегда, при всяких изменениях содержания и формы. Содержание не сводится только к одному объективному закону существования и функционирования явления, оно шире, а потому богаче сущности. Содержание изменяется, но сущность, как и закон, «есть прочное в явлении». Изменение сущности ведет к тому, что данное явление переходит в другое. Изменению сущности явления предшествует накопление, развитие и изменение его содержания.

Форма предмета или явления - это способ существования содержания. Форма явления связана и с сущностью и с содержанием. Сущность как более скрытое, устойчивое и постоянно присущее явлению качество имеет внутреннее проявление в содержании и внешнее проявление в форме явления. Связь сущности и формы не является прямой и непосредственной, она имеет опосредствующим звеном содержание. Форма определяется содержанием, она формирует содержание. Содержание всегда имеет определенную форму.

Сущность государства представляет собой, образно говоря, многогранный стержень, который состоит из множества взаимосвязанных внутренних и внешних сторон, придающих ему качественную определенность универсальной управляющей системы.

«Сущность государства - это то главное определяющее, что обусловливает его объективную необходимость в обществе». Уяснив сущность государства, можно уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства. «Сущность государства и его социальное назначение являются решающими факторами в определении направленности деятельности государства в подготовке целей и задач на соответствующем этапе развития общества».

Содержание государства - это конкретная характеристика сущности государства. Содержание государства есть указатель того, в чьих руках сосредотачивается политическая власть в обществе. Форму государства можно понимать как «устройство, выражающееся в характере политических взаимоотношений между людьми и государством, между государством и людьми в процессе управления ими, в способах организации высших органов государственной власти и в административно-территориальном делении государства».

«Категория формы государства показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношения друг с другом и населением, а также те методы, которые используются ими для осуществления организующей и управленческой деятельности».

Как видим, по отношению к содержанию форма государства представляет внешнюю оболочку. Однако надо иметь в виду связь формы не только с содержанием, но также и с сущностью государства. Форма имеет существенное значение для содержания государства. Она призвана содействовать максимальному развитию этого содержания и удовлетворению объективных потребностей сил, держащих в своих руках государственную власть.

Форма свойственна разным сторонам организации и деятельности государственной власти в обществе, различным внутренним и внешним проявлениям социального назначения государства, его сущности. Поскольку эти стороны организации различны, но все же относятся к одному явлению, они обладают единством, органически связаны между собою, взаимообусловлены в их признаках.

В процессе развития государства существует взаимосвязь всех сторон проявления его содержания и всех граней организации этого содержания. Иными словами, теория подчеркивает взаимосвязь сущности, содержания и формы государства взаимодействие в процессе развития всех сторон, образующих внутреннюю организацию государства и его внешнее проявление. Государство, таким образом, есть организация, в которой в едином целом взаимосвязаны многие составные элементы, образующие систему.

Указанная способность формы к относительной самостоятельности, ее готовность выражать различное содержание, естественно, относится не только к форме государства, но составляет очень важную ее особенность.

Необходимо также подчеркнуть, что с философской точки зрения невозможно такое положение, при котором форма государства оставалась бы неизменным, неподвижным свойством государства. Форма государства обслуживает вполне определенное содержание и исчезает с ликвидацией данного содержания. В процессе исторического развития государственности происходит постоянный процесс сбрасывания отжившей формы, процесс ее постоянного обновления, диктуемый объективными законами развития общества. Порой этот процесс носил возвратно-поступательный характер.

До победы парламентаризма во Франции в конце XIX в. страна пережила 11 конституций и увидела реставрацию всех видов политических режимов и форм правления: монархии в 1814 г., республики в 1848 и 1875 г.г., империи в 1851-1852 г.г., в каждом из которых она прожила треть века, Наполеоновская эпоха 1804-1815 и 1851-1870), монархический режим (1814-1830 и 1830-1848) и парламентарный (республиканский) строй (1848-1851, 1870 и далее).

Главным в характеристике государства является его содержание: форма есть способ организации данного содержания. За последние годы в философской науке начинает проводиться различие между внутренней и внешней формой явлений. При этом внутренняя форма относится к области структурного строения содержания предмета, а внешняя - к формам организации и способам проявления данного содержания. Иными словами, различаются внутренняя и внешняя стороны проявления содержания явления.

Вышеназванные явления относятся также и к форме государства. Внутренняя форма - это организационно-политические принципы внутренней организации содержания государственной власти, присущие данному типу государства. Внутренняя форма более тесно связана с содержанием государства, она не обладает способностью к относительной самостоятельности и обычно ликвидируется вместе с породившим ее содержанием государства. Внутренняя форма государства влияет на его внешнюю форму - устройство высших органов государственной власти, их связь между собой и с населением.

Дифференциация формы государства на внутреннюю и внешнюю дает возможность глубже познать природу этого сложного явления, точнее определить ее связи с сущностью и содержанием государства.

Сторонники «государственного» подхода считают, что взаимодействие философии и государствоведческих наук должно иметь и имеет место. Философия использует данные других наук, а государствоведение опирается на методологический подход философии в качестве основного инструмента познания. Такое использование предполагает и метод эксплуатации философских категорий в государствоведение. В ряде случаев это может дать положительные результаты. Но главная цель, на взгляд сторонников данного подхода, состоит не в этом.

Использование философских категорий отнюдь не должно ограничиваться простым распространением их на материал государствоведения. Необходимо на основе диалектики (а не только учения о категориях) формулировать собственные научные категории в рамках данной отрасли и на базе своего конкретного материала. Даже в том случае, когда отдельные категории государствоведения (например, сущность, содержание, форма государства) терминологически сходны с общефилософскими. Это все же иные государствоведческие категории с собственным аспектом взаимосвязей.

Кроме того, в государствоведении складываются такие научные категории, которые не имеют или не всегда имеют аналогию в философии. К их числу относятся категории политической демократии, функций государства, политического (государственного) режима и др.

Таким образом, государствоведческий подход и выдвинутые на этой основе категории представляют собой узловые понятия, отражающие наиболее общие типы свойств и связей явлений и элементов государственности, сформулированные на базе применения методологии к изучению соответствующей сферы общественной жизни при помощи частно-научных методов данной отрасли знания.

Если с этих позиций подходить к характеристике формы государства, то выясняется, что данный термин имеет три аспекта: понятие, категория и государственно-правовой (а также политический) институт.

Как понятие, форма государства отражает наиболее общие признаки определенного класса предметов - способа организации конкретных государств. Эти признаки, будучи общими для всех государств, вместе с тем специфичны, т.е. они выделяют форму государства из множества других явлений государственности (типа государства, функции государства и т.д.).

С позиций современных знаний понятие, в том числе понятие формы государства, является очень сложным образованием, имеющим семиотический, логический и гносеологический аспекты. С точки зрения семиотики, форма государства - это общее имя, выступающее как специфицированная переменная, где предикат выражает видовое отличие предметов (различных форм государства), а переменная представляет род, в которой сводятся обобщенные в понятии предметы.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Правовая культура и правовая система современной России
Регулятивная функция права в системе функций права и в системе социальной регуляции
Принципы разрешения юридических коллизий
Унитарные государства: понятие и особенности
Формы закрепления института диспозитивности, проблемы его реализации и роль в защите прав и свобод граждан
Вернуться к списку публикаций