2012-01-02 02:53:05
ГлавнаяТеория государства и права — Основные формы, методы и пути реализации правовосстановительной функции органами внутренних дел



Основные формы, методы и пути реализации правовосстановительной функции органами внутренних дел


Органы внутренних дел осуществляют огромный объем работы, связанный с восстановлением нарушенного правопорядка, прав, свобод и законных интересов граждан, их коллективов и организаций.

В соответствии с Конституцией РФ, Декларацией прав и свобод человека и гражданина (принятого ВС РСФСР 22 ноября 1991 года), законом РСФСР «О милиции» от 18 апреля 1991 года, «Положением о службе в органах внутренних Российской Федерации» (утверждено постановлением Верховного совета Российской Федерации 23 декабря года), законом Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 года (с изменениями и дополнениями, внесенными законом РФ от 17 июня 1993 года), федеральным законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года, другими федеральными и местными законами и правовыми актами, приказами министра внутренних дел РФ и другими актами на сотрудников органов внутренних дел возлагаются значительные задачи, связанные с восстановлением прав и законных интересов личности.

Рассмотрим основные направления этой деятельности. Здесь же сразу хотим отметить, что указанные акты служат также юридическими основаниями для восстановления прав и самих работников органов внутренних дел. Например, в «Положении о службе в органах внутренних дел» существует целый правовой институт, регулирующий вопросы восстановления в должности, специальном звании и на службе в органах внутренних дел (Глава 8 Закона). В соответствии со ст. 65 и 66 указанного Положения сотрудники органов внутренних дел, признанными в установленном порядке незаконно или необоснованно перемещенными по службе, отстраненными или освобожденными от занимаемой должности, либо пониженными в должности, лишенными специального звания, либо пониженными в специальном звании, а также незаконно уволенными из органов внутренних дел, подлежат восстановлению соответственно в должности, специальном звании, на службе в органах внутренних дел.

Основанием для восстановления на службе в органах внутренних дел, специальном звании, на службе в органах внутренних дел является заключение по результатам служебной проверки, вступившее в законную силу решение суда.

В случае несогласия с решением о перемещении по службе, отстранении от должности в служебном порядке, понижении в должности, в снижении в специальном звании, увольнении из органов внутренних дел, сотрудник вправе обжаловать это решение вышестоящему начальнику органа внутренних дел; решение, принятое министром внутренних дел РФ или Президентом РФ, - в суд в месячный срок со дня вручения приказа о перемещении по службе, отстранении от должности в служебном порядке, понижении в должности, в снижении в специальном звании, увольнении из органов внутренних дел, либо со дня получения письменного уведомления Министерства внутренних дел РФ или Президента РФ об отказе в восстановлении в должности, в специальном звании, увольнении из органов внутренних дел. В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам он может быть восстановлен министром внутренних дел РФ, Президентом РФ либо судом. Решение о перемещении по службе, отстранении от должности в служебном порядке, понижении в должности, в снижении в специальном звании, увольнении из органов внутренних дел, принятое компетентным лицом органа внутренних дел, министром внутренних дел РФ, Президентом РФ либо судом подлежит немедленному исполнению. Восстановление на службе в органах внутренних дел осуществляется путем назначения уволенного сотрудника органов внутренних дел на занимаемую им ранее должность, либо с его согласия на равнозначную должность.

Здесь также важно подчеркнуть, что в соответствии со ст. 67 Положения, сотрудникам, восстановленным на службе в органах внутренних дел, в непрерывный стаж службы, учитываемый при исчислении непрерывной выслуги лет, для присвоения очередного специального звания, выплаты процентной надбавки и начисления пенсии, засчитывается время с момента их увольнения до даты подписания приказа о восстановлении на службе.

К сожалению, указанный правовой институт и Положение в целом не устанавливают порядок восстановления на службе в органах внутренних дел уволенных со службы по болезни (на основании постановления военно-врачебной комиссии о негодности к службе) и по ограниченному состоянию здоровья (на основании постановления военно-врачебной комиссии об ограничении годности к службе, невозможности по состоянию здоровья выполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью и отсутствии возможности перемещения по службе в соответствии с которыми он может исполнять служебные обязанности с учетом состояния здоровья). Думается, что глава 8 Положения должна быть дополнена статьей 65 прим. следующего содержания: «Сотрудники органов внутренних дел, уволенные со службы по болезни или по ограниченному состоянию здоровья подлежат восстановлению на службе в органах внутренних дел в случае их выздоровления и признания годными к службе постановлением военно-врачебной комиссии».

Рассмотрим некоторые формы и методы деятельности милиции, направленные на восстановление прав и законных интересов граждан, их коллективов и организаций.

Органы милиции в соответствии с поставленными перед ними в статье 2 Закона «О милиции» задачами обязаны, например, предотвращать и пресекать преступления, административные правонарушения; выявлять обстоятельства, способствующие их совершению; в пределах своих прав принимать меры к устранению данных обстоятельств. Так, в 1995 году группа «руководящих товарищей» из Саратова попыталась приватизировать местный «Детский мир» (чуть уступающий московскому универмагу) за 25 миллионов рублей (!?) и только вмешательство Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД РФ помешало завершение этой акции.

Милиция, как известно, занимается выявлением и раскрытием преступлений, возбуждает уголовные дела, производит дознание и осуществляет другие неотложные следственные действия. При увеличении с 23525 до 28050 (на 19,2%) числа зарегистрированных преступлений в Ярославской области, органами внутренних дел удалось несколько повысить результативность работы по раскрытию и расследованию уголовных дел. Удельный вес расследованных уголовных преступлений повысился с 52,5% до 56%.

Как показывает анализ расследованных преступлений, уровень раскрываемости не везде одинаков. Если в сельских районах он колеблется от 64, 8 до 90% и выше, то в РОВД г. Ярославля он ниже среднеобластного показателя (от 36,2 до 45,6%). От уровня же раскрываемости во многом зависит восстановление нарушенных имущественных и иных прав потерпевших.

Милиция обязана разыскивать лиц, совершивших преступления, скрывающихся от органов дознания, следствия, уклоняющихся от выполнения уголовного наказания, уплаты алиментов, без вести пропавших и в иных случаях, предусмотренных законодательством, а также разыскивать похищенное имущество. Так, только за 11 месяцев 1995 года органами внутренних дел Ярославской области изъято у преступников имущества, денег и ценностей на сумму 1 млрд. 114 млн. рублей (за тот же период 1994 года - 138 млн. рублей).

Без принятия соответствующих правовосстановительных мер нельзя, видимо, решать задачи по обеспечению правопорядка на улицах, площадях, парках, на транспортных магистралях, в аэропортах и других общественных местах, регулировать дорожное движение, контролировать надежное выполнение правил и стандартов, действующих в сфере безопасности дорожного движения, принимать неотложные меры по спасению людей и оказанию им первой медицинской помощи, а также по охране имущества, оставшегося без присмотра при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных событиях.

В пределах своей компетенции органы милиции исполняют определения суда, постановления судей, письменные поручения судей о приводе лиц, уклоняющихся от явки по вызову, от заключения под стражу, иные следственные, предусмотренные законом, действия, оказывают им содействие в производстве процессуальных операций.

Милиция должна обеспечивать соблюдение гражданами, должностными лицами установленных правил паспортной системы, также соблюдение иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда, выезда, передвижения и транзитного проезда по территории Российской Федерации, принимать неотложные меры по обеспечению сохранности бесхозного имущества, кладов для передачи их соответствующим государственным органам и должностным лицам, сохранность найденных и сданных в милицию документов, вещей, ценностей и другого имущества, принимать меры по их возврату законным владельцам или реализации в установленном порядке.

Для выполнения возложенных на нее прав и обязанностей, милиции предоставляется право требовать от граждан и должностных лиц прекращение преступлений или административных правонарушений, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции; вызывать граждан и должностных лиц по делам и материалам, находящимся в производстве, подвергать приводу в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством, законодательством об административных правонарушениях, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову; задерживать и содержать в милиции на основаниях и в порядке, предусмотренным законодательством лиц, уклоняющимся от исполнения уголовного наказания и административного ареста, для последующей передачи их соответствующим органам и учреждениям; задерживать и доставлять в специальные учреждения лиц, уклоняющихся от прохождения назначенных им в установленным законом порядке принудительных мер медицинского и воспитательного характера; производить (по решению начальника органа милиции или его заместителя) оцепление (блокирование участка местности при ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф, пожаров, проведения карантинных мероприятий в случаях эпидемий, эпизоотий, пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций, а также при розыске совершивших побег осужденных лиц, заключенных под стражу, преследование лиц, подозреваемых в совершении преступлений, осуществляя при необходимости досмотр транспортных средств; производить в предусмотренных законом случаях и иные уголовно-процессуальные действия, направленные на восстановление прав и законных интересов граждан, их коллективов и организаций.

Однако при решении многих правовосстановительных задач деятельность милиции и других органов внутренних дел остается еще малоэффективной. Нередки и случаи нарушения закона, требующие в свою очередь восстановление прав и законных интересов личности. Так, только за 11 месяцев 1996 года в Ярославской области 12 человек были необоснованно привлечены следователями органов внутренних дел к уголовной ответственности (за тот же период 1995 года - 14 человек), допущено 5 фактов незаконных арестов (в 1994 - 1999), столько же оправдано народными судами (в 1995-1998).

Можно выделить и другие формы и методы деятельности органов внутренних дел, направленные на восстановление нарушенного правового положения граждан, их коллективов и организаций.

Рассмотрим подробнее эту проблему в рамках деятельности органов внутренних дел по реабилитации жертв политических репрессий.

В настоящее время для жителей Ярославской области (да и других регионов России) возникли проблемы, связанные с возвратом вкладов обманутым вкладчикам. Только за прошлый год 12 финансовых структур в Ярославской области прекратили возврат вкладов, чем по официальным данным нанесли 50 тысячам жителей области ущерб в размере 136 млрд. рублей. В настоящее время против 8 компаний по фактам мошенничества и крупных растрат средств органами внутренних дел заведены уголовные дела, производятся арест и изъятие имущества и ценностей с целью возврата гражданам и организациям денежных средств.


Торопов Андрей Анатольевич







Интересное:


Правоохранительная система России: понятие и структура
Методологические основы анализа природы диспозитивных норм права
Основные формы выражения норм права
Современная концепция правовой защиты достоинства и чести личности
Законодательная и исполнительная власть в конституционной модели разделения властей
Вернуться к списку публикаций