2011-09-21 09:00:39
ГлавнаяАдминистративное право — Полномочия Президента России и их конституционное закрепление



Полномочия Президента России и их конституционное закрепление


Логика построения Конституции Российской Федерации соответствует принципу разделения властей. Вместе с тем разделение властей предполагает совместные усилия и их взаимодействие в пределах, определенных Конституцией. Реализация принципа разделения властей в российском законодательстве не означает многовластия. Власть изначально едина, так как ее единственным источником является многонациональный народ России. Исходя из важности единства государственной власти главам Основного закона России, посвященным трем ветвям власти, предшествует глава о Президенте Российской Федерации. С нее начинается изложение в Конституции системы государственных органов Российской Федерации, что, помимо прочего, объясняется особым значением Президента в организации государственной власти в Российской Федерации.

Российское законодательство исходит из того, что никакой государственный орган не может претендовать на суверенное осуществление всей полноты государственной власти в стране. Можно говорить лишь о практическом разграничении функций между органами, осуществляющими соответственно законодательную, исполнительную и судебную власть. Вместе с тем, думается, что следует провести четкую грань между функциями института Президентства и его полномочиями, а так же организационными формами деятельности главы российского государства. Реализация функций Президента Российской Федерации, как основных направлений его деятельности, обеспечивается его полномочиями. Между нормами, определяющими функции Президента России, и нормами, определяющими его полномочия, имеются существенные различия. Первый вид норм формирует цели, которые в процессе их реализации превращаются в определенный результат, а второй вид норм закрепляет за Президентом Российской Федерации права и обязанности, а также предопределяет его основные организационные формы работы. Между функциями, полномочиями Президента России и его организационными формами деятельности существует тесная связь, так как каждая функция должна быть обеспечена правомочиями главы российского государства и реализована в соответствующих нормах его работы.

Президент Российской Федерации занимает в системе федеральных государственных органов особое положение. Законодательство России возлагает на президента задачу обеспечения единства государственной власти, осуществляемой законодательными, исполнительными и судебными органами. Именно Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, хотя сам он непосредственно не принадлежит ни к одной из этих ветвей власти. В этом, в частности, и заключается смысл содержащегося в Конституции положения: «Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина», а также того, что президент устанавливает основные направления политики государства.

Обеспечивая и направляя деятельность всех государственных органов Российской Федерации, и выполняя функцию по их координации, Президент действует только в пределах, установленных федеральным законодательством, точно так же, как и все остальные федеральные органы государственной власти: Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, суды. Они самостоятельно осуществляют свои административно-правовые функции.

Административно-правовое положение полномочий Президента России характеризуется прежде всего тем, что он является главой государства, из чего можно сделать вывод, что он - первый среди государственных должностных лиц, единственный, победивший на альтернативных выборах.

Определяя статус Президента Российской Федерации, следует прежде всего остановиться на содержании ст. 80 Конституции, первой в главе «Президент Российской Федерации» и как бы определяющей смысл и содержание всех его полномочий, которые можно классифицировать следующим образом:

1) полномочия по формированию федеральных органов государственной власти;

2) полномочия в области законодательства;

3) полномочия в сфере внешних сношений;

4) полномочия в военной области;

5) как главе государства Президенту принадлежит право решать вопросы гражданства, предоставлять политическое убежище, награждать государственными наградами, присваивать почетные и специальные звания, осуществлять помилование;

6) он имеет право принимать указы и распоряжения, которые не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

В ст. 80 содержится правовая норма, которая определяет, что Президент Российской Федерации является главой государства. Вместе с тем, анализируя законодательные акты современных государств, автор исследования приходит к выводу, что в праве общепринятого понятия главы государства не сложилось: полномочия главы конкретного государства устанавливаются Конституцией, а в некоторых случаях и сложившейся конституционной практикой.

Как правило, главой государства называют должностное лицо, персонифицирующее представление о данном государстве в отношениях как внутри него, так и с другими странами.

Вместе с тем следует отметить, что в законодательстве многих стран (например, Франция, США, ФРГ) термин «глава государства» вообще не используется. В юридической литературе под ним лишь подразумевается президент страны. Так, Конституция США исходит из того, что «... исполнительная власть предоставляется Президенту Соединенных Штатов», который приносит присягу «... добросовестно исполнять должность Президента Соединенных Штатов и по мере своих сил поддерживать, охранять и защищать Конституцию Соединенных Штатов». Президент США является главнокомандующим армии и флота.

Ему принадлежит право помилования за преступления против США. С согласия Сената он заключает договоры, а также назначает высших должностных лиц, включая послов, судей Верховного Суда и т.п. Ему принадлежит право вето в отношении принятых Конгрессом законов. Оно может быть отвергнуто лишь двумя третями членов обеих палат Конгресса.

Президент Французской Республики «следит за соблюдением Конституции и обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей». Он назначает премьер-министра и, по заявлению последнего об отставке, прекращает его полномочия. По представлению премьер-министра президент назначает и прекращает полномочия других членов правительства. Он является главой Вооруженных Сил, обладает правом отлагательного вето и т.п. Вместе с тем следует отметить, что многие акты Президента Французской Республики подлежат контрассигнации премьер-министром, а в случае необходимости - и соответствующими министрами, причем это является условием их законности и вступления в силу. Это условие относится, в частности, и к деятельности президента как главы Вооруженных Сил, и к назначению должностных лиц государства.

Основной закон Итальянской Республики определяет, что президент «... является главой государства и представляет национальное единство» и, вместе с тем, устанавливает, что никакой акт Президента «... не действителен, если он не контрассигнован предложившими его министрами, которые ответственны за этот акт». Полномочия Президента Италии значительно уже, чем полномочия президентов Франции и США.

Таким образом, автор приходит к выводу, что в различных странах мира объем полномочий, предоставляемых Президенту, далеко не одинаков. На реальную реализацию установленных законодательством президентских полномочий самым существенным образом влияет отношение к ним самого Президента, т.е. его желание либо исполнять их лично, либо перепоручить их другим лицам или государственным учреждениям. Верность данного вывода можно увидеть, рассмотрев историко-правовые особенности становления института Президента Французской Республики. Так, один из ее первых Президентов, Жюль Греви (1879-1887 гг.) не стремился исполнять свои конституционные полномочия лично (причем по Конституции 1875 г. весьма обширные), ограничиваясь советами и перепоручив их исполнение иным государственным институтам. Это привело к тому, что Франция периода III Республики (т.е. до начала II мировой войны) фактически превратилась из президентской в парламентскую республику. Как отмечает по этому поводу известный французский правовед Жорж Бартенеми «...в политике привычка становится обязанностью, а Президенты становятся правилами». Добавим к сказанному, что правилами, даже заменяющими текст Конституции. Совершенно иной была позиция президента де Голля в отношении своих полномочий, при разработке Конституции 1958 года заявившего, что ему самому «... надлежит выработать правила и условия» осуществления конституционных прерогатив Президента. В результате такой позиции и ее проведения в жизнь в современной Франции «... полномочия Президента Республики основаны в настоящее время не столько на конституционном тексте, сколько на подчинении Президенту парламентского большинства».

Помимо определения административно-правового статуса Президента как главы государства или как главы высшей исполнительной власти, законодательство большинства стран мира, как отмечалось автором ранее, содержат ряд общественно важных морально-политических и гражданских обязательств, которым должен следовать Президент на протяжении всего срока своих полномочий. Прежде всего, от него требуется, чтобы во всех своих действиях он неуклонно соблюдал Конституцию и другие законы своей страны. Так, в Италии при вступлении в должность Президент приносит присягу не только на верность Республике, но и на соблюдение Конституции; аналогичны присяги Президента ФРГ («... клянусь... блюсти и охранять Основной закон и законы Федерации»), Президента США («Я торжественно клянусь, что ... в полную меру своих сил буду поддерживать, охранять и защищать Конституцию Соединенных Штатов»). Конституция Франции также закрепляет за главой государства обязанность следить за соблюдением Конституции.

При всей своей декларативности торжественное обязательство, даваемое Президентом перед лицом своего народа, при всех обстоятельствах соблюдать Конституцию и законы своей страны, имеет большое общественно-политическое значение. Это обстоятельство является одним из ключевых элементов легитимности института президентства, неотъемлемым условием доверия народа к главе государства и важным моральным ограничением для Президента, если он окажется перед искушением нарушить те или иные правовые нормы.

Согласно законодательству многих стран, Президент в силу своего должностного статуса обязан быть гарантом суверенитета, национальной независимости, территориальной целостности и безопасности государства. Аналогичные положения закреплены и в законодательстве Российской Федерации. Актуальны для современной российской государственности и положения административно-правовых норм некоторых стран, которые закрепляют за главой государства роль арбитра между различными силами в государстве и обществе (например, Франция, Румыния), содержат правовые гарантии, предусматривающиеся, что президент в своей деятельности должен не защищать интересы каких-то отдельных социальных групп и слоев, а добиваться достижения блага всего общества (например, Австрии, ФРГ, Греции и Финляндии).

Такого рода обязательства и официально установленные стандарты деятельности Президента направлены на всемерное укрепление авторитета и достоинства поста главы Российского государства. Хотя, как известно, далеко не всегда Президенты в своей политической практике выдерживают эти обязательства и стандарты, и в этих случаях, в условиях демократии, различные политические институты, средства массовой информации и общественное мнение в целом подвергают их обоснованной критике. Если же Президент, вопреки взятому на себя обязательству, допускает серьезные нарушения Конституции или законодательства, то в отношении его на вполне законных основаниях могут быть применены различные санкции, вплоть до отстранения от должности. Поэтому вполне оправданны те высокие общественно-политические обязательства и морально-этические нормы, соблюдение которых требует от Президента законодательство различных стран мира, в том числе и Российской Федерации.

Наше Российское государство, несмотря на то, что Конституция России принята не так давно (1993 год), практически предопределило правовое положение Президента Российской Федерации. Конституция (ст. 80) предваряет определение правового положения Президента Российской Федерации, устанавливая, что он является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Это предопределяется прежде всего самим значением Конституции для стабильности государства, а также и тем, что в соответствии с Основным законом России человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их охрана, соблюдение и защита -обязанность государства. Возложение на президента обязанностей быть их гарантом означает, что за их соблюдение и защиту он несет персональную ответственность.

Анализ практики применения президентских полномочий за годы, прошедшие со времени обретения Россией государственного суверенитета, показывает, что они главным образом связаны с реализацией таких целей, как обеспечение целостности и единства Российской Федерации. Заметим, что Президент России уже неоднократно принимал меры, направленные на устранение имеющихся противоречий нормативных актов субъектов Российской Федерации положениям федеральной Конституции и федеральным законам.

Особенностью административно-правового положения Президента России именно как главы государства является то, что он исполняет возложенные на него Конституцией задачи прежде всего лично, но также инициирует деятельность федеральных органов государственной власти, обеспечивая тем самым их согласованное функционирование и взаимодействие. С этой целью Президент Российской Федерации вправе использовать согласительные процедуры, а также различные формы контактов с органами законодательной и исполнительной власти. Общеизвестны, в частности, еженедельные встречи президента и председателя правительства, частые его встречи со спикерами палат Федерального Собрания.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


К вопросу о роли государственной службы в укреплении законности
Административная ответственность за нарушение правил лицензирования
Акты Президента Российской Федерации
Значение законодательства, регламентирующего ответственность за правонарушения в сфере налогов и сборов, для юрисдикционной деятельности налоговых органов
Понятие доказательств по делам об административных правонарушениях и их источников.
Вернуться к списку публикаций