2012-01-02 02:52:48
ГлавнаяТеория государства и права — Формы реализации восстановительной функции права



Формы реализации восстановительной функции права


Наиболее обстоятельно формы реализации правовосстановительной функции в теории права исследованы в работе Т.Н. Радько и В.А. Толстика. Поэтому подробнее рассмотрим взгляды указанных авторов на этот аспект проблемы. Они в частности, выделяют три таких формы: «информационную, ориентационную и правовое регулирование». Информационная функция реализации права, - с точки зрения Т.Н. Радько, высказанной им в более ранних работах, состоит в том, чтобы сообщить адресатам требование государства, относящегося к поведению людей, иначе говоря, довести до их сведения какие имеются в обществе, одобряются или допускаются государством возможности, объекты, средства и методы достижения общественно полезных целей и, напротив, какие противоречат интересам общества, государства и граждан.

Центральными категориями, характеризующими ориентационную форму реализации функции права, по мнению цитируемых авторов, являются: «правовая установка» и «правовая ориентация». «Сущность правовой установки в правовой сфере можно определить как предрасположенность личности к восприятию норм права, его оценки, готовность к совершению действий, имеющих юридическое значение или же как вероятность того или иного варианта поведения (деятельности) в сфере правового регулирования». Совокупность же фиксированных правовых установок (предрасположенностей) образуют правовую ориентацию личности, направленность деятельности субъекта.

Реализация функции права в рамках правого регулирования состоит из трех основных стадий:

1) организационной, в которую входят определение праводееспособности граждан, установление их правового статуса, определение компетенции органов государства, установление правового положения общественных объединений и юридических лиц;

2) трансформационной, наступающей после совершения субъектом права юридически значимых действий (бездействий) и операций, влекущих определенные правовые последствия;

3) корреляционной, устанавливающей конкретные правовые связи между субъектами права через их субъективные права и юридические обязанности (конкретные правоотношения).

Нам, безусловно, импонирует плюралистический подход авторов к формам реализации функций права. Однако, не все положения высказанные Т.Н. Радько и В.А. Толстиком, приемлемы при анализе восстановительной функции права. Так, ни в коей мере не недооценивая роль информационного и ориентационного правового влияния на сознание и поведение людей, мы вынуждены признать, что это не формы реализации, а определенные предпосылки восстановительной функции права. Нельзя только с помощью информационного и ориентационного воздействия вернуть обманутым вкладчикам их вклады из Сбербанка или коммерческого банка, реабилитировать жертвы политических репрессий, восстановить уволенного гражданина на работе и т.д. Здесь нужны конкретные юридические действия «потерпевших», «правонарушителей» и компетентных для разрешения этих вопросов органов.

С этим в принципе согласны Т.Н. Радько и В.А. Толстик. Так, на С. 75 цитируемой монографии при характеристике ориентационной реализации права (это тем более справедливо для информационного воздействия) они пишут, что «как предрасположенность, так и направленность деятельности, еще не сама деятельность, только ее предпосылки. Причем ориентация дает обобщенную характеристику направленности, представляющей собой своеобразный вектор, образуемый из бесчисленного множества различных социальных, идеологических, политических, психологических и иных факторов, а установка более конкретно характеризует не деятельность как таковую, а готовность человека совершить конкретное действие, поступок, детерминированный также совокупностью социальных идеологических, политических, психологических и иных факторов».

Таким образом, реальное осуществление правовосстановительной функции возможно лишь в форме правового регулирования общественных отношений, которое возможно путем непосредственного наделения субъектов правами и обязанностями и т.п. (регуляция в узком смысле), а также обеспечение их защиты и охраны (охранительная форма реализации). В первом случае осуществляется:

а) определение посредством правовых норм правосубъектности граждан;

б) закрепление и изменение их правового статуса;

в) определение компетенции государственных органов и должностных лиц;

г) установление и изменение статуса общественных объединений (организаций);

д) установление статуса юридических лиц;

е) определение круга юридических фактов, служащих возникновению, изменению и прекращению правоотношений;

ж) установление конкретной правовой связи между субъектами (регулятивные правоотношения).

Охранительные же меры реализации правовосстановительной функции будут заключаться в:

а) закреплении санкции за посягательство на те или иные общественные отношения;

б) установлении запретов совершать деяния, противоречащие интересам граждан, их коллективов и организаций;

в) фиксации юридических обстоятельств, наступление которых в результате противоправных действий субъектов служит фактическим основанием для привлечения последних к юридической ответственности;

г) установлении конкретной правовой связи между субъектами права в целях реализации юридической ответственности в рамках охранительных правоотношений.

Поскольку фактическими основаниями правовосстановительной функции могут быть правомерное поведение, правонарушение, и объективно-противоправное действие либо событие, то правовое воздействие здесь возможно с помощью регулятивных и охранительных средств и мер. Это лишний раз свидетельствует о том, что деление функций права на регулятивные и охранительные является несколько условным, преследующим определенные научные или учебные цели, что правовосстановительную функцию следует рассмотреть не как подфункцию охранительной функции права, а в виде относительно самостоятельной, специальной функции права.

На наш взгляд, процесс правового регулирования при восстановлении прав и законных интересов субъектов составляют следующие взаимосвязанные стадии:

а) четкое определение целей и задач, которые необходимо решить с помощью восстановительной функции права;

б) более или менее ясное установление круга объектов правовой защиты;

в) реализация принципов научной обоснованности, своевременности, полноты, системности, законности и целесообразности при формировании юридической основы правовосстановительной функции, реальное ресурсообеспечение всех правовых, (нормативных, распорядительных, интерпретационных, правоприменительных и других) актов;

г) выбор наиболее оптимального, адекватного соответствующему типу, виду (подвиду) общественных отношений, приемов и методов (запрещающих, обязывающих, управомачивающих, рекомендательных, поощрительных и т.п.) правового регулирования;

д) закрепление правового положения субъектов (правонарушителей, потерпевших, компетентных на то органов);

е) установление фактической основы данной функции (события, правомерного поведения, правонарушения и объективно-противоправного деяний, которые с необходимостью требуют использования правовосстановительных мер);

ж) определение юридической процедуры правореализационных действий и операций;

з) закрепление соответствующего набора средств и способов юридической техники и тактики, а также юридических гарантий, необходимых для осуществления восстановительной функции права.

Правовосстановительная функция, как и любая иная функция права, осуществляется в форме соблюдения, исполнения, использования и применения права. Соблюдение - это такая форма ее реализации, которая состоит в воздержании от совершения запрещенных нормами права действий. Исполнение представляет собой форму реализации обязывающих правовых норм, когда необходимо обязательное совершение предусмотренных ими действий. К использованию относится такая форма реализации, которая заключается в осуществлении субъектами своих прав и конкретных правомочий. Эта форма связана с реализацией управомачивающих норм права.

В некоторых случаях для осуществления правовосстановительной функции требуется специальная правоприменительная деятельность (применение права). Это такая, творчески - организующая, властная, управленческая деятельность компетентных на то органов, должностных и иных лиц, направленная на вынесение индивидуально-конкретных, обязательных для адресатов правовых предписаний.

Необходимость правоприменительной деятельности при восстановлении правового положения субъектов возникает тогда, когда конкретные права и обязанности, правоотношения не могут возникнуть без властного решения компетентного на то субъекта; когда определенные отношения должны пройти контроль со стороны управомоченных органов, должностных лиц; если возникает спор о праве или ненадлежащим образом исполняются права и обязанности, а стороны («правонарушитель» и «потерпевший») сами не могут прийти к соответствующему соглашению; если требуется установление наличия или отсутствия конкретных фактов и признания их в качестве юридических и т.д.

Одним из существенных и важных способов организации, существования и внешнего выражения правовосстановительной функции является ее процедурно-процессуальная форма.

Социальная ценность и значение данной процессуальной формы заключается в том, что она устанавливает порядок, процедуру разбирательства юридического дела, связанного с восстановлением прав и законных интересов субъектов. Организационный момент здесь заключается в том, что он определяет круг субъектов правовосстановительной функции: условия вступления их в процесс и выбытия из него; подведомственность (подсудность) дел тем или иным компетентным органам или должностным лицам; характер процессуальных прав и обязанностей всех субъектов указанной функции; процессуальные требования к их действиям и операциям; сроки совершения указанных действий (операций); порядок оперирования соответствующими способами и средствами для восстановления правового положения граждан, их коллективов и организаций; необходимые стадии, производства и режимы; процедуру обжалования вынесенных юридических решений; порядок исполнения этих решений.

Таким образом, плюралистический подход к формам реализации правовосстановительной функции позволяет более полно, глубоко и всесторонне осмыслить механизм восстановления прав и законных интересов граждан их коллективов и организаций, создать надежные теоретические предпосылки для дальнейшего его совершенствования и повышения эффективности в современных условиях развития российского общества.


Торопов Андрей Анатольевич







Интересное:


Планирование и прогнозирование законодательной деятельности и ее содержание
Понятие и принципы законодательного процесса
Государственно-правовая характеристика теократии
Понятие норм права, их родовые и видовые признаки
Особенности структуры диспозитивных норм права
Вернуться к списку публикаций