2011-09-16 09:00:17
ГлавнаяАдминистративное право — Организация и проведение выборов Президента России



Организация и проведение выборов Президента России


Практика продления президентских полномочий в ряде среднеазиатских государств СНГ свидетельствует об авторитарных началах деятельности многих впервые избранных Президентов, чьи первые шаги на государственном поприще напоминают давно забытые усилия монархов по сохранению своего рода.

Подобные примеры заразительны. Однако законодательство России однозначно исключает подобные тенденции. Так, в Федеральном конституционном Законе «О референдуме Российской Федерации» содержатся ограничения на использование референдума как средства политической борьбы за власть, особенно при конфликтах между парламентом и Президентом России: на референдум не могут выноситься вопросы досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента, депутатов палат Федерального Собрания, а равно о проведении досрочных выборов президента и депутатов Государственной Думы или досрочного формирования Совета Федерации, либо об отсрочке таких выборов (формирований).

О развитии демократии в различных странах, где функционирует институт президентства, свидетельствует сложившаяся практика выдвижения кандидатов на должность Президента. Если во многих странах право выдвижения кандидатов на должность Президента фактически принадлежит только политическим партиям, то в России действует более демократичный порядок, учитывающий волеизъявления граждан. Таким правом обладают непосредственно избиратели в лице инициативных групп избирателей, избирательные объединения и избирательные блоки. Федеральный закон о выборах Президента России предусматривает единый и обязательный порядок сбора подписей в поддержку кандидатов на должность Президента, как от избирательных объединений (блоков), так и от инициативных групп избирателей. Причем последние не связаны требованиями членства в трудовом коллективе или какой-либо иной организации. Согласно ст. 33 Закона о выборе Президента Российской Федерации, каждый гражданин или группа граждан, обладающие активным избирательным правом, могут образовывать инициативную группу избирателей в количестве не менее 100 человек для выдвижения кандидата на должность Президента России. После получения регистрационных свидетельств, уполномоченные представители инициативной группы избирателей, равно как представители избирательного объединения (блока), вправе собирать подписи избирателей в поддержку кандидата. Причем все эти объединения и инициативные группы избирателей участвуют в выборах Президента на равных основаниях. В этом и заключается принципиальное отличие Федерального закона от прежнего Закона от 24.04.91 «О выборах Президента РСФСР», где было отдано явное предпочтение (в виде освобождения от сбора подписей в поддержку кандидатов) республиканским и всесоюзным политическим партиям, профессиональным союзам и общественно-политическим движениям, зарегистрированным в установленном порядке, а также поддержке кандидатов народными депутатами РСФСР.

В новом законодательстве о выборах принцип учета мнения и инициативы избирателей при выдвижении кандидатов в президенты осуществляется последовательно и на демократической основе. Вместе с тем установленная процедура регистрации кандидата на должность президента направлена на более строгий подход к включению в список кандидатуры для голосования. Для его регистрации избирательное объединение, избирательный блок или инициативная группа обязаны собрать в поддержку кандидата не менее 1 млн. подписей избирателей, причем на 1 субъект Российской Федерации должно приходиться не более 7% от требуемого общего числа подписей. Такая планка поддержки, по мнению автора исследования, значительно уменьшает количество случайных, неизвестных широкой общественности кандидатов в Президенты.

По действующему порядку не допускается суммирование подписей в поддержку одного кандидата на должность Президента, собранных различными инициативными группами избирателей и избирательными объединениями (блоками). Такие правила направлены на упорядочение самого избирательного процесса и предупреждение возможности фальсификации при сборе подписей. Согласно ст. 32 Закона о выборах Президента Российской Федерации, избирательные блоки, избирательные объединения вправе выдвинуть только одного кандидата. Для определения наиболее влиятельного, авторитетного кандидата нам необходимо использовать зарубежный опыт, внеся соответствующие дополнения в действующее законодательство.

При характеристике статуса кандидатов в Президенты России следует обратить внимание на те правовые нормы, которые обеспечивают равные права всем зарегистрированным кандидатам.

1. Они должны представить в Центризбирком подписные листы, итоговый протокол и другие документы не позднее, чем за 60 дней до дня выборов. К числу обязательных документов закон относит и декларацию о доходах кандидата за два года, предшествующих году выборов. Представление декларации о доходах, как свидетельствует зарубежная правовая практика, имеет принципиальное значение для оценки кандидата и его судьбы в случае сокрытия доходов, которое может квалифицироваться как серьезное правонарушение, влекущее уголовную ответственность.

2. Те из них, кто находится на государственной или муниципальной службе либо работают в средствах массовой информации, на время участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей. Исключение сделано только для Президента Российской Федерации, баллотирующегося на второй срок, и Председателя Правительства, временно исполняющего в соответствии с Конституцией обязанности Президента и зарегистрированного кандидатом на должность Президента. Они продолжают выполнять свои полномочия.

3. Юридически все упомянутые должностные лица, включая Президента и Председателя Правительства России, не должны на период проведения выборов пользоваться преимуществом своего служебного положения. Практически, и Президент России, и Председатель Правительства, ввиду своего служебного положения, так или иначе данное свое преимущество используют. Поэтому иным кандидатам необходимо предоставлять больше эфирного времени, денежных средств для участия в выборах, внеся соответствующие изменения в действующее законодательство.

4. Каждый кандидат со дня регистрации до дня официального опубликования результатов выборов имеет право бесплатно пользоваться любыми видами общественного транспорта (за исключением такси), а также совершать поездки по территории Российской Федерации (за исключением такси и заказных рейсов), оплачиваемые Центризбиркомом за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов.

5. Кандидат в Президенты может иметь до 200 доверенных лиц, которым администрация (работодатели) обязаны предоставить по их просьбе неоплачиваемый отпуск на время проведения ими агитационной и иной деятельности, способствующей избранию кандидата.

6. В настоящее время всем кандидатам предоставляется на равных основаниях эфирное время (бесплатно, равное количество, одно время выхода в эфир и другие условия). Но это касается только эфирного времени на каналах телерадиокомпаний, которые финансируются за счет средств федерального бюджета и бюджета субъектов Российской Федерации.

7. Кандидатам на должность Президента при формировании им избирательных фондов (Центризбиркомом) выделяются средства на предвыборную агитацию Центризбиркомом, который и контролирует их правильное расходование. Более определенно по этому вопросу высказывается Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», установивший, что, в случае нарушения порядка финансирования после опубликования результатов выборов, избирательная комиссия вправе обратиться в суд с представлением о признании избрания кандидата (списка кандидатов) недействительными (п. 12 ст. 47). Вместе с тем целесообразно в законодательство Российской Федерации ввести правовую норму, разрешающую пожертвование денежных средств от физических и юридических лиц для проведения избирательной кампании конкретного кандидата, но с обязательной декларацией и сообщением в средствах массовой информации - от кого кто какую сумму денег получил, чтобы для рядовых избирателей было видно, какие политические и экономические силы поддерживают того или иного кандидата в Президенты России. В этой связи представляется оправдательным разработка и принятие специального, рамочного по объему правового регулирования, законодательного акта - Федерального закона «О финансировании выборов в Федеральные органы государственной власти».

8. Избранным считается кандидат на должность Президента, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, если в выборах приняло участие не менее половины избирателей, включенных в списки для голосования. Данная норма не может претендовать на истину, т.к. с учетом довольно-таки пассивного отношения к участию в выборах российского электората целесообразней было бы считать победившим кандидата, за которого проголосовало более половины принявших участие в выборах избирателей (а пассивность избирателей в будущем может даже возрасти из-за трудностей в экономике, популистской внутренней политики, роста коррупции в высших эшелонах власти).

Для теории и практики права так же важно установить, в чем разница между повторным голосованием, повторными выборами, несостоявшимися выборами и недействительными выборами. Общеизвестно, что законодательство Российской Федерации предусматривает процедуру повторного голосования в том случае, если ни один из кандидатов на должность Президента не был избран. В этих случаях Центризбирком назначает повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей.

Повторное голосование проводится не позднее 15 дней со дня установления результатов общих выборов с соблюдением действующего законодательства. Сообщение о проведении повторного голосования публикуется в средствах массовой информации в течение двух суток со дня принятия соответствующего решения Центральной избирательной комиссии. По итогам повторного голосования избранным считается кандидат на должность Президента России, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Несостоявшиеся выборы. Согласно ст. 55 Федерального закона о выборах Президента Российской Федерации Центральная избирательная комиссия признает выборы несостоявшимися, если в них приняло участие не менее половины избирателей, внесенных в списки избирателей.

Попытка разрешения данной проблемы предпринята в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», принятом Государственной Думой 5 сентября 1997 года (в редакции от 30 марта 1999 года). Гипотезе пункта 1 статьи 64 содержит перечень обстоятельств, при наличии которых возможна не только отмена регистрации кандидата, но и решение избирательной комиссии о результатах выборов. Законодатель выделяет следующие обстоятельства:

- нарушение правил регистрации и выдвижения кандидатов;

- нарушение правил ведения предвыборной агитации и финансирования избирательной компании;

- использование кандидатами и их доверенными лицами, руководителями избирательных объединений, избирательных блоков должностного или служебного положения в целях избрания;

- установление фактов подкупа избирателей кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками, иными организациями, действующими в целях избрания определенных кандидатов.

Данный перечень не является окончательным. Он может быть дополнен иными основаниями, прямо указанными как в самом законе, так и в иных Федеральных законах и законах субъектов федерации. Например, пункт 3 статьи 64 данного закона добавляет к рассмотренному перечню нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательной комиссии, порядка голосования и подсчета голосов, определение результатов выборов, а также иные нарушения избирательного законодательства, если они не позволяют достоверно определить результаты волеизъявления избирателей.

Право принять решение об отмене регистрации кандидата, итогов голосования или результатов выборов Президента России предоставлено Верховному Суду Российской Федерации. Однако механизм принятия решения по данному вопросу таков, что позволяет суду, при наличии указанных оснований не отменять итоги голосования. Вместе с тем необходимо помнить. Что речь идет о выборах главы государства, статус которого не может быть даже косвенно связан с предположением о возможных нарушениях им или его командой в процессе проведения избирательной компании. Поэтому нам представляется необходимым внести в пункт 2 статьи 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» поправку и установить, что суд, при наличии перечисленных в пункте 1 статьи 64 оснований, обязан отменить решение соответствующей избирательной комиссии об итогах голосования. Предполагаемый способ разрешения данной проблемы позволит значительно уменьшить количество случаев нарушения законодательство о выборах Президента России, так как само наличие подобного механизма является достаточно действенной превентивной мерой против нарушения избирательного законодательства.

Недействительные выборы. Центральная избирательная комиссия признает выборы недействительными, если допущенные при их проведении нарушения Закона «О выборах Президента Российской Федерации» не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей. Такая трактовка данной правовой нормы несколько сужает поле ее применения, подразумевает возможность проведения выборов с так называемыми «мелкими, несущественными» отступлениями от действующего Законодательства. Поэтому ст. 55 (абзац 6) этого закона автором исследования предлагается дать в следующей редакции: «Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признает выборы недействительными, если при их проведении были допущены нарушения настоящего Федерального закона».

Повторные выборы. В случае признания выборов Президента Российской Федерации несостоявшимися, недействительными или если при общих выборах либо повторном голосовании ни один кандидат не был избран Президентом, Совет Федерации Федерального Собрания назначает повторные выборы Президента России. Выдвижение и регистрация кандидатов на должность Президента Российской Федерации, а также другие избирательные мероприятия, связанные с проведением повторных выборов, осуществляются в общем порядке, установленном Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации», но с одной особенностью - при повторных выборах сроки избирательных действий сокращаются на треть. Сообщение о проведении повторных выборов публикуется в средствах массовой информации. Повторные выборы проводятся не позднее четырех месяцев со дня первоначальных выборов. Вместе с тем, как отмечалось, данную редакцию нельзя признать удачной, и она требует существенной корректировки. Согласно действующему законодательству, в случае проведения повторных выборов к ним не допускаются те кандидаты на должность Президента России, действие (бездействие) которых послужили основанием для признания общих выборов или выборов при повторном голосовании недействительными.

Проведенный анализ порядка организации и проведения выборов Президента России позволяет в целом положительно оценить его нормативную базу. Заложенная в ней система гарантии, принципов и процедур предоставляет возможность избрания главы Российского государства в соответствии со сложившимися в конституционном праве демократическими процедурами.

Вместе с тем, анализ результатов прошедших в 2000 году выборов Президента России позволяет сделать вывод о необходимости корректировки законодательства о выборах Президента России по следующим направлениям:

- конкретизация отдельных положений принципа «всеобщности», реализуемых в механизме выборов Президента России;

- уменьшение количества подписей, необходимых для регистрации кандидата, при одновременном расширении регионального характера его представительства;

- механизмы контроля за финансированием избирательной компании;

- усиление ответственности за нарушение избирательного законодательства;

- уточнение криминализирующих признаков уголовной ответственности за нарушение избирательных прав граждан (ст. 141 УК РФ).

Эти задачи могут быть решены, как при помощи внесении изменений и дополнений в действующее законодательство о выборах Президента Российской Федерации, так и посредством принятия новых федеральных законов рамочного характера. В отдельных случаях решающее слово должен сказать и Конституционный Суд Российской Федерации.

Таким образом, Президент Российской Федерации избирается, а не назначается, и не получает свою должность каким-либо иным образом. В отличие от ряда стран, где президент может быть избран парламентской коллегией выборщиков, собранием парламентариев и представителей территориальных единиц или их законодательных органов и т.п., Президент Российской Федерации избирается непосредственно гражданами Российской Федерации. В этом и заключается одна из правовых гарантий дальнейших демократических преобразований в нашем обществе.


Соболевский Игорь Борисович



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Административно-правовые режимы в управлении правоохранительной деятельностью
Полномочия Президента России и их конституционное закрепление
Система прав, обязанностей и гарантий государственного служащего Российской Федерации
Понятие и правовая основа дисквалификации
Таможенные органы Российской Федерации как субъекты таможенного контроля
Вернуться к списку публикаций