2012-01-01 22:09:14
ГлавнаяТеория государства и права — Формальные источники права: понятие и структура



Формальные источники права: понятие и структура


Позитивное право имеет исторически сложившуюся форму внешнего выражения, которая в науке получила название формальных источников, или форм права. В рамках данной работы автор рассматривает формальные источники права в качестве необходимого элемента общей системы его источников, наряду со способом бытия людей, как генетическим источником и государством, как политическим источником позитивного права. Соответственно, мы относим формальные источники к информативно-документальному уровню элементов предлагаемой системы. Формальные источники позитивного права есть носители специфической информации о принципах и моделях правового поведения субъектов права. Информация, содержащаяся в формальных источниках права, создается специально уполномоченными лицами при применении правил и приемов законодательной техники, что делает ее достаточно компактной, четкой и доступной для восприятия субъектами права. Образцы, модели и принципы социально-значимого поведения субъектов права, зафиксированные в формальных источниках права, являются факторами, унифицирующими поведение людей, облегчающими контакты между ними в рамках присущего им способа бытия. В формальных источниках права фиксируются моменты реального бытия людей, поддающиеся сознательно-волевому, целенаправленному моделированию, типизации, внешнему принудительному регулированию и контролю в целях организации мирного сосуществования множества притязающих на удовлетворение своих потребностей и интересов лиц, объединенных территорией, традициями и общей судьбой в рамках отдельного государства.

Формальные источники права связаны с иными элементами общей системы его источников таким образом, что зафиксированная в них информация есть отражение сущности и закономерностей развития общественных процессов, интересов общества в целом и отдельного человека, системы ценностей и целей, признаваемых в данном обществе в конкретный исторический период и объединений. Отметим, что Конституционный Суд Российской Федерации активно использует в настоящее время право толкования конституционных положений, что способствует повышению авторитета и значимости Конституции в правовой системе России.

В целом, в российской правовой науке современного периода все активнее исследуется вопрос о нормотворческой функции судебной власти. Российские правоведы отмечают, что необходимо признать за судебной практикой роль источника права. Это не умаляет полномочий законодательной и исполнительной власти, ибо судебная власть будет восполнять пробелы права и законодательства только в пределах предоставленных ей полномочий. Возрастание роли суда в жизни современного российского общества с необходимостью приводит к выполнению судебной практикой нормотворческих функций, что уже имеет место в российской действительности.

Обращаясь к правовым реалиям современной России, можно констатировать тот факт, что внешняя форма содержания позитивного права во многом зависит от принципов работы механизма государства, основным элементом которого, безусловно, являются государственные органы.

Мы убеждены, что в процессе правотворчества должны активно и грамотно участвовать все ветви власти в рамках предоставленной им законом компетенции. Правотворчество как часть управленческой деятельности требует от уполномоченных на ее осуществление субъектов определенного уровня правовых знаний, деловых качеств, определенного уровня правосознания и правовой культуры. Лица, причастные к процессу формирования права на политическом, государственном уровне должны обладать государственным правосознанием, которое предполагает как наличие системы знаний о сущности государственно-правовых явлений и закономерностях их развития, так и добросовестное признание собственной сопричастности к трудному и ответственному делу - публично-правовому властвованию не в угоду лишь своему частному интересу, а во имя общего блага, заключающегося, прежде всего, в формировании и стабилизации такой системы общественных отношений, которая обеспечивает нормальную жизнедеятельность людей и их объединений, позволяет им наиболее полно реализовать свои интересы и потребности, способствует формированию свободных, ответственных, творческих личностей. Носители государственной власти должны осознавать, что качество создаваемого при их непосредственном участии общественного порядка, есть отражение их собственного качества, их способности к публично-правовому властвованию.

Само содержание информации, фиксируемой в формальных источниках права, свидетельствует о ее социальной обусловленности, укорененности в человеческом обществе, организационное и функциональное единство которого обеспечивается государством. Кроме этого, формальные источники права оказывают обратное воздействие на общество и государство в силу присущих им качеств формальной определенности и общеобязательности. Обретя юридическую силу, документальные носители информации о принципах и нормах правового поведения становятся основополагающим средством воздействия на поведение людей и их объединений. Они приобретают относительную самостоятельность от создавших их людей и оказывают активное воздействие на их сознание и волю.

Формальные источники права закрепляют и делают доступной информацию о возможном и должном поведении членов человеческого общества. Можно отметить, что информация, зафиксированная в многообразных формальных источниках права, воздействуя на сознание и волю людей, ориентирует их поведение, упорядочивает их деятельность, облегчает процессы коммуникации, внося в них элемент стабильности, предсказуемости, контролируемости. Обладая качествами формальной определенности и общеобязательности, правовая информация обеспечивает интересы не только отдельных лиц, но и всего общества в целом, закрепляет стратегические ориентиры его развития. Наличие подобной информации обеспечивает общую и правовую социализацию человека, становление его в качестве полноправного, активного и ответственного субъекта.

В мировом юридическом пространстве, где сосуществуют и взаимно влияют друг на друга различные правовые системы, известны следующие виды формальных источников права: правовой обычай, нормативный акт государственного уровня, судебный прецедент, договор нормативного содержания, общие принципы права, идеи и доктрины, религиозные тексты. В рамках каждой отдельно взятой правовой системы конкретного государства обычно признается и развивается одновременно несколько формальных источников права. Однако их значение и соотношение может быть неодинаково. В одни исторические периоды и в одних странах в качестве источника права преобладают законы, в другие периоды и в других странах - судебные прецеденты, в третьих странах - религиозные тексты, обычаи и т.д.

Пьер Сандевуар в своей книге «Введение в право» представляет общую картину источников права следующим образом: «С классической точки зрения следует различать три крупных источника права: обычай, закон, судебная практика. Эти три основные источника права в некоторых случаях могут дополняться теми или иными второстепенными или косвенными источниками, роль которых невелика». При этом автор отмечает, что роль дополнительных источников права - общих принципов права; точек зрения и мнений, официально исходящих от тех или иных органов государственной власти, деятельности адвокатов, нотариусов, юридических советов, доктрин, не следует недооценивать».

В рамках российской правовой науки рассматриваются и изучаются все вышеперечисленные формальные источники права. Можно отметить, что именно этот уровень системы источников права изучен более основательно и подробно представлен в развернутой системе научных знаний - правовых терминах, принципах, аксиомах, классификациях, понятиях. Однако реальные изменения в политической и правовой жизни нашей страны вносят коррективы и изменения в устоявшуюся систему накопленных знаний. Новые тенденции в развитии формальных источников права активно обсуждаются российскими правоведами. Мы не ставим своей задачей подробного описания всех разновидностей формальных источников права. Мы хотели бы выявить и проанализировать основные новации в теории формальных источников права в современной России, которая стоит на пути формирования правового государства и информационного общества.

Исследование информативно-документального уровня источников права предполагает сегодня активное использование положений теории информации и теории решений в контексте юридической науки. Мы признаем необходимой активизацию научных исследований информационной природы права в целом и его формальных источников в частности. Такая работа велась российскими учеными ещё в период существования в России социалистического государства и права. Можно отметить в этом плане фундаментальную монографию Ю.А. Тихомирова «Теория закона», где закон рассматривается в контексте теории информации и теории принятия решений. Автор отмечает: «В научной литературе последних лет ученые все чаще обращаются к характеристике информационной природы права и его действия как социально-нормативной, регулятивной системы... Положения теории информации об объеме и содержательности сообщений, их доступности, помехах информации, соотношении новой и старой информации и т.д. позволяют раскрыть информационное содержание норм права».

В этот же период (1978 г.) в ходе обсуждения проблем информационной сущности права, участники международного симпозиума в городе Смоляны (Болгария) обратили внимание на необходимость широкого применения положений теории информации и использовании ее методов при исследовании правовых явлений, механизма правового регулирования и его динамики. На симпозиуме обсуждались вопросы, сохраняющие свою актуальность и сегодня: функции права как особого вида нормативной информации в социальном управлении, место права в регулировании информационных процессов в социальном управлении, понятие информации как объекта правового регулирования. В.Н. Кудрявцев в монографии «Право и поведение» (1978 г.) также рассматривает право как разновидность социальной информации, которую принято именовать нормативной. Система правовых норм, по мнению автора, всегда несет определенную информацию, которая предназначена гражданам и их коллективам в целях регулирования поведения. «Информационная роль права прежде всего состоит в том, - подчеркивает ученый - чтобы сообщить адресатам требования государства, относящиеся к поведению людей, иначе говоря, довести до их сведения, какие имеются в обществе, одобряются или допускаются государством возможности, объекты, средства и методы достижения общественно полезных целей и, напротив, какие противоречат общественным интересам и поэтому запрещены законом».

В реальной жизни доведение подобного рода информации до сведения субъектов права в доступной для их восприятия форме осуществляется благодаря формальным источникам права - официальным носителям информации о содержании позитивного права.

Диалектика взаимосвязи права и информации остаётся объектом пристального внимания российских правоведов и в настоящее время. Это вопрос приобретает не только научную, но и практическую значимость в связи с задачей формирования информационного общества в России. 5-6 октября 1999 года в Московской государственной юридической академии проводилась первая Всероссийская конференция, посвященная проблемам становления информационного общества и информационного права в России. Известные российские правоведы обсуждали актуальные вопросы правовой теории и практики. В настоящее время информационная сущность права, понятие правовой информации, роль государства в формировании и использовании правовых информационных ресурсов исследуются О.Е. Кутафиным, В.А. Копыловым, И.Л. Бачило, В.Б. Исаковым, А.В. Петровым, М.М. Тихомировым, и другими.

Становлению информационного общества в России придается общегосударственное значение, о чем свидетельствует наличие Концепции правовой информатизации России, которая утверждена Указом Президента РФ от 28 июня 1993 года № 966.

О значимости и возрастающей роли информации в жизни современного российского общества свидетельствует происходящий на наших глазах процесс зарождения и развития так называемого информационного права, которое признается ведущими российскими учеными новой комплексной отраслью права и, соответственно, отраслью законодательства в рамках российской правовой системы. Ю.А. Тихомиров уже использует термин «информационное право» и относит данную комплексную отрасль права к сфере публичного права. Кроме этого, данной проблемой вплотную занимается Копылов В.А. Он определяет информационное право как «систему охраняемых силой государства социальных норм и отношений, возникающих в информационное сфере - сфере производства, преобразования и потребления информации». Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» определяет информацию как «сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления» (статья 2). Копылов В.А., учитывая социальный аспект информации, добавляет к легальной дефиниции следующее: «включаемой в оборот в виде, доступном для восприятия человеком».

В рамках нашего исследования объем понятия «информация» сужается, ибо в правовой сфере значимость и юридическая сила информации напрямую зависит от формы ее представления во вне. Мы не можем называть третий уровень источников права просто информационным, мы подчеркиваем его двуединый информативно-документальный характер. Соответственно, не меньший интерес, наряду с понятием информации, для нас представляет понятие документа, и прежде всего - юридического документа.

Легальная дефиниция документа содержится в Федеральном законе «Об обязательном экземпляре документов» от 29 декабря 1994 года. В статье 1 данного закона записано: «документ - материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования».

Вышеназванный закон «Об информации, информатизации и защите информации» вводит термин «документированная информация» (документ) и определяет его как «зафиксированную на материальном носителе информацию с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать (статья 2). Понятие документированная информация с полным основанием может быть использовано в контексте теории формальных источников права. Данное понятие основано на двуединстве информации (сведений) и материального носителя, на котором она отражена в виде символов, знаков, букв, волн и других способов отображения. В результате документирования происходит как бы материализация и овеществление сведений. Информация закрепляется на материальном носителе или даже «привязывается» к нему и тем самым обособляется от своего создателя. Согласно приведенному в законе определению, документированная информация (документ) есть по сути дела объект материальный, что дает основание относить ее также и к категории вещей. Главное ее отличие от других вещей заключается в упомянутом выше двуединстве информации и материального носителя, что предопределяет специфику требований, касающихся ее правового режима. Информация с учетом ее правового режима подразделяется на определенные виды.

Копылов В.А. считает, что можно выделить следующие виды информации:

1) информация как результат творчества (произведения, изобретения, открытия);

2) обязательно предоставляемая информация, которая готовится физическими и юридическими лицами в порядке отчетности о собственной деятельности и предоставляется или уполномоченным органам и организациям, а также обязательные экземпляры документов;

3) документированная информация о гражданах (персональные данные);

4) официальная документированная информация, подготавливаемая и распространяемая органами государственной власти и местного самоуправления, судебными органами, общественными объединениями в соответствии с их компетенцией;

5) массовая информация;

6) иная создаваемая исходная и производная информация.

Для нас особый интерес представляет выделенная автором официальная документированная информация, подготавливаемая и распространяемая органами государственной власти и местного самоуправления, судебными органами, общественными объединениями в соответствии с их статусом и в порядке возложенных на них функций. К такой информации относят законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера. В соответствии с Законом РФ «Об авторских и смежных правах» (принят 9 июля 1993 г. № 5351-1), официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы не являются предметами авторского права. При создании документированной информации такого рода, по мнению В.А. Копылова, возникают отношения по поводу обязанностей и ответственности соответствующих органов за ее подготовку, издание и распространение.

Документированная информация в виде официальных документов в большинстве случаев открыта и распространяется свободно. Добавим, что формальные источники права можно отнести к открытой официальной документальной информации, которая к тому же должна в обязательном порядке доводиться до населения (субъектов права и правоотношений) в установленном порядке. В Законе РФ «Об информации, информатизации и защите информации» записано, что запрещено относить к информации с ограниченным доступом законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации (ст. 10 п.3). Отнесение информации к государственной тайне осуществляется в соответствии с Законом РФ «О государственной тайне».

В рамках формирующегося информационного общества особенно важно обеспечить своевременную легализацию юридических документов, доведение их до сведения населения государства. В Российской Федерации в этих целях принят и действует Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». Общее правило о том, что неопубликованные законы не применяются на территории России закреплено в законе, обладающем высшей юридической силой - Конституции РФ 1993 года (ст.15 п.3).



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Президент Российской Федерации в схеме разделения властей
Сущность и основные признаки института диспозитивности
Особенности структуры диспозитивных норм права
Формальные источники права: понятие и структура
Функции государственного механизма
Вернуться к списку публикаций