2012-01-02 02:59:02
ГлавнаяТеория государства и права — Деятельность органов внутренних дел, направленная на реабилитацию жертв политических репрессий



Деятельность органов внутренних дел, направленная на реабилитацию жертв политических репрессий


В соответствии с Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий» (с изменениями и дополнениями на 4 ноября 1995 года) органами внутренних дел рассматриваются заявления граждан и общественных организаций следующим по вопросам:

а) реабилитации лиц, которые по политическим мотивам были подвергнуты в административном порядке ссылке, высылке, направлению на спецпоселение, привлечению к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в «рабочих колоннах НКВД»;

б) признание пострадавшими детей этих лиц;

в) выдачи архивных справок о сроках нахождения граждан в местах лишения свободы, ссылке, высылке, на спецпоселении;

г) времени, причинах смерти и месте погребения лиц, подвергшихся репрессиям по политическим мотивам;

д) проверки соответствия законодательству РФ документов о реабилитации, выданных в государствах, бывших союзных республиках, или бывшими государственными органами СССР;

е) изъятия, утраты имущества в результате политических репрессий в административном порядке.

С момента издания Закона о реабилитации жертв политических репрессий и по состоянию на 1 января 1996 года в ИЦ УВД только 4-х областей (Вологодской, Ивановской, Костромской, Ярославской) поступило 18702 заявления о реабилитации (соответственно по областям; 10515; 3233; 2722; 2232) Всего рассмотрено 17005 (по областям; 9348; 3185; 2443; 2029) заявлений, в том числе в срок до 3-х месяцев 16894 (по областям; 9348; 3086; 2443; 2017). К сожалению, немало просьб пришлось рассматривать в более длительные сроки. Причины «затягивания» подобных дел мы разберем несколько позже.

Решение многих вопросов, связанных с восстановлением прав и законных интересов репрессированных граждан, находятся в компетенции органов прокуратуры, судов и других уполномоченных на то учреждений. Поэтому органы внутренних дел нередко вынуждены направлять дела в другие органы. Так, ИЦ УВД Ярославской области в другие органы было направлено 525 дел (Вологодской - 1448, Ивановской – 210, Костромской - 166). Органы внутренних дел Ярославской области за весь период было выдано 706 справок (по Вологодской - 2064, Ивановской - 2047, Костромской- 1022) о реабилитации лиц, репрессированных в административном порядке, а также 100 справок (соответственно по областям - 1393, 629, 444) о признании пострадавшими.

Отказано в выдаче справок о реабилитации в Ярославской области 602 лицам (Вологодской 1836, Ивановской 299, Костромской 608) и признании пострадавшими 26 граждан в Ярославской, 1607 - в Вологодской и 203 - в Костромской областях. Любопытно, что в Ивановской области не было отказано ни одному лицу в признании его пострадавшим и очень низок процент отказов в выдаче справок о реабилитации.

Постановлением правительства РФ N926 от 12 августа 1994 г. утверждено «Положение о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации». С сентября 1994 года по настоящее время в ИЦ УВД Ярославской области поступило к рассмотрению 210 заявлений от граждан и запросов комиссий по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий о выдаче документов, подтверждающих факт незаконного изъятия имущества в годы коллективизации. В 170 случаях заявителям направлены документальные материалы, подтверждающие факт изъятия имущества, или свидетельствующие об имущественном положении граждан, их родственников на момент применения репрессий. С этой целью снимались копии с документов райисполкомов и сельсоветов, находящихся на хранении в региональных государственных архивах, в том числе копии социально-экономических характеристик из материалов архивных дел кулаков-спецпереселенцев, описей имущества из материалов архивно-следственных дел в отношении тех, кто подвергался политическим репрессиям, как в административном порядке, так и по решению судов и внесудебных органов.

В соответствии с законом, основанием для проведения проверок служат заявления о реабилитации (признании пострадавшими от политических репрессий и т.д.), которые могут быть поданы самими репрессированными, их родственниками или общественными организациями, комиссиями по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий в органы внутренних дел по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о применении репрессий или по месту жительства заявителя. Рассматриваются заявления в рамках компетенции подразделениями по реабилитации ИЦ УВД по месту применения репрессии.

Нам представляется, что с подобного рода заявлениями могут обращаться в компетентные органы и другие заинтересованные субъекты: политические партии, религиозные организации, друзья потерпевшего. То есть, закон в этом плане требует соответствующей конкретизации или расширительного толкования.

Подразделение по реабилитации ИЦ УВД, принявшее заявление к исполнению, уведомляет заявителя о начале проверки и запрашивает в региональных государственных архивах, архивах органов внутренних дел, ФСБ РФ, Министерства Обороны РФ, других организаций документальные материалы, необходимые для подтверждения факта применения к указанным в заявлении лицам политических репрессий в административном порядке.

В информационных центрах МВД, ГУВД, УВД России в 1996 г. находилось на исполнении 762.024 заявлений граждан, обращений организаций о реабилитации и признании пострадавшими от политических репрессий. Из них - 106.042 заявлений поступившие в 1995 году и оставшиеся нерассмотренными на 1 января 1996 года. Количество заявлений, оставшихся нерассмотренными на начало 1996 г. уменьшилось на 50,8% по сравнению с аналогичным показателем 1995 года.

На начало 1997 г. рассмотрено 654.427 заявлений, что составляет 86% от общего количества, находившихся на исполнении в информационных центрах МВД, ГУВД и УВД субъектов Российской Федерации.

Наибольшее количество заявлений в 1996 г. рассмотрено в УВД Новосибирской области – 11 079 (100 % от общего количества заявлений, находящихся на исполнении), УВД Челябинской области соответственно 36500 (98 %), УВД Ярославской области - 1238 (95 %), УВД Владимирской области - 1020 (92 %), УВД Иркутской области - 3114 (92%), ГУВД Москвы - 1176 (91 %), ГУВД г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области - 8815 (87 %).

Из общего количества поступивших заявлений 92% исполнены в установленный срок. В таких областях, как МВД Республики Калмыкия, УВД Красноярского и Хабаровского краев, УВД Астраханской, Вологодской, Ивановской, Иркутской, Камчаткой, Магаданской, Новосибирской, Сахалинской областей нарушений сроков исполнения обращений по вопросам реабилитации в 1996 г. не было допущено.

В гоже время, нарушения сроков рассмотрения заявлений имеют место в МВД Мордовской республики, где 72% от общего количества находящихся на исполнении заявлений рассмотрены с нарушением 3-х месячного срока, в МВД Чувашской Республики этот показатель составляет 46%, в УВД Оренбургской области - 43%, УВД Тамбовской области - 15 %.

Срок рассмотрения заявлений о реабилитации ст. 6 Закона РФ от 18.10.91 г. установлен 3 месяца. К сожалению, не всегда этот срок выдерживается. Как мы уже подчеркивали, имеют место случаи более длительного разрешения заявлений. Это обусловлено отсутствием единого для различных министерств и ведомств научно-справочного аппарата о местах хранения документов о репрессиях, а также происшедшими изменениями в административно-территориальном делении России как до, так и в послевоенный период. Так, Ярославская область с 1929 по 1936 гг. входила в состав Ивановской промышленной области. Поэтому документы о репрессиях, применявшихся в административном порядке, находятся на хранении как в госархиве Ярославской области, его филиалах, так и в госархиве Ивановской области. В связи с выделением в 1944 г. Костромской области следует искать документы в госархиве Костромской области. Кроме того, часть Ивановской промышленной области отошла к Вологодской области, где также могут находиться необходимые документы.

В связи с тем, что в послевоенные годы некоторые районы Московской области отошли к Тульской области, документы о проводимых репрессиях находятся в архивах обеих областей.

Нередко возникает необходимость запросов документов в архивах правоохранительных органов государств бывших союзных республик, что также увеличивает время рассмотрения заявлений. Иногда документы, подтверждающие применение репрессий, уничтожались в 50-е годы. Например, заявитель Юнгерман в годы Великой Отечественной войны был демобилизован в трудармию, направлен на строительство Сибирской железной дороги, где трудился в условиях ограниченной свободы. К сожалению, в результате тщательнейшей проверки документов архивов более 13 организаций сведений о применении к нему репрессий обнаружить не удалось.

Не сохранились дела на кулаков-спецпереселенцев (в т.ч. высланных из Ярославской области) в архивах Тюменской области.

Часто граждане обращаются не в те органы, которые правомочны рассматривать их просьбы; пересылка заявлений из одного органа в другой также увеличивает срок их рассмотрения.

Встречаются случаи, когда такие же ошибки допускаются и в комиссиях по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий. Так, 25 сентября 1995 г. в ИЦ УВД Ярославской области поступил запрос за №547 Тутаевской районной комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий о документальном подтверждении факта раскулачивания, конфискации имущества Левина Андрея Сергеевича. 1886 года рождения, уроженца д. Темниково, Реутского района Московской области, направленного на спецпоселение в Кемеровскую область. В соответствии со ст. 6 Закона РФ о реабилитации, Тутаевской комиссии следовало направить запрос в органы внутренних дел по месту вынесения решения о применении репрессии, т.е. в ИЦ ГУВД Московской области.

Для получения документальных материалов о конфискации, изъятии, утрате имущества репрессированных граждан комиссии по восстановлению прав реабилитированных должны делать запросы не только в органы внутренних дел, но и в ФСБ РФ, региональные государственные архивы по месту применения репрессий, что исключит лишнюю переписку. Например, 06 июля 1995г. в ИЦ УВД Ярославской области поступил запрос Тутаевской комиссии за №370 о высылке материалов по факту репрессии и конфискации имущества в отношении Ёлкиной Надежды Васильевны. 1905 года рождения, уроженки д. Петрово Тутаевского района Ярославской области, репрессированной постановлением Особого Совещания при НКВД СССР от 03. 03. 43 г., сосланной в Коми АССР сроком на 5 лет с конфискацией имущества. Данный запрос ИЦ УВД переправлен в УФСБ РФ по Ярославской области, т.е. по месту хранения дела в отношении Ёлкиной Н.В.

Срок рассмотрения заявлений зависит и от того, насколько полно в них отражена информация, необходимая для результативного поиска документов (место жительства на момент репрессии: название деревни, сельсовета, района, области; установочные данные всех совместно проживающих на момент применения репрессии членов семьи заявителя: фамилии, имена, отчества, года рождения; и т.д.).

В документах региональных государственных архивов иногда отсутствуют сведения о самом репрессированном, но имеется информация в отношении его жены (мужа), родителей, детей. Это обстоятельство зачастую не учитывается комиссиями по восстановлению прав реабилитированных при направлении в органы внутренних дел запросов о подтверждении факта применения репрессии, изъятия имущества. Например, в запросе Тутаевской комиссии от 06 июля 1995 г. в отношении Игнатьева Александра Прокофьевича, 1879 года рождения, уроженца д. Волков Курякинского сельсовета Тутаевского района, репрессированного постановлением Тройки ПП ОГПУ по ИПО от 25.01.31 г. по ст. 58-10 УК РСФСР, направленного в Северный край сроком на 3 года: а также в запросе Пошехонской комиссии, от 27 сентября 1995 г. в отношении Соловьёва Федора Васильевича, 1890 года рождения, уроженца д. Княжево Володарского сельсовета Пошехонского района, осуждённого по постановлению Тройки при ПП ОГПУ от 10 ноября 1937 г. и высланного, не доставало информации о членах семьи репрессированных, что затрудняло поиск документов о применении репрессий в административном порядке в виде изъятия имущества.

Поэтому, сотрудникам комиссий по восстановлению прав реабилитированных при консультировании граждан по вопросам реабилитации, оказании им помощи в написании соответствующих заявлений желательно получать от них как можно больше информации об обстоятельствах применения репрессии.

Заявления о реабилитации, об установлении факта изъятия имущества, о судьбе и т.д., подаваемые в органы внутренних дел, должны быть написаны разборчивым почерком. Своеобразие почерка может послужить причиной неправильно сделанных запросов и, в дальнейшем, отказа в реабилитации. В качестве примера можно привести заявление Киселевой Нины Андреевны о реабилитации отца, Киселева Андрея Васильевича, поступившее и ИЦ УВД Ярославской области 14 октября 1994 г. Как пояснила заявительница, указанное заявление написано с ее слов сотрудником Рыбинской городской комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий. В заявлении дана неточная информация о месте проживания семьи на момент репрессии (д. Рожново Ледневского сельсовета Мологского района).

При получении официального отказа УВД Ярославской области в реабилитации Киселева А.В. ввиду отсутствия документальных сведений о применении к нему политических репрессий на территории Ледневского сельсовета Мологского района, заявительница повторно обратилась в ИЦ УВД, сообщив при этом, что на момент репрессии семья проживала в д. Рожново Хлебневского сельсовета. По данному заявлению ИЦ УВД проведена повторная проверка, в результате которой в документах Рыбинского филиала госархива обнаружено постановление комиссии по рассмотрению жалоб на неправильное раскулачивание при Мологском РИК, согласно которого хозяйство матери заявительницы, Киселевой Александры Михайловны, подлежит раскулачиванию по 3-й группе (без выселения из пределов административного района). К сожалению, сведений о том, что раскулачивание действительно было произведено, обнаружить не удалось. Поэтому заявительнице было отказано в реабилитации родителей и рекомендовано обратиться в нарсуд для установления факта применения репрессий на основании свидетельских показаний.

После того, как подразделением по реабилитации ИЦ УВД будут получены все ответы на запросы из региональных государственных и других архивов, по материалам проверки архивных документов устанавливается факт применения политических репрессий в административном порядке, составляется заключение, заявителю выдается справка о реабилитации или сообщается об отказе в выдаче такой справки.

С момента введения в действие закона о реабилитации и по состоянию на 01 октября 1995 г. ИЦ УВД Ярославской области в 828 случаях (1836 в Вологодской, 608-Костромской, 299-Ивановской) было отказано в выдаче справок о реабилитации. Причинами отказа служат отсутствие (как в случае с заявителем Юнгеманом) или неполное наличие документальных сведений, подтверждающих факт применения политических репрессий в административной порядке. Например, если в документах райисполкома (сельсовета) находящихся на хранении в госархиве, имеется постановление от 1930-1931 гг. о раскулачивании, изъятии имущества, высылке заявителя или его родственника, но отсутствуют сведения о том, что данное решение действительно было выполнено, факт применения репрессии считается неустановленным (как в случае с семьей Киселевых, о которых шла речь выше). Отказано будет и в том случае, если в документах, подтверждающих факт применения репрессии, имя, отчество репрессированного полностью не указаны.

В подобных ситуациях заявителю подробно разъясняется причина отказа в выдаче справки о реабилитации и рекомендуется обратиться в суд по месту его жительства или по месту применения репрессии для установления на основании свидетельских показаний факта применения политических репрессий в административном порядке.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Языковые пути и логические способы формирования понятия «источник права»
Функции юридических фактов в гражданском процессуальном праве
Понятие субъекта права
Подписание и обнародование законов
О понятии принципов права
Вернуться к списку публикаций