2011-09-27 09:00:48
ГлавнаяАдминистративное право — Административно-правовой статус Президента России



Административно-правовой статус Президента России


Исследование административно-правовых аспектов возникновения и развития института президентства, его правового статуса является необходимой предпосылкой для анализа особенностей становления института президентства в России и странах СНГ, в условиях становления гражданского общества и правового государства.

Осуществляемая в России правовая форма должна быть направлена на наиболее адекватное закрепление в юридических актах принципов укрепления государственности, совершенствования института президентства, в сочетании с требованиями гуманизма и демократии, оптимального учета интересов личности, социальных групп и общества в целом. Этим целям способствует становление в нашем государстве института президентства, который является важнейшим фактором укрепления Российской государственности, гарантом демократического развития всего общества.

По нашему мнению, важное значение для характеристики института президентства в России имеет определение его наиболее общих административно-правовых черт, признаков. Анализ российского законодательства дает возможность выделить следующие из них в качестве наиболее важных:

1. В законодательстве Российской Федерации при определении статуса Президента России были учтены многие положения, раскрывающие мировой опыт организации президентской власти (наделение Президента РФ правом «отлагательного» вето; особый порядок отрешения Президента от власти посредством импичмента; вопросы взаимодействия с различными ветвями государственной власти; прерогативы в области внешней политики и международных отношений, в сфере обеспечения обороны страны и её безопасности, по вопросам гражданства, помилования и награждения государственными наградами, издания указов и распоряжений, формированию состава Правительства, по кадровым вопросам; процессуальные аспекты вступления вновь избранного Президента в должность и т.п.). Это позволяет опереться на всё лучшее, что апробировано многолетней практикой административно-правовых норм и традиций, делает возможность избрания наиболее эффективной формы организации президентской власти, способа взаимодействия с Парламентом и другими государственными органами.

2. Важнейшим признаком, характеризующим правовую природу президентской власти в Российской Федерации, является наличие демократических гарантий её осуществления. С учетом специфики истории нашей страны, представлений о механизмах управления, сложившихся в массовом общественном сознании, особенно важно создать политико-правовые гарантии того, чтобы президентский режим даже в отдаленной перспективе не был бы использован для эволюции к авторитарной власти. Безусловно, в политической системе общества происходят перемены и набирают силу многопартийность, демократизация управления, перемещение центра принятия наиболее важных государственных решений в представительные органы власти, рост политической культуры и сознания масс. Эти политические процессы с полным основанием можно рассматривать как общие гарантии, исключающие возникновение авторитарного режима. Вместе с тем, была создана система специальных гарантий в самой структуре президентской власти.

Во-первых, Конституция устанавливает порядок избрания Президента: на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, т.е. на широкой демократической основе.

Во-вторых, согласно Конституции одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд. Введены также и возрастные ограничения.

В-третьих, Конституция четко определила, что Парламент России вправе отрешать Президента от должности за совершение государственной измены или иного тяжкого преступления, подтвержденного заключениями Верховного Суда и Конституционного Суда Российской Федерации.

В-четвертых, в Конституции содержится норда о том, что Президент может распустить лишь нижнюю палату Парламента России - Государственную Думу, в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

В-пятых, важной юридической гарантией, исключающей возможность появления авторитарного режима за счет злоупотребления президентскими полномочиями, является прерогатива Совета Федерации назначать выборы Президента Российской Федерации, утверждать указы Президента России о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения, а также обязанность Конституционного Суда Российской Федерации разрешать дела о соответствии Конституции России Президента Российской Федерации.

В-шестых, важным выражением демократизма президентской власти в Российской Федерации является такое положение Президента в системе высших органов государственной власти, при котором глава государства не ущемляет прерогативы Парламента России как высшего представительного и законодательного органа государства. В связи с этим можно указать на три основных источника его полномочий. Во-первых, это ряд полномочий, которые раньше принадлежали Президиуму Верховного Совета России: такие, как награждение орденами и медалями, присвоение почетных званий, решение вопроса о приеме в гражданство и др. осуществляет Президент России. Во-вторых, к компетенции Президента была отнесена группа прав, которая прежде закреплялась за Председателем Верховного Совета. Речь идет, в частности, о представлении республики в межгосударственных отношениях, внесение на рассмотрение Верховного Совета вопроса об отставке Совета Министров республик и др. И, наконец, третья группа полномочий Президента обусловлена новизной самого института президентской власти и вытекает из его природы. Это вопросы, связанные с руководством Совета Безопасности, принятием Указов, командованием Вооруженными Силами и др. Немаловажным признаком, характеризующим правовую природу президентской власти в России, является реальная возможность обеспечить соединение демократического функционирования государства со стабильностью общества в условиях организационно выраженного политического плюрализма. В теоретико-правовом разрешении этой проблемы сейчас превалирует подход «сильный президент - слабый парламент», либо «слабый президент - сильный парламент». Представляется, что можно выйти из этого круга через применение другого подхода, выражающегося в формуле «сильный президент - сильный парламент». В какой-то мере эта формула осуществляется в конституционном механизме США.

В условиях Российской Федерации это достигается посредством создания второго большого центра государственной власти вообще и исполнительной в частности. Он не выводят свою легитимность из легитимности высшего представительного учреждения: его легитимность проистекает непосредственно от самого суверена государственной власти - народа. Роль такого центра исполнительной власти играет Президент - единоличный глава государства, избираемый непосредственно народом. При этом создание второго центра в России происходило не путем перераспределения компетенции между законодательной и исполнительной властями, в какой-то степени, а на основе перераспределения полномочий в структуре самой исполнительной власти. Таким образом, произошло разделение функций органами одной и той же власти - между Президентом и Правительством. Тем самым, президентская власть, независимая от соотношения партийных сил в Парламенте, свободно отправляет государственную деятельность в указанных Конституцией сферах общественной жизни, а Парламент России сохранил за собой возможность верховного контроля через связанное с ним Правительство и принятие законов. Данное разделение было осуществлено сувереном государственной власти - народом, при помощи конституции: т.к. никто в гражданском обществе не вправе сам определять круг своих государственных интересов. Избранный непосредственно народом и непосредственно от народа получающий свою легитимность, Президент России обладает большими полномочиями в области внешних сношений государства, обороны, общественного порядка и национальной безопасности. Для обеспечения стабильности и непрерывности государственной власти, Президент Российской Федерации замыкает свод государственных институтов, обладает действенными дискреционными полномочиями в жизненно важных для общества сферах политической жизни. Вместе с тем, как уже отмечалось ранее, существует и деликатный механизм политической ответственности главы государства - института импичмента.

Таким образом, глава российского государства является не только символом национального единства, но и реальным его гарантом. Несущий реальную политическую ответственность, он обеспечивает непрерывное осуществление государственной власти в тех областях общественной жизни, от которых зависит жизнедеятельность глобального социального организма. Эффективное осуществление государственной власти в этих областях не связано непосредственно с соотношением политических сил в Парламенте, не зависит от склонности парламентских партий к диалогу, от их доброй воли и объективной возможности сформировать правительственную команду и обеспечить ей нормальные условия для работы. Для нормального и бесперебойного функционирования административно-правового механизма государственной власти выборы президента не совпадают по времени с парламентскими выборами. Это обеспечивает постоянное, стабильное и заинтересованное присутствие государственной власти в общественной жизни. Накануне и в дни парламентских выборов, когда Парламент теряет работоспособность, рассыпаясь на тысячи мелких интересов - партийных, корпоративных и личных, государственное управление в Российской Федерации опирается на президентскую власть, основанную на прочном фундаменте народного доверия. С другой стороны, разновременное проведение президентских и парламентских выборов позволяет чаще сверять соответствие персонального состава этих важнейших государственных институтов народному доверию, позволяет народу чаще и недвусмысленно выявлять свою волю и вносить, таким образом, коррективы в поведение государственной системы.

4. Общая характеристика института президентства в Российской Федерации закономерно выводит нас на вопрос о том, насколько «сильна» президентская власть. Не рассматривая детально вопрос о функциях и компетенции Президента России, можно, однако, утверждать, что законодатель, создавая данный правовой институт в нашем государстве, прежде всего, ориентировался на модель «сильного» главы государства.

Данный вывод основывается, прежде всего, на тем, что институт президентства в Российской Федерации обладает рычагами воздействия на все три вида властей в государстве: законодательную, исполнительную и судебную. Так, применительно к законодательной деятельности, Президент обладает правом инициативы по разработке и внесению законопроектов, правом подписывать законы и в связи с этим правом наложения вето на отдельные акты.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами он назначает выборы Государственной Думы; распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией России и обладает правом назначать референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Олицетворяя исполнительную власть, Президент Российской Федерации формирует ее, направляет и руководит ею. Президент России назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства

Российской Федерации; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства и принимает решение о его отставке. Он представляет Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность Председателя Центрального Банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального Банка Российской Федерации. По предложению Председателя Правительства России, Президент назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров. Он представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов, оказывая тем самым существенное влияние на деятельность этих органов. Подобного рода прерогативы на все стороны государственной деятельности и позволяют Президенту осуществлять координаторские функции, а также обеспечивать единство государственной власти и политики.

О «силе» президентской власти свидетельствует и то обстоятельство, что в руках главы государства находятся разнообразные полномочия, связанные с подбором кадров на высшие должности в государственном аппарате. Ранее уже отмечались полномочия Президента по формированию руководства правоохранительных органов. Кроме того, именно глава государства представляет Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя Правительства Российской

Федерации для согласования и принимает решение об отставке Правительства России. Президент непосредственно руководит работой Правительства.

И, наконец, о потенциальной силе и эффективности президентской власти в Российской Федерации свидетельствует и возложенная на него обязанность Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами и наличие определенных полномочий в области внешнеполитической деятельности. Немаловажное значение имеет и возможность Президента по оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации (введение режима чрезвычайного положения). Важными прерогативами Президента в этой области являются и его полномочия по формированию и руководству Советом Безопасности России, утверждению военной доктрины нашего государства, а также по назначению и освобождению высшего командования Вооруженных Сил России, присвоению высших воинских и высших специальных званий.

Такова, в самых общих чертах, правовая модель президентской власти в Российской Федерации. Институт президентской власти в России находится в стадии становления. И от того, в какой мере эта власть будет действовать правовыми методами, уважая Конституцию, законы и волю народа, зависит не только ее собственное будущее, но и судьбы экономических реформ, перспективы демократического развития республики как независимого суверенного государства.

Таким образом, проводимая в России радикальная экономическая реформа, преобразования политической системы, наметившиеся движения к правовому государству и гражданскому обществу объективно связано с совершенствованием института президента. Институт президентства, действующий на правовой, конституционной основе, предполагает стабильность общества, прогресс социальных отношений, вовлеченность граждан в процесс управления государством, способность обеспечить подчинение государству обществу, а политику - праву и нравственности.

Совершенствование института президентства служит достижению нового качественного состояния цивилизации, способствует демонтажу отживших социальных отношений и создает условия для всестороннего прогресса личности, социальных групп и общества, является одним из основных гарантом выживания человечества. Для успешного решения указанных задач необходимы серьезные научные исследования форм государственного правления и правового статуса института президентства в различных странах мира.


Соболевский Игорь Борисович







Интересное:


Таможенные органы Российской Федерации как субъекты таможенного контроля
К вопросу о правовом статусе государственного служащего
Некоторые вопросы административной ответственности при обеспечении законности ведомственного нормотворчества
Акты Президента Российской Федерации
Понятие государственного служащего Российской Федерации и структура его административно-правового статуса
Вернуться к списку публикаций