2012-01-02 13:20:11
ГлавнаяТеория государства и права — Признаки норм права



Признаки норм права


Действие правовых норм не зависит от усмотрения отдельных лиц. Иногда норме права надо отстаивать свое право на государственную поддержку в течение десятилетий, кочуя из проекта закона в новый проект, из одной монографии в другую. Но реальную силу могут иметь только те нормы права, которые волею органов государственной власти признаны юридическими.

Исследование действия норм права - это фундаментальная теоретическая проблема. Она требует широкого подхода, а именно - изучения вопроса формирования права и его трансформации, т.е. перехода системы норм права в новое состояние, в новые условия функционирования.

Действие норм права в реальной жизни осуществляется посредством информационных, нормативно-ценностных и социально-психологических процессов. Действие норм права во времени - это и процесс передачи правовой информации, и формирование правосознания, и обеспечение правомерного поведения и деятельности субъекта. Анализ действия норм права предполагает изучение, прежде всего, социальных факторов - объективных и субъективных, позитивных и негативных, обусловливающих соблюдение и реализацию норм права, формирование правоотношений в гражданском обществе, режим законности при трансформации сложившихся норм права в юридические нормы.

Социальные исследования показали, что в ряде случаев у граждан отсутствует точное представление и знание конкретных юридических норм, поэтому они в гораздо большей мере считаются с общими принципами права и в своем поведении преимущественно руководствуются стереотипами, т.е. подражают сложившимся в массовом сознании и ставшим образцами поведения. В создании таких стереотипов большая роль принадлежит праву.

Процесс правообразования, с которого начинается действие норм права, изучается социологией права. Получив государственную поддержку, нормы права обретают качественную определенность юридических норм. Догматическое (формально-юридическое) правоведение исследует именно действие юридических норм, презюмируя соответствие закона праву.

Действие права до государственного закрепления правовых норм - важная и многоаспектная тема, требующая привлечения данных философии, социологии, психологии и других наук, проведения комплексных социально-правовых исследований. Проблема действия норм права во времени связана с решением вопросов о социально-правовом воздействии на поведение человека, о темпоральном изменении общественных отношений, о соотношении государственного управления и саморегулирования гражданского общества и др. Право исследуется как социальная система. Основная задача - выяснить механизм перевода норм права в реальное поведение субъекта.

Получение нормами права государственной поддержки - начало нового этапа в процессе их действия во времени. С этого момента нормы права (юридические нормы) действуют в форме санкционированных и поддерживаемых государством запретов, дозволений, санкций. Традиционно, в правоведении проблемой действия во времени охватывалось лишь действие норм права как формализованных, воплощенных в каких-либо признаваемых государством источниках права. Поэтому в предлагаемой работе исследуется не действие права с точки зрения правообразования, а действие самих форм (источников) права.

Вопрос о действии норм права во времени - это вопрос не сути, не содержания права, которые исследовались, главным образом сторонниками социологического и естественного правопонимания. Действие - это внешняя характеристика нормы права, поэтому механизм и принципы действия правовых норм объяснялись сторонниками юридического позитивизма в рамках особой юридической дисциплины - общей теории права.

Рассуждая о праве, о правовых нормах, мы можем придерживаться любого типа правопонимания. Но исследовать сами юридические нормы, их структуру, механизм действия вряд ли возможно иначе как не на основе формально-догматического метода.

В рамках правового позитивизма фактически существующее и применяемое право было узаконено, что совершенно отрицалось школой естественного права, для которой критерием действия права было его сочетание с требованиями разума. По мнению Э. Аннерса, сочетание права с требованиями разума составляет философскую законную основу действия права. «Но если предположить, что исторически данный правовой порядок объективно правильный, то приближаешься к тому, чтобы уделять больше внимания фактически действующим и применяемым положениям, чем историческому фону», - пишет он.

Рассматривать действие норм права следует, исходя из государственно-правовых и процессуально-правовых форм возникновения правовых положений - законодательства и практики. Значение имеют формальные правила создания, изменения и отмены норм права. При условии следования этим формальным правилам не было бы никакого повода подвергать сомнению обязательную силу действующих норм для граждан в обществе.

Юридические нормы - общеобязательные нормы, образующие разветвленную систему. Они в большей степени формально определены по сравнению с такими социальными регуляторами, как мораль, этикет, и тесно связаны с деятельностью государства.

Юридические нормы «не терпят конкуренции». «В стране могут функционировать несколько религиозных (христианских, мусульманских, буддистских, иудаистских и т.д.), моральных (например, «мораль хижин» и «мораль дворцов»), эстетических (вспомним «Эстетические отношения искусства к действительности» Н.Г. Чернышевского) и других систем. - Пишет Л.И. Спиридонов. - При этом евангельские заповеди обязательны только для христиан, нормы Корана и Шариата - только для мусульман, нормы Талмуда - для иудеев и т.д. Юридическая же система в государстве одна, и входящие в нее нормы общеобязательны».

Юридические нормы формальны по своему характеру. Рассчитанные на регулирование целых категорий общественных отношений (уголовных, гражданских, конституционных, трудовых, семейных и т.д.), адресованные, как правило, кругу лиц, определяемых общими признаками (граждане России, иностранные граждане, лица без гражданства; работники и работодатели; наследники и наследодатели и т.д.), юридические нормы устанавливают права и обязанности субъектов правоотношений. Во-первых, формальная определенность юридической нормы дает субъекту возможность действовать в соответствии с правилом, содержащимся в ней, или требовать от других надлежащего поведения, т.е. юридическая норма формально определяет масштаб поведения, образец (эталон) тех или иных отношений и связей между субъектами.

Во-вторых, будучи формальной, юридическая норма может выступать средством и мерой правовой оценки того или иного действия (бездействия) субъекта, как правомерного или неправомерного. Юридическая норма - основа для принятия решения о привлечении лица к юридической ответственности.

Предоставляя права и наделяя субъектов обязанностями, юридическая норма носит повелительный характер. «Всякая норма права - приказ, - писал Г.Ф. Шершеневич. - Нормы права не предлагают только, не советуют, не убеждают, не просят, не учат поступать известным образом, но требуют известного поведения». Некоторые авторы расценивали юридические нормы как «веление государства». Л.И. Спиридонов считает юридическую норму выражением общественного требования, «велением общества».

Само веление, общества ли, государства, может быть выражено в юридической норме как в форме повелительного, так и в форме изъявительного наклонения. Юридическая норма требует от субъекта либо совершить определенные действия (позитивная обязанность или «повеления», как их называл Г.Ф. Шершеневич), либо воздержаться от определенных действий (негативная обязанность или «запрещения»). «Приказ может быть выражен как в положительной форме, так и в отрицательной», - считал Г.Ф. Шершеневич.

Любая юридическая норма касается, по крайней мере, двух субъектов - двух сторон общественного отношения. В том случае, когда юридическая норма формулирует либо только правомочие одного лица, либо только указывает на обязанность другого, вторая соответствующая часть подразумевается. Юридические нормы, предоставляющие субъекту возможность вести себя определенным образом (правомочие), выражаются в форме дозволений. Но и они, писал Г.Ф. Шершеневич, «в действительности содержат приказ».

Будучи «приказом», юридическая норма носит обязательный характер. Даже в том случае, когда она устанавливает порядок награждения медалью или орденом, она содержит веление представить необходимые документы, установить юридические факты, подтверждающие право на награждение.

Субъекты юридического общения формально равны между собой, и, регулируя конкретный вид общественных отношений, юридические нормы обязательны для всех их участников. Каждый, кто оказался в определенной сфере правоотношений, обязан руководствоваться тем масштабом (эталоном) поведения, который установлен юридическими нормами в этой сфере.

Юридическая норма - общеобязательное правило, но только для общественных отношений, которые существуют в конкретный промежуток времени, на определенном этапе развития человеческого общества. В разное время действуют разные юридические нормы. «Нормы возникают, меняются, исчезают, влияют известным образом на склад юридических отношений, служат причиной того, что эти отношения принимают ту или другую форму. Таким образом, они соответствуют... частным явлениям, закон которых путем обобщения требуется еще установить». Юридические нормы - явление социальное, и, как всякое социальное явление они относительны. «Вечные» нормы - такие, как «не убей», «не укради» и др., диапазон временного действия которых широк, меняют способ и средства юридического выражения, сохраняя морально-правовое содержание. Юридические нормы изменчивы и зависят от времени. Одни и те же правила поведения могут быть сегодня юридическими нормами, а завтра перестать быть ими. Они могут стать нормами нравственности, а могут вообще перестать признаваться кем- либо правилами поведения.

Юридические нормы исходят из принципа формального равенства людей. Они выступают как некое надындивидуальное начало. Юридическая норма всегда уравнивает, нивелирует. Она связана с уровнем сознания индивида, отражающим его тождественность с любым другим индивидом. На этом уровне человек, не равный другому физически и психологически, постоянно меняющийся во времени: здоровый стал больным, неграмотный научился читать, молодой состарился и т.д. - взаимодействует с другими людьми посредством юридических норм. Перед юридическими нормами все равны. Юридические нормы выступают средством объединения людей, и поэтому - они общеобязательны.

Обеспечивается общеобязательность юридических норм организованной принудительной силой государства. Государственное обеспечение - это один из признаков юридических норм. При этом такие сторонники позитивного правопонимания, как А.Д. Градовский, Н.К. Ренненкампф, А.Х. Гольмстен, В.М. Хвостов, Н.И. Палиенко подчеркивали, что принудительность норм права имеет тенденцию господствовать над членами человеческого общежития независимо от согласия каждого из них подчиняться этим нормам. Наиболее отчетливо в качестве признака юридических норм выдвигал принуждение Г.Ф. Шершеневич.

Государство обеспечивает реализацию юридических норм и защищает права субъекта. В то время, как другие социальные нормы могут лишь поддерживаться государством при их не противоречии юридическим нормам. Государственным принуждением обеспечены только юридические нормы.

Обеспечивая общеобязательность юридических норм, государство использует ряд механизмов. Существует целая система правоохранительных органов, ведущую роль в которой играет суд.

Юридические нормы санкционируются или устанавливаются государством. Другие социальные нормы могут возникать в форме убеждений людей, например, моральные нормы, или могут устанавливаться общественными организациями. Обеспечиваться такие социальные нормы соответственно будут либо обществом, либо органами общественных организаций.

«Юридические нормы, - писал Д.Д. Гримм, - суть нормы, признаваемые обязательными в силу того, что они признаются таковыми со стороны органов государственной власти». Формы этого признания Д.Д. Гримм видел в законе, обычае и судебной практике и в соответствии с ними определил нормы права: «Юридическими нормами являются нормы, возникшие в признанной органами государственной власти (открыто или молчаливо, добровольно или по необходимости) форме образования обязательных норм».

Санкционируя то или иное уже сложившееся правило поведения, например, обычай, государство придает ему особый статус юридической нормы, приравнивая его к своим собственным велениям. Санкционирование может сопровождаться более четким формулированием нормы, ее трансформацией в законодательство и т.д.

Устанавливая юридические нормы, государство как бы «творит» право, создает его. Государство вводит новые правила поведения, объявляя их общеобязательными. Важно при этом, чтобы государственное нормотворчество было адекватно объективно существующим общественным отношениям, т.е. обязательность установленных государством юридических норм должна поддерживаться и гарантироваться государством, но вытекать из реальной потребности правового регулирования.

Устанавливая и санкционируя юридические нормы, государство систематизирует их. Системность - это еще один особый признак юридических норм, которые образуют разветвленную систему, отличающуюся внутренним единством и логической взаимосвязью. Система юридических норм должна отражать объективно существующую систему права и соответствовать системе общественных отношений, которые регулируются правом.

Система юридических норм состоит из разных по сложности компонентов: отраслей, правовых институтов, отдельных норм. Нормы права связаны между собой координационными (по горизонтали) и субординационными или иерархическими (по вертикали) связями. Координационные отношения означают взаимодействие норм одинаковой юридической силы, а иерархические - подчинение и соподчинение норм, обладающих меньшей юридической силой, нормам, обладающим высшей правовой обязательностью. «Общие принципы права должны лежать в основе отраслевых, принципы институтов - основных начал отрасли права. Иерархичность принципов права, их соподчиненность и «вытекаемость» друг из друга предполагают, проецируют подчинение между нормами права».

В системе юридических норм, установленных или санкционированных государством, не должно быть лишних норм, порождающих дополнительные отношения. Каждая норма должна занимать свое местоположение в системе.

Итак, юридические нормы - система установленных или санкционированных государством общеобязательных и обеспеченных государственным принуждением правил поведения и деятельности физических и юридических лиц.


Капустина Мария Александровна



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Конфликтология универсальных прав
Сущность и основные признаки института диспозитивности
Функции права как выражение его сущности и социального назначения
Проблемы классификации юридической ответственности
Роль Президента в законодательном процессе. Повторное рассмотрение федеральных законов, отклоненных Президентом Российской Федерации
Вернуться к списку публикаций