2011-09-26 09:00:48
ГлавнаяАдминистративное право — Аппарат Президента Российской Федерации



Аппарат Президента Российской Федерации


Характер взаимоотношений между руководителем Администрации, помощниками Президента Российской Федерации и Секретарем Совета Безопасности Российской Федерации не претерпел сколь-нибудь значительных перемен. Главные управления Президента замыкаются непосредственно на руководителя Администрации, а руководство их деятельностью возлагается на его заместителей.

Включение, как отдельных должностных лиц, так и подведомственных Президенту служб в Администрацию Президента России, отражает особенности ее формирования. В новом Положении об Администрации Президента несколько иначе поставлены акценты в отношении руководства Администрации. Если раньше было записано, что Администрацию Президента России возглавляет руководитель Администрации, который работает под непосредственным руководством Президента Российской Федерации, то по новому Положению (п. 6) общее руководство Администрацией осуществляет Президент. Помимо этого, специально выделен круг должностных лиц в Администрации, которые непосредственно подчиняются Президенту России: руководитель Администрации, помощники Президента, Секретарь Совета Безопасности, руководители входящих в Администрацию государственных органов (п. 7). Возможно по этой причине несколько трансформированы административные функции руководителя Администрации. Он осуществляет руководство своими заместителями, полномочными представителями Президента России, руководителями иных подразделений Администрации, а также координирует деятельность государственных органов, входящих в Администрацию, если иное не установлено Президентом России. Такие особенности имеют место в статусе Службы безопасности Президента. Хотя эта Служба находится в составе Администрации Президента, однако, руководитель Администрации не осуществляет оперативное руководство Службой безопасности Президента. Более того, этот орган самостоятельно (а, следовательно, без обязательного согласования с руководством Администрации и другими должностными лицами) взаимодействует с подразделениями и органами, входящими в состав Администрации Президента России.

В аналогичном положении находилось Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации.

Правовой статус сотрудников Администрации также подвергается изменению. Им предоставляется право, хотя и в порядке определяемым

Руководителем Администрации, выступать в средствах массовой информации по вопросам своей служебной деятельности. Ограничение установлено лишь в отношении сведений, составляющих государственную тайну.

Руководство аппаратом Совета Безопасности осуществляет Секретарь Совета Безопасности, который непосредственно подчиняется Президенту России. Аппарат Совета Безопасности имеет статус Главного управления Президента, который утверждает структуру и его штатное положение.

Третий этап был самым коротким в эволюции Администрации Президента России. Он закончился 25 июля 1996 года принятием главой государства Указа за № 1101 «О мерах по совершенствованию структуры Администрации Президента Российской Федерации». С этого момента начинается четвертый этап в развитии Администрации Президента России.

Мотивация принимаемого Президентом решения традиционна - сокращение численности сотрудников, упразднение дублирующих структур, а также максимальное использование существующего кадрового состава Администрации Президента Российской Федерации.

В соответствии с указом ликвидируются четыре из шести Главных управлений Президента. Остаются: Главное государственно-правовое управление Президента и Главное контрольное управление Президента Российской Федерации. Вводятся дополнительно государственные должности первого заместителя Руководителя Администрации и заместителя Администрации Президента Российской Федерации. Ликвидируется государственная должность первого помощника Президента Российской Федерации. Одновременно дается предписание в месячный срок внести проект об Администрации Президента Российской Федерации и её структуре. Указанный документ утверждается Указом Президента № 1412 от 2 октября 1996 года «Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации».

В целях реализации статей 1 и 4 Федерального закона «Об обороне» Президентом России образовывается Совет обороны Российской Федерации, Аппарат которого в соответствии и пунктом 12 Положения о Совете обороны Российской Федерации входит в состав Администрации Президента Российской Федерации на правах самостоятельного подразделения Администрации со статусом главного управления Президента Российской Федерации.

Из состава Администрации выводится Служба безопасности Президента Российской Федерации и, в соответствии с Федеральным законом «О государственной охране Российской Федерации» (ст. 12 п. 3), включается в состав федеральных органов государственной охраны, которые непосредственно подчиняются Президенту России.

Продолжается тенденция усиления статуса Руководителя Администрации. В связи с ликвидацией должности первого помощника Президента Российской Федерации ему вменяется функциональное руководство и координация деятельности помощников Президента России, в том числе заведующего Канцелярией Президента, руководителя протокола и пресс-секретаря Президента Российской Федерации. Это, несомненно, не только усиливает позицию Руководителя Администрации, но и значительно сближает его с Президентом Российской Федерации.

Как уже указывалось ранее, 2 октября 1996 года Указом Президента № 1412 утверждается Положение об Администрации Президента Российской Федерации (с изменениями от 15 апреля 1997 г). Оно закрепило новую структуру Администрации и статус её сотрудников. Изменена формулировка определения Администрации Президента Российской Федерации - теперь это государственный орган, обеспечивающий деятельность Президента Российской Федерации. На наш взгляд, это еще более расширяет сферу её деятельности.

В связи с изменением структуры, увеличился состав Администрации. В неё входят: Руководитель Администрации, его первые заместители и заместители (в том числе заведующий Канцелярией Президента, начальники главных управлений и управлений Президента и пресс-секретарь), помощники Президента (в том числе и руководитель протокола), референты, полномочные представители и советники. Указанные должностные лица непосредственно подчиняются Президенту и им назначаются на должность. Помимо этого. Администрация обеспечивает деятельность совещательных и консультативных органов при Президенте Российской Федерации, которые также входят в ее состав.

На этом процесс структуризации Администрации не заканчивается. В течение 1997 года в Администрации Президента образовываются:

1. Отдел Администрации Президента по взаимодействию с органами Содружества Независимых Государств;

2. Экономическое управление Президента Российской Федерации;

3. Государственная военная инспекция Президента Российской Федерации;

4. Управление Президента Российской Федерации по вопросам внешней политике внешней политике;

5. Управление по обеспечению деятельности Совета по судебной реформе при Президенте Российской Федерации.

Часть подразделений переименовывается, а часть преобразовывается. Однако все же поставленной задачи реорганизация, проводимая в рамках четвертого этапа, не достигла.

Очередная реорганизация Администрации Президента Российской Федерации началась Указом главы государства № 162 от 12 февраля 1998 года «О мерах по совершенствованию структуры Администрации Президента Российской Федерации». С этого момента берет начало пятый этап в эволюции Администрации Президента России. На наш взгляд, по объему предполагаемых изменений структуры и численного состава Администрации, данный этап предполагает быть одним из наиболее широкомасштабных за все время существования Администрации Президента Российской Федерации.

Шестой этап совершенствования структуры Администрации Президента России начался с 30 января 1999 года принятием Указа № 163 «О дополнительных мерах по совершенствованию структуры Администрации Президента Российской Федерации», с последующим уточнением поставленных задач в Указе от 5 апреля 1999 года. Особенность данного этапа заключается в том, что он проходит в преддверии выборов в Государственную Думу России в декабре 1999 года, а также президентских выборов в 2000 году, вследствие чего преследовал цель укрепления позиций сторонников Президента на выборах.

В соответствии с указом, практически все структурные подразделения, кроме главных управлений, подверглись реорганизации, сократилась штатная численность персонала как вновь образованных подразделений, так и оставшихся без изменений, наблюдается дальнейшее усиление роли руководителя Администрации. Ему было предоставлено право изменять предельную штатную численность самостоятельных подразделений Администрации.

Седьмой этап совершенствования аппарата Администрации Президента Российской Федерации связан с избранием главой российского государства В.В. Путина. В настоящее время в Администрацию Президента России на правах самостоятельных структур, с учетом изменений и дополнений, внесенных последними указами Президента, входят 28 подразделений свыше двадцати различных совещательных, консультативных и координационных советов, комитетов и комиссий при Президенте Российской Федераций (смотри структуру в приложении), решения которых носят рекомендательный характер. Помимо этого Администрация Президента России находится в постоянном контакте с различными федеральными органами государственной власти.

Существуют разные суждения о силе и возможностях Администрации Президента. Нередко её представляют как «суперисполнительный орган», как некий второй «кабинет министров», с помощью которого глава государства реализует свои полномочия. Более того, высказывается мнение, что в сфере исполнительной власти сформировались два центра - Администрация Президента России и Правительство. Подобная позиция небеспочвенна, так как она, на наш взгляд, базируется на следующих посылках:

а) значительное число указов Президента Российской Федерации, особенно в отношении деятельности Правительства, непосредственно готовятся в Администрации;

б) на Администрацию, помимо организаторских, возложены ещё и контрольные функции - контроль и проверка исполнения федеральных законов, указов и распоряжений Президента;

в) в состав администрации могут входить (и входят) государственные органы, руководство которыми осуществляется непосредственно Президентом России.

Действительно, роль Администрации Президента России значительна. Но она, одновременно, достаточно ограничена. И, прежде всего, волевым характером самого Президента.

На наш взгляд, одной из причин порождающих неясность того рода является недостаточная проработанность понятийного содержания используемого Конституцией России термина - «Администрация». Нам представляется возможным предложить два направления в трактовке указанного термина - «узкое» и «широкое». В «узком» смысле Администрация Президента России - это государственный орган, обеспечивающий деятельность Президента Российской Федерации. В «широком» смысле - это аппарат, включающий в себя систему органов, деятельность которых направлена на обеспечение реализации Президентом Российской Федерации его конституционных полномочий. Подобный подход, на наш взгляд, позволит лучше понять природу формируемой Президентом России Администрации.

Исходя из сказанного, можно сделать следующие выводы:

- Администрация, исходя из места и роли Президента в государственном механизме нашей страны, реально обладает более широкими возможностями влиять на механизм реализации властных полномочий органами государственной власти, чем это законодательно предполагается. Результаты исследования эволюции Администрации Президента, на наш взгляд, подтверждают это;

- разность правовой природы Администрации Президента и Правительства России требует более четкого определения пределов деятельности Администрации исходя из тех задач, функций и полномочий, которыми наделен Президент Российской Федерации. Администрация не должна, даже из самых благих намерений, руководить деятельность Правительства, министерствами и ведомствами, так как именно на Правительство Конституция и Федеральный Конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» (ст. I) возложили реализацию исполнительной власти на федеральном уровне.


Соболевский Игорь Борисович



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Дисквалификация в системе мер административного наказания и ее соотношение с иными видами наказания
Теория административно-правовых режимов
Проблема четкого определения состава должностного административного правонарушения в нормах административного права
Понятие и признаки должностного административного правонарушения - юридического основания административной ответственности должностных лиц
Понятие доказательств по делам об административных правонарушениях и их источников.
Вернуться к списку публикаций