2012-01-02 13:20:11
ГлавнаяТеория государства и права — Признаки норм права



Признаки норм права


Нормы права - это всегда нормы общения субъектов, нормы их совместной деятельности и поведения. Нормы предполагают наличие прав и соответствующих им обязанностей участников общественных отношений.

Признаки юридических норм должны соответствовать признакам права, поскольку нормы составляют часть права в целом как социального явления. Однако в литературе, посвященной понятию права, трудно найти два одинаковых мнения.

Правоведы естественно-правовой ориентации утверждали, что право может изучаться в двух аспектах: в качестве исторически-общественного явления и с точки зрения должного. В результате чего можно сформулировать психологическое, социологическое и юридико- догматическое понятие права, с одной стороны, и нормативно-этическое, или естественно-правовое, - с другой.

По общему мнению представителей школы «возрожденного естественного права» в России, естественное право, как идея о должном в сфере правды, справедливости и добра, выполняет по отношению к праву положительному две функции: теоретическую (нормативную) и практическую (конститутивную).

Нормативная, или теоретическая, функция естественного права состоит в том, что оно детерминирует содержание действующего, позитивного права; его практическая (конститутивная) функция заключается в придании действующему праву правомерности, легитимации самого существования действующего права и его принудительного характера.

Л.И. Петражицкий главной заслугой естественно-правового направления считал постоянные требования улучшения действующего законодательства, критическое отношение к правотворческой деятельности по созданию позитивного права. По его концепции, правом следовало назвать эмоциональное переживание, которое находится в сочетании с представлением об определенном поведении в области взаимодействия людей как членов общества, где решались вопросы о благах (имущественных и духовных).

«Интуитивное право» Л.И. Петражицкого обходится без каких-либо специальных внешних средств принуждения и сформулированных норм- моделей поведения, однако «интуитивное право» заключает в себе тенденцию к позитивации. Нормы права для Л.И. Петражицкого - это способы, которыми люди распознают общие для всех признаки прав и обязанностей, например, «игорное право», «позитивное научное право», «светское право», «официальное право», т.е. нормативные акты, и т.д.

Юридические нормы создают модели тех общественных отношений, которые подлежат правовому регулированию. Общественные отношения, которые должны регулироваться правом, имеют ряд особенностей.

Во-первых, эти отношения всегда коллизионны, т.е. они возникают, изменяются и прекращаются в связи с такими целями человеческой деятельности, такими интересами и ценностями, которые могут быть осуществлены совместно только при установлении формы, порядка, очередности их осуществления, причем этот порядок, форма, очередность и т.д. могут быть различными и носят субъективный характер так же, как и отношения, регулируемые моралью, нравственностью и этикой.

По мнению Н.М.Коркунова, право разграничивает интересы. Поскольку интересы индивидов как членов общества имели «не индивидуальный, а социальный, общий характер», человеку приходилось «сообразовываться не только со своими собственными интересами, но и с интересами других людей, без обращения с которыми он не может существовать». В процессе согласования интересов последние могли быть равноценными в случае, если субъекты противостояли друг другу как равноценные личности. При этом требовалось чье-то внешнее вмешательство, способное разграничить интересы. Нормы, осуществляющие такое вмешательство, были правовыми.

Отношения же, регулируемые техническими нормами, такой коллизионностью не обладают, так как основаны на объективных законах физики, химии, математики. Порядок, форма, очередность осуществления отношений, регулируемых техническими нормами, изменяются только с развитием науки, открывающей закономерности, существующие в окружающем мире. На конкретном этапе научно-технического прогресса каждое «техническое» отношение может быть осуществлено только одним единственным способом, в той или иной конкретной форме, порядке и очередности.

Во-вторых, отношения, которые должны регулироваться правом, формальны, т.е. критерием их регулирования выступают не оценочные категории, а формальные категории, устанавливающие разграничения, пределы, меру осуществления различных интересов и целей деятельности. Для регулирования же отношений нравственности, морали, этики используют оценочные категории. Осуществление той или иной цели в таких отношениях ставится в зависимость от субъективной оценки, которая ей дается в конкретной ситуации.

Коллизионность и формальность общественных отношений определяют особенности норм, регулирующих их, т.е. правовых норм. Правовые нормы, во-первых, устанавливают рамки и порядок совместного, одновременного осуществления разных интересов и целей деятельности. Тем самым правовые нормы отличаются, например, от технических, которые определяют порядок достижения конкретных целей. Во-вторых, правовые нормы разграничивают те интересы и цели деятельности, которые осуществляются отдельными индивидами и их объединениями, а также государством. Нормы права всегда носят социальный характер, а не индивидуальный. В то время, как нормы нравственности могут быть сугубо индивидуальными и не затрагивать интересов других в определенных ситуациях. Правовые нормы в большей степени, чем другие социальные нормы, отражают экономические условия общественных отношений. Право непосредственно регулирует отношения товарообмена.

Правила нравственности могут быть признаны нормами права. Например, ст.814 Германского Гражданского Уложения запрещает требовать возврата переданного во исполнение обязательства, если чинивший удовлетворение знал, что он не обязан чинить его, или если оно было учинено во исполнение нравственной обязанности или ради соблюдения требований приличия.

Сторонники позитивистского правопонимания признают нормами права только юридические нормы, установленные или санкционированные органами государственной власти. Правовыми они называют «социальные нормы нашего поведения, которые отличаются принудительностью в высшей степени», т.е. взятые под защиту государственной властью, те нормы, «соблюдение которых предписывается под угрозою, исходящей от государства».

С позиций юридического позитивизма право трактовалось как совокупность общеобязательных норм, выражающих требования государства и обеспеченных его принудительной силой. Представители социологического позитивизма в России рассматривали право как совокупность правовых отношений, правовой порядок.

Содержание норм, регулирующих поведение и деятельность субъектов, может вырабатываться и органами государственной власти и управления, и судебными органами, и отдельными учеными, наконец, самим обществом. Это зависит от правовой системы, ее типа. Однако юридическими нормы становятся в том случае, если государственная власть признает их таковыми.

Общественные отношения, которые регулируются правом, более защищены и гарантированы от нарушений со стороны третьих лиц. С. Муромцев приводил пример с развитием поземельного кредита, утверждая, что для этого необходима юридическая защита земельных отношений. По его мнению, «юридическая (организованная) защита составляет основное отличительное свойство права, своим существованием обусловливающее и вызывающее другие характеристические свойства его».

Государственная деятельность рассматривается позитивистами единственным источником правотворчества. Без государства право не существует. Право и закон не различаются.

Нормы права становятся инструментом, властно регламентирующим поведение и деятельность индивидов и их объединений. Признаки норм права, отличающие их от других норм, существующих в обществе, сводятся к следующим: во-первых, они устанавливаются или санкционируются государством и, во-вторых, обеспечиваются государственным принуждением. Процедура референдума и вовсе сводит признаки правовых норм до единственного характерного признака - защищаются государством.

Г.Ф. Шершеневич отмечал, что «правила, определяющие устройство и деятельность самой государственной власти, не могут иметь правового характера... потому что требование, обращенное к самому себе под угрозою, не имеет никакого значения». Таким образом, не различая право и закон, мы, фактически, выносим за пределы регулирования нормами права целую сферу деятельности - деятельность органов государства, и отрицаем правовое регулирование международных отношений.

В действительности деятельность государства как внутри страны, так и на международной арене подчинена правовым нормам. Причем в настоящее время приоритет отдается нормам и принципам международного права. Отождествление или разделение правовых и юридических норм зависит от того, какая роль отводится государству в процессе правообразования. Право как социальное явление определяется, прежде всего, интересами человека и гражданина. Юридические нормы - позицией государства в каждый конкретный исторический момент.

В реальной жизни право предстает, главным образом, в виде системы норм. Но нормативность - один из признаков права.

Разделение юридических и правовых норм основано на понимании права как меры свободы формально равных субъектов. Право в таком понимании существует в гражданском обществе независимо от закона. Оно выражает форму и меру свободы и адекватно взглядам людей в обществе. Закон и другие юридические нормы рассматриваются как официальное нормативное выражение права. Властным структурам надлежит переводить уже действующее право в юридические нормы и обеспечить их защиту.

Официальные юридические нормы могут совпадать или не совпадать с правом. При отсутствии контроля со стороны общества государство может злоупотреблять своими полномочиями в процессе нормотворчества, произвольно ограничивать права и свободы человека, устанавливать необоснованные, антигуманные и репрессивные уголовные запреты и т.д. Юридические нормы в таком случае не соответствуют праву. Они являются государственно-властными предписаниями и выражают представления не общества, а государства о социально значимых отношениях. Государство может произвольно очерчивать сферу юридического регулирования.

Однако в правовом государстве закон должен соответствовать праву. Конкретизация права в юридических нормах возможна при закреплении законом развитой системы правовых процедур, которые являются гарантиями возведения права, а не самой по себе воли государственно-властных структур в закон. Законодательная политика должна основываться на реальных, фактических отношениях, на тех правилах, моделях, стандартах, которые признаются в обществе. Нормы права, действующие во взаимоотношениях между субъектами, должны получить государственную поддержку и защиту.

Действие норм права во времени может не совпадать с действием юридических норм. Право как явление объективное может опережать во времени момент своего санкционирования государством, а может отставать от государства, устанавливающего юридические нормы, которые должны урегулировать еще не существующие в действительности, но возможные общественные отношения. На социальные процессы оказывают влияние и нормы, получившие юридическое закрепление, и нормы, не обеспеченные государственным принуждением. Но судебная или иная государственная защита возможна лишь в случае признания нормы государством. В правовом государстве принуждение может исходить только со стороны государственных органов, а значит, норма права, не получившая юридического закрепления, будет соблюдаться лишь добровольно в силу ее адекватности объективной необходимости.

Различение понятий «право» и «закон» «должно было показать противоречивость этих явлений и объективность критериев оценки социальной эффективности закона. Но разрыв между правом и законом чреват недооценкой законов как нормативных регуляторов поведения». Противопоставление права и закона может привести к столь же нежелательным последствиям, сколь и сведение права к системе юридических норм, так как подрывает авторитет законодательства и органов государственной власти.

Единого мнения в вопросе о признаках норм права в литературе нет. Действующие юридические нормы могут иногда содержать, скорее, нравственные правила или технические нормы. Трудность заключается в определении критериев, отличающих нормы права от других норм. Отделить нормы нравственности от правовых или технические нормы от норм права порой очень сложно. Примером тому может служить такой источник права, как Германское гражданское уложение 1896 г., содержащее нормы о нарушении «общественной и коммерческой морали», и технические правила заполнения всевозможных деклараций, бланков и форм, установленные юридическими нормами.

Цивилизация стремится гармонизировать человеческие отношения, найти способы и методы такого их регулирования, которые, с одной стороны, предоставляли бы возможность каждому индивиду свободно осуществлять свои интересы, а с другой - обеспечивали совместное осуществление разных интересов. Государство, устанавливая юридические правила, обеспечивает их общеобязательность. Именно благодаря факту зафиксированности права в нормах (объективных формах таких, как закон, правовой прецедент), право регулирует отношения между разными дееспособными субъектами, направляет поведение людей, упорядочивает связи между индивидами, индивидами и обществом и т.д.

Сторонники позитивного правопонимания правом считали только установленное, формально выраженное право. Бергбом считал задачей юриспруденции отыскание формального критерия права путем ответвления от содержания правовых норм. Действующее право, согласно Бергбому, могло быть познано с помощью формальной философии права, которая рассматривалась как собрание правовых понятий.

Нормы права носят общий характер. Они неперсонифицированы и рассчитаны на неопределенное число случаев, заранее не фиксированных. В отличие от других социальных норм, нормы права выстраиваются в строгую систему - систему типовых масштабов поведения, обеспечивающих единую, общеобязательную регламентацию общественных отношений. Таким образом, общий характер правовых норм проявляется в двух аспектах: они распространяют свою силу, во-первых, на любого, кому они адресованы или могут быть адресованы, но не на кого-то персонально, т.е. безличны и, во- вторых, на любое типичное общественное отношение, ситуацию, которые повторяются или могут повторяться по установленным нормами права правилам, т.е. правовые нормы не индивидуальны, а относительно постоянны.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Указы Президента Российской Федерации и иные правовые акты: системно-сравнительный анализ
Классификации субъектов права
Понятие и место принципа состязательности в системе принципов права
Функции юридических фактов в гражданском процессуальном праве
Содержание восстановительной функции права
Вернуться к списку публикаций