2012-01-04 16:23:29
ГлавнаяТеория государства и права — Юридическая ответственность органов внутренних дел



Юридическая ответственность органов внутренних дел


Анализ состояния дисциплины и законности, проведенный в УВД Саратовской области за 1997 год, позволяет заключить, что руководство УВД серьезно озабочено не только правонарушениями и преступлениями, имеющими социально-политическую природу, но и чрезвычайными происшествиями среди личного состава, зачастую ведущими к гибели и травматизму сотрудников органов и подразделений внутренних дел области. В их числе дорожно-транспортные происшествия, суициды, гибель и травматизм сотрудников при исполнении служебных обязанностей и в результате неосторожного обращения с оружием.

Из года в год Министерством внутренних дел Российской Федерации, Управлением внутренних дел области готовятся документы, направленные на обеспечение законности. Проводятся заседания коллегий и оперативные совещания. Так, деятельность органов и подразделений внутренних дел области в 1997 году была направлена на реализацию требований послания Президента России Федеральному собранию РФ «Порядок во власти - порядок в стране», Федеральной целевой и областной программ по усилению борьбы с преступностью, Плана основных организационных мероприятий, в том числе по укреплению дисциплины, законности, собственной безопасности, Директив МВД №1 и 4-96 г., приказа МВД №426-96 г., приказов, решений коллегий и оперативных совещаний УВД области и других нормативных документов. Однако наряду с достижением некоторых положительных результатов в оперативно-служебной деятельности отмечалось, что число совершенных сотрудниками правонарушений, начиная от нарушений учетно-регистрационной дисциплины и кончая тяжкими преступлениями, не только не уменьшается, но и растет.

Данные МВД России свидетельствуют о том, что с 1989 по 1996 год количество сотрудников, привлеченных за должностные преступления и преступления против правосудия возросло в 8 раз, в том числе за взяточничество - более чем в 6,5 раза. Вопросы борьбы с проявлениями коррупции актуальны и для подразделений внутренних дел области.

В Саратовской области в 1997 г. за совершение преступлений к уголовной ответственности было привлечено 53 сотрудника, из них 6 - за получение взяток; осуждены - 18, из них 3 - за взятки (в том числе двое - за преступления, совершенные в прошлые годы). Преобладают (более 60% от общего числа) должностные преступления: злоупотребление должностными полномочиями, взятки, халатность. Анализ свидетельствует, что получению взятки часто предшествует ее вымогательство, которое, как правило, сопровождается злоупотреблением служебным положением или должностными подлогами.

За 1997 год к дисциплинарной ответственности за нарушения законности привлечены 163 сотрудника, 5 из которых наказаны дважды. Всего ими совершено 199 нарушений законности (1996 год - 146), рост по сравнению с прошлым годом 36,3%.

Наиболее распространенными видами нарушений законности являются: укрытие преступлений от учета, искажение статистической отчетности, необоснованный отказ в возбуждении уголовных дел, незаконное привлечение к административной ответственности, необоснованное приостановление уголовных дел. По данным ИЦ ГУВД, в 26 из 40, проверенных сотрудниками информационного центра горрайорганов, вскрыто 87 фактов укрытий преступлений от учета. Начальниками ГРОВД области по нарушениям учетнорегистрационной дисциплины было издано 35 приказов, которыми наказано 125 сотрудников.

Проведенный анализ показывает, что в 46 случаях наказание виновных ограничилось предупреждением, указанием или замечанием, в 8 из них данные меры применены, поскольку в соответствии со ст.39 Положения о службе в органах внутренних дел сроки наложения дисциплинарного взыскания истекли. Остальные сотрудники (в основном руководители служб и подразделений органов внутренних дел - 25) лишь предупреждались за нарушения подчиненных, слабую работу комиссий по контролю за полнотой регистрации заявлений и сообщений о преступлениях, то есть правами начальников горрайорганов от дисциплинарной ответственности за допущенные нарушения законности фактически освобождались.

Прокуратурой за 1997 год из числа отмененных отказных материалов возбуждено 564 уголовных дела, что на 10,2% больше, чем за 1996 год.

Главная причина роста правонарушений, совершенных сотрудниками, состоит в нежелании многих руководителей заниматься вопросами укрепления дисциплины и законности среди личного состава. Между тем, Директива Министра внутренних дел РФ от 19 июня 1996 года №1. «О неотложных мерах по коренному улучшению работы с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» обязывает руководителей органов внутренних дел проводить повседневную целенаправленную воспитательную работу в целях укрепления правопорядка и борьбы с преступностью. Однако имеются подразделения, где руководители сами не являются примером для личного состава.

Нарушения дисциплины и законности серьезно снижают эффективность оперативно-служебной деятельности всего личного состава, авторитет органов внутренних дел падает в глазах населения. А ведь мнение населения о работе органов внутренних дел складывается не по всей работе сотрудников, а конкретно определенной ее части, в основном милиционеров ППС, работников ГАИ и участковых инспекторов, т.е. именно той части, которая всегда находится на виду у граждан. Но проводимая с ними работа зачастую носит формальный характер, в частности, индивидуально-воспитательная работа (ИВР) сводится или к наложению взыскания или только записи в карточку ИВР.

В прошедшем, 1997 году наиболее остро стоял вопрос о совершении сотрудниками или при их участии дорожно-транспортных происшествий. Всего за 1997 году сотрудниками органов и подразделений внутренних дел области совершено 92 дорожно-транспортных происшествия, в результате которых погибли 9 и ранены 87 сотрудников. Настораживает тот факт, что треть дорожно-транспортных происшествий совершена сотрудниками в нетрезвом состоянии.

В целях контроля за соблюдением личным составом органов внутренних дел транспортной и служебной дисциплины Управлением собственной безопасности (УСБ) в 1997 году по фактам дорожно-транспортных происшествий с участием сотрудников органов внутренних дел области проведено 47 служебных проверок. Из них в 5 случаях вина сотрудников не подтвердилась. Вместе с тем установлено, что управление личным автотранспортом зачастую происходит в состоянии алкогольного опьянения, без регистрационных документов, доверенностей на автомашины, что свидетельствует о личной недисциплинированности сотрудников и низком уровне организации работы по укреплению дорожно-транспортной дисциплины в подразделениях. Уволено из органов внутренних дел по результатам служебных проверок, проведенных УСБ, 26 сотрудников.

В ряде горрайорганов области игнорируются требования по усилению контроля за служебным транспортом. В дежурных частях данных органов журналы выхода и постановки транспорта ведутся формально, дежурные не владеют информацией о наличии и расстановке закрепленных автомашин, что создает благоприятные условия для «ЧП».

Имеется немало фактов совершения дорожно-транспортных происшествий работниками ГАИ, которые по роду деятельности обязаны их предупреждать.

Утрата табельного оружия относится к категории наиболее серьезных чрезвычайных происшествий. В 1997 году Управлением безопасности было проведено 2 служебные проверки по таким фактам. Подобные факты не редкость. Они свидетельствуют об утрате чувства долга сотрудниками милиции, их личной недисциплинированности, откровенном разгильдяйстве и круговой поруке, когда стремление скрыть чрезвычайное происшествие ставится выше чувства ответственности за порученный участок работы. Поэтому наказываются наряду с самими нарушителями и руководители - и непосредственные, и прямые - за то, что поставили под удар престиж службы, не проявили заинтересованности в выявлении нарушителей дисциплины и устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений.

По данным Управления кадров в 1997 году в подразделениях ГУВД Саратовской области совершено 6 суицидов, в том числе на службе - 1, вне службы - 5, с использованием табельного оружия - 2, что вызывает тревогу и требует принятия неотложных мер. Самоубийства, совершаемые сотрудниками органов внутренних дел, относятся к категории наиболее тяжких чрезвычайных происшествий. Социально- экономическая напряженность в обществе, падение уровня жизни основной массы населения, обострение криминогенной ситуации, противоправные действия в отношении сотрудников милиции, их слабая социальная и правовая защищенность, возросшие физические и психические нагрузки на личный состав приводят к психоэмоциональным срывам как на службе так и в быту. Психологический фактор усугубляется неспособностью некоторых начальников создать здоровую морально-психологическую атмосферу в коллективе, отсутствием специалистов-психологов, призванных обеспечивать психологическую устойчивость сотрудников.

Остается сложным вопрос текучести кадров. С начала 1997 года в области уволено 1318 сотрудников, а принято за тот же период 1538 человек, текучесть кадров составила 5,5%. Увеличение текучести кадров приводит к снижению качественного состава, снижению количества сотрудников, имеющих опыт практической работы. Так, процент специалистов в ведущих службах, имеющих стаж работы более 5 лет, снижен с 57,7% в 1991 году до 37,2% в 1997 году.

Приведенные факты наглядно показывают, что руководящим составом отделов внутренних дел не проводится плановая работа по отбору кандидатов на службу в органы внутренних дел. На службу принимаются случайные люди, не имеющие необходимого образования и жизненного опыта, которые, зачастую не успев освоить свои функциональные обязанности, подают рапорта об увольнении. Нельзя не отметить устойчивую тенденцию перемещения сотрудников из службы в службу, что также негативно сказывается на качественном состоянии кадров.

Недостатки в работе по комплектованию органов внутренних дел приводят к увеличению некомплекта в подразделениях милиции и как следствие - к увеличению нагрузки на личный состав, ухудшению результатов оперативно-служебной деятельности.

Анализ состояния дисциплины и законности в органах и подразделениях внутренних дел УВД Саратовской области позволяет сделать вывод, что основными причинами нарушений, совершаемых сотрудниками милиции, являются:

• низкий уровень профессиональной подготовки сотрудников, не позволяющий им сохранять самообладание в конфликтных ситуациях и решительно действовать в экстремальных условиях;

• бессистемность, а нередко и полное отсутствие контроля со стороны руководителей за оперативно-служебной деятельностью подчиненных;

• низкий уровень дисциплины, недостаточная требовательность, а порой и беспринципность к себе и подчиненным, вступление с ними в личные хозяйственно-бытовые отношения, приводящие к психологической зависимости руководителей, не позволяющей им адекватно реагировать на нарушения, совершаемые сотрудниками;

• отсутствие четкой системы организации борьбы с коррупцией, взяточничеством, вымогательством, иными правонарушениями, комплексного использования для этого имеющихся сил и средств;

• неадекватное реагирование руководства на сигналы об антиобщественном поведении сотрудников в быту;

• низкий уровень управления, неумение или нежелание отдельных руководителей обеспечить служебную дисциплину в органах и подразделениях внутренних дел;

• социальная незащищенность сотрудников и их семей в современных политико-экономических условиях.

Эти же причины нарушений характерны для органов внутренних дел нашей страны в целом.

Вся деятельность сотрудников органов внутренних дел связана с реализацией юридической ответственности. Причем им приходится соприкасаться со всеми ее проявлениями. С одной стороны статус сотрудника милиции позволяет применять в отношении правонарушителей меры государственного принуждения, в том числе привлекать их к уголовной, административной ответственности. С другой стороны, сотрудники органов внутренних дел сами являются субъектами позитивного и негативного аспекта юридической ответственности.

Юридическая ответственность сотрудников милиции установлена Конституцией РФ, федеральными законами, Указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными актами МВД РФ и субъектов федерации. Действующее законодательство Российской Федерации отражает позитивный и негативный аспекты юридической ответственности сотрудников органов внутренних дел. Так, Закон РСФСР от 18 апреля 1991 г. «О милиции» в п. 1 ст. 10 закрепляет обязанность милиции предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения; выявлять обстоятельства, способствующие их совершению, и в пределах своих прав принимать меры к устранению данных обстоятельств. Данные обязанности, закрепленные в ст. 10, представляют собой выражение позитивного аспекта юридической ответственности сотрудника милиции. Статья 38 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации содержит меры негативной юридической ответственности за нарушение служебной дисциплины.

Основанием для привлечения сотрудника милиции к юридической ответственности является совершения деяния, содержащего состав правонарушения, то есть виновное, противоправное, общественно опасное действие или бездействие, совершенное вменяемым лицом. Ответственность сотрудников милиции (ее негативный аспект) имеет свои особенности. Они несут повышенную ответственность за нарушение норм права. Наиболее высокую ответственность несут те категории лиц, которые наделены наибольшим объемом прав и обязанностей.

Сотрудники органов внутренних дел за совершение правонарушений привлекаются к административной, дисциплинарной, уголовной и гражданско-правовой ответственности.

В соответствии со ст. 16 КоАП РСФСР сотрудники органов внутренних дел несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам. Только за нарушение правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, правил дорожного движения, таможенных правил и контрабанду, сотрудники этих органов несут административную ответственность на общих основаниях. При этом меры административной ответственности, применяемые в отношении сотрудников органов внутренних дел, имеют свою особенность. Эти лица не подлежат наказанию в виде исправительных работ и административного ареста.

К дисциплинарной ответственности сотрудники органов внутренних дел привлекаются за нарушения служебной и государственной дисциплины, если за такие нарушения не установлена административная и уголовная ответственность. Она может наступать при отрицательных результатах деятельности работника, возглавляемого им подразделения, коллектива; за нарушение правил внутреннего распорядка органа внутренних дел; за необоснованное приостановление уголовных дел и другие нарушения, связанные со служебной деятельностью, если они не влекут уголовной ответственности.

Дисциплинарная ответственность может налагаться на основании Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Статья 38 этого Положения называет следующие виды дисциплинарных наказаний, применяемых к сотрудникам этих органов: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в должности, снижение в специальном звании на одну ступень, лишение нагрудного знака, увольнение из органов внутренних дел. Одно правонарушение может повлечь несколько видов юридической ответственности (например, дисциплинарное взыскание и возмещение вреда в рамках гражданско-правовой ответственности). Но за каждый случай совершенного дисциплинарного правонарушения может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание (ст.39 Положения о службе в органах внутренних дел РФ).



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Роль Совета Федерации в законодательном процессе
Общая характеристика доктринального толкования норм права
Состав и структура нормативно-правовой базы законодательного процесса
Деятельность органов внутренних дел, направленная на реабилитацию жертв политических репрессий
Языковые пути и логические способы формирования понятия «источник права»
Вернуться к списку публикаций