2012-01-01 21:56:55
ГлавнаяТеория государства и права — Социальные источники права



Социальные источники права


По мнению автора, в человеке нет автономно действующей биологической или социальной субстанций. Соответственно, нельзя представить себе социальные свойства человека в отрыве от нервных (по природе - биологических) механизмов психической деятельности. При этом биологическое не включается - как часть в целое - в социальное, наподобие включения химического в биологическое. Биологическое и социальное не находятся в одном ряду, не располагаются по горизонтали свойств человека, не встраиваются механически одно в другое, не связаны прямой корреляционной связью, жесткой детерминацией. Биологическое представляет собой органическую основу социального развития, которое осуществляется в пределах естественных (биологических) возможностей человека, а сами эти возможности испытывают обратное воздействие развивающихся социальных качеств. Кроме этого, как живая биологическая система человек, в силу особенностей его организма, не может сохраниться и развиваться вне социума. По справедливому замечанию Питера Бергера и Томаса Лукмана, зависимость человека от окружающей социальной среды «обусловлена его собственной, весьма несовершенной, биологической конституцией». Действительно, специфичность человеческого организма коренится в его онтогенетическом развитии. Можно сказать, что эмбриональный период у человеческого существа продолжается еще в течение года после его рождения. «Жизненно важные процессы организмического развития, которые у животных завершаются в чреве матери, у ребенка происходят и после его появления на свет. Однако в это время человеческое дитя не просто находится во внешнем мире, но и взаимодействует с ним самыми различными способами». Таким образом, человеческий организм еще биологически развивается, но уже находится во взаимосвязи со своим окружением. Это утверждение приобретает особое значение, если помнить, что окружающая ребенка среда является как природной, так и человеческой. То есть, развиваясь, человек взаимодействует не только с природной окружающей средой, но и с особым социокультурным порядком, опосредуемым для него так называемыми «значимыми другими, которые несут за него ответственность». Не только выживание ребенка зависит от определенных социальных условий, но и направление его биологического развития социально детерминировано. Можно с уверенностью сказать, что всю свою жизнь человек находится в системе двойного нормативного регулирования. С одной стороны, это законы природы (нормы естественного, природного характера), с другой стороны - это законы общества, или социальные нормы, одной из разновидностей который являются нормы права. Дополнительное к природному, то есть социальное регулирование - необходимое условие выживания и последующей эволюции человека. Биологическое не выступает у человека в «чисто» естественном виде, как у иных представителей живой природы, оно испытывает жизненно важное социальное воздействие и преображается под влиянием этого воздействия. Мы хотели бы подчеркнуть, что в рамках способа бытия людей биологическое всегда социально оценивается с целью сохранения, стабилизации и регламентации совместной жизни в рамках заданной природной и формируемой социальной среды. В процессе исторического развития жизнь человека, не теряя своих природных, биологических характеристик, приобретает новые социальные характеристики Соответственно, совместность, как характеристика способа бытия людей, существенно отличается от совместных форм существования у животных.

Представляет интерес в рамках предпринимаемого исследования и концепция индивида, предлагаемая С.Т. Хониным. Рассматривая вопрос об индивиде как субъекте жизнедеятельности, он определяет индивида как целостную систему, состоящую из двух основных структурных элементов, фиксируемых в понятиях «организм» и «личность». При этом биологические характеристики человека фиксируются в понятии «организм», а социокультурные - в понятии «личность». Рассматривая человека как систему «организм-личность», ученый также подчеркивает неразрывную связь биологического и социального в человеке.

Хочется отметить интересное исследование проблематики человека, предпринятое И.И. Хомичем. На наш взгляд, именно эта концепция наиболее полно отражает специфику биосоциальной природы человека и ее положения должны приниматься во внимание в рамках современной юридической науки при разработке соответствующей современным реалиям системы знаний о человеке как субъекте права.

Концепция И.И. Хомича сформирована но основе системного подхода к человеку, что позволяет увидеть и осмыслить его основные характеристики. По мнению ученого, рассматривая человека как определенную систему, можно выделять пять уровней этой системы, ни один из которых не является самостоятельным, ибо каждый из них «выполняет специфическую роль в системе и служит неотъемлемым ее компонентом». И.И. Хомич выделяет, соответственно, структурный, функциональный, психический, сознательный и поведенческо-деятельностный уровни человека как живой системы. При этом структурный уровень абстрактно возможно рассматривать как материальную основу для возникновения второго, функционального уровня. На базе функционального сформировался психический, как более высокий уровень живой системы, который, в свою очередь, явился естественной предпосылкой для формирования уровня сознания. Поведенческо-деятельностный уровень и уровень сознания, возникшие под воздействием трудовой деятельности, накладывали свой отпечаток на все другие уровни живой системы и тем самым сделали всю систему социально интегрированной. Соответственно, человек, по мнению автора, это живая, саморегулирующаяся, социально интегрированная, открытая, многоуровневая система. Это позволяет рассмотреть человека и с точки зрения как биологических, так и социальных его характеристик. Как живая система человек отличается ото всех небиологических систем (технических, физических, химических, экономических и т.д.) признаками жизни и прежде всего своим «поведением». Это постоянно и непрерывно функционирующая система. В отличие от технической, живую систему временно остановить невозможно. Однажды выключенная живая система навсегда прекращает свое существование. Она возникает, развивается, стареет и разрушается по особым законам. Как всякая живая система, человек является саморегулирующейся системой, которой присущ определенный набор механизмов саморегуляции и непрерывное взаимодействие с окружающей средой. На всякое изменение окружающей среды организм реагирует изменением своего поведения. При этом человек располагает двумя видами саморегуляции: индивидуальной и видовой. Все механизмы регуляции имеют конечную цель - сохранение и воспроизводство живой системы. С точки зрения И.И. Хомича, человек относится к категории открытых систем. Между ним и окружающей его средой постоянно совершается обмен веществом, энергией и информацией. Следует сказать, что все биологические системы являются открытыми, отличие же человека состоит в особом характере его отношений со средой. Как система открытая, человек не только адаптируется и приспосабливается к окружающей среде, но и изменяет ее в соответствии со своими потребностями и интересами. Очень важной характеристикой человека является его изначальная социальная интегрированность в мир себе подобных. Именно социальная среда поддерживает и развивает все перечисленные выше характеристики человека как системы. По мнению И.И. Хомича, на определенном историческом этапе развития человечества в процесс его биологической эволюции включились новые движущие силы. На новом этапе эволюции решающими в развитии человека стали общественноисторические факторы, а не естественный отбор. Они служили неотъемлемым условием формирования сознания и других высших психических функций. Все развитие человека шло под непосредственным и постоянно усиливающемся воздействием этих сил. При этом биологическое не вступило в противоречие с социальным. Если бы такое произошло, то это привело было выражению ученого, к «поломке живой системы и постепенному вырождению вида Homo sapiens». Но, как видим, этого не произошло. Наоборот, социальное (труд, мышление, речь) в ходе эволюции не только не вступило в конфликт с биологической природой человека, но и сделало ее более жизнеспособной, обогатило новым качеством. Труд, речь, мышление, сознание позволили человеку преобразовывать мир в своих интересах и изменять собственную природу.

Сообщество людей существенно отличается от сообщества любых других высокоразвитых биологических организмов, многим из которых также свойственно жить группами, взаимодействовать, заботиться о потомстве. Совместность как неотъемлемая черта способа бытия людей характеризуется особыми формами общения. Человеческое общение осуществляется посредством определенным образом организованной знаковой системы - языка, который реализуется в речи. Общение людей есть, прежде всего, речевое общение. В этом проявляется одно из принципиальных различий между сообществом людей и животных. Заметим, что право существует и развивается в знаковой (языковой) форме, понимание которой доступно только членам человеческого общества. Т.В. Губаева, тщательно исследуя проблему словесности в юриспруденции, правильно указывает на то, что как разумное человеческое установление, право фиксируется в словесно-символических формах. Она пишет: «Естественная и очевидная связь между правом и словом прежде всего отразилась в терминологии: в большинстве европейских языков выражение самой идеи права восходит к первоначальному латинскому сочетанию iurus dicere (ius + dico = право + говорю) = провозглашать справедливость, творить суд. Это не простое смысловое совпадение, ибо всеобщая история права свидетельствует, что слово следует рассматривать в качестве единственно возможного адекватного способа оформления правовых предписаний».

По мнению автора, с которым мы хотели бы согласиться, сама сущность права может быть представлена в науке более адекватно при более полном знании о слове, генетически и онтологически связанное с правом. «Теория словесности, пишет Т.В. Губаева, - в ее применении к юриспруденции позволяет выйти на качественно новый уровень осмысления правовой материи, что открывает новые перспективы для более глубокого познания закономерностей развития и функционирования права в человеческом обществе». Тем не менее, подход к праву с позиций теории словесности пока остается вне поля зрения российский ученых. Это, на наш взгляд, значительно обедняет как научные исследования по вопросам общего понятия права, так и частные научные исследования, в поле зрения которых находятся отдельные категории понятийного аппарата российской юридической науки.

Отметим также, что общение людей представляет собой сложный и многогранный процесс. В теории права оказываются востребованными положения психологии о структуре общения, в которой выделяется три взаимосвязанных стороны: коммуникативная, интерактивная и перцептивная. Коммуникативная сторона общения, или коммуникация, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися, то есть в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания. Понятие общения, используемое в контексте теории источников права, позволяет говорить о том, что право как нормативный регулятор поведения людей есть исторически сложившаяся форма общения социализированных индивидов, дополняющая программу их биологического развития, стабилизирующая процесс их взаимодействия с окружающей средой, обеспечивающая стабильность и безопасность их жизнедеятельности.

Продолжая наши размышления об укорененности права в человеческом бытии, мы хотели бы обратить внимание на то обстоятельство, что любое совместное сосуществование представителей живой природы еще не есть основание для возникновения у них права как дополнительного, наряду с законами природы, регулятора их поведения. Здесь уместно воспроизвести рассуждения Л.И. Спиридонова, в работах которого уделяется много внимания проблемам взаимосвязи процессов социального развития и возникновения права. Он пишет: «Непременным условием объединения индивидов не в качестве стада, то есть не на одной лишь биологической основе и не только для восполнения недостатка отдельной особи к самозащите, а в качестве коллектива, является их предварительное отделение от природы, их превращение в субъектов, относящихся к природе как к объекту. В противном случае такое объединение не имело бы специфических социальных свойств и ничем бы не отличалось от сообщества животных».

Отношение человека к окружающей среде, его деятельность существенно отличается от поведения животных. Поведение животного - это приспособление к заданным условиям существования; оно может выбирать из окружающей среды то, что необходимо и полезно для него. Активность человека не ограничивается простым приспособлением на генетическом уровне к условиям окружающей среды. Человеческая деятельность предполагает качественное изменение среды обитания в процессе трудовой деятельности. Это необходимо ему как для физического сохранения, так и для стабилизации окружающей природной среды. Человеческая деятельность в принципе изменяет соотношение с природой, создавая возможности преобразования заданной среды, деятельности, самого себя. Человек как субъект способен превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, относится к самому себе, оценивать способы деятельности, контролировать ее ход и результаты, изменять ее приемы.

Определение человека в качестве субъекта жизнедеятельности является основополагающим для теории государства и права в целом и для понимания природы права в частности. Само понятие субъекта права основано на общефилософском понимании субъекта как носителя предметно - практической деятельности и познания, источника активности, направленной на объект. «Человек, - пишет А.В. Брушлинский, - объективно выступает (и, следовательно, изучается) в бесконечно многообразных, системных, противоречивых качествах. Важнейшее из них - быть субъектом, то есть творцом своей истории: инициировать и осуществлять изначально практическую деятельность, общение, познание и другие виды специфически человеческой активности, творческой и нравственной».

Что же позволило человеку занять особое место в мире живых организмов, перейти от свойственного многим высокоорганизованным живым существам биологического уровня адаптации к условиям окружающей природной среды к созданию своей второй - социальной природы? Мы считаем, что становление человека в качестве активного, целеполагающего субъекта обусловлено уровнем его психической организации, которая позволила ему стать сначала производителем материальных благ, необходимых для поддержания собственной жизнедеятельности и обеспечения ее стабильного развития, для сохранения накопленного опыта с целью передачи ее последующим поколениям людей, а затем и нематериальных (духовных) благ, к которым с уверенностью можно отнести позитивное право. Как результат познавательной, рациональной, творческой деятельности людей право имеет в своей основе сознательно-волевую природу человека. Оно и существует в доступной именно людям знаковой форме и, соответственно, воздействует психически только на членов человеческого общества. Именно уровень развития психической организации человека является, наряду с совместностью и деятельностью, одним из необходимых условий возникновения права как фактора социального, а не природного порядка. Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание. Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. Именно сознательный образ жизни людей формирует качественные характеристики их деятельности и общения, привносит в них осмысленную организованность и упорядоченность, определенные ценности и смыслы, делает возможным становление социального порядка в дополнение к законам природы.

Способ собственного бытия не безразличен человеку и не воспринимается им как нечто неизменное. Будучи частью природы и завися от нее, люди, благодаря неотъемлемым характеристикам сознания - мышлению и речи - познают окружающий мир, фиксируют его черты и свойства, закономерности развития, сохраняют накопленную информацию и передают ее последующим поколениям людей. Мышление человека позволяет ему выйти далеко за пределы чувственных форм отражения окружающей действительности - ощущений, восприятий и представлений, выявить внешне не наблюдаемые, сущностные черты окружающих явлений и предметов. В силу своей психической организации, человек обладает способностью абстрагироваться от данной конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией. Данная способность устраняет непосредственную зависимость его от этой ситуации. Человек способен отражать не только непосредственные воздействия среды, но и те которые его ожидают. Мышление продолжает и развивает познавательную работу ощущений, восприятий, представлений. Поскольку мышление неразрывно связано с речью, постольку становится возможным сохранение полученных об окружающей среде и закономерностях ее развития знаний в знаковой форме, их использование в будущем, передача другим поколениям людей. Именно в процессе рационального познания действительности, доступного человеку, возможно возникновение права как социального нормативного регулятора поведения людей, специфической формы общественного сознания. Общественное сознание как накопленная система знаний о закономерностях развития и специфических чертах человеческого способа бытия, есть необходимое условие для дальнейшего воспроизводства и развития человеческого общества, ибо индивидуальный биологический цикл жизни и практический опыт отдельного человека ничтожно мал по сравнению и историей и опытом практической жизни человечества. Не отдельному человеку, а сообществу людей становится необходимым социальный порядок, одним из элементов которого и является право. Со временем общественное сознание, объективизированное в особой системе знаков - человеческом языке - начинает оказывать активное обратное (преобразующее и организующее) влияние на жизнь человеческого общества.

Анализируя способ бытия людей, взятый в диалектическом единстве его основных характеристик - совместности, деятельности и сознания - в контексте правовой науки, мы приходим к выводу о том, что ему можно присвоить статус генетического источника права, его динамичной объективно-субъективной основы. Мы хотели бы предложить одно из определений социальной основы права, которое включает в себя ранее выдвигаемые положения. Социальная основа права - это способ бытия людей, рассматриваемый в единстве его качественных характеристик - совместности, деятельности и сознания - и обусловленный биосоциальной природой человека. При таком подходе к способу бытия людей, его можно рассматривать в качестве генетического источника любого социального явления, к числу который относится и право. Вместе с тем, способ бытия людей - это универсальный, но не единственный источник права, имеющего собственные качественные характеристики, многие из которых формируются только в процессе правотворческой деятельности государства, которое мы называем политическим источником позитивного права. Государство является политической организацией такого уровня, который позволяет ей легально представлять интересы всего общества, но зафиксированного в определенных пространственных и временных пределах. Государство есть источник реального, действующего позитивного права, имеющего то содержание и формы внешнего выражения, которые производны от уровня экономического, политического и культурного развития того общества, которому государство уполномочено обеспечить сохранение и устойчивое развитие.


Гурова Татьяна Владимировна



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Признаки норм права
Правоохранительная система России: понятие и структура
Правоспособность, ее роль и значение в формировании субъекта права
Функции юридических фактов в уголовном праве
Основные формы выражения норм права
Вернуться к списку публикаций