2012-01-02 17:33:38
ГлавнаяТеория государства и права — Методологические основы анализа природы диспозитивных норм права



Методологические основы анализа природы диспозитивных норм права


Одним из основополагающих подходов к проблеме диспозитивных норм права, необходимо признать их глубокое и всестороннее изучение сквозь призму законов и категорий диалектического и исторического материализма.

Диспозитивные нормы права - одно из общих правовых понятий. Для того чтобы понять его природу, недостаточно рассмотреть лишь правовой аспект. Кроме правовой формы следует определить и то, что приняло эту правовую форму, следует раскрыть социальное содержание диспозитивных норм права.

Социальным содержанием диспозитивных норм права является свобода лиц и их объединений в обществе. Свобода, которой может пользоваться лицо или объединение лиц (индивидуальная свобода), производна от социальной свободы, предопределяется уровнем достигнутой в обществе свободы. Соотношение социальной свободы и индивидуальной может быть охарактеризовано как общее и отдельное. Индивидуальная свобода складывается, во-первых, из тех форм и степеней свободы действий, которые устанавливаются общественным строем, государством, общественным мнением и т.д. Во-вторых, из тех форм и степеней свободы выбора действий, которые определяются, решаются самой личностью непосредственно.

Социальная свобода закрепляется государством в соответствующей нормативной форме. «Юридически признанная свобода существует в государстве, - писал К. Маркс, - в форме закона». Посредством диспозитивных норм права признается социальная свобода, личное свободное усмотрение, в них они находят свое юридическое выражение. Причем фиксация социальной свободы производится «не в какой-то одной, отдельной норме права (хотя бы и основного закона), но в большой и разносторонней по своему содержанию совокупности юридических норм. Это происходит не только в силу того, что социальная свобода и социальный долг не одинаковы по содержанию у различных субъектов права, но, прежде всего, в силу того, что весьма разнообразны те отношения, в которых социальная свобода и долг находят свое осуществление».

Поскольку каждой из сторон общественной жизни соответствует определенная сфера свободы, социальная свобода представляет собой совокупность свобод: политической, экономической, личной и др.

Политическая свобода граждан получает юридическое закрепление в праве участвовать в управлении делами государства, в праве избирать и избираться, свободе слова, печати, собраний, митингов, демонстраций, праве объединяться в общественные организации и т.д.

Экономическая свобода граждан юридически выражается в свободе предпринимательской деятельности, труда, праве частной собственности и ее наследования и др.

Личная свобода граждан законодательно закреплена в праве на имя, честь, достоинство; гражданам гарантируется свобода передвижения и выбора места жительства, неприкосновенность личности и жилища, тайна переписки, свобода совести и т.д. В области науки, культуры граждане обладают свободой объединения в творческие союзы. Личная свобода получает также юридическое выражение в праве на образование.

Государство предоставляет позитивные права и свободы в самых различных областях общественной жизни. Разнообразны общественные отношения, в которых может быть реализована социальная свобода, разнообразны направления свободной деятельности субъектов.

Свобода - категория многогранная, вот почему ее необходимо рассматривать в различных аспектах. Это, несомненно, будет способствовать правильному пониманию диспозитивных норм права.

Широко известно определение свободы как познанной необходимости. Познание законов действительности, познание законов общественного развития является одним из условий свободной деятельности личности и общества. Но эти законы «сами по себе как объективные связи и отношения... не делают свободным ни общество, ни личность. Закон и необходимость открывают только возможность для такого действия», свободного действия. Возможность осуществляется, превращается в действительность посредством действий, причем реализуется, в конечном счете, только та возможность, которая совпадает с объективной необходимостью поступательного развития. С другой стороны, «реализация необходимости предполагает существование различных возможностей», в самой объективной действительности заложены разнообразные возможности.

Из связи категорий «необходимость» и «свобода», «необходимость» и «возможность» вытекает связь «свобода» - «возможность». Отсюда свободу можно выразить в виде определенных возможностей, обладателями которых являются отдельные лица или их коллективные образования. Свобода открывается только на основе возможного, возможности определяют свободу.

Понятие свободы тесно связано с понятием свободы воли. Личность, кроме сознания, обладает волей, участвующей в принятии решения и в его реализации посредством действий. Воля обусловлена объективными обстоятельствами, окружающей средой. Но эта детерминированность воли не означает того, что человек лишен свободы сознательного выбора в пределах объективно необходимого и возможного. «Объективная необходимость, определяя (детерминируя) человеческое поведение, проходит вначале через сознание и волю человека, и, следовательно, объективные требования к поведению индивида неизменно приобретают форму субъективно осознанных мотивов, влияющих на выбор поступка, т.е. необходимость определяет поведение человека опосредствованным образом».

Индивид, в зависимости от присущих ему особенностей, выбирает вариант поведения и действует в соответствии с принятым решением. «Объективные обстоятельства обычно дают фактическую возможность различных вариантов поведения, из которых человек должен своим волевым решением выбрать определенный вариант». Так действия, поступки, предопределяемые факторами объективного порядка, несут в себе черты индивидуальности, обусловленной особенностями самого субъекта.

Исходя из связи свободы с волей человека, удается сформулировать логическую сердцевину понятия свободы: свобода есть возможность для человека мыслить и действовать не по внешнему принуждению, а согласно своей воле (это психологический аспект, конкретизирующий философское понятие свободы).

Свобода как возможность получает реальное выражение в практической деятельности. Она выступает, в конечном счете, в виде поступка субъекта, акта поведения индивида. В этом плане «в самой общей форме свобода может быть охарактеризована как целеполагающая избирательная активность общественного человека, осуществляемая на основе познания объективной необходимости».

Свобода представляет собой избирательную деятельность, предполагает выбор определенного варианта поведения. Человек свободен тогда, когда он может выбирать и когда выбор определяется занятой им позицией. Однако избирательный акт не является произвольным, рамки выбора обусловливаются объективной необходимостью. «Выбор определенного варианта поведения не есть формальная возможность абстрагироваться от множества вариантов и остановиться чем-то одном. Он должен производиться на основе знания субъекта об окружающем мире с учетом определенных критериев, которые позволяют субъекту объяснить, почему он предпочел один вариант поведения всем другим».

В качестве одного из таких критериев выступает цель: выбор варианта предопределяется целью. С постановкой цели, с определением путей, способов ее достижения связана направленность свободной деятельности человека. В выборе цели имеется субъективный момент, но главная роль принадлежит обстоятельствам объективной действительности. Многообразие сфер жизнедеятельности является источником множества разнообразных целей, что дает субъекту возможность их выбора.

Свобода, выступая, в конечном счете, как поведение субъекта, предполагает как активность, инициативу, так и пассивное поведение. Проявление инициативы необходимо при выборе цели, а также варианта поведения для ее достижения. Активность отражает готовность человека к сознательному, добровольному совершению инициативных действий, действий, направленных на удовлетворение материальных и культурных потребностей, интересов. Последние оказывают решающее воздействие, на инициативу, активность, выступая их непосредственной причиной. «Интерес всегда влечет к действию, усиливает стремление добиться определенной цели. Пассивный, созерцательный интерес, не побуждающий к деятельности, - это интерес в зародышевом состоянии, поскольку он лишен главного качества активности». Интерес - явление объективное, однако реализация интереса происходит через сознательную деятельность. «Осознанный интерес выступает как стимул, определенное побуждение к действию».

Категория интереса имеет значение для понимания обусловленности индивидуальной свободы. В то же самое время предоставление свободы способствует созданию необходимых условий для удовлетворения интересов отдельных лиц, их коллективных образований.

Рассмотренные характеристики свободы (целеполагание, избирательность, активность), а также обусловливающие и сопутствующие ей явления (свобода воли, интерес) различными способами опосредствуются правом. Поскольку цели, интересы объективно обусловлены, а избирательность, активность, инициатива - неотъемлемые признаки свободы, возникает необходимость их учета в процессе правового регулирования общественных отношений, а именно, в процессе правового закрепления социальной свободы. Средством правового закрепления социальной свободы выступают диспозитивные нормы права.

Автономность явлений, так же как и их индивидуальность, одно из фундаментальнейших свойств объективной реальности. Благодаря автономности индивидуальность является саморегулирующей системой, способной к самодвижению.

Автономность означает не абсолютную, а относительную замкнутость индивидуальной системы. При всей своей обособленности она часть внешнего мира, сторона, вариант общего, тысячами переходов связанная с другими отдельными, автономными, индивидуальными системами. Отрицание общего в индивидуальности превращает последнюю в случайность, что исключает ее научный анализ. В своей изолированности единичность, синтезируемая в индивидуальность, - такая же абстракция, как и общее без единичности. «Отдельное не существует иначе как в той связи, которая ведет к общему... Всякое отдельное тысячами переходов связано с другого рода отдельными (вещами, явлениями, процессами) и т.д.».

Динамической структурой в рамках индивидуального бытия выступает индивидуализация, охватывающая закономерности формирования, развития конкретного проявления и самореализации индивидуальности. Посредством индивидуализации происходит развитие в природе и в обществе. Эту мысль можно проиллюстрировать словами К. Маркса, который, говоря о круговороте в природе, где жизнь сменяется смертью, а смерть жизнью, подчеркивал, что здесь «постоянное растворение индивидуализированного в элементарном есть такой же момент природного процесса, как постоянное индивидуализирование элементарного».

Указанное направление движения материи позволяет увидеть в индивидуализации процесс перехода от возможности к действительности, от сущности к существованию, поскольку «первичные формы материи суть живые, индивидуализирующие, внутренне присущие ей, создающие специфические различия сущностные силы».

Проиллюстрировать переход от возможности к действительности очень просто и на чисто юридическом примере, признав, что диспозитивная норма права всего лишь возможность, тогда как произведенная на ее основе индивидуализация взаимных прав, обязанностей, а в ряде случаев и ответственности, закрепленная в конкретном договоре или соглашении - действительность. В данном случае мы имеем дело с диалектикой правовой возможности и юридической действительности.

Данная характеристика методологической основы анализа природы диспозитивных норм права была бы неполной, если не подчеркнуть, что диспозитивные нормы права не только особая форма проявления общих законов бытия, но и особый центр автономной и свободной деятельности человека, благодаря которому осуществляется его саморегуляция по отношению как к внутренней, так и внешней среде.


Лапшин Иван Сергеевич







Интересное:


Указы Президента Российской Федерации: общая характеристика
Понятие, виды и значение принципов права
Эффективность доктринального толкования норм права
Классификации субъектов права
Понятие, природа и виды юридических коллизий. Аксиологическая характеристика коллизионности в праве.
Вернуться к списку публикаций