2012-01-04 16:23:29
ГлавнаяТеория государства и права — Юридическая ответственность органов внутренних дел



Юридическая ответственность органов внутренних дел


Деятельность органов внутренних дел направлена на охрану и защиту прав и свобод граждан, на обеспечение реализации норм Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных правовых актов. В частности, органы внутренних дел призваны охранять жизнь, здоровье, честь, достоинство граждан, принимать меры по оказанию неотложной помощи лицам, пострадавшим от правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном, либо ином состоянии, опасном для их жизни и здоровья. При стихийных бедствиях и чрезвычайных обстоятельствах органы внутренних дел участвуют в спасении людей, организуют охрану личного имущества граждан, оставшегося без присмотра. При совершении преступления органы внутренних дел в целях защиты потерпевшего от преступления лица, а также обеспечения неотвратимости наказания виновного в совершении преступления обязаны возбуждать уголовные дела, производить дознание, осуществлять неотложные следственные действия, разыскивать лиц, совершивших преступления и т.д.

Важная роль в решении данных задач принадлежит институту юридической ответственности. Ее проявление многопланово. Она охватывает своим влиянием различные стороны деятельности органов внутренних дел. Исходя из выделения сфер проявления законности в государственном управлении, можно выделить три сферы деятельности органов внутренних дел, в которых находит свое отражение юридическая ответственность.

Первая сфера проявления юридической ответственности в деятельности органов внутренних дел связана с обеспечением охраны правопорядка, общества, прав и свобод граждан, т.е. с внешней сферой управления. Органы внутренних дел в этой связи используют институт юридической ответственности в отношении граждан и иных субъектов, совершивших правонарушения. Данные лица подвергаются принудительно-властному воздействию со стороны указанных органов и обязаны претерпеть определенные лишения личного или (и) имущественного характера.

Органы внутренних дел могут налагать меры юридической ответственности только за совершенные административные правонарушения. Например, за провоз в троллейбусе, трамвае, автобусе, маршрутном такси, а также сдачу в багаж или камеру хранения взрывчатых, легковоспламеняющихся, отравляющих и ядовитых веществ и предметов (ч.3 ст. 126 КоАП РСФСР) начальник органа внутренних дел или его заместитель правомочны наложить на правонарушителя штраф, который является мерой административной ответственности. Административные правонарушения, за которые органы внутренних дел вправе применять меры административной ответственности, указаны в ч.2 ст.203 КоАП РСФСР.

За совершение преступлений органы внутренних дел меры юридической ответственности сами не применяют, но являются непосредственными участниками правоотношения юридической (уголовной) ответственности. Указанные органы устанавливают, исследуют и оценивают фактические обстоятельства с целью определения наличия оснований юридической ответственности, меру которой впоследствии должен определить суд при вынесении окончательного решения.

Вторая сфера проявления юридической ответственности связана с осуществлением органами внутренних дел функций внутреннего управления. С помощью юридической ответственности в этой сфере обеспечивается законность деятельности личного состава, достижение целей внешнего управления органов внутренних дел. Осуществление функций внешнего управления обязывает сотрудников органов внутренних дел быть ответственными за реализацию целей и задач по обеспечению, охране, защите прав и свобод граждан. Здесь юридическая ответственность неотделима от статуса сотрудника милиции, и воплощается, в основном, в позитивном аспекте, суть которой состоит в «надлежащем выполнении служебных полномочий, установленных статусом должности, служебного долга». Юридическая ответственность выступает в этой сфере в качестве метода, с помощью которого обеспечивается эффективное исполнение сотрудниками органов внутренних дел своих полномочий.

Внутреннее управление органами внутренних дел имеет свое правовое обеспечение. Это, в частности, Закон РСФСР от 18 апреля 1991 г. «О милиции», Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и другие правовые акты, регулирующие деятельность органов внутренних дел.

Для примера рассмотрим проявление юридической ответственности в сфере уголовного судопроизводства.

Главной задачей сотрудников органов внутренних дел при проведении дознания и следствия является быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных и обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности (ч.1 сг.2 УПК РСФСР). В этой связи сотрудники, производящие дознание и предварительное следствие, ответственны за точное и четкое соблюдение законности при всех проводимых ими мероприятиях и обеспечение прав граждан, участвующих в уголовном судопроизводстве.

Лица, участвующие в уголовном судопроизводстве, обладают установленными законом правами. В соответствии со ст. 58 УПК РСФСР следователь и лицо, производящее дознание, обязаны разъяснять участвующим в деле лицам их права и обеспечивать возможность осуществления этих прав. Так, на основании ст. 136 УПК РСФСР при допросе или явке потерпевшего следователь обязан разъяснить ему его процессуальные права предусмотренные статьей 53 Кодекса, а в случае признания потерпевшего также и гражданским истцом - разъяснить и права, предусмотренные статьей 54 Кодекса. Об этом следователь обязан сделать отметку в протоколе допроса или на постановлении о признании потерпевшим.

При проведении следственных действий их участникам разъясняются права и обязанности. В соответствии со ст.ст. 135 и 133-1 УПК РСФСР понятому и специалисту следователь перед началом следственных действий обязан разъяснить их права. Эксперту разъясняются права и обязанности при вручении постановления об экспертизе. Если же экспертиза производится в экспертном учреждении, права и обязанности эксперту разъясняет руководство учреждения (ст.ст. 187, 189 УПК РСФСР).

Следователь и орган дознания обязаны обеспечить подозреваемому и обвиняемому право на защиту, а также охрану их личных и имущественных прав (ст. 19 УПК РСФСР). Законом также предусмотрена обязанность следователя и органа дознания разъяснить подозреваемому в каком преступлении он подозревается, о чем делается отметка в протоколе допроса (ст.ст. 92, 120, 123 УПК РСФСР).

Гарантией соблюдения прав личности в уголовном судопроизводстве служат правоприменительные акты, составляемые следователем и органом дознания. Правоприменительные акты определяют статус личности как участника уголовного судопроизводства. Так, для потерпевшего и гражданского истца таким актом является постановление о признании соответственно потерпевшим и гражданским истцом; для подозреваемого - протокол задержания или постановление о применении меры пресечения до предъявления обвинения; для обвиняемого - постановление о привлечении е в качестве обвиняемого (ст.ст.46, 53-55, 90, 122, 136-138, 144 УПК РСФСР).

Проводимые следователем, органом дознания следственные действия и их результаты должны быть доведены до сведения обвиняемого, подозреваемого и потерпевшего. В соответствии со ст.ст. 184, 185, 193 УПК РСФСР следователь обязан ознакомить обвиняемого с постановлением о производстве экспертизы и заключением эксперта. Кроме того, следователь обязан разъяснить обвиняемому его право заявить отвод эксперту, ходатайствовать о назначении эксперта из числа указанных им лиц, представлять дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта, а после ознакомления с заключением - ходатайствовать о повторной или дополнительной экспертизе.

В ходе проведения расследования лицо, подозреваемое в совершении преступления, находится под защитой государства от любого произвола со стороны правоохранительных органов. Конституция РФ в ст. 21 закрепляет обязанность государства охранять и защищать достоинство личности, а в ст. 23 закрепляет право граждан на защиту своей чести и доброго имени. Даже если лицо подозревается в совершении преступления или признано судом виновным в совершении преступления, оно не может ни при каких обстоятельствах подвергаться издевательствам.

Личность, ее права в уголовном судопроизводстве защищаются с помощью уголовно-правовых мер. В частности, установлена уголовная ответственность за незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей (ст.301 УК РФ), за принуждение к даче показаний (ст.302 УК РФ), за вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного акта (ст.305 УК РФ), за заведомо ложные показание, заключение эксперта или неправильный перевод (ст.307 УК РФ), за незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации (312 УК РФ). Существуют и гражданско-правовые меры. Так, если честь гражданина пострадала вследствие уголовного преследования, то на основании Положения о возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда и Инструкции по применению Положения о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда он может потребовать от органа дознания, предварительного следствия, прокурора и суда направить письменное уведомление о его невиновности по месту работы, службы, учебы или жительства. В случае же освещения в средствах массовой информации сведений о привлечении лица к уголовной ответственности, данные субъекты по требованию гражданина обязаны в месячный срок опубликовать опровержение.

За соблюдением прав, свобод человека и гражданина в ходе проведения дознания, предварительного следствия надзор осуществляет прокурор. Он принимает жалобы по поводу действий сотрудников милиции, следователя и выносит по по ним соответствующие решения. Уголовные дела о преступлениях по службе работников органов внутренних дел расследуются следователями прокуратуры.

Таким образом, ответственность сотрудников органов внутренних дел в сфере уголовного судопроизводства состоит в четком, неукоснительном следовании закону в целях обеспечения законности, прав граждан-участников уголовного судопроизводства.

Соответствующий контроль за служебной деятельностью подчиненных во всех службах осуществляется их непосредственными и вышестоящими начальниками, реализующими в пределах своей компетенции и меры юридической ответственности.

Третья сфера, в которой проявляется юридическая ответственность, относится к самим руководителям органов и подразделений внутренних дел, что закреплено в ряде ведомственных нормативных актов.

Так, Приказ МВД РФ №426 от 2 августа 1996 года «О неотложных мерах по укреплению дисциплины и законности в органах внутренних дел и внутренних войсках МВД России» обязывает предусмотреть в должностных обязанностях и инструкциях личную ответственность начальников за работу среди подчиненных. Именно, начальники ответственны за воспитание у личного состава гуманного, доброжелательного отношения к гражданам; изживание фактов произвола и грубости, обвинительного уклона в сознании сотрудников и т.п.

В статье 35 Положения о службе в органах внутренних дел указано, что начальники органов внутренних дел несут ответственность за состояние служебной дисциплины среди подчиненных, а также за создание необходимых условий для труда, отдыха, повышения квалификации подчиненных, воспитание у них ответственности за выполнение служебных обязанностей.

Приказ МВД России №129-96 г. четко определил ответственность начальников всех степеней за выявление и устранение причин и условней, способствующих совершению правонарушений сотрудниками милиции.

Требование повысить персональную ответственность должностных лиц за состояние дисциплины во вверенных подразделениях и выполнение функциональных обязанностей подчиненными сотрудниками заключено в Директиве №2 от 15 ноября 1997 г.

Таким образом, юридическая ответственность реализуется в трех сферах деятельности органов внутренних дел.

Все лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел составляют группу особых субъектов ответственности. Это объясняется той специфической ролью отрасли государственного управления, в рамках которой они осуществляют свои функции. Решение сотрудниками органов внутренних дел таких задач, как обеспечение личной безопасности граждан, раскрытие, расследование и предупреждение преступлений и административных правонарушений обуславливает их особое положение в системе государственной службы. В связи с этим к гражданам, желающим работать в органах внутренних дел, государство предъявляет повышенные требования, касающиеся нравственных и физических качеств. Лица, принимаемые на службу в эти органы, должны отвечать требованиям статей 8, 9 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, Раздела 3 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел, утвержденной приказом МВД РФ от 25 июня 1993 г. №300, а также Кодекса чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации. Все желающие служить в этих органах проходят предварительную проверку, включающую изучение деловых, нравственных и личных качеств кандидата, основные мотивы выбора службы (учебы, отношение родственников кандидата к его возможной службе и т.д. Проводится также медицинское освидетельствование, психодиагностическое обследование, сдача нормативов по физической подготовке. Кандидат, в отношении которого принято решение о приеме на службу, дает обязательство о неразглашении сведений, составляющих государственную и служебную тайну, принимает Присягу сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. Теперь вся деятельность гражданина, поступившего на службу в органы внутренних дел, будет связана с борьбой против нарушений, с процессом привлечения к ответственности виновных. Естественно, что сотрудник милиции должен сам обладать моральным правом вершить справедливость. Вне зависимости от времени, изменения социальных и политических условий, изречение Ф.Э.Дзержинского о том, что «у чекиста должна быть холодной голова, чистые руки и горячее сердце», не утратило своей значимости. Особенности правового положения сотрудника органов внутренних дел обязывают его быть требовательным не только к гражданам, но прежде всего к самому себе.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Понятие субъекта права
Законодательная и исполнительная власть в конституционной модели разделения властей
Охранительная функция российского права
Классификации субъектов права
Роль Правительства Российской Федерации в законодательном процессе
Вернуться к списку публикаций