2012-01-03 16:51:18
ГлавнаяТеория государства и права — Механизмы действия права и его норм



Механизмы действия права и его норм


Механизм реализации права рассмотрен и в работе Л.H. Завадской.

«Механизм правореализации, - пишет она, - выступает как система правовых средств, которая способна обеспечить влияние, контроль общества за государством». Сопоставляя механизм правового регулирования (МПР) и МРП, она указывает на ряд различий. Так, различны субъекты воздействия (в первом - общество, во втором - государство). Различны средства данного воздействия - властное правовое регулирование и регулирование правом. Есть различие и на уровне общественных функций права - первый механизм призван обеспечить «урегулированность и порядок, второй - охрану гражданского общества, обеспечить правовую обоснованность механизма правового регулирования». Смысл МРП Л.Н. Завадская видит в том, чтобы выявить как право «переводится в закон и главное посредством каких механизмов оно утверждается в жизни».

Таким образом, здесь предложен механизм правореализации, включающий как возникновение норм права, так и их осуществление в деятельности, поведении субъектов общественных отношений.

Н.Л. Гранат и В.В. Лазаревым предложен механизм государственно-правового регулирования общественных отношений (МГПР). Авторы указывают, что МГПР - это «механизм, с помощью которого достигаются цели права и государства». В этот механизм включаются:

- механизм правового регулирования (МПР), включающий описанные выше стадии и элементы;

- социальный механизм действия права;

- психологический аспект действия права;

- кибернетический аспект действия права;

- государственный аспект или механизм государственного регулирования.

Идея включения государства в механизм действия права является, несомненно, позитивной и заслуживающей признания.

Было выдвинуто и предложение о механизме государственно- правового воздействия. По мнению А.И. Бобылева, он объединяет «механизм государственного воздействия (или механизм государства) и механизм правового регулирования (или механизм права)».

Комплексный механизм действия права разработан В.И. Гойманом. Он определяет этот механизм как «сложно организованную систему социально-правовых средств (принципов, предписаний, институтов, действий или мер социального и юридического свойства), рассматриваемую в единстве и во взаимосвязи с социальной деятельностью людей, их интересами и потребностями и связанную с обеспечением (направлением, подчинением, поощрением) достижения целей этой деятельности в определенных общественных условиях и конструктивными (правовыми) способами».

В механизм действия права автор включает следующие элементы: социально-юридические средства; социальный субъект, функционирующий в сфере действия права; социально-правовые условия (социально- правовая среда).

В.И. Гойман выделяет две группы обеспечительных мер - неюридические и специально-юридические. К мерам неюридического характера он относит материально-техническое, организационное и идеологическое (социально-психологическое) обеспечение. К специально-юридическим средствам обеспечения - постзаконодательную нормотворческую деятельность; средства индивидуально-правовой регуляции; социально-правовой контроль.

Еще более широкое понятие использовано в работе «Правовая система социализма». Соответствующий раздел назван «Механизм действия правовой системы». Однако, можно убедиться, что этот механизм трактуется достаточно узко. В раздел входят 4 главы: V - Проблемы реализации права (авторы Л.Н. Завадская и Е.В. Куманин); VI - Правовая социализация индивида (С.В. Боботов); VII - Правовое поведение (В.Н. Кудрявцев); VIII - Юридическая ответственность (Н.С. Малеин).

В рамках проблемы реализации права (в главе 5) рассматриваются вопросы о социальных предпосылках реализации права и «о правовом и социальном аспектах механизма правореализации». При этом речь, по существу, идет о реализации уже существующих правовых норм.

Выделяется ряд этапов реализации права (норм права).

Во-первых, этап предреализующей деятельности. В него входят: «деятельность государственных органов по созданию рациональной системы правовых предписаний, конкретизирующих первоначальную норму, т.е. «создание нормативных условий для точного действия права».

Во-вторых, этап промежуточного действия нормативного акта: создание оптимальной нормативной модели поведения (с учетом способа правового регулирования) и создание юридического, организационного (включая механизм проверки исполнения), информационного, ценностно-психологического механизмов ее реализации».

В собственно правореализации выделяются три схемы: правоприменение с принятием конкретизирующих правовых актов; правоприменение при их отсутствии; непосредственное исполнение, соблюдение правовых предписаний). При этом авторы рассматривают контрольные и информационные проблемы, а также роль правовой культуры. При освещении социальных аспектов механизма они выделяют, по сути, только роль социальных потребностей.

Таким образом, несмотря на самое «широкое» название в данной работе рассмотрены, в основном юридические вопросы реализации норм права, причем социальные аспекты названы, но практически не освещаются.

Анализ различных механизмов правореализации приводит к выводу о целесообразности создания единого интегративного, комплексного механизма (КМДП), охватывающего все стороны и все аспекты реализации права. Этот механизм должен исходить из широкого (интегративного) правопонимания, из того, что нормы законов и других нормативных актов призваны отражать то право, которое органически присуще данному обществу.

Идеи разработки такого механизма высказывались давно. Так, С.С. Алексеев писал, что «сам факт наличия обособленных друг от друга подходов к проблеме МПР - свидетельство еще недостаточно высокого состояния ее разработки. В этом плане, по-видимому, наиболее теоретически значимых и практически важных выводов можно ожидать от исследований, в которых удастся соединить указанные выше подходы». Как отмечалось выше, такие попытки предпринимались, однако различные авторы действовали достаточно разрозненно, нередко без учета уже существующих разработок.

Представляется, что такой - интегративный механизм должен удовлетворять следующим условиям:

- охват трех сфер (стадий) действия права - формирование правовых норм до закона (правообразование); их закрепление в законах, иных нормативных актах (правотворчество) и их реализацию в деятельности (поведении) людей (правоосуществление);

- учет всех факторов (экономических, социальных, политических, идеологических, правовых, организационных и др.), влияющих на возникновение и реализацию норм права (применительно ко всем трем указанным сферам);

- исходить следует из того, что все указанные факторы образуют систему, все они взаимосвязаны и взаимозависимы. Система является многоуровневой, причем необходимо учитывать действие факторов общесоциального, региональных и групповых уровней;

- учет не только факторов, оказывающих положительное влияние, но и воздействующих отрицательно;

- учет наличия двух блоков факторов: блока, имеющего целевой характер, оказывающего в целом положительное влияние на формирование и реализацию норм права (именно в нем проявляется соответствующая роль государства), и факторов, существующих вне указанных целей, влияющих на эти процессы независимо от указанных целей, а нередко независимо и от воли и сознания людей;

- механизм должен отражать динамику процессов, имеющих место на каждой из стадий.

В основу решения этих задач, как представляется, следует положить все существующие наработки, независимо от их названия.

При выборе наименования для такого механизма, целесообразно учесть следующее. Из достаточно многочисленных терминов, рассмотренных ранее, пригодными для обозначения действия права на всех трех этапах механизма являются три: правовое регулирование, реализация права и действие права.

Название «Механизм правового регулирования» (МПР) существует давно и обозначает воздействие на общественные отношения только юридических средств. Вместе с тем, само слово «регулирование», тем более в сочетании с определением «государственное» (механизм государственно-правового регулирования - МГПД) имеет явный оттенок целенаправленной государственной деятельности. Между тем, на реализацию права (или норм права), как это показано выше, влияют и обстоятельства, не связанные с подобными целями.

Из оставшихся двух предпочтение следует, видимо, отдать термину «действие» как более широкому, тем более, что категория «реализация» давно и привычно используется для обозначения именно осуществления официально закрепленных юридических норм.

Поэтому в дальнейшем речь будет идти о механизме действия права, точнее о комплексном механизме действия права (КМДП). Структура и действие такого механизма может быть представлена следующим образом.

КМДП включает три стадии или этапа (правообразования, правотворчества и правоосуществления) и все указанные процессы происходят под воздействием всего общества, всех его компонентов в их единстве. Структуру общества образует ряд комплексов (экономический, социальный, политический, духовный, правовой, управленческий и др.). Эти комплексы, образуя систему, сами являются системными образованиями, имеющими три основных уровня действия:

- общесоциальный (общество в целом);

- региональные (республики, края, области, города, районы и проч.);

- групповые (семья, трудовой коллектив, общественные объединения и т.п.).

Выделение уровней системы необходимо, поскольку на каждого субъекта действуют не только общесоциальные факторы, но и условия конкретного региона, где он проживает или работает, той социальной среды, в которой он вращается, поскольку «каждый человек в пределах общей среды имеет свою индивидуальную микросреду. И эта микросреда во многом определяет и развитие человека, и его творческие успехи, и его общее эмоциональное благополучие».

Связи и взаимодействия уровней системы осуществляются как взаимозависимости общего и частного. Естественно, что при этом решающее значение имеют общесоциальные факторы: они в значительной мере определяют состояние экономики и другие условия каждого региона. Как убедительно показал В.И. Гойман, действие права осуществляется во взаимодействии социального, юридического и личностного. «Действие права, - пишет он, - обусловлено разнотипными по своему характеру причинами социального и юридического порядка, имеет личностную (субъектную) направленность, зависит от условий социальной среды».

Воздействие системы, таким образом, осуществляется посредством перехода на индивидуальный уровень. При этом происходит, с одной стороны, формирование личности каждого человека, а с другой, - создаются конкретные условия, в которых принимается то или иное решение о варианте поведения.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Недемократические режимы, их особенности и виды
Монархии, их характерные признаки и виды
Классификация норм права
Особенности структуры диспозитивных норм права
Понятие и признаки диспозитивной нормы права
Вернуться к списку публикаций