2012-01-04 16:15:29
ГлавнаяТеория государства и права — Юридическая ответственность государства и его органов



Юридическая ответственность государства и его органов


Однако, принцип ответственности государства, закрепленный в ст.ст. 52, 53 Конституции РФ, несмотря на огромное правовое и общественное значение, воспринимается пока только лишь как красивый политический лозунг, но отнюдь не как юридический документ. Действительно, это большое достижение нашего государства признать себя ответственным субъектом за проведение политики, за вынесение решений, осуществление действий перед человеком и гражданином. Но с другой стороны, это признание до сих пор остается декларированным явлением, которое чаще всего встречается лишь в учебных и научных изданиях. Государство пока не стремиться реализовывать конституционные положения об ответственности. Нарушая права граждан, должностные лица и государственные органы отдают себе отчет в противоправности своих действий. Однако желание показать свою власть, отделаться от неугодного человека, порой превалируют над другими чувствами и приводят к нарушению законности. Провозглашение любого права человека, даже закрепленного соответствующими актами государства и его органов, ничто без реальных гарантий его осуществления. В условиях становления правового государства каждое право граждан должно обеспечиваться всей полнотой государственной власти. В этой связи высока роль позитивной ответственности государства в осуществлении контроля за деятельностью всех его органов, с тем, чтобы предупреждать причины незаконных действий со стороны государственных органов и своевременно их устранять.

Реальность соблюдения прав граждан при разрешении их обращений в суд будет достигнута, если в законе закрепить ответственность должностных лиц за нарушение установленного порядка разрешения жалоб и заявлений граждан. Действующее законодательство очень расплывчато говорит о подобной ответственности. Право граждан на защиту своих интересов в судебном порядке связано с проблемой ответственности государственных органов за личную безопасность лица чье обращение в суд возникло в связи с причинением какого-либо вреда со стороны должностных лиц, чиновников высшего ранга или государственных органов. Действенным средством реализации ответственности государства за безопасность граждан было бы нормативное запрещение применять какие-либо меры воздействия на лицо, которое обратилось в суд или иной орган за защитой или восстановлением своего или чужого права, или права других лиц.

Являясь, безусловно, основным и главным органом защиты прав человека, суд, однако, не должен быть единственным органом в этой сфере. Поэтому, гражданин для защиты своих нарушенных прав может использовать не только судебный порядок рассмотрения жалоб, но и административный. По своему усмотрению он волен выбирать в качестве первоначальной инстанции рассмотрения его претензии к администрации либо орган исполнительной власти, либо суд. Причем, гражданин всегда может обратиться в суд, если остался не удовлетворен результатами рассмотрения своего дела государственными органами, предприятиями, общественными организациями. Рассмотрение жалобы на решения и действия должностных лиц, государственных и общественных органов регламентируется Указом Президиума Верховного совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» от 12 апреля 1968 года в редакции Указа от 4 марта 1980 года и с учетом дополнений внесенных Указом от 2 февраля 1988 года (об анонимных жалобах).

Идея ответственности государства перед человеком и гражданином достаточно прочно укрепилась в нашем законодательстве. Однако действующее законодательство об ответственности государства рассредоточилось в различных правовых актах, многие из них устарели, в них нет указания на органы местного самоуправления. На наш взгляд, необходимо принять закон об ответственности государства, который установил бы единый режим ответственности государства в сфере управления и правосудия, и конкретно определял вопросы имущественной ответственности государственных органов и их должностных лиц за убытки, причиненные гражданину в результате своих неправомерных действий.

В целях защиты прав граждан Указом президента РФ от 7 марта 1996 года было образовано Главное управление Президента РФ по вопросам конституционных гарантий прав граждан. Главное управление представляет собой самостоятельное подразделение Администрации Президента для защиты Президентом граждан РФ, проживающих на территории РФ и за ее пределами. Управление занимается рассмотрением поступающих письменных и устных обращений граждан, а также осуществляет направление обращений в соответствующие структурные подразделения Администрации Президента РФ, аппарата Правительства РФ, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления по вопросам их компетенции. Управление осуществляет контроль за своевременным и полным рассмотрением обращений граждан, направленных в федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов федерации; получает объяснения от любых должностных лиц по вопросам нарушений прав человека и уведомления о принятых решений с их обоснованием и т.д. За выполнение задач, возложенных на Главное Управление, несет персональную ответственность начальник Главного Управления.

Наряду с государством существуют и негосударственные организации по защите прав человека, поскольку только одно государство не может выполнить эту функцию. В нашем государстве существует такая неправительственная организация как общество «Мемориал», которое независимо осуществляет свою деятельность от государственных органов. Появление нового института защиты прав и свобод граждан - важнейший шаг на пути формирования гражданского общества. Неправительственные организации станут связующим звеном между человеком и государством, что позволит стать еще одним надежным средством контроля взаимоотношений человека и государства.

В соответствии с ч.2 ст.55 Конституции РФ: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». В связи с этим, большая ответственность за осуществление прав человека и гражданина лежит на правотворческой деятельности законодательных и исполнительных органах власти. Вся правотворческая деятельность органов правомочных издавать законы, указы, постановления, распоряжения, приказы должна осуществляться строго в рамках закона и соответствовать принципам права. Должен властвовать закон, а не произвольное усмотрение должностного лица или государственного органа. Запрет злоупотреблять правом со стороны правотворческих органов должен стать принципом их деятельности. Руководствуясь им правотворческие органы должны издавать правовые акты в соответствии с потребностями общественного развития, но с тем, чтобы не были нарушены неотъемлемые права граждан.

Издавая правовой акт, нарушающий основные положения Конституции, других законов правотворческий орган или должностное лицо фактически совершает правонарушение, поскольку данным актом ущемляются права и законные интересы граждан.

Так, Н.С. Малеин отмечает, что правовые акты нарушающие чьи-либо права и свободы, являются незаконными. Их издание - это превышение власти, злоупотребление правом издавать властные предписания. Это не что иное, как правонарушение в сфере правотворчества. Как всякое правонарушение оно должно влечь юридическую ответственность. В данном случае юридическая ответственность будет выражаться в форме отмены незаконного акта и дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц. Претерпевание ответственности виновных должностных лиц или государственного органа заключается в умалении его авторитета, престижа, уважения, а в ряде случаев - возникает обязанность возместить причиненный ущерб.

Существование ответственности правотворческих органов гарантировано принципами связанности их основными правами и свободами граждан, закрепленными в Конституции РФ, важнейших международно-правовых актах; деятельностью Конституционного суда, осуществляющего контроль за соответствием издаваемых правовых актов Конституции РФ; деятельностью президента правомочного инициировать законы издаваемые Парламентом; деятельностью Уполномоченного по правам человека, который представляет собой орган защиты прав граждан в случае их нарушения. В настоящее время Гражданское законодательство в статьях 16 и 1069 закрепляет право граждан на судебную защиту своих интересов, которым был причинен ущерб изданием несоответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления. Ущерб, причиненный гражданину, возмещается за счет казны Российской федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Однако убытки подлежат взыскания с указанных субъектов только в случае наличия вины и доказанности причинной связи между убытками и актом причинителя вреда. В этой связи хочется согласиться с Л.В. Бойцовой, которая считает, что «не требуется доказательств наличия умысла или неосторожности в действиях конкретных причинителей как условия наступления ответственности государства. Связь между несправедливыми актами должностных лиц и ответственностью носит непричинный характер, она «нормативна». Личность ответчика - государства определяется заранее Конституцией РФ» Резюмируя вышеизложенное, хотелось бы отметить следующие аспекты:

• В настоящее время гражданин имеет возможность в соответствии с действующим законодательством получить компенсацию за причиненный ущерб, в случаях: незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов (ст.ст.16, 1069); издания несоответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления (ст.ст. 16, 1069 ГК РФ); незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ (ст. 1070 ГК РФ).

• Гражданин получил право полной компенсации причиненного ущерба. Согласно ст.ст. 15 и 1064 ГК РФ потерпевшему возмещается как реальный ущерб, так и упущенная выгода, то есть в полном объеме.

• Действующее гражданское законодательство закрепляет право на возмещение морального ущерба, который компенсируется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда. В ряде случаев моральный вред компенсируется независимо от вины причинителя вреда (ст.ст.1099, 1100 ГК РФ).

• Необходимо законодательное закрепление обязанности государства компенсировать ущерб, причиненный гражданину противоправными действиями правонарушителя в случаях: когда не установлено лицо, совершившее правонарушение; при материальной несостоятельности правонарушителя или лица, отвечающего за его поведение.

• Однако, несмотря на обновление гражданского законодательства в части защиты прав граждан от незаконных действий и решений должностных лиц и государственных органов, мы считаем целесообразным принятие специального закона регламентирующего отношения государства и гражданина в сфере управления, правосудия и правотворчества. Данный закон позволит учитывать специфику субъектов публичного права, (государства и его служащих) и правоотношений в которые они вступают с гражданами. Закон об ответственности государства должен в себе содержать все виды ущерба подлежащего возмещению и формы его компенсации. Ответственность государства за ущерб, причиненный гражданину, должна наступать вне зависимости от вины причинителя во всех случаях неправомерных решений и деяний в области публично-правовых отношений. Возмещение государством пострадавшему лицу ущерба из казны за неправомерные действия и решения государственных органов и должностных лиц не означает освобождения должностных лиц и государственных органов от ответственности. В законе об ответственности государства необходимо предусмотреть механизм привлечения виновных должностных лиц к дисциплинарной, административной, материальной, а в некоторых случаях и к уголовной ответственности. Также необходимо предусмотреть и ответственность государства в сфере правотворчества, то есть за издание правовых актов ущемляющих права, свободы и законные интересы граждан в зависимости от степени причиненного вреда. Подчиненность государства закону и его ответственность в сфере правотворчества, управления и правосудия постепенно приведет к повышению его авторитета в гражданском обществе, создаст атмосферу правовой защищенности граждан и будет способствовать «излечению» правосознания общества от правового нигилизма.

В статье 2 Конституции РФ государство признает свою обязанность соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина происходит из признания его высшей ценностью. Потребность в защите прав и свобод личности возникает при их нарушении либо реальной угрозе нарушения, а также связана с возмещением причиненного вреда, в случаях, если невозможно было предотвратить их нарушение. Защита, охрана прав, свобод и законных интересов начинается с юридически базового определения наказуемых посягательств на них, а также основных принципов и возможностей правозащиты в государстве. Конституция РФ фиксирует многие положения о защите (ст.2, ч.3 ст. 15, ч.ч.1 и 2 ст. 19, ст.45, 49 и др.). Эти положения последовательно развиваются, дополняются отраслевым законодательством в нормах уголовного кодекса, административного кодекса, гражданского кодекса и др. Реализацию положений о соблюдении, защите прав, свобод и законных интересов граждан осуществляют многие органы государства: судебные органы, органы прокуратуры, органы службы безопасности, органы внутренних дел и др. Среди всех органов, призванных защищать гражданина органы внутренних дел решают наиболее широкий круг вопросов связанных с данной обязанностью.


Богданова Марина Станиславовна



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Охрана конституционного строя России
Понятие источника права в советской и постсоветской правовой науке: преемственность и новизна в научной теории
Унитарные государства: понятие и особенности
Понятие и место принципа состязательности в системе принципов права
Структура правовой культуры и ее функции
Вернуться к списку публикаций