2012-01-03 16:51:18
ГлавнаяТеория государства и права — Механизмы действия права и его норм



Механизмы действия права и его норм


На первом этапе (правообразование) под воздействием всей системы факторов в ходе социального развития возникают новые общественные отношения, приобретающие массовый характер.

В этой связи постепенно складываются новые правила поведения, различного характера (нормы морали, обычаи и др.), которые большинством людей признаются и принимаются, т.е. становятся легитимными.

При этом в большинстве случаев эти правила (стандарты) не имеют какой-либо фиксации, и возникшие социальные нормы проявляются только в самом поведении людей. Их закрепление и письменной форме происходит позднее.

Несомненно, что важную роль здесь играют экономические (производственные) отношения, которые в значительной степени определяют характер и содержание возникающих правил поведения.

Государство на этом этапе, действуя различными методами, может способствовать развитию новых, нужных обществу в целом или определенному классу (социальной группе) общественных отношений, либо препятствовать возникновению отношений вредных, мешающих социальному развитию, или невыгодных правящей элите. При этом государство использует различные средства (экономические, политические, организационные, идеологические и др.). Важную роль при этом играет влияние как уже законодательно закрепленных, так и вновь создаваемых норм права.

Правоотношения, как отмечалось в нашей литературе, вызываются к жизни отнюдь не только юридическими нормами, они представляют собой результат действия и других факторов и становятся первичными по отношению к нормам права. Как пишет Е.В. Бурлай, в условиях быстрого развития социальной действительности, «когда ценностно-нормативное ее отражение не поспевает за динамикой социальной жизни, а потребность в правовом упорядочении не исчезает, процесс правообразования проявляется стихийно путем образования конкретных правоотношений». Общественные отношения при этом не только выступают объектом регулирующего воздействия норм права, но и влияют на их формирование.

В таких случаях норма права, по словам Н.И. Козюбры существует «как типичный массовидный процесс фактической деятельности людей, который в правовой сфере как раз состоит из системы многообразных правовых обычаев, связей и отношений».

Вместе с тем, государство начинает признавать вновь возникающие правила в качестве правовых. Для этого используется институт аналогии, признаются заранее даже еще не сформированные обычаи (как это сделано в ГК РФ в отношении обычаев делового оборота), которые в результате приобретают правовой характер и становятся источником права.

Если государство игнорирует подобные процессы, не учитывает их, т.е. «не замечает» вновь возникающих правовых норм, то это может привести к отчуждению этих норм от общества, от его реальных потребностей и, в конечном счете, - к разрушению режима законности и правопорядка.

Переход от первого ко второму этапу (стадии) действия права С.С. Алексеев описывает так: «Начальная ступень правообразования - возникновение объективно обусловленной экономической, социально- политической или иной общественной потребности в юридическом регулировании (или изменении регулирования) соответствующих отношений. А затем - преломление этой потребности в системе классовых отношений, в политическом, нравственном и правовом сознании,.. в господствующем общественном мнении, выражение данной потребности в классовых, политико-юридических интересах, в складывающейся классовой воле - в тех доминирующих непосредственно-социальных притязаниях, которые выступают в качестве прямого носителя объективных потребностей и интересов».

На втором этапе (правотворчество) компетентные государственные органы (или иные организации по полномочию государства) создают нормативные правовые акты и тем самым окончательно закрепляют правовой характер указанных правил.

Правотворчество рассматривается как деятельность компетентных органов государства по изданию нормативно-правовых актов, как специфический вид (тип) юридической деятельности, как разновидность юридической практики.

Правотворчество требует высокой компетентности и профессионализма, необходимых средств и соответствующего обеспечения мерами организационного, материального, социологического, информационного и иного характера. «Процесс правообразования является сложным, длящимся, сочетающим во взаимодействии объективные и субъективные факторы, обусловливающие право. Его главные стороны: объективно обусловленные требования экономического базиса, всей социальной жизни классового общества, целенаправленная деятельность компетентных органов», - пишет С.С. Алексеев.

В процессе правотворчества на лиц, которые вносят соответствующие предложения, готовят проекты нормативных актов, участвуют в их обсуждении, доработке и принятии, действует указанная система факторов, на всех ее уровнях. Экономические, политические, социальные, правовые и другие факторы формируют правовое, нравственное, политическое сознание всех этих лиц и те конкретные условия, которые воздействуют на них в процессе правотворчества.

Как указывают многие авторы, социальные нормы имеют двойственную природу: с одной стороны они являются результатом целенаправленного творчества определенных социальных субъектов, а с другой - отличаются объективным характером, не зависят от воли человека. Государство и его компетентные органы при создании правовых норм связаны теми реальными общественными отношениями, которые складываются в обществе, экономическими, социальными и иными условиями, другими объективными обстоятельствами. С.В. Поленина выделяет в правотворчестве экономическое, политическое, социальное, нравственное и юридическое содержание, которым является выраженные в нем определенные экономические, политические, социальные, национальные и иные интересы.

Существенное значение имеют и факторы духовной культуры. Р. Давид по этому поводу писал: «Нормы права могут меняться от росчерка пера законодателя. Но в них немало таких элементов, которые не могут быть произвольно изменены, поскольку они теснейшим образом связаны с нашей цивилизацией и нашим образом мыслей. Законодатель не может воздействовать на эти элементы, точно так же как на наш язык и манеру размышлять».

«В правотворчестве, - отмечает С.С. Алексеев, - находят концентрированное, конечное выражение два главных составных процесса правообразования - объективно обусловленные требования социальной жизни, с одной стороны, и активная творческая деятельность компетентных органов по выработке и включению тех или иных норм в действующую правовую систему - с другой». Осуществляется правотворчество в рамках правотворческих отношений, имеющих правовой характер, поскольку эта деятельность законодательно регламентирована.

Правильно организованное правотворчество должно обеспечить принятие правовых норм, оказывающих эффективное воздействие на общественные отношения, обладающих качествами, свойствами, которых обеспечивают такое воздействие. В литературе этот вопрос чаще всего рассматривается в рамках проблемы качества закона.

С.В. Поленина считает качественным такой закон, который отвечает общественным потребностям и реально регулирует общественные отношения в соответствии с поставленными при его издании целями и задачами. Аналогичное мнение высказывает В.И. Гойман.

В.C. Афанасьев выделяет следующие общие критерии, требования к содержанию законодательства: соответствие норм права прогрессивно развивающимся обществом отношения, социальным интересам и потребностям; правильность определения необходимости правовой регламентации тех или иных общественных отношений; законность самих нормативных актов, их соответствие нормам международного права, конституции, другим вышестоящим актам; соответствие норм права принятым в обществе нормам морали, обычаям, идеям добра, справедливости, гуманизма, общечеловеческим ценностям, ясность, понятность, доступность правовых предписаний; правильность определения уровня правовой регламентации; отсутствие противоречий между нормами права; их систематизированность; наличие необходимых служебных норм, характер юридических санкций.

Все эти факторы представляют собой общие требования к содержанию нормативно-правовых актов, т.е. являются своего рода программой для субъектов правотворчества.

Качество закона подробно проанализировано Т.К. Примак, которая дополнительно к вышеизложенным выделяет следующие социальные и юридические свойства закона, определяющие его качество: ресурсообеспеченность закона; внутреннюю согласованность нормативных предписаний; их тесное взаимодействие с другими законами; прямое действие; доступность; реальность, стабильность и динамичность. «Все эти свойства, - заключает Т.К. Примак, - в той или иной мере определяют стандарты (общие, отраслевые) качества законов и эффективность их действия».

Следует отметить, что эти требования (свойства) вполне могут быть отнесены и к отдельной правовой норме (за исключением разве систематизированное™ законодательства). Представляется, что в совокупности эти свойства нормы и образуют ее легитимность.

Можно заметить, не все нормы права при их формировании проходят в полном объеме оба указанных этапа (правообразования и правотворчества).

Так, в отраслях права, в которых не допускается аналогия (например, в уголовном праве), реальные правоотношения обычно возникают только после официального принятия соответствующих правовых норм. Исключение составляет складывающаяся судебная практика, когда за какие-то преступления суды все чаще начинают назначать (но в рамках Закона) все более мягкие или, напротив, все более жесткие меры наказания, что впоследствии приводит к соответствующему изменению действующего законодательства. В целом же, этапы правообразования и правотворчества в этих отраслях чаще всего сливаются, и особое значение приобретает правосознание субъектов, участвующих в правотворческом процессе.

Связь второго и третьего этапов действия права вытекает из справедливого положения, высказанного Б. Стасовым, что «закон живет лишь тогда, когда он применяется».

На третьем этапе (осуществления норм права) под воздействием системы указанных факторов происходит фактическая реализация правовых предписаний и требований в деятельности (поведении) субъектов права. На этой стадии большое значение имеют разнообразные формы и средства государственно-правового воздействия. В.И. Гойман отметил особое значение правовых средств и выделил ряд их особенностей (это - право в его юридически должном виде, они имеют универсальный характер, имеют специально-юридическую природу, их применение сопряжено с юридическими последствиями и др.). Заметную роль в этом плане играют не только сами нормы права, но также - правоприменение, толкование норм права, правовой контроль и надзор государственных органов. Велико значение и неправовых средств применяемых государством (правовое и нравственное воспитание, создание благоприятных экономических и иных условий и др.).

В этой связи особое значение приобретает вопрос о соотношении государства и права. Рассматривая его, А.А. Кененов пишет: «В праве государство находит для себя наиболее рациональную и эффективную форму осуществления своих функций... Для права же государство является непосредственно «производящим» право и обеспечивающим реализацию его органом». Аналогичную позицию высказывает и В.В. Лазарев, отмечая относительную самостоятельность государства и права.

Следует отметить, что на первом этапе правореализации относительная самостоятельность государства и права проявляется в наибольшей степени, в то время как на втором и третьем этапах их взаимосвязь и взаимозависимость значительно возрастают.


Афанасьева Людмила Владимировна



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Охрана конституционного строя России
Деятельность органов внутренних дел, направленная на реабилитацию жертв политических репрессий
Формы реализации восстановительной функции права
Функции юридических фактов в муниципальном праве
Правовое воспитание в России и его значение в формировании правовой культуры
Вернуться к списку публикаций