2012-01-02 02:50:03
ГлавнаяТеория государства и права — Содержание восстановительной функции права



Содержание восстановительной функции права


Неоднозначно в юридической литературе решается вопрос об объекте конкретной функции права. Так А.С. Пашков и А.Я. Рыженков считают, что объектами функции трудового и гражданского права выступают соответствующие каждой отрасли общественные отношения. Причем, А.Я. Рыженков не включает объект в содержание компенсационной (правовосстановительной) функции права и рассматривает его в качестве самостоятельного элемента его структуры.

И.А. Власенко пишет, что «объектами компенсационной функции права являются конкретные социально-правовые ситуации, связанные с фактами причинения вреда».

На наш взгляд, более предпочтительным является плюралистический подход к объектам юридической деятельности вообще и функциям права в частности. В самом общем виде объектом можно считать то, на что направлена юридическая деятельность, то есть, прежде всего, общественные отношения, которые предварительно можно разграничить на две большие группы. Первую группу составляют отношения между людьми, их коллективами и организациями. Причем объектом может быть не только определенный тип, вид общественных отношений как считают некоторые авторы (В.В. Перфильев и др.), но и единичные отношения, индивидуально-правовая, социальная ситуация, действия людей. Все зависит от конкретной разновидности юридической деятельности ее цели и других жизненных обстоятельств. Во второй группе человек находится в отношении к предметам внешнего мира как к «средствам удовлетворения его потребностей» (К. Маркс), ценностям, когда он при помощи действия овладевает известным предметом.

Такой подход позволяет выделить первичные и вторичные объекты восстановительной функции права, поскольку основная ее цель состоит в восстановлении нарушенных прав и законных интересов граждан, их коллективов и организаций, возникающих между ними правоотношений, то общественные отношения, включенные в конкретный юридический процесс, и являются ее первичным, непосредственным объектом. Но так как люди вступают в отношения друг с другом с целью удовлетворения своих потребностей (каждая потребность предметна и конкретна), нужно выделять вторичные объекты правовосстановительной функции. Ими могут быть предметы, состояния природной и социальной среды, объективные и субъективные реальности, материальные и нематериальные блага и т.д.

На какие же блага направлена правовосстановительная деятельность, какие конкретно ценности с ее помощью защищаются? Это может быть имущество (его возврат законному владельцу), семья и родственные связи (воссоединение членов семьи и родственников), элементы правосубъектности (восстановление, например, дееспособности лица), разнообразные социально-экономические, политические, социально-культурные, личные права граждан и другие социальные блага, которым можно в условиях данной правовой системы общества с помощью конкретных правовых, мер обеспечить надежную защиту и охрану.

В качестве важнейшего элемента содержания, ее «персонифицированных носителей» выступают субъекты правовосстановительной функции. Следует выделить три основные группы этих субъектов. Первую группу составляют граждане (иностранцы, лица без гражданства), их коллективы, объединения и организации, права и законные интересы которых нарушены либо создаются препятствия для их реализации (субъекты, требующие правовой защиты, «потерпевшие»).

Ко второй группе относятся субъекты (отдельные лица, социальные группы, организации и т.п.), которые нарушают соответствующие правовые отношения и правопорядок. Условно их можно назвать «правонарушителями». Условность такого названия заключается в том, что в отдельных случаях состава правонарушения в строго юридическом значении этого понятия может и не быть; либо имеет место объективно противоправное действие.

Третья группа субъектов - это конкретные компетентные органы, призванные разрешать юридические дела по существу и защищать законные интересы потерпевших путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права (правоотношения и правопорядка). Основное место в этом ряду отводится судебной власти (Конституционному суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и иным судам общей юрисдикции, Высшему арбитражному суду РФ и другим арбитражным судам), правоохранительным органам. Подобного рода вопросы могут разрешать органы государственной власти и управления. Например, в соответствии с пунктом «д» статьи 12 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации « от 28 ноября 1991 года (с изменениями и дополнениями, внесенными законом РФ от 19 июня 1993 года), гражданство Российской Федерации приобретается в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации. Причем, на основании пункта 1 (а) статьи 20 указанного Закона в гражданстве Российской Федерации восстанавливаются в порядке регистрации соответствующими органами внутренних дел, лица, у которых гражданство Российской Федерации прекратилось в связи с усыновлением, установлением опеки или попечительства.

В качестве соответствующих «арбитров», восстанавливающих нормальные состояния, социально-правовые связи и отношения, могут выступать третейские суды и другие общественные объединения. В отдельных социально-правовых ситуациях «правонарушитель» и «потерпевшая» сторона могут самостоятельно их разрешать. Например, в соответствии с действующим законодательством правонарушитель самостоятельно, своими активными действиями, без вмешательства третьих лиц (в том числе и компетентных учреждений) удовлетворяет потребности и интересы потерпевшего. Так, лицо, которое без установленных законом или сделкой основаниям, приобрело имущество за счет другого может само возвратить последнему неосновательно приобретенное имущество (статья 473 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Однако многие вопросы (вынесение оправдательного приговора, официальная реабилитация жертв политических репрессий, возврат имущества и т.д.) могут решить только компетентные на то субъекты (в нашем примере - органы внутренних дел, прокуратура, суды). Только суд может признать ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях предусмотренных законом, также нормативный акт не соответствующим закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, недействительными. В случае же признания судом акта недействительным, нарушенное право подлежит восстановлению, либо защите иными способами предусмотренными статьей 12 (ГК РФ ст. 13).

При исследовании места и роли субъекта в содержании правовосстановительной деятельности важно подчеркнуть несколько существенных моментов.

Во-первых, когда в качестве субъектов выступают учреждения (это может быть и правонарушитель, потерпевший или компетентный орган), для более эффективного решения соответствующих вопросов необходимо ясно представлять себе их организационное строение (структуры), соподчиненность органов данной системы (структурных подразделений), связи между конкретными органами или структурными подразделениями, задачи, стоящие перед ними.

Во-вторых, нужно также иметь в виду, что в любом подразделении имеется трудовой коллектив, состоящий из формальных и неформальных групп, где работают конкретные люди, должностные лица и т.д. Поэтому при исследовании всех направлений юридической деятельности, в том числе и правовосстановительной функции, теоретически и практически важен и полезен персонально-личностный подход ко всем субъектам этой деятельности.

Указанный подход позволяет соединить социологические моменты восстановительной функции права, на которые сделан упор в нашей работе, с нравственными и иными психологическими качествами субъектов, участвующими в реализации этой функции права, раскрыть социально-психологические моменты их деятельности.

В нашу задачу не входило обстоятельное исследование указанного механизма, однако, мы специально обращаем внимание на то, что в принципе его теоретическая модель едина для всех разновидностей юридической деятельности и функций права. Поэтому мы поддерживаем тех авторов, которые пытаются создать эту модель, либо глубоко и всесторонне исследуют отдельные компоненты психологического механизма деятельности.

В.Н. Карташов считает, что «в психическом механизме юридически значимого поведения необходимо выделять следующие блоки: сбора и обработки фактической правовой информации, мотивационный, программно-целевой, опытно-индивидуальный, энергетический, оценочный, блок принятия рационального решения и его реализации». Сбор соответствующей информации осуществляется, по его мнению, с помощью восприятия, представлений, которые кодируются в памяти. Обработанная на уровне абстрактного мышления, указанная информация сохраняет все характеристики прошлых социально-правовых ситуаций, служит основой для «опережающего отражения», предвидения новых ситуаций, возможных юридических действий и решений, появления определенных результатов, правовых последствий и т.д.

Значительное место в психическом механизме отводится мотивационному блоку, в качестве элементов которого включаются осознанные потребности, интересы, мотивы, установки, мировоззренческие позиции. Программно-целевой (ориентационный) блок состоит из планов, целей программ, прогнозов субъекта. Энергетический блок механизма составляют внимание, воля, эмоции. Опытно-индивидуальный отражает результаты личного опыта и наличие необходимых знаний, умений, навыков, мастерства. Оценочный блок складывается из мыслительных и эмоциональных оценок, которые постоянно возникают в ходе юридической деятельности. Одним из центральных, ближе всего стоящим к практическим юридическим действиям, является блок принятия рационального мышления и его реализации.

Тщательное изучение указанных блоков позволяет выявить соответствующие структурные и содержательные дефекты в данном механизме, служит основой целенаправленного воздействия на отдельные стороны и параметры правового поведения путем соответствующей его организаций, осознанного регулирования юридических действий и операций субъектов.

Самостоятельное место в содержании правовосстановительной функции составляют юридические действия и операции. Первые представляют собой внешне выраженные, влекущие соответствующие социальные и правовые последствия акты субъектов (например, вынесение решения судьей). Совокупность взаимосвязанных между собой действий, объединенных общей локальной целью и направленных на решение более или менее обособленных в рамках юридической деятельности задач, составляют операцию (например, опровержение сведений, порочащих деловую репутацию гражданина).

Все юридические действия и операции, образующие динамичную сторону содержания правовосстановительной функции, можно подразделить на отдельные виды. Во-первых, это действия (операции), которыми нарушаются права и законные интересы тех или иных субъектов. Как мы уже отмечали, они могут быть правомерными, объективно-противоправными, либо правонарушениями. Особую группу в этом ряду, составляют события (стихийные бедствия и т.п.).

Во-вторых, в самостоятельную группу можно объединить действия (операции), направленные на восстановление нарушенного правового положения. С одной стороны они исходят от потерпевшего, с другой - от соответствующего компетентного органа, к которому последние обращаются за юридической защитой. К этой группе относятся и действия правонарушителя, когда они нацелены на восстановление прав и законных интересов потерпевшего.

И, наконец, содержание правовосстановительной функции могут составлять действия (операции) других органов и лиц в той или иной степени заинтересованных в реализации правовосстановительной функции либо препятствующих ее нормальному осуществлению (родственники правонарушителя или потерпевшего), должностные лица тех учреждений, где работают соответствующие стороны и т.п. Все это, естественно, необходимо учитывать в каждой конкретной социально-правовой ситуации для того, чтобы добиться наибольшей эффективности в деле восстановления прав и законных интересов граждан и организаций, укрепления законности и правопорядка.

Предметы и явления, с помощью которых обеспечивается достижение цели, решение задач, поставленных перед субъектами, получение необходимых юридических и иных результатов юридической деятельности, относятся к ее средствам.

Выделяются общесоциальные, специально-юридические и технические средства, которые в своей совокупности образуют юридическую технику.

На наш взгляд все указанные средства могут быть использованы и при осуществлении правовосстановительной функции права. К категории общесоциальных средств относятся все социальные (неправовые) нормы (нравственные, религиозные, корпоративные, эстетические и т.п.), политические, социальные, организационные, идеологические и другие меры, служащие для достижения цели и результатов правовосстановительной функции. Так, при восстановлении рабочего или служащего на работе и возмещении вреда за время вынужденного прогула, судом обязательно учитываются соответствующие ситуации, этические нормы и поведение работника.

В качестве специально-юридических средств в правоведении рассматриваются юридические нормы и индивидуально-правовые предписания, нормативно-правовые и правоприменительные, интерпретационные и распорядительные, контрольно-надзорные и иные правовые акты, а также договоры, юридические доказательства и т.д.

В качестве технических средств правовосстановительной функции нужно рассматривать такие приборы, инструменты и приспособления, которые на основе специально разработанной методики способствуют обнаружению, фиксации, хранению, исследованию, проверки, демонстрации юридических доказательств, использованию зафиксированной в материалах дела информации, достижению целей поставленных субъектами указанной функции.

Так, соответствующие технические средства могут быть использованы для идентификации личности или имущества, эксгумации трупа, при проведении самых разнообразных действий и операций.

В зависимости от каждой конкретной ситуации одни и те же средства могут быть использованы с помощью различных способов. Поэтому последние принято рассматривать в качестве самостоятельного элемента содержания юридической деятельности. Определенная их совокупность образует юридическую тактику (правотворческую, правоприменительную, судебную, следственную и т.п.). В самом широком смысле под юридической тактикой правовосстановительной функции, понимается искусство управлять субъектами и участниками указанной функции, оптимально организовывать действия и операции, наиболее целесообразно использовать общесоциальные, специально-юридические и технические средства для эффективного решения задач и достижения поставленных целей.

Также как и при осуществлении любой функции права, в процессе реализации правовосстановительной функции используются три основных способа: добровольный, принудительный и добровольно- принудительный. Так, при истребовании собственником имущества из чужого незаконного владения лицо, которое знало или должно было знать, что его владение незаконно (недобросовестный владелец), может возвратить это имущество самостоятельно или по решению суда. В качестве добровольно-принудительного осуществления правовосстановительной функции можно привести пример, связанный с восстановлением на работе незаконно уволенного рабочего или служащего, когда вышестоящий по отношению к работодателю орган (должностное лицо) в устной или другой форме доказывает необходимость восстановления уволенного сотрудника в должности и работодатель исполняет указанное решение.

Особое место в содержании восстановительной функции права занимают ее цели и задачи. Отдельные авторы либо отождествляют, либо разграничивают указанные понятия. В словаре русского языка С.И. Ожегова указанные термины определяются следующим образом: под задачей понимается «то, что требует исполнения, разрешения», а цель - «то, к чему стремятся, что надо осуществить».

На наш взгляд, цель составляет важную часть (идеальную модель, образ) психологического механизма любой функции права, а задача представляет внешнее выражение цели (план, программу действия). Отметим лишь тот момент, что в законодательстве, юридической науке и практике указанные нюансы не учитываются и слова «задача» и «цель» употребляются как синонимы.

При исследовании цели (задачи) важно также подчеркнуть, что в большинстве своем ее осуществление требует целерациональных действий, то есть действий, характеризующихся ясностью и однозначностью осознания действующими субъектами своих целей, соотнесенных с рационально-осмысленными средствами, обеспечивающими достижение результата; рациональность цели определяется двояким образом: как с точки зрения рациональности ее собственного содержания, так и в плане целесообразности избираемых средств. Такой подход позволяет легче и четче различать случаи, когда юридические действия (операции) субъектов правовосстановительной функции можно считать осознанными при использовании соответствующих средств и достижении целей, а когда цель избрана случайно и средства применяются не рациональными способами. Например, при защите и восстановлении права собственника судом принципиально важно отличать добросовестного приобретателя имущества от незаконного его владельца. Юридические последствия такого разграничения в соответствии с новым гражданским законодательством неодинаковые (см.: Ст. 302 и 303 I части ГК РФ). В юридической литературе выделяются следующие цели: стратегические и тактические, основные и неосновные, типичные и случайные, промежуточные и т.д. Делаются попытки построения целого «древа» целей. Они присущи и восстановительной функции права.

При реализации этой функции существенное значение имеют общие для всего права (той или иной его отрасли, института, нормы) цели, конкретные для каждой социально-правовой ситуации (общесоциальные, экономические, политические и т.п.) цели, а также чисто юридические задачи, связанные с восстановлением прав, правового статуса, правоотношений, конкретных субъективных правомочий и т.п. В одном случае для «потерпевшего» важна защита его личных прав (реабилитация, восстановление честного имени, деловой репутации и т.п.), в другом целью является - удовлетворение материальных интересов (возврат имущества, денежного пая, акций и т.п.).

Цель выступает в качестве основного системообразующего фактора правовосстановительной функции, объединяя в единое целое юридические действия и операции различных ее субъектов, используемые ими способы и средства. Она определяет именно тот аспект направленности, который позволяет говорить о специфическом характере восстановительной функции права. Именно цель (задача), как основной критерий, дает возможность отграничить правовосстановительную функцию от сходных с ней компенсационной и других охранительных функций (подфункций) права.

Все действия (операции) участников и соответствующих компетентных органов нацелены на определенный результат - существенный элемент рассматриваемой нами функции. Результат - это «важнейший итог, завершающий собой чего-нибудь», - пишет С.И. Ожегов.

«Правонарушитель» и «потерпевший» преследуют, как правило (возможны и исключения), различные цели. Поэтому результат правовосстановительной функции не всегда представляет собой адекватное воплощение поставленных целей. Еще Г. Гегель писал о том, что «благодаря действиям людей получатся несколько иные результаты, чем те, к которым они стремятся и которых они достигают, чем те результаты о которых они непосредственно знают и которых они желают; они добиваются удовлетворения своих интересов, но благодаря этому осуществляется нечто дальнейшее, и нечто такое, что скрытно содержится в них и не осознавалось и не входило в их намерения».

Установление соотношения между полученными результатами и целями, которые ставили перед собой те или иные субъекты правовосстановительной функции, позволяет выяснить эффективность их действий (операций), используемых средств и способов. В целом же такое взаимоотношение позволяет определить качество соответствующего законодательства, эффективность деятельности судебной системы, правоохранительных и иных компетентных органов, их ресурсообеспеченность.

Результаты правовосстановительной функции следует рассматривать в нескольких аспектах: общесоциальном и юридическом. Это, во-первых. В юридическом плане результатом может быть всесторонне рассмотренное юридическое дело, а также законное, справедливое и грамотно вынесенное решение суда (восстановление незаконно уволенного работника), восстановление нарушенных (в данном случае трудовых) правоотношений и субъективных прав (работника). Общесоциальным результатом здесь будет удовлетворение потребности субъекта (в нашем примере возможность реализовать работником свои профессиональные навыки, умения, мастерство, квалификацию в данном трудовом коллективе, получать заработную плату и т.д.).

Во-вторых, мы уже отмечали, что «потерпевший» и «правонарушитель» правовосстановительной функции преследуют, как правило, различные цели. Естественно, что и полученный результат (общесоциальный и юридический) они оценивают по-разному. Поэтому компетентный орган при разрешении любого юридического дела (спора), в том числе связанного с восстановлением нарушенных прав и т.п., должен учитывать соответствующие психологические, организационные, юридические, социальные и иные моменты этой деятельности.

Таким образом, выделение и исследование основных элементов содержания правовосстановительной функции, создает важную методологическую и практическую основу для выделения и анализа мероприятий, направленных на совершенствование и повышение эффективности данной функции права.


Торопов Андрей Анатольевич



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Средства реализации диспозитивных норм права
Президент Российской Федерации в схеме разделения властей
Классификация давности в праве.
Темпоральные изменения правового обычая
Деятельность органов внутренних дел, направленная на реабилитацию жертв политических репрессий
Вернуться к списку публикаций