2012-01-03 13:49:17
ГлавнаяТеория государства и права — Рассмотрение законопроектов в Федеральном Собрании и других законодательных органах



Рассмотрение законопроектов в Федеральном Собрании и других законодательных органах


Принятие законов

Федеральные законы принимаются Государственной Думой в порядке, установленном статьями 105 и 107 Конституции Российской Федерации, а также Регламентом Государственной Думы.

Федеральные законы одобряются либо отклоняются Советом Федерации в порядке, установленном статьями 106 и 107 Конституции Российской Федерации.

Федеральные конституционные законы принимаются в порядке, установленном частью 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации.

Отметим, что вопрос о том, что следует понимать под принятием закона, был предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации, по результатам которого было принято Постановление по делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации. Одним из оснований к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании положений статьи 107 Конституции Российской Федерации, связанных с понятием «принятый федеральный закон».

Позиция Государственной Думы, обратившейся с просьбой дать толкование используемого в части 1-й статьи 107 Конституции Российской Федерации понятия «принятый федеральный закон» и, соответственно, разъяснить, какая из палат Федерального Собрания направляет Президенту Российской Федерации принятый федеральный закон, заключается в следующем: именно Государственная Дума направляет Президенту Российской Федерации федеральные законы, принятые ею и не рассмотренные Советом Федерации в четырнадцатидневный срок (при условии, что закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации); Государственная Дума направляет Президенту Российской Федерации и федеральные законы, принятые ею повторно после отклонения Советом Федерации. Эта позиция отражена в статьях 116 и 122 Регламента Государственной Думы.

Президент Российской Федерации полагает, что понятие «принятый федеральный закон» включает как принятие федерального закона Государственной Думой, так и одобрение его Советом Федерации, а также повторное, после отклонения Советом Федерации, принятие закона Государственной Думой.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации отмечается, что смысл используемого в части 1-й статьи 107 Конституции Российской Федерации понятия «принятый федеральный закон» раскрывается в системной связи с нормами статей 94, 105, 106 и части 3-й статьи 107 Конституции Российской Федерации.

Под принятым федеральным законом подразумевается, прежде всего, федеральный закон, принятый Государственной Думой (части 1 и 2 статьи 105, статья 106) и считающийся одобренным Советом Федерации (часть 4 статьи 105) с соблюдением установленных Конституцией Российской Федерации правил и предусмотренных ею процедур. При этом одобрение закона Советом Федерации может быть выражено как в активной форме - путем голосования, так и в пассивной форме: федеральный закон считается одобренным, если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

Принятым федеральным законом считается закон, одобренный обеими палатами Федерального Собрания.

Конституцией Российской Федерации предусматривается также, что отклоненный Президентом Российской Федерации федеральный закон повторно рассматривается и Государственной Думой, и Советом Федерации (части 3 статьи 107). При этом «принятым федеральным законом» считается закон, одобренный обеими палатами Федерального Собрания.

Понятие «принятый федеральный закон», содержащееся в части 1 статьи 107 Конституции Российской Федерации, относится к результату законотворческой деятельности обеих палат и, следовательно, отличается от понятия «принятый Государственной Думой федеральный закон» (части 1, 2 и 3 статьи 105, статья 106). Не совпадающее содержание этих понятий отражает специфику отдельных стадий законодательного процесса.

Таким образом, в рамках, рассматриваемых Конституционным Судом Российской Федерации запросов, понятием «принятый федеральный закон» охватываются законы, принятые Государственной Думой и одобренные Советом Федерации в соответствии с частями 1, 2, 3 и 4 статьи 105 Конституции Российской Федерации, законы, повторно принятые Государственной Думой в предусмотренном частью 5 статьи 105 Конституции Российской Федерации случае, а также законы, одобренные Государственной Думой и Советом Федерации в соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации.

Закон считается принятым федеральным законом, если Совет Федерации, в соответствии с частью 4 статьи 105 Конституции Российской Федерации, отклонил Федеральный закон, а в Государственной Думе за него повторно проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов (часть 5 статьи 105 Конституции Российской Федерации).

Дополнительные стадии законодательного процесса

В науке конституционного права высказывается мнение (его, в частности, придерживается Ковешников Е.М. и др.) об основных и дополнительных стадиях законодательного процесса.

Дополнительная стадия возникает, во-первых, после рассмотрения принятого Государственной Думой закона в Совете Федерации, который отклоняет его. Эта стадия заключается в преодолении разногласий по закону, возникающих между Советом Федерации и Государственной Думой, путем создания на паритетных началах согласительной комиссии. Государственная Дума рассматривает поправки согласительной комиссии и при принятии их вносит соответствующие изменения в закон, вновь принимает этот закон и направляет его в Совет Федерации.

Может возникнуть ситуация, когда Государственная Дума не соглашается с созданием согласительной комиссии либо отвергает внесенные его поправки. В этом случае Государственная Дума повторно рассматривает закон в прежней редакции, и он считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Тем самым преодолевается вето Совета Федерации, и закон направляется Президенту для подписания и обнародования.

Дополнительная стадия, во-вторых, возникает и тогда, когда Президент в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклоняет его. В этом случае Государственная Дума рассматривает поправки Президента, принимает их, вносит соответствующие изменения в закон и одобряет его в редакции, предложенной Президентом, большинством голосов от общего числа депутатов Думы и передает на рассмотрение Совета Федерации.

Если Государственная Дума не соглашается с поправками Президента, то повторно рассматривает закон в ранее принятой редакции, и он считается одобренным, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Думы, и направляется в Совет Федерации, который тоже должен его одобрить большинством голосов не менее двух третей от общего числа членов Совета Федерации. Тем самым преодолевается вето Президента, и закон подлежит подписанию им в течение 7 дней и обнародованию.


Платонов Владимир Михайлович



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Понятие юридической ответственности
Формальные источники права: понятие и структура
Понятие и элементы механизма разрешения юридических коллизий
Федеративные государства: понятие и особенности
Конфедерация как переходная форма государства
Вернуться к списку публикаций