2011-09-26 09:00:48
ГлавнаяАдминистративное право — Аппарат Президента Российской Федерации



Аппарат Президента Российской Федерации


В соответствии со пунктом «и» статьи 83 Конституции Российской Федерации, Президент России для реализации возложенной на него Конституцией Российской Федерации и федеральными законами полномочий, формирует собственную Администрацию. Прежде всего, необходимо отметить, что впервые норма об этой структуре поднята на конституционный уровень. Это свидетельствует о том, что конституционно ей отводится первостепенная роль в вопросе реализации Президентом России его конституционных полномочий.

За период своего существования статус и структура Администрации Президента менялись шесть раз, серьезно обновлялся кадровый состав. Однако её главные цели и назначение всегда оставались неизменными - обеспечение деятельности главы государства. В настоящее время процесс формирования Администрации Президента России находится на этапе становления, определяются полномочия вновь созданных подразделений, уточняется реорганизованных, в стадии разработки находится новое положение об Администрации Президента Российской Федерации.

Первый этап начинает свой отсчет с момента избрания Ельцина Б.Н. Президентом РСФСР в июне 1991 года. Через неделю после этого им издается Указ «Об Администрации Президента РСФСР». Администрация Президента Российской Федерации была образована в качестве аппарата главы государства и включала, кроме Секретариата, еще Секретариат Вице-президента, Секретариат Председателя Совета Министров, канцелярию Государственного секретаря и советников Президента, четыре службы Государственных советников Президента России по различным направлениям его деятельности. Управление делами (на базе Управления делами Совета Министров РСФСР), Контрольное управление, Информационно-аналитический центр, Службу безопасности и Пресс-службу. Как видно, структура Администрации на данном этапе не столь разветвленная. Это объясняется, на наш взгляд, тем, что институт российского президентства только начинал формироваться, обретал самостоятельность, постигал азы функционирования в рамках в то время ещё Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.

Администрация Президента Российской Федерации, в первые годы своего существования, представляла собой рабочий аппарат, созданный специально для обеспечения деятельности Президента России и контроля исполнения, принятых им решений. Для Администрации того времени характерна незначительная роль в механизме осуществления Президентом его властных полномочий. Это, на наш взгляд, объясняется тем, что в рассматриваемый период Президент России, будучи главой исполнительной власти, осуществлял непосредственное руководство Советом Министров РСФСР, министерствами, ведомствами и местными государственными органами, выполняющими функции управления, надзора и контроля. В силу этого ему на данном этапе не требовалась Администрация со столь обширными структурами, которые у нее появились позже.

Усиление конфронтации между Президентом России и парламентом создало необходимые предпосылки для развития Администрации Президента России. Её правовое оформление, включая структуру, создание в ее составе новых управлений, аналитических центров и служб, осуществлялось путем издания соответствующих указов и распоряжений Президента России. В результате в течение двух лет была создана мощная по численности структура, которая состояла из различных по функциональному назначению подразделений и по внешним параметрам напоминала Аппарат Правительства. Она, как писали в прессе того времени, нередко выходила на роль второго Правительства.

Первый этап заканчивается принятием Указа Президента России № 273 от 22 февраля 1993 года «О совершенствовании системы обеспечения деятельности Президента Российской Федерации». Он явился основным организационно-правовым документом, давшим начало второму этапу развития Администрации Президента, потребность в котором возникла в связи с принятием в декабре 1992 года закона о Совете Министров -Правительстве РСФСР и соответствующих поправок в Конституцию РСФСР, что обусловило необходимость создания полноценного правительственного Аппарата и разграничения его функций с Администрацией Президента. Новое Положение об Администрации Президента Российской Федерации призвано было реализовать поставленную задачу.

В последующие два года структура Администрации неоднократно менялась, создавались новые управления и службы. Однако само Положение об Администрации Президента, даже не смотря на отсутствие согласованности отдельных его положений с принятой 12 декабря 1993 года Конституцией России, текстуально не изменялось и оставалось таковым до 29 января 1996 года.

Начало очередного, третьего по счету, этапа развития Администрации Президента Российской Федерации положил Указ Президента России № 773 от 29 июля 1995 года «Об Администрации Президента Российской Федерации».

Пункт 1 Указа № 773 установил, что в состав Администрации Президента Российской Федерации, наряду с подразделениями и органами, обеспечивающими деятельность Президента Российской Федерации, могут входить государственные органы, руководство которыми осуществляется непосредственно Президентом Российской Федерации. Так, созданное 20 января 1996 года Указом Президента Российской Федерации Главное управление казачьих войск при Президенте Российской Федерации вошло в состав Администрации на правах самостоятельного подразделения. Руководство этим управлением осуществляет непосредственно Президент Российской Федерации.

В структуру Администрации были включены так же штатные члены и сотрудники консультативных и совещательных органов, образованных при Президенте и главе Администрации.

Претерпел изменение в сторону конкретизации и статус сотрудников Администрации Президента. Инициатива в решении этого вопроса исходила от Президента Российской Федерации, который своим Указом от 11 января 1995 года № 33 утвердил Реестр государственных должностей федеральных государственных служащих, где в части I раздела I указан перечень государственных должностей федеральной государственной службы, замещаемых в порядке назначения для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации и Совета Безопасности. В результате этого сотрудникам Администрации Президента России придается статус «государственных служащих».

Принятый 31 июля 1995 Федеральный закон № 119-ФЗ «Об основах государственной службы в Российской Федерации» еще более конкретизирует положение сотрудников Администрации Президента России. Вводятся понятия государственные должности федеральной государственной службы категории «А», категории «Б» (так называемые патронатные должности) и категории «В». Определено, что государственные должности, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями и уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов относятся к категории «А», а должности, учреждаемые в установленном законодательством России порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории «А», относятся к категории «Б». К категории «В» относятся должности, которые учреждаются самими государственными органами для обеспечения и исполнения их полномочий. Спецификой службы на государственной должности категории «Б» является её ограниченный во времени характер - он не превышает времени, на который назначены или избираются лица, замещающие государственные должности категории «А».

12 апреля 1996 года Президент Российской Федерации принимает Указ № 529 «О перечнях государственных должностей федеральной государственной службы категории «Б» и «В» в Администрации Президента Российской Федерации и Аппарате Совета Безопасности Российской Федерации», вносящий изменение в ранее принятый Реестр государственных должностей. При ознакомлении с данным перечнем обращает на себя внимание тот факт, что в него не включены многие высшие должности, которые также в значительной мере близки к упомянутой выше группе сотрудников. К ним, в частности, на наш взгляд, относятся назначаемые на должность и освобождаемые от должности Президентом Российской Федерации начальники управлений Президента Российской Федерации. Не вполне понятны принципы составления указанного Реестра, когда заведующий Канцелярией Президента Российской Федерации, руководитель протокола Президента России отнесены к патронатным должностям, а руководители многих управлений идеологического и политического характера, которые по роду своей работы в большей степени заняты обеспечением деятельности Президента Российской Федерации, созданием его имиджа отнесены исключительно к категории административных государственных должностей (категория «В» данного перечня). На них распространяется общий порядок прохождения службы, не обусловленный жестким сроком.

Нам представляется, что одним из критериев отнесения тех или иных должностей к категории «Б» и «В» в Администрации Президента Российской Федерации должна стать степень участия главы государства в процедуре назначения на эту должность. Если решение принимается Президентом Российской Федерации - это государственная должность категории «Б», если же Руководителем Администрации - то категории «В». Подобная градация, с одной стороны, позволила бы избежать неясности относительно перспектив своей служебной карьеры у значительного числа сотрудников Администрации Президента Российской Федерации, а с другой стороны - упростило бы процедуру формирования новой команды вновь избранному Президенту России.

Особенностью данного этапа является принципиальное изменение роли Руководителя Администрации. Указом Президента от 29 июля 1995 г. № 773 на него, помимо координации, возлагается оперативное руководство подразделениями и органами обеспечивающими деятельность Президента России. Наряду с этим. Руководитель Администрации осуществляет координацию деятельности государственных органов, входящих в состав Администрации Президента, если иное не установлено Президентом Российской Федерации.

29 января 1996 Указом Президента Российской Федерации № 117 «Вопросы Администрации Президента Российской Федерации» утверждается очередное Положение об Администрации Президента Российской Федерации. В нем сформулирована новая концепция властных полномочий Администрации, а её изменившаяся структура построена таким образом, чтобы обеспечить реализацию основных направления деятельности Президента России. Если сравнить прежние функции Администрации Президента с вновь закрепленными, то очевидно, что роль и значение Администрации резко возрастает, а система внутренних вертикальных и горизонтальных связей между как структурными подразделениями, так и должностными лицами становится более четкой и функционально упорядоченной.

Администрации Президента придается статус государственного органа, формируемого в соответствии с Конституцией, а не «рабочего аппарата» как это было определено в Положении об Администрации 1993 года. Изменение статуса влечет и принципиальные изменения правового характера, связанные с местом Администрации в системе государственных органов власти. На наш взгляд, требуется принятие дополнительных решений, в том числе по уточнению функций и полномочий этого государственного органа, пересмотру Реестра государственных служащих и т.д.

В качестве основных подразделений в Администрации создаются шесть Главных управлений Президента России, руководители которых по должности являются одновременно заместителями руководителя Администрации Президента.

В Администрацию включены также первый помощник и помощники Президента (в том числе заведующий Канцелярией Президента, руководитель протокола Президента и пресс-секретарь Президента). Непосредственное обеспечение деятельности первого помощника и помощников Президента России осуществляют их аппараты, имеющие статус главного управления Президента.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Признаки дисквалификации
Понятие и правовая основа дисквалификации
Формирование доктринального понятия должностного лица, его организационно-правовая основа
Административная ответственность за нарушение правил лицензирования
Административно-налоговая деликтология
Вернуться к списку публикаций