2011-09-21 09:00:39
ГлавнаяАдминистративное право — Полномочия Президента России и их конституционное закрепление



Полномочия Президента России и их конституционное закрепление


Как гарантию независимости членов судебного корпуса (и прежде всего судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, а также Генерального прокурора Российской Федерации) следует рассматривать установленный ст. 83 Конституции России порядок назначения этих лиц лишь по представлению Президента Российской Федерации. Само же назначение на должность судей всех указанных выше судов (а в отношении Генерального прокурора - и освобождение от должности) производится Советом Федерации (ст. 102 Конституции России). Всех остальных судей других федеральных судов назначает непосредственно Президент Российской Федерации. Таким образом, Конституция Российской Федерации существенно изменила существовавший ранее порядок формирования судов, судьи которых избирались соответствующими советами народных депутатов, что нередко приводило к зависимости судей от лиц, участвовавших в их избрании. Новый порядок назначения судей обеспечивает их реальную независимость и соответствует практике, принятой во многих демократических государствах. В Конституции России вообще не говорится об освобождении судей от должности. Это объясняется тем, что судьи в Российской Федерации несменяемы, а их полномочия могут быть прекращены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законодательством (ст. 121 Конституции России).

Значительное число должностных лиц, указанных в ст. 83 Конституции России, назначаются и освобождаются от должности лично Президентом Российской Федерации. Это относится, в частности, к полномочным представителям Президента Российской Федерации, которые назначаются им в субъектах федерации, в Государственной Думе и Совете Федерации Федерального Собрания, в Межпарламентской Ассамблее СНГ, Конституционном Суде, и в Федеральных округах. Представители Президента Российской Федерации иногда назначаются и для участия в рассмотрении законов, вносимых Президентом в Государственную Думу.

Президент назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации, что соответствует действующему законодательству России, т.к. он по должности является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации. К полномочиям Президента России относится и его прерогатива утверждать военную доктрину Российской Федерации, формировать и руководить Советом Безопасности. Президент Российской Федерации обладает полномочиями по назначению и отзыву дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях. Однако следует отметить, что в соответствии со ст. 83 Конституции России право назначения и отзыва дипломатических представителей может быть реализовано главой Российского государства «... после консультации с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания». Вместе с тем Конституция России не определяет, с какими именно комитетами и комиссиями проводятся консультации. Как правило, они проводятся с комитетами, в компетенцию которых входят вопросы внешней политики. Автор работы отмечает, что ст. 83 Конституции Российской Федерации устанавливает лишь обязанность Президента России проводить только лишь консультации, но само его право назначения дипломатических представителей не связывается с результатами этих консультаций.

Как показывает сложившаяся практика, Президенту России в вопросе о назначении должностных лиц оказывают помощь соответствующие министры: при назначении и освобождении от должности высшего командования Вооруженными Силами - министр обороны, высшего командования внутренних войск МВД России - министр внутренних дел, в отношении дипломатических представителей - министр иностранных дел и т.п.

К полномочиям Президента России относится и формирование Администрации президента (рабочего аппарата), предназначение которой заключается в оказании практической помощи в исполнении возложенных на него Конституцией и федеральными законами функций. Одной из основных черт, характеризующих активное и непосредственное участие Президента Российской Федерации в определении и реализации внутренней и внешней политики государства, являются его полномочия, связанные с руководством Вооруженными Силами, а в более широком плане - с обеспечением охраны суверенитета Российского государства, его независимости, безопасности, территориальной целостности. Оборона страны, ее безопасность - одна из главных функций главы государства. Реализуя данные полномочия, президент не только принимает конкретные, оперативные меры и обеспечивает согласованное функционирование всех органов. «Его прямая обязанность, - об этом, произнося присягу, Президент клянется народу, - защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства». Присяга, по мнению автора исследования, отнюдь не чисто символический акт вступления в должность. Во многих странах нарушение президентом присяги народу может повлечь ответственность в виде отстранения от должности.

Конкретные полномочия Президента России в организации обороны страны и обеспечении ее безопасности весьма обширны и разнообразны. Конституция Российской Федерации определяет их, как правило, в общем виде, а дальнейшая конкретизация осуществляется федеральными законами и указами Президента России. Вместе с тем автор работы обращает внимание также на то, что управленческие полномочия в обеспечении обороны разделены Основным законом Российского государства между Президентом и Правительством России.

Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации (ст. 87 Конституции России). Согласно Закону об обороне, он утверждает концепцию и планы строительства Вооруженных Сил, мобилизационные планы экономики, а также планы подготовки и накопления мобилизационных резервов и оперативного оборудования. Вместе с тем в Российской Федерации имеются и иные воинские формирования, помимо армии и флота: пограничные войска, внутренние войска, войска гражданской обороны и т.д. Законодательными актами они определены как «другие войска» Российской Федерации и решают свои специфические задачи, которые, однако, являются составными частями одной цели - обеспечения военной безопасности России. При этом Конституцией Российской Федерации определено, что Президент России является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами. То есть подчиненность «других войск», по сути дела, главе государства конституционно не закреплена. Что требует внесения необходимых дополнений и изменений в существующие законодательные акты.

В некоторых научных публикациях высказывается мнение, что в мирное время Президент России осуществляет лишь самое общее политическое руководство Вооруженными Силами, а более конкретным руководством и строительством Вооруженных Сил занимается Правительство России. По мнению автора, такая точка зрения не соответствует российским реалиям и действующему законодательству, так как в соответствии с Законом об обороне (ст. 60) на Правительство Российской Федерации возложена главным образом организация материально-технического оснащения Вооруженных Сил, а также социального обеспечения военнослужащих, членов их семей и т.п.

Министр обороны и Генеральный штаб напрямую подчиняются Президенту России и решающее слово всегда остается за главой государства. Поэтому принцип единоначалия в руководстве Вооруженными Силами и высокая степень централизации управления в области обороны, безусловно, требует от главы государства не общего, а конкретного руководства этой сферой. К полномочиям Президента Российской Федерации также относится назначение и освобождение от должности лиц высшего командования Вооруженных Сил, присвоение высших воинских званий, принятия указов о призыве граждан на военную службу, утверждение планов гражданской обороны и дислокации Вооруженных Сил. Он определяет основные направления реформы в области обороны и безопасности, концепцию военного строительства, ставит задачи перед правительством и другими структурами исполнительной власти по созданию эффективной системы государственного управления обороной и обеспечением военной безопасности. Масштабы и объем этого направления деятельности Президента России и его полномочия утверждают доминирующую роль главы государства в этой сфере и налагают на него огромную ответственность за положение дел в военной области, в правильном выборе стратегических приоритетов дальнейшей военной реформы. Нынешнее положение Вооруженных Сил, связанное с реформой армии, характеризуется отсутствием целостного механизма принятия решения в области обеспечения военной безопасности России. Поэтому одной из важнейших целей военной реформы, проводимой Президентом России, необходимо считать создание гибкой и оптимальной системы прохождения воинской службы, усиление роли как государственного, так и гражданского контроля за деятельностью Вооруженных Сил. Вместе с тем на современном этапе реорганизация Вооруженных Сил и оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на практике осуществляется без должного законодательного и материального обеспечения. Для положительного решения этого вопроса, безусловно, необходимы совместные действия, как Президента Российской Федерации, так и законодательной и исполнительной властей. И персонально от Президента Российской Федерации в решающей мере зависит организация этой совместной работы по выполнению данной общегосударственной задачи.

В соответствии с Основным законом Российской Федерации (ст. 83 и 87) Президент Российской Федерации формирует и возглавляет Совет Безопасности, утверждает военную доктрину, вводит в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии военное положение, а для обеспечения безопасности страны - чрезвычайное положение (ст. 88). В то же время федеральное Правительство России осуществляет меры по обеспечению обороны страны и государственной безопасности (ст. 114 Конституции Российской Федерации). Учитывая конституционно-правовой статус и Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, видится необходимость более четко определить механизм принятия решений в этой сфере и конституционно разграничить полномочия между ними.

Анализируя действующее законодательство России, автор приходит к выводу, что полномочия главы государства по введению военного положения не носят абсолютного характера: они осуществляются в строгом соответствии с Конституцией и федеральным конституционным законом (который, к сожалению, до сих пор не принят). Указы Президента Российской Федерации о введении военного или чрезвычайного положения, а также решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории России требуют утверждения Советом Федерации (ст. 102 Конституции Российской Федерации). Вместе с тем практика работы Совета Федерации свидетельствует о том, что утверждение указов о введении (или продлении) чрезвычайного положения в отдельных местностях страны иногда встречают неоднозначную оценку со стороны парламентариев. Сказывается недостаточная согласованность действий всех ветвей государственной власти на стадии проработки и принятие столь важных для государства и общества решений. Поэтому следует расширить полномочия Президента России в данной сфере деятельности, вводя в действие механизм гражданского контроля за осуществлением этих столь специфических президентских прерогатив. Таким образом, Президент Российской Федерации обладает значительными по объему полномочиями в сфере обеспечения обороны и безопасности страны. Однако взрывоопасные ситуации, вызванные продолжающимися национально-этническими конфликтами и социально-политическими процессами в России, требуют дальнейшего совершенствования законодательства, регламентацию отношений в этих сферах, с тем чтобы глава государства имел юридические основания для применения вооруженной силы, а также иных чрезвычайных мер в случае необходимости. Конечно, угроза безопасности страны может возникнуть не только в связи с военной агрессией или внутриполитической нестабильностью, но и в силу ряда объективных причин (экологические катастрофы, природные (стихийные) бедствия и т.п.). Поэтому законодательству Российской Федерации, регламентирующему полномочия Президента в данной сфере деятельности, необходимо придать большую гибкость, чтобы в руках главы Российского государства сосредоточить широкий спектр оперативных полномочий в этой сфере деятельности.

Анализируя внешнеполитические полномочия Президента России, автор приходит к выводу, что в их основе лежат положения Конституции России (ст. 80), согласно которым на главу Российского государства в установленном Основным законом порядке возлагаются обязанности принимать меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, осуществлять руководство внешней политикой России (ст. 86). Сложность реализации этой функции, хотя она практически традиционна для главы государства, во много раз возрастает в нашей стране в период радикальных политических и экономических изменений.

В аппарате, непосредственно подчиненном Президенту России, вопросами внешней политики занят один из его помощников. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1995 г. при нем и под его руководством действует Совет по внешней политике.

Это консультативный орган, координирующий деятельность всех федеральных ведомств, который на практике реализует внешнеполитический курс, определяемый президентом. В состав Совета входят по должности министры иностранных дел, обороны, главы других ведомств. А на правительство возлагаются лишь меры по реализации внешней политики Российской Федерации.

Об активном участии российского Президента в международных переговорах свидетельствуют его регулярные встречи с лидерами ведущих иностранных государств, участие в важнейших международных дипломатических форумах, частые телефонные обмены мнениями с ведущими зарубежными государственными деятелями. В соответствии с общепризнанными нормами международного права глава государства, как известно, обладает особыми правами: представляя свою страну, он действует без т.н. «национальных полномочий»; согласно Основному закону России, он уполномочен лично вести переговоры по вопросам внешней политики. Вместе с тем автор отмечает, что руководство Президентом России внешней политикой государства в значительной степени проводится через Министерство иностранных дел, делает вывод о его ответственности за определение внешней политики нашего государства и ее осуществление федеральными государственными органами.

Личное участие Президента Российской Федерации в осуществлении внешнеполитических функций, кроме отмеченных ранее, проявляется в том, что он подписывает международные договоры России. Значение этих действий президента важно тем, что международные договоры Российской Федерации, согласно требований ст. 15 Конституции России, являются составной частью российской правовой системы. Президент России подписывает также ратификационные грамоты, т.е. документы, свидетельствующие об утверждении федеральным законом международного договора о России. Он принимает верительные и отзывные грамоты аккредитируемых при нем дипломатических представителей. Эта процедура нередко сопровождается обменом мнениями по вопросам, имеющим важное политическое значение.

На основе анализа Конституции Российской Федерации, а также иных нормативно-правовых актов, автор приходит к выводу, что Президент России обладает значительными полномочиями и в сфере формирования судебных органов, однако он не обладает исключительным правом назначения судей, как это характерно для Президентских республик. Данное обстоятельство объясняется, с одной стороны, несовершенством института президентства в Российской Федерации, а с другой - сохраняющейся опасностью использования президентом своих полномочий для установления авторитарного режима в стране. Несмотря на это, анализ норм Конституции и отдельных законов Российской Федерации свидетельствует о значительной роли главы государства по формированию в России независимой судебной власти, выступающей гарантией прав и свобод человека и гражданина, основ демократического устройства страны.

Таким образом, Президент Российской Федерации обладает обширными полномочиями, определяющими его правовое положение во внутренней и внешней политике государства, что является юридической основой административно-правового согласия и созидательного взаимодействия всех ветвей власти Российского государства.


Соболевский Игорь Борисович



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Понятие и признаки должностного административного правонарушения - юридического основания административной ответственности должностных лиц
Понятие и сущность административной ответственности должностных лиц
Административная ответственность должностных лиц
Дисквалификация в системе мер административного наказания и ее соотношение с иными видами наказания
Административно-правовой статус сотрудника милиции
Вернуться к списку публикаций