2012-01-04 16:15:29
ГлавнаяТеория государства и права — Юридическая ответственность государства и его органов



Юридическая ответственность государства и его органов


В Указе Президента РФ «О восстановлении законных прав российских граждан - бывших советских военнопленных и гражданских лиц, репатриированных в период Великой Отечественной войны и в послевоенный период» от 24 января 1995 года государство признает противоречащими основным правам человека и гражданина действия партийного и государственного руководства бывшего СССР и меры принуждения со стороны государственных органов предпринятые в отношении российских граждан - бывших советских военнопленных, попавших в плен и окружение в боях при защите отечества; и гражданских лиц, репатриированных в период Великой Отечественной войны. В соответствии с данным Указом на Министерство обороны была возложена обязанность обеспечить выдачу бывшим советским военнослужащим, подвергшимся необоснованному осуждению за государственные или военные преступления и не признанными участниками Великой Отечественной войны, удостоверения участника Великой Отечественной войны. Правительство РФ во исполнении данного Указа обязано рассмотреть вопрос о распространении на бывших советских военнослужащих, подвергшихся необоснованным преследованиям, и гражданских лиц, репатриированных в период Великой Отечественной войны, условий и порядка выплаты компенсации за причиненный ущерб.

Федеральный Закон «О ветеранах» от 12 января 1995 г. определяет обязанность государства по социальной защите ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны и членов семей погибших на фронтах этой войны, ветеранов труда, ветеранов органов внутренних дел, в целях создания условий обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность и уважение в обществе.

В 1995 году был принят Закон «О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих, проходивших службу по призыву». Этот закон относится к военнослужащим, погибшим в результате военных травм. Согласно данного закона родители погибших военнослужащих достигшие возраста 55 и 50 лет, (соответственно мужчина и женщина), имеют право на получение пенсии. Пенсию может получать каждый родитель в максимальном размере на уровне минимального размера пенсии по старости при общем трудовом стаже. Пенсия выплачивается независимо от того, состояли ли они на иждивении погибшего военнослужащего или нет. Однако этот закон не распространяет свое действие на тех военнослужащих, чья смерть наступила от противоправных действий. В данном случае государство снимает с себя ответственность за возмещение вреда родителям военнослужащего, что на наш взгляд противоречит принципам ответственного государства.

В связи с аварией на Чернобыльской АЭС и последствиями возникшими в связи с катастрофой, государство на основании Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации в следствии катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 года обязалось полностью возместить ущерб, причиненный здоровью и имуществу граждан в следствии катастрофы, а также предоставить определенные компенсации и льготы тем гражданам, которые проживали или работали на территории, подвергшейся радиационному заражению. Данный закон определяет, что должностные лица или органы виновные в его нарушении несут дисциплинарную, материальную, административную и уголовную ответственность.

Поскольку государство является ответственным субъектом, то за причинение вреда гражданину в результате неправомерных действий органов исполнительной власти и его должностных лиц, оно должно нести ответственность. В соответствии со статьей 53 Конституции РФ, каждый имеет право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. В Основном законе прямо закреплены: право каждого на возмещение ему вреда; обязанность государства возмещать причиненный вред; основания ответственности за причиненный вред - незаконные действия (или бездействие) органов государственной власти или их должностных лиц. Положения данной статьи конкретизированы и детализированы в ст.ст. 16, 1069, 1070 ГК РФ. Так, в статье 1069 Гражданского кодекса РФ устанавливается обязанность государства возместить вред гражданину, если таковые были причинены в результате незаконных действий, либо бездействий государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания несоответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа самоуправления. Ущерб гражданину возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Ответственность наступает в общем порядке гражданского судопроизводства только за виновные действия. Данное правило действует в области административного управления.

В правоохранительной сфере деятельности государства, а именно в области уголовной и административной юстиции, которая связана с возбуждением, предварительным расследованием, судебным рассмотрением и разрешением уголовных дел и дел об административных взысканиях действует несколько иное правило о возмещении вреда. Согласно ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. То есть, вне зависимости от причины нарушения прав гражданина - либо в результате умышленных или неосторожных действий, либо несовершенства закона или стечения обстоятельств - государство берет на себя обязательство возместить причиненный ущерб.

В связи с незаконным осуждением, незаконным применением меры пресечения и незаконным наложением административного взыскания в виде ареста и исправительных работ возмещению в соответствии с законом подлежат заработок и другие трудовые доходы лица, являющиеся основным источником средств к существованию гражданина, которых он лишился; имущество, конфискованное изъятое, взысканное, обращенное в доход государства; суммы выплаченные гражданином за оказание юридической помощи (юридической консультацией), штрафы, взысканные во исполнение приговора суда, судебные издержки и иные суммы, выплаченные гражданином в связи с незаконными действиями, пенсия или пособие, выплата которых была приостановлена в связи с незаконным осуждением к лишению свободы. Также подлежат восстановлению трудовые, жилищные и иные права гражданина. Данные меры определяются нормами Указа Президиума Верховного Совета СССР «О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей» от 18 мая 1981 года, которым приходится пока руководствоваться по причине отсутствия федерального закона. Наряду с гражданской ответственностью, существуют и меры дисциплинарной, административной и уголовной ответственности действующие в отношении должностных лиц, совершивших незаконные действия в отношении граждан.

Основанием для применения дисциплинарной ответственности может служить: незаконный отказ в приеме жалобы, превышение полномочий при применении принудительных мер административного порядка и т.д. Дисциплинарные взыскания за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) установлены нормами федерального Закона «Об основах государственной службы Российской федерации» от 31 июля 1995 года. На основании статьи 14 этого закона государственный служащий в случае совершения неправомерных действий в отношении прав и свобод человека и гражданина может быть подвергнут следующим дисциплинарным взысканиям: выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение с государственной службы.

Уголовный кодекс тоже содержит меры ответственности за совершение преступлений против прав, свобод и законных интересов граждан, Так, Уголовный кодекс РФ содержит составы следующих преступлений, ответственность за совершение которых несут государственные служащие: нарушение равноправия граждан (ст. 136 УК РФ), нарушение неприкосновенности частной жизни (ст. 137 УК РФ), воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов (ст. 144 УК РФ), необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет (ст. 145 УК РФ) и т.д.

В кодексе РФ об административных правонарушениях также содержатся составы административных правонарушений должностных лиц органов исполнительной власти. Установлена ответственность за нарушение должностными лицами законодательства о труде (ст.41 КоАП); за нарушение правил, норм и инструкций по безопасному ведению работ в отраслях промышленности (ст.88 КоАП), за незаконное изъятие паспортов (ст. 182 КоАП) и за ряд других правонарушений, имеющих непосредственное отношение к правам и свободам граждан.

В соответствии со статьей 52 Конституции РФ права потерпевших от преступлений охраняются законом. Защиту прав и свобод человека и гражданина от преступлений осуществляет судопроизводство по многим уголовным делам - делам о преступлениях против личности, жизни, здоровья, свободы, достоинства, против собственности, трудовых прав граждан и т.д. Согласно конституционному принципу равенства граждан перед законом и судом потерпевший и обвиняемый должны обладать равными правами в сфере уголовного судопроизводства. Однако, в отличие от обвиняемого и защитника потерпевший и его представитель не имеют права знакомится с материалами дела по окончании дознания и направления дела в суд (п.2 ч.2 сг.120 УПК РСФСР). После выполнения дополнительных следственных действий по ходатайствам потерпевшего и его представителя они не имеют права ознакомиться с материалами дела (ч.4 ст.204 УПК РСФСР). В отличие от обвиняемого потерпевший не имеет права получить копию обвинительного заключения (ст.237 УПК РСФСР) и не участвует в судебных прениях по делам публичного обвинения. Статья 430 УПК РСФСР предусматривает право судебного обвинителя изменить в суде обвинение в сторону смягчения, возражения потерпевшего при этом не учитываются. Фактически в таких ситуациях происходит лишение потерпевшего прокурором права на защиту своих прав и свобод, что противоречит конституционному принципу охраны прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений, обеспечения потерпевшим доступа к правосудию. Перечисленные факты свидетельствуют о правовой дискриминации, осуществляемой государством в отношении потерпевшего, что указывает на несовершенство становления принципа ответственности государства в нашей стране.

В соответствии со статьей 52 Конституции РФ государство ответственно за обеспечение возмещения ущерба, причиненного потерпевшему преступлением. В уголовно-процессуальном законодательстве содержатся положения об обеспечении государством возмещения вреда, причиненного преступником, либо возмещения вреда лицами отвечающими за поведение последнего. Они заключаются вч.1 ст.29 УПК РСФСР, которая предусматривает право лица, понесшего материальный ущерб от преступления, при производстве по уголовному делу предъявлять гражданский иск к обвиняемому или к лицам, несущим материальную ответственность за действия обвиняемого. Материальную ответственность за действия обвиняемого, в соответствии с ч.1 ст.55 УПК РСФСР, могут нести родители, опекуны, попечители лица совершившего преступление, а также предприятия, учреждения и организации, которые в силу закона обязаны возместить ущерб, причиненный преступными действиями обвиняемого. В ч.б ст.29 УПК РСФСР предусмотрено право лица, не предъявившего гражданский иск по уголовному делу, а равно лица, чей гражданский иск остался не рассмотренным, предъявить его в порядке гражданского судопроизводства. Обязанность по принятию соответствующих мер обеспечения гражданского иска, в соответствии с ч.1 ст.30, ст. 175, 233, 311 УПК РСФСР, ложится на орган дознания, следователя, прокурора и суд (судью).

Достаточно часто имеют место случаи, когда потерпевший не может получить компенсацию за причиненный преступлением вред по причине отсутствия самого преступника, либо его материальной несостоятельности, или материальной несостоятельности лиц, обязанных нести материальную ответственность за его действия. Представляется, что в таких ситуациях государство должно компенсировать причиненный преступлением вред. Возмещение причиненного преступлением вреда, происходит непосредственно из принципа ответственности государства, который предполагает его обязанность поддерживать правопорядок и охранять права граждан. Когда же государство не справляется с этой задачей, у него должна возникать обязанность возмещать вред в случаях противоправного причинения гражданину вреда, если установленные законом субъекты не в состоянии его возместить.

Учитывая вышеизложенное, следует отметить, что компенсация государством ущерба в случаях, когда неустановленно лицо, совершившее правонарушение; при материальной несостоятельности самого правонарушителя, либо лиц, отвечающих за его поведение, вытекает из принципа ответственности государства перед личностью, а также основывается на ст. 52 Конституции РФ, ст.ст.1064, 1070 ГК РФ, ст.ст. 11 и 12 Декларации о правах и свободах человека и гражданина. Посему необходимо законодательное утверждение данной обязанности государства.

Процесс развития новой российской государственности нередко тормозится по причине неисполнения и нарушения правовых актов должностными лицами и работниками исполнительной власти всех уровней. В связи с этими негативными явлениями Президент Российской Федерации издал Указ «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы» № 810 от 6 июня 1996 года. Согласно этого Указа, должностные лица и работники федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов федерации за нарушение, неисполнение или ненадлежащее исполнение федеральных законов, указов Президента РФ и вступивших в законную силу решений судов подлежат дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности. За более серьезные нарушения, неисполнение или ненадлежащее исполнение федеральных законов, указов Президента РФ, повлекших последствия в виде нарушения нормального режима функционирования судов и системы государственного управления, иные тяжкие последствия вышеперечисленные субъекты привлекаются к административной или уголовной ответственности.

Президент обязал руководителей федеральных органов исполнительной власти и глав администраций субъектов федерации рассматривать сообщения, опубликованные в средствах массовой информации о нарушениях подчиненными должностными лицами и работниками вышеперечисленных органов исполнительной власти и направлять в соответствующие средства массовой информации сведения об итогах рассмотрения сообщений об этих нарушениях. За соблюдение федеральных законов и указов вышеперечисленными субъектами Президент РФ возложил контроль на своих полномочных представителей в субъектах Российской Федерации.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Нормативно-правовые акты
Содержание восстановительной функции права
Понятие коллизии института юридической ответственности
Общее учение о праве и государстве
Понятия доктринального толкования норм права
Вернуться к списку публикаций