2012-01-02 13:33:16
ГлавнаяТеория государства и права — Нормативно-правовые акты



Нормативно-правовые акты


Поведение субъектов всегда протекает во времени, оно может быть в этом смысле одномоментным или длящимся. Поведение может охватывать одно или несколько фактических действий субъектов и фактических обстоятельств, каждое из которых имеет свои временные границы, свое начало и конец во времени. Поэтому законодатель должен не только установить само правило поведения, но и определить те временные пределы, в которых оно действует, т.е. установить временной период, когда соответствующие действия и обстоятельства регулируются данной юридической нормой.

Таким образом, законодатель должен официально опубликовать юридическую норму в надлежащем источнике и обнародовать ее. При этом обнародование юридических норм, целью которого является доведение ее до сведения адресатов, может предшествовать во времени ее официальному опубликованию. Ознакомившись с обнародованной юридической нормой, адресат может получить ее официальный текст из надлежащего источника в случае необходимости. О применении юридической нормы речь может идти только при наличии ее официального текста. Поэтому законодателю надлежит увязывать временные пределы действия юридической нормы именно с ее официальным опубликованием в надлежащем источнике, но не с обнародованием юридических норм в средствах массовой информации. Действие юридической нормы - это такое ее воздействие на адресатов, которое обеспечивает их поведение в строгом соответствии с правилами, в ней сформулированными. Действие юридической нормы - не только ее применение или осуществление. Юридическая норма может не применяться по каким-то причинам, однако она остается в действии до момента официального прекращения ее действия. Такие юридические нормы можно назвать «не работающими» или «формально действующими» по внешним по отношению к ним обстоятельствам. На практике встречаются случаи, когда юридическая норма действует, но временно не применяется в виду отсутствия механизма ее реализации. Но этот случай надо отличать от случаев временного приостановления действия юридической нормы самим законодателем.

Любая юридическая норма направлена на регулирование определенных общественных отношений, поэтому законодателю необходимо исследовать, каким образом конкретные общественные отношения уже урегулированы, т.е. урегулированы до принятия им новой юридической нормы. В том случае, когда к моменту принятия нового нормативного акта существует ранее принятая законодателем норма, регулирующая те же общественные отношения, законодатель должен определить действие старой и новой нормы, чтобы не возникло коллизии.

«...Не все отношения можно перестроить немедленно, - писал А.А. Тилле. - Этому могут мешать экономические, политические, юридические и иные обстоятельства». Правовое же регулирование предполагает строгую систему скоординированных юридических норм. Юридическая норма осуществляет свою функцию, только заняв определенное место среди других юридических норм в правовой системе. Содержание правила, установленного юридической нормой, может предопределять взаимодействие и взаимозависимость юридической нормы с конкретными юридическими нормами, их группами, институтами, возможно, действие юридической нормы будет зависеть или основываться на действии других юридических норм. Примером тому служат нормы общие и специальные, материальные и процессуальные и т.д. Проблема действия нормативных актов во времени осложняется еще и тем, что, принимая новую юридическую норму, законодатель должен учитывать не только горизонтальную скоординированность юридических норм между собой, но и иерархическую (субординационную). Иерархичность юридических норм предполагает их соподчиненность. Нормы низшей иерархии не должны противоречить высшей. Наконец, в системе юридических норм не должно быть лишних норм, нарушающих стройность всей системы.

Коллизии нормативных актов всегда будут вытекать из их содержания. Если их содержание будет тождественным, то коллизия может быть только между названиями нормативных актов, содержащих юридические нормы, одинаково регулирующие один и тот же вопрос. Такая ситуация возможна, например, в случае, когда нормативные акты обладают разной юридической силой с точки зрения иерархии нормативных актов, или в случае повтора определенного общего правила в специальном законодательстве.

Ранее принятые юридические нормы могут вступать в конфликт с более поздними нормами, когда прежние юридические нормы не изменены или не отменены законодателем. Длительность во времени общественного отношения может не совпадать с периодом действия нормативно-правового акта, в соответствии с которым оно возникло. Например, длящееся во времени общественное отношение может «пережить» несколько поколений нормативно-правовых актов или, наоборот, прекратиться к моменту вынесения того или иного решения правоприменительными органами в соответствии с новым нормативно-правовым актом.

Задача законодателя при определении временных границ действия нормативно-правового акта осложняется еще и нечетким разграничением компетенции между нормотворческими органами. Поскольку зачастую разные нормотворческие органы вправе регулировать одни и те же общественные отношения, постольку нормотворческому органу каждый раз при принятии нового нормативного акта следует проанализировать информацию о правовом регулировании данного предмета другими правоустанавливающими органами.

Таким образом, законодатель должен учитывать не только возможное несоответствие или противоречие нового нормативного акта с ранее принятыми им самим, но и с юридическими нормами, установленными другими нормотворческими органами, т.е. между нормами разной юридической силы в иерархии нормативных актов. В темпоральном аспекте законодатель должен исключить коллизию между разновременно действующими юридическими нормами. Такая темпоральная коллизия может возникнуть в результате установления нормотворческим органом или органами в разное время по одному и тому же вопросу двух или более правил разных по содержанию.

Принимая новую юридическую норму, законодатель может по-разному определить действие старой и новой нормы. Рассмотрим несколько вариантов.

1. Законодатель устанавливает момент начала действия новой юридической нормы после ее официального опубликования, и с этого момента конкретные правовые отношения могут возникнуть только в соответствии с новой юридической нормой. Возникнув, правоотношения изменяются и прекращаются тоже в соответствии с новой нормой. Те же отношения, которые возникли в соответствии со старой юридической нормой, должны быть прекращены в порядке, установленном самим законодателем, либо подлежат регулированию, т.е. существуют, изменяются и прекращаются в соответствии с новой юридической нормой с момента начала ее действия.

Для иллюстрации разных вариантов действия старой и новой юридической нормы удобно обратиться к какому-нибудь абстрактному примеру, смоделированной ситуации. Сегодня в крупных городах России часто можно встретить новых, так называемых бойцовых пород собак - питбулей и их разновидностей, хозяева которых объясняют свой выбор существующим уровнем преступности и желанием обеспечить безопасность себе и своим близким. Случаи причинения вреда такими собаками детям, прохожим, дворникам и загрязнение садово-парковой зоны в городах вызывают бурные дискуссии в средствах массовой информации о необходимости установить юридические нормы, запрещающие разведение питбулей и собак аналогичных пород в городских условиях.

В ряде стран подобные нормы уже существуют. Например, в Венгрии парламент недавно утвердил специальный закон, получивший название «Питбуль-закон», в соответствии с которым все венгерские питбули должны пройти стерилизацию, и этот факт должен быть заверен нотариусом. Поэтому проиллюстрируем действие нормативно-правовых актов во времени на примере с законодательным запретом содержать в городских условиях собак определенных пород.

В рассмотренном выше варианте это выглядело бы следующим образом. С момента начала действия новой юридической нормы приобрести собаку указанной в новой юридической норме породы для содержания в городе было бы нельзя. Собственники таких собак должны были бы либо содержать их только вне города, либо расстаться с ними.

Реальным примером может служить ст.1 Закона Санкт-Петербурга «О налоговых льготах», принятого Законодательным собранием Санкт- Петербурга 28 июня 1995 г. Данная юридическая норма установила ставку зачисляемого в бюджет Санкт-Петербурга налога на прибыль в размере 18% для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в перечисленных отраслях народного хозяйства. Согласно ст. 13 закона указанная юридическая норма начала действовать с 1 июля 1995 г. Следовательно, налогоплательщики, на которых распространяется действие ст.1 Закона Санкт-Петербурга «О налоговых льготах», с 1 июля 1995 г. должны были рассчитывать налог на прибыль, зачисляемый в бюджет Санкт-Петербурга, по ставке 18%.

В обоих примерах новая юридическая норма начинает действовать немедленно, а старая юридическая норма немедленно прекращает свое действие с момента начала действия новой. О «переживании» старой юридической нормы речь должна идти в этом случае только с точки зрения применения материального права правоприменительными органами, например, судом, при разрешении спора, касающегося фактов, которые имели место в период действия старой нормы, прекратившей действие к моменту рассмотрения спора. В частности, спор о порядке содержания собак до начала действия новой юридической нормы должен решаться, исходя из действовавших на тот момент правил, а ставка налога на прибыль, отчисляемого предприятием в бюджет Санкт-Петербурга за первое полугодие 1995 г., должна соответствовать действовавшим в первом полугодии ставкам, хотя спор между налоговой инспекцией и предприятием может рассматриваться и во втором полугодии.

Таким образом, законодатель, вводя в действие новую юридическую норму немедленно, должен предусмотреть обязанность правоприменительных органов руководствоваться теми нормами материального права, которые действовали во временной период, в котором спорные факты имели место и которым эти факты должны были соответствовать. Такое «переживание» не относится к нормам процессуального права, если конечно спор не касается непосредственно правильности их применения.

Особое значение при немедленном начале действия нового нормативного акта приобретает вопрос о так называемых «переходных» положениях, определяющих порядок и сроки прекращения или изменения правоотношений, возникших до момента введения в действие нового нормативного акта. Так, Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР, содержащиеся в Письме Госбанка СССР от 24 мая 1991 г., установили, что счета юридических лиц, открытые за границей до вступления в силу Закона СССР «О валютном регулировании», должны быть перечислены на счета в уполномоченных банках в СССР. В каждом конкретном случае «переходные» положения должны предусматривать особые условия и сроки, отвечающие принципам разумности и целесообразности.

2. Законодатель определяет действие новой юридической нормы так же, как в первом варианте, но при этом старая юридическая норма продолжает регулировать те общественные отношения, которые возникли до начала действия новой юридической нормы, т.е. существовать, изменяться и прекращаться они будут в соответствии со старой нормой, но вновь возникнуть конкретные общественные отношения смогут только в соответствии с новой юридической нормой. Таким образом, с момента начала действия новой юридической нормы параллельно будут существовать общественные отношения, регулируемые по-разному, разными нормами. Например, собственники собак указанных законодателем пород будут продолжать владеть, пользоваться и распоряжаться своими собаками в соответствии со старой нормой, но приобрести у них такую собаку для содержания в городе с момента начала действия новой юридической нормы будет нельзя.

Реальным примером может служить ч.2 ст.10 Федерального закона Российской Федерации «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». Первая часть Гражданского кодекса РФ содержит в ст. 181 правило о сроке исковой давности по искам о признании оспоримой сделки недействительной. Данное правило вступило в действие с 1 января 1995 г., и с этого дня право на предъявление указанного иска может возникнуть только в соответствии со ст. 181 Гражданского кодекса РФ. Однако законодатель установил в ч.2 ст. 10 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» правило о применении ранее действовавшей нормы к праву на предъявление иска о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности, возникшему до введения в действие новой юридической нормы.

Таким образом, старая юридическая норма в обоих примерах продолжает действовать параллельно с новой. В литературе принято называть подобное действие юридической нормы «переживанием закона». При этом действие новой юридической нормы называют перспективным.

Устанавливая такой порядок действия во времени новой и старой юридической нормы, законодатель должен установить временные пределы действия старой юридической нормы, так как параллельное действие двух или нескольких правил, регулирующих один и тот же предмет, нарушает системность юридических норм. Зачастую законодатель рассчитывает на фактическое прекращение действия старой юридической нормы вследствие отсутствия фактических обстоятельств, при наличии которых она должна применяться. Однако на практике подобное допущение способствует появлению коллизий нормативно-правовых актов. Поэтому законодатель должен, исходя из конкретных общественных отношений, так или иначе установить момент прекращения действия старой юридической нормы. Так, скажем, в нашем примере законодатель мог бы определить день прекращения действия старой юридической нормы конкретной календарной датой, исходя из максимально возможной продолжительности жизни собаки.

3. Законодатель устанавливает момент начала действия новой юридической нормы до ее официального опубликования. В этом случае юридическая норма предполагается существовавшей к моменту возникновения правоотношения, когда такой момент фактически предшествовал официальному опубликованию юридической нормы (в физическом времени). При таком определении начала действия новой юридической нормы уже возникшие и существующие правоотношения подлежат пересмотру в соответствии с новой юридической нормой, и в зависимости от того, касается ли новое правило только условий существования, изменения, прекращения правоотношений или оно иначе определяет и его возникновение, уже возникшее и существующее правоотношение должно быть прекращено или изменено в соответствии с требованиями новой юридической нормы. Так, в нашем примере после официального опубликования новой юридической нормы, запрещающей содержание в городе собак установленных пород, собственники таких собак должны были бы немедленно или в указанный законодателем срок расстаться с ними либо содержать их только вне города. В этом смысле поведение адресатов будет таким же, как и при немедленном действии новой юридической нормы, так как с точки зрения физического времени изменить непосредственно прошедшие факты нельзя.

Распоряжением от 25 января 1994 г. № 53-р мэр Санкт-Петербурга А.А. Собчак ввел с 1 января 1994 г. плату за розничную торговлю табачными изделиями и грузовыми автомобилями грузоподъемностью до 1,25 т. Торговля указанными товарами и до Распоряжения от 25 января 1994 г. могла осуществляться только после получения лицензии. Однако, лицензия выдавалась бесплатно, и, вероятно, часть предпринимателей получили лицензию бесплатно, рассчитывая лишь в будущем осуществлять торговлю. Могли ли они после опубликования Распоряжения отказаться от лицензии, если фактически не торговали табачными изделиями и грузовыми автомобилями?

Правило, установленное Распоряжением, определяет условия возникновения права на торговлю, следовательно, отказ от внесения платы должен просто влечь его прекращение. Исходя из этого, в Распоряжении целесообразно было бы указать, что невнесение установленной платы при фактическом неиспользовании полученной лицензии на торговлю влечет прекращение действия лицензии. Отсутствие подобной расшифровки в Распоряжении позволяет предположить иную трактовку юридического смысла установленных в нем правил, т.е. взимание платы за саму возможность осуществлять торговлю отдельными видами товаров, независимо от ее фактической реализации. В таком смысле установленная плата выступает условием не только возникновения права на торговлю, но и существования этого права, следовательно, в соответствии с Распоряжением, после 25 января 1994 г. плату за январь 1994 г. обязаны были внести все владельцы лицензии: и те, кто осуществлял торговлю в январе 1994 г., и те, кто не успел ее организовать.

Однако законодатель может не только распространить действие новой юридической нормы на уже возникшие и существующие правоотношения, но и на прекратившиеся, т.е. на их последствия. Так, ст.9 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» распространяет действие норм Кодекса об основаниях и последствиях недействительности сделок на сделки, требования о признании недействительными и последствиях недействительности которых рассматриваются судом, арбитражным судом « или третейским судом после введения в действие новых юридических норм, независимо от времени совершения соответствующих сделок.

Установление момента начала действия новой юридической нормы до ее официального опубликования принято называть в литературе «обратным действием закона», когда новая юридическая норма предполагается существовавшей в прошлом (с точки зрения физического времени). При этом старая юридическая норма, регулировавшая тот же предмет, досрочно прекращает свое действие.

Итак, во избежание темпоральных коллизий законодатель, принимая новую юридическую норму, должен определить момент начала ее действия и решить вопрос о порядке действия старой юридической нормы.

Момент начала действия нормативного акта должен быть определен конкретной календарной датой: днем, месяцем и годом. Использование более мелких единиц календарного времени, чем день, представляется нецелесообразным и практически неприемлемым. Однако календарная дата может быть определена законодателем непосредственно, а может быть привязана им к какому-то событию.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Проблемы реализации института давности в РФ
Содержание восстановительной функции права
Функции давности в праве.
Функции юридических фактов в гражданском процессуальном праве
Разделение властей: конституционное закрепление в Российской Федерации
Вернуться к списку публикаций