2012-01-02 02:59:02
ГлавнаяТеория государства и права — Деятельность органов внутренних дел, направленная на реабилитацию жертв политических репрессий



Деятельность органов внутренних дел, направленная на реабилитацию жертв политических репрессий


При этом в большинстве случаев, ИЦ УВД областей оказывается помощь заявителям в поиске свидетелей, которые могли бы подтвердить факт применения репрессий. Так, ИЦ УВД Ярославской области на сегодняшний день в 105 случаях организован поиск соответствующих свидетелей.

Иногда архивными документами подтверждается только факт высылки, направления на спецпоселение или только факт раскулачивания, изъятия имущества. Например, почти во всех личных делах кулаков, находившихся на спецпоселении в Челябинской области, имеются социально-экономические характеристики, содержащие информацию об имущественном положении репрессированного на момент или до применения репрессии. Но не в каждой социально-экономической характеристике имеются сведения о раскулачивании, об изъятии имущества. Кроме того, в документах госархива Ярославской области имеются, например, постановление РИКа о раскулачивании, направление на спецпоселение в г. Магнитогорск, акт изъятия и передачи в фонд колхоза имущества заявителя, но факта нахождения заявителя не подтверждается документами госархива Ярославской области и ИЦ УВД Челябинской области.

В таких ситуациях ИЦ УВД принимается решение о реабилитации либо по факту направления на спецпоселение, либо по факту раскулачивания, изъятия имущества. Заявителям рекомендуется обратиться в суд для установления на основании свидетельских показаний в первом случае - факта изъятия имущества, во втором факта направления на спецпоселение. При этом заявителям так же оказывается помощь в поиске свидетелей.

Причиной отказа органов внутренних дел в выдаче справки о реабилитации может быть также и то, что примененные к заявителю или его родственникам меры административного воздействия (принуждения) не относятся к категории политических репрессий. В наше время зачастую любой факт изъятия имущества у частных лиц органами власти в период 20-40-х годов воспринимается как политическая репрессия. Поэтому необходимо знать, что под действие п. «в» ст. 3 Закона РФ от 18.10.91 г. (иное ограничение прав и свобод) подпадают и подлежат реабилитации лица, у которых в связи с признанием хозяйства кулацким были изъяты сельхозинвентарь, другое имущество, домостроения. Но к категории политически репрессированных не относятся и не подлежат реабилитации лица, подвергнутые мерам административного воздействия в виде изъятия имущества за неуплату сельхозналогов, невыполнение «твердого» задания.

Не относятся к категории политически репрессированных и не подлежат реабилитации лица:

а) лишенные избирательных прав в годы коллективизации;

б) подвергнутые санкциям на основании Указа Президиума Верховного Совета от 02 июня 1948 г. (Указа «Шверника») «О выселении в отдельные районы лиц, злостно уклоняющихся от трудовой деятельности в сельском хозяйстве и ведущих антиобщественный, паразитический образ жизни»;

в) высланные в административном порядке из запретных, режимных местностей и пограничной полосы в порядке осуществления паспортного режима, а также по решениям военных советов фронтов, военных округов, высшего командования войсковых соединений из пределов местности, объявленной на военном положении, если по прибытии к новому месту жительства они не взяты под надзор органов внутренних дел по политическим мотивам с ограничением прав и свобод.

Кроме того, к категории политически репрессированных нельзя относить лиц - бывших домовладельцев из национализированных жилищных объектов.

Во всех подобных случаях заявителям разъясняется их право на обжалование решения органов внутренних дел об отказе в выдаче справки о реабилитации в судебном порядке.

В отношении заявлений о реабилитации гражданских лиц, бывших советских военнопленных, попавших в плен и окружение, а также оказавшихся на временно оккупированной территории, которые по политическим мотивам осуждались за государственные, воинские и иные преступления, направлялись для проверки в сборно-пересыльные, специальные и проверочно-фильтрационные лагеря, следует сказать, что их рассмотрение приостановлено до получения рекомендаций Генеральной Прокуратуры РФ и ГИЦ МВД РФ о порядке исполнения Указа Президента РФ от 24 января 1995 года N 63 «О восстановлении законных прав российских граждан - бывших советских военнопленных и гражданских лиц, репатриированных в период Великой Отечественной войны и в послевоенный период».

Однако было бы правильнее по этому вопросу принять специальный федеральный закон, который исчерпывающим образом устанавливал бы фактические и юридические основания, четкий порядок восстановления в правах указанной категории российских граждан.

Существует определенная специфика в деятельности органов внутренних дел при рассмотрении заявлений детей репрессированных лиц. Так, заявления о признании пострадавшими от политических репрессий лиц, чьи отец или мать были репрессированы, решение о выдаче или отказе в выдаче соответствующей справки органами внутренних дел принимаются от данных граждан после проверки обстоятельств применения репрессий к родителям.

Согласно ст. 2-1 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» (в редакции от 3 сентября 1993 года), до недавнего времени пострадавшими от политических репрессий признавались:

а) дети, вместе с родителями находившиеся в местах лишения свободы, ссылке, высылке, на спецпоселении;

б) дети, в несовершеннолетнем возрасте оставшиеся без попечения одного или обоих родителей, необоснованно репрессированных по политическим мотивам;

в) дети, супруг, супруга, родители лиц, расстрелянных или умерших в местах лишения свободы и реабилитированных посмертно.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 23 мая 1995 года положение абзаца 1 части первой ст. 2-1 Закона о реабилитации (относит детей, находящихся вместе с родителями в местах лишения свободы, в ссылке, высылке и на спецпоселении, к пострадавшим от политических репрессий, а не к репрессированным) признано неконституционным.

С принятием Государственной Думой РФ 11 октября 1995 года Федерального Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий»» подлежат реабилитации дети, находившиеся вместе с родителями в местах лишения свободы, в ссылке, высылке на спецпоселении.

По материалам проверки в отношении указанных лиц (детей), обратившихся в органы внутренних дел с заявлением о признании их пострадавшими от политических репрессий, составляется заключение, заявителям направляются соответствующие справки или сообщается об отказе в выдаче таковых, разъясняются причины отказа. Так, на 01. 12. 96 г. (с момента введения в действие Закона РФ о реабилитации) ИЦ УВД Ярославской области в 26 случаях (в Вологодской – 32, Ивановской – 2, Костромской - 7) заявителям отказано в выдаче справок о признании пострадавшими от политических репрессий. Это, в частности, несовершеннолетние дети тех лиц, у которых в связи с признанием хозяйства кулацким изымалось имущество, но которые с места постоянного проживания не выселялись. Данная категория лиц не попадает под действие ст. 2-1 Закона о реабилитации.

Органами внутренних дел принимаются решения об отказе в выдаче справок о признании пострадавшими от политических репрессий и в тех случаях, когда заявитель родился после снятия родителей с учета спецпоселения.

Не относятся к категории пострадавших от политических репрессий дети, родившиеся у лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий. Причиной отказа в выдаче справки о признании пострадавшими от политических репрессий может быть и отсутствие документального подтверждения факта родства заявителя с репрессированным. В 30-40е годы люди нередко меняли фамилии, спасаясь от репрессий. Поэтому встречаются случаи, когда в архивных документах, подтверждающих факт репрессии (личном деле спецпереселенца) репрессированный значится как Иванов, а в свидетельстве о рождении дочери как Трудолюбов. В таких случаях заявителям рекомендуется обращаться в суд для установления факта родства.

Иногда различия в написании фамилий репрессированных в архивных документах, подтверждающих факт применения репрессий, и в свидетельстве о рождении заявителя невелики (например, Вахрычев-Вахричев, Аннагиев-Нагиев). Это связано с тем, что в 30- 40-е годы документы иногда заполнялись со слов репрессированных (в частности, свидетельства о рождении). В таких случаях заявителям также рекомендуется обращаться в суд для установления факта родства.

После того, как факт родства будет установлен в судебном порядке, копия судебного решения предъявляется заявителем в органы внутренних дел, которые, в свою очередь, составляют заключение о признании заявителя пострадавшим от политических репрессий и направляют ему соответствующую справку.

В остальных случаях, если заявитель не подпадает под действие ст. 2-1 Закона РФ о реабилитации, ему разъясняется право на обжалование решения органов внутренних дел об отказе в выдаче справки о признании пострадавшим от политических репрессий в судебном порядке. На начало 1997 г. заявления (обращения) по вопросам реабилитации граждан, незаконно подвергшимся политическим репрессиям, поступившие в органы внутренних дел распределяются по категориям репрессированных следующим образом:


Категории репрессированных

Количество заявлений

% от общего количества поступивших заявлений

Кулаки и члены их семей

389.261

59 %

Лица, репрессированные по национальному признаку

225.622

34%

Репатриированных Российских граждан (военнопленных и гражданских лиц), служивших в строевых и специальных формированиях немецко-фашистских войск, полиции

3857

0,6 %

Лица, репрессированные по религиозному признаку

390

0.06%,

Другие категории репрессированных лиц

36.852

5,6 %

Всего:

655.982

100%


В связи с принятием 4 ноября 1995 года Федерального Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий»» количество справок о реабилитации, выданных органами внутренних дел в 1996 г. по сравнению с 1995 г. увеличилось на 10 % и составило 360.176 справок. За тот же период выдано 8.709 справок о признании пострадавшими от политических репрессий, по 11.075 заявлениям отказано по различным основаниям.

Одно из основных направлений в повышении эффективности работы органов внутренних дел по исполнению Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий» с изменениями и дополнениями на 4 ноября 1995 года - совершенствование научно-справочного аппарата, который содержит сведения, относящиеся к применению в отношении граждан незаконных репрессий по политическим мотивам.

В целях оперативного поиска ретроспективной информации по вопросам реабилитации в ряде органов внутренних дел были созданы автоматизированные банки данных. В УВД Томской области проводилась работа по вводу в ПЭВМ картотеки на лиц, находившихся вне спецпоселении на территории области, в МВД Республики Дагестан создана автоматизированная база данных на репрессированных - «Кулаки» и «Чеченцы». Для оперативного контроля за сроками исполнения заявлений (обращений) по вопросам реабилитации в ряде органов внутренних дел были разработаны и внедрены в работу автоматизированные информационно-поисковые системы типа «Заявление».

В тоже время, несмотря на то, что использование в работе подразделениями по реабилитации автоматизированных информационно-поисковых систем является наиболее перспективным направлением совершенствования их деятельности, в большинстве случаев указанные подразделения недостаточно оснащены средствами ПЭВМ.

Органами внутренних дел проводится определенная работа по разъяснению в средствах массовой информации порядка обращения граждан по вопросам реабилитации. Так, сотрудниками подразделения по реабилитации УВД Астраханской области опубликуются в областной газете «Волга» статьи на тему «Восстанавливая справедливость», где отражены основные итоги деятельности за1991-1996 гг. УВД области по реабилитации жертв политических репрессий. В газете «Правопорядок» Ульяновской области публикуются статьи «Реабилитация продолжается» и «Возвращая доброе имя», в которых приводятся материалы о политических репрессиях, а также списки граждан, реабилитированных и признанными пострадавшими от политических репрессий.

В Ярославской области подготовлен и издан 3-томник «Книга памяти репрессированных в 30-40-е годы и начале 50-х годов, связанных судьбами с Ярославской областью», в которой опубликованы списки граждан, расстрелянных в результате репрессий 30-40-х годов, официальные документы, связанные с этой темой, комментарии и очерки юристов, писателей, журналистов, общественных деятелей, свидетельства очевидцев.

В Министерстве внутренних дел Российской Федерации в октябре 1996 г. был проведен брифинг по итогам исполнения Закона РФ от 18 октября 1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий» органами внутренних дел в 1991-1996 гг., который освещался различными средствами массовой информации (радио «России», в программах «Вести» (РТР), «Сегодня» (НТВ) и других).

Таким образом, мы видим, что сотрудники органов внутренних дел осуществляют огромный объём работы по восстановлению прав и законных интересов граждан, в том числе по реабилитации жертв политических репрессий, возврату им имущества, информированию населения о принимаемых в этом плане мерах и формах деятельности.


Торопов Андрей Анатольевич



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Нормы международных договоров
Состав и структура нормативно-правовой базы законодательного процесса
Унитарные государства: понятие и особенности
Общее учение о праве и государстве
Понятие источника права в советской и постсоветской правовой науке: преемственность и новизна в научной теории
Вернуться к списку публикаций