2012-01-03 14:00:12
ГлавнаяТеория государства и права — Роль Правительства Российской Федерации в законодательном процессе



Роль Правительства Российской Федерации в законодательном процессе


В научной литературе по конституционному праву зарубежных стран отмечается повсеместное увеличение удельного веса законопроектов, вносимых по инициативе правительства в общем объеме законодательных работ. Указанная тенденция наблюдается и в нынешней российской правовой системе. В частности, с фактом расширения законодательной инициативы исполнительной власти согласился Председатель Государственной Думы Г.Н. Селезнев. 27 декабря 1997 года он заявил: «Работа законодателей будет более успешной, если большая часть законов будет представляться в Государственную Думу Президентом и Правительством».

В своем Послании Федеральному Собранию от 6 марта 1997 года Президент Российской Федерации указал: «Немало претензий имеется и к законотворческой деятельности Правительства. Из почти 750 законопроектов, внесенных в Государственную Думу в 1996 году, только 188 были внесены Правительством. Причем из них 53 были законопроектами о ратификации международных договоров и соглашений.

В то же время отрицательным моментом является закулисное лоббирование тех или иных законопроектов ведомствами. Некоторые из подобных законопроектов противоречат направлениям политики, определяемым Президентом, а также позиции Правительства».

Не отвергая в целом значение законотворческих полномочий исполнительной власти, отметим, что, на наш взгляд, парламент располагает достаточно широкими возможностями по части разработки законопроектов на основе законодательных депутатских инициатив.

Постановлением от 15 апреля 1997 года о плане работы Правительства Российской Федерации по законопроектам на 1997 год Правительство Российской Федерации уточнило, что «руководители органов исполнительной власти, несущие основную ответственность за разработку законопроектов, включенных в план работы по законопроектам, должны обеспечить строгое соблюдение сроков представления плановых законопроектов и налагать административные взыскания в отношении официальных лиц, которые затягивают разработку и внесение законопроектов.


Платонов Владимир Михайлович







Интересное:


Планирование и прогнозирование законодательной деятельности и ее содержание
Виды диспозитивных норм права по российскому законодательству
Понятие правовой культуры
Структура правовых норм
Политическая динамика как элемент формы государства
Вернуться к списку публикаций