2012-01-03 12:51:20
ГлавнаяТеория государства и права — Виды законодательных актов в Российской Федерации



Виды законодательных актов в Российской Федерации


Общее понятие законодательного акта

Принципиально важным с позиций настоящей работы является вопрос о формах законодательной деятельности, т.е. о видах законодательных актов в Российской Федерации, и ее субъектов, являющихся результатом законодательного процесса.

В теории и практике законотворчества понятие «законодательный акт» не получило достаточно полного рассмотрения.

Как отмечалось, существует два понятия законодательства: в собственном смысле — как собрание актов, принятых законодательным органом, и в широком смысле - как совокупность законодательных и подзаконных актов.

Наиболее часто под законодательным актом понимается акт, принятый законодательным органом. А.Б. Венгеров различает законодательные акты, под которыми он понимает систему законов в узком смысле, когда речь может идти только о законах.

Вышеприведенное суждение отождествляет понятие закона и законодательного акта. Отметим, что понятием «закон» не исчерпываются все виды нормативно-правовых актов, принимаемых законодательными органами, т.е. все виды законодательных актов. Это обстоятельство отмечается и в теории права, и в теории конституционного права и отвечает практике.

Так, Федеральное Собрание полномочно принимать постановления, которые также могут содержать правовые нормы и быть источниками права. Например, постановления палат об утверждении Регламентов их деятельности, постановление Совета Федерации об утверждении границ между субъектами Федерации. Практика высших законодательных органов России знает также Декларации. В теории конституционного права дана характеристика этих актов. Это же относится и к практике парламентской деятельности субъектов Федерации.

Вопрос о видах законодательных актов отражен в законодательстве субъектов Федерации.

Так, статья 156 Регламента Государственного Собрания Республики Башкортостан предусматривает:

«Законодательная Палата принимает: законы Республики Башкортостан; постановления по вопросам внутренней организации деятельности и иным вопросам, отнесенным к ее компетенции».

Особая юридическая сила иных кроме законов, законодательных актов, принимаемых парламентом, косвенно подтверждается федеральным законом: «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». Этот федеральный закон поставил как бы на один уровень все эти категории законодательных актов в отношении процедуры опубликования и вступления в силу, отделив их от других нормативных правовых актов.

Таким образом, по нашему мнению, понятие «законодательный акт» является более широким по сравнению с понятием «закон» и включает помимо закона другие акты, принимаемые парламентом, его палатами.

Закон как акт правотворчества

Понятие «закон» на протяжении тысячелетий привлекало внимание юристов и философов. И в настоящем, и в прошлом закону посвящались и посвящаются специальные исследования. Истории политико-правовой и философской мысли известны яркие метафорические определения закона.

Вот, например, определения «закона», данные юристами Древнего Рима: «Закон - есть общее (для всех) предписание, решение опытных людей, обуздание преступлений, совершаемых умышленно или по неведению, общее (для всех граждан) обещание государства» (Папиниан); «права не устанавливаются, исходя из того, что может произойти в единичном случае» (Цельс); «Закон есть царь всех божеств и человеческих дел; он должен быть начальником добрых и злых; вождем и руководителем существ, живущих в государстве; мерилом справедливого и несправедливого, которое приказывает делать то, что не должно быть делаемо» (Хризипп). Оценка роли закона в жизни общества породила знаменитое утверждение: пусть торжествует закон, если даже погибнет мир.

Иногда понятие «закон» употребляется как синоним понятия «право». Смешение этих значений, - пишет А.Б. Венгеров, - может приводить к негативным последствиям.

В теории права принято по видам различать законы органические и обычные. В конституционно-правовой практике Российской Федерации выделяют виды закона: конституцию как Основной Закон, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации. Федеральный закон от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» предусматривает еще одну форму нормативного правового акта, а именно Закон Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации.

Нормативно-правовой акт, в котором находит свое выражение и закрепление закон, являясь источником, т.е. формой права, в то же время может иметь разные формы. Наряду с наиболее распространенной формой — изложение закона в отдельном, обособленном письменном акте - теория права выделяет и нормативно-правовые акты в виде основ законодательства, кодексов.

На практике и в теории существует проблема предмета закона, то есть проблема соответствия «вида общественных отношений» «виду нормативного правового акта». По содержанию закон, как правило, регулирует наиболее важные общественные отношения. Однако определить эти общественные отношения как предмет законодательного регулирования всегда было большой социально- экономической, политической проблемой, сферой борьбы политических сил.

Российские юристы с давних пор пытаются создать закон, который с учетом научных разработок, юридической практики установил бы соответствие конкретного вида общественных отношений конкретному виду нормативного правового акта, а также закрепил бы это формально под страхом недействительности актов, нарушающих принцип «соответствия». Об этом достаточно много говорилось в рамках советского парламента и в советской правовой науке. Предпринята такая попытка и в нынешней Государственной Думе, о чем более подробно будет сказано ниже. Имеются попытки определить предмет закона и в законодательстве некоторых субъектов Федерации.

Одна из последних попыток в теории - отграничить закон по предмету регулирования от других нормативно-правовых актов - изложена в университетском академическом курсе «Общая теория государства и права». В обобщенном виде можно сказать, - пишут авторы этого курса, - что только законом могут быть урегулированы: вопросы конституционного характера; принципы организации, порядок формирования и деятельности высших и местных органов государственной власти и управления; основные права, обязанности граждан, способы их охраны и обеспечения; основные условия создания и деятельности общественных организаций; решение вопросов принятия и изменения бюджета; установление всех видов налогов; установление основных положений регулирования экономики; основные вопросы обороны и международных отношений; правовой статус средств массовой информации.

В проекте модельного закона «О нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации» (статья 15) дается понятие предмета закона (предмета законодательного регулирования), однако перечень вопросов, составляющих предмет закона, предлагается сделать открытым.

В научной правовой литературе имеется определение закона субъекта Российской Федерации как нормативного правового акта, регулирующего наиболее важные стороны государственной и общественной жизни субъектов Российской Федерации.

Имеется попытка дать нормативное определение закона на уровне субъекта Федерации. Так, в Законе Тверской области «О нормативных правовых актах Тверской области» говорится: «Закон - правовой акт общенормативного характера, принятый в соответствии с установленной процедурой и обладающий высшей юридической силой в системе нормативных правовых актов области. Устав области - закон, определяющий статус области как субъекта Российской Федерации».

Таким образом, закон — это центральная категория законодательной системы страны. Ему уделяется много внимания в правовой теории. В отечественном правоведении можно считать вполне сложившимся правовой институт закона, имеющий свою теорию и своих теоретиков. Совершенно справедливо, на наш взгляд, выделяют следующие признаки закона:

Первое. Закон принимается только высшими представительными органами власти (парламентом) или референдумом.

Второе. Закон регулирует основополагающие, наиболее значимые, важнейшие общественные отношения, определяемые исключительной компетенцией высшего органа государственной власти. При правовом регулировании, осуществляемом законом, необходимо, чтобы он был точным, четким, ясным.

Третье. Закон обладает высшей юридической силой в правовой системе страны в целом (или субъекта Федерации). Это означает, что другой правовой акт, не соответствующий или противоречащий закону, отменяется в установленном порядке. Отметим некоторый нюанс в понятии «высшая юридическая сила». Прежде всего, Конституция Российской Федерации использует это понятие применительно к Конституции. Но и закон, согласно общепринятому пониманию, является вторым после Конституции актом высшей юридической силы.

Четвертое. Закон является нормативным актом, т.е. устанавливающим общие правила поведения (нормы), обязательные для всех граждан, государственных органов, общественных организаций, движений.

Пятое. По сравнению с другими нормативными правовыми актами закон наиболее устойчив, стабилен. Он подвергается изменению, дополнению или отмене лишь в исключительных случаях, в силу необходимости.

Шестое. Закон принимается в особом порядке, предусмотренном Конституцией и Регламентом парламента.

Как акт, занимающий главенствующее положение в правовой системе страны, закон требует его тщательного оформления. Особое значение имеет структура закона. Этот вопрос имеет существенное практическое значение, так как многое зависит от правильного расположения правового материала.

Как показывает анализ практики законодательного регулирования, структура закона имеет обычно следующие основные элементы:

Первое. Наименование органа, принявшего закон, и дата его принятия.

Второе. Название закона.

Третье. Преамбула.

Четвертое. Нормативно-правовое содержание закона - основная часть, разделенная на части, разделы, главы, статьи.

Пятое. Указание на последствия несоблюдения закона.

Шестое. Отмена законом ранее действовавших законодательных предписаний.

Седьмое. Указание об опубликовании закона и вступлении его в силу.

Восьмое. Подпись соответствующего должностного лица.

Таковы, по нашему мнению, основные признаки и основные структурные части закона.

В настоящее время, вопросы, связанные с последствиями несоблюдения закона и отменой законом других нормативно-правовых актов, включаются в текст закона. Нами вносится предложение о том, чтобы вопросы, связанные с приведением законодательства в соответствие с вновь принятым законом, поскольку они имеют в настоящее время исключительно важное значение и, как правило, «зависают в воздухе», выделить в особый, правовой институт в рамках законодательного процесса, который мы предлагаем назвать «Порядок введения закона в действие». Это особая группа проблем, по нашему мнению, должна регулироваться постановлениями Государственной Думы и Совета Федерации по этому вопросу.

Такое выделение порядка введения в действие в особый документ усилит внимание к этой проблеме и облегчит контроль за осуществлением соответствующих мер, которые следовало бы возложить, по нашему мнению, на парламент, возможно, на одну из его палат. Ложное понимание принципа разделения властей, отсутствие парламентского контроля за выполнением этого рода поручений приводит к недейственности законов, не обеспеченных соответствующим механизмом реализации.


Платонов Владимир Михайлович







Интересное:


Виды и типы правовой культуры
Понятие и признаки диспозитивной нормы права
Классификация давности в праве.
Понятие и элементы механизма разрешения юридических коллизий
Понятие и значение регулятивной функции права
Вернуться к списку публикаций