2011-09-16 09:00:17
ГлавнаяАдминистративное право — Организация и проведение выборов Президента России



Организация и проведение выборов Президента России


В РСФСР, на основе Закона от 24 апреля 1991 года, был учрежден пост Президента в качестве главы государства. Наиболее полно статус Президента Российской Федерации закреплен в Конституции Российской Федерации 1993 года. Согласно Конституции пост президента - выборный. Закрепляя данную правовую норму в Основном законе России, законодатель учитывал, что в современной мировой практике существуют два основных типа президентских выборов - прямые и непрямые. В свою очередь, прямые президентские выборы могут проходить в виде всеобщих выборов или в виде референдумов. Непрямые выборы президента проходят в трех видах:

парламентом (так был избран первый и единственный президент СССР - М.С. Горбачев);

парламентом и представителями штатов, провинций, различных общественно-политических сил;

коллегией выборщиков.

В большинстве стран, где введена президентская форма правления, выборы Президента проводятся на всеобщих прямых выборах. Правда, исключение составляют США (где Президента выбирает коллегия выборщиков) и Индонезия (Президент избирается Национальным консультативным конгрессом).

Прямые президентские выборы присущи и многим другим странам со смешанной формой государственного правления, в том числе и России. В целом, прослеживается достаточно большая зависимость типа президентских выборов от формы государственной системы правления, от уровня развития демократии.

Выборы главы государства для любой страны является одним из главных политических событий, и Россия в данном случае не исключение. Прошедшие в Российской Федерации в 2000 году президентские выборы еще раз доказали данный постулат. В России, по воле исторического случая, они явились водоразделом двух фаз политической эволюции общества. Это, прежде всего, выражается в том, что, независимо от субъективного результата президентских выборов (как прошедших, так и будущих), основные параметры базисного развития, как российской государственности, так и экономики, уже заданы.

Для выяснения подлинной природы института президентства в России немаловажное значение имеет исследование механизма обретения власти вновь избранным главой государства. Как известно, это определяет не только степень его легализации, но и является одним из способов верификации президентской власти. Содержание выше названных составляющих является, на наш взгляд, одним из показателей демократичности института российского президентства.

С этой точки зрения представляет интерес исследование нормативных актов, обеспечивающих организацию и проведение выборов Президента России.

В настоящее время в Российской Федерации создана достаточно солидная правовая база, регулирующая отношения в данной сфере общественной жизни. Ее основу, прежде всего, составляют конституционные нормы (ст. 81).

Прошедшие в 2000 году выборы Президента России руководствовались еще одним нормативным правовым актом - Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», вступившим в силу в декабре 1994 года. Он определил основные элементы механизма реализации гражданами их конституционного права избирать и быть избранным. В ст. 1 Федерального закона указывалось, что его действие распространяется на выборы Президента Российской Федерации, а также других лиц, избираемых непосредственно населением.

Через полгода вступил в силу Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 21 апреля 1995 года, в котором детально регламентирована не только достаточно сложная процедура выборов главы государства, но и ряд обязательных требований, предъявляемых к кандидатам на эту должность. Закон воспроизвел содержащиеся в Конституции принципы и порядок проведения выборов Президента.

Необходимо отметить, что закон об основных гарантиях является общим, рамочным для всех выборов, проводимых в Российской Федерации. Подобное утверждение вытекает из смысла статьи 1 данного Закона, согласно которой избирательные права граждан Российской Федерации и их гарантии не могут быть изменены иначе как путем принятия федерального закона. То есть специальные нормы Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» могут изменять содержание норм Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», корректируя и дополняя их. В случаях, если Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» не регулирует определенные стороны избирательного процесса, либо содержащие этого регулирования не является достаточно определенным, должны применяться нормы Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации». Именно в соответствии с этим законом (ст. 28) принимались некоторые акты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в период подготовки выборов Президента Российской Федерации.

Пришедший на смену Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» в сентябре 1997 года Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции от 30 марта 1999 года), не утратил определяющего значения в механизме выборов, как Президента России, так и других органов государственной власти и местного самоуправления, проводимых в нашем государстве. Вместе с тем, являясь базовым для всех выборных органов власти в Российской Федерации, он категоричнее установил пределы своего действия. В частности, это выражается в следующих формулировках: «Настоящий Федеральный закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации», «... В случае, если федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона».

Пакет нормативных правовых актов о выборах Президента Российской Федерации дополняется рядом сопутствующих федеральных законов, содержащих положения, которые определяют особенности реализации некоторых избирательных прав и свобод участников избирательного процесса. В частности, статус избирательных объединений определяется в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» от 24 мая 1995 года. Проживание гражданина на территории избирательного участка, является основанием для включения его в список избирателей, устанавливается законом Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 года.

Разъяснения и постановления Центральной избирательной комиссии завершают перечень нормативных правовых актов, регламентирующих выборы Президента России. Так, например, статус наблюдателя определяется двумя самостоятельными актами, принятыми Центральной избирательной комиссией и имеющими статус «Разъяснений».

Таким образом, механизм обретения власти главой российского государства регламентирован достаточно большим по объему пакетом нормативных правовых актов, охватывающих весь комплекс проблем, связанных с рассматриваемым вопросом.

Вышеизложенное позволяет сделать выводы, что положения Конституции и федерального законодательства о выборах Президента Российской федерации соответствуют положениям Всеобщей декларации прав человека и гражданина о том, что воля народа должна находить свое выражение в «...периодических нефальсифицированных выборах, проводимых при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования, обеспечивающих свободу голосования». К сожалению, в Конституции аналогичные нормы содержатся только относительно выборов Президента России. Поэтому данные правовые гарантии следует распространить на выборы всех представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации, внеся соответствующие изменения в действующее законодательство. Общепризнанно, что в настоящее время выборы Президента являются одной из основ прямой демократии в России. Вместе с тем одна из практических трудностей с их проведением связаны с появлением в нашем обществе значительной группы граждан, вынужденных оставить место своего постоянного проживания и получивших статус вынужденных переселенцев. Имевшие место факты отказа внесения их в списки избирателей были признаны решением Конституционного Суда России неправомерными. Так, своим постановлением по делу о проверке конституционности ст. 10 Закона Республики северная Осетия «О выборах в Парламент Республики Северная Осетия - Алания» от 22 декабря 1994 г. он подтвердил безусловные избирательные права вынужденных переселенцев-ингушей, при условии соблюдения ими правил регистрации по месту пребывания. К сожалению, мы наблюдаем, что аналогичной реакции Конституционного Суда России не было по отношению вынужденных переселенцев из Чеченской Республики, в период проведения выборов президента в данном субъекте федерации.

Как показывает международная правовая практика, выборы Президента осуществляются посредством реализации электоратом своего активного и пассивного избирательного права.

Активное избирательное право (право избирать) сформулировано в российском законодательстве на основе общих правил, применяемых для выборов во все органы власти (например, достижение избирателем 18-летнего возраста, наличие российского гражданства и т.п.). Активное избирательное право обеспечивается отсутствием различного рода имущественных ограничений, ценза оседлости, обеспечивается включением всех граждан России в списки избирателей.

Ограничение права избирать и быть избранным четко зафиксировано в Конституции Российской Федерации и текстуально воспроизведено во всех российских избирательных законах.

От активного избирательного права следует отличать пассивное избирательное право. Право быть избранным Президентом включает ряд дополнительных условий, вытекающих из своего особого статуса и прерогатив. Конституция России устанавливает два дополнительных условия. Первое - более высокий возраст (35 лет) для кандидата в Президенты Российской Федерации по сравнению с активными избирателями. Второе - наличие так называемого «ценза оседлости», который заключается в постоянном проживании на территории России кандидата в Президенты Российской Федерации не менее 10 лет. Условия постоянного проживания комментируются российскими юристами по-разному. Одни считают, что речь может идти только о проживании в России не менее 10 лет суммарно. Другие полагают, что требуется непрерывное постоянное проживание в течение указанного срока на день выборов. Вместе с тем в связи с отменой института прописки граждан и замены ее на институт регистрации по месту жительства данная проблема из области теоретических дискуссий становится практически актуальной.

Ее осложняет и большое количество российских граждан, пользующихся избирательным правом, но проживающих за рубежом. Поэтому требуется более конкретное толкование данной правовой нормы в российском законодательстве с учетом того, что Президентом России должно быть лицо, хорошо знающее условие российской действительности и политико-экономическую обстановку в нашем государстве.

Помимо перечисленных, ряд требований носит общий, рамочный характер, затрагивающий как активное, так и пассивное избирательное право. Ограничение права избирать и быть избранным четко зафиксировано в ст. 32 Конституции России, ст. 3 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» и в пункте 3 ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Оно гласит: «Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда». Данные изъятия, на наш взгляд, являются минимальными и соответствуют сложившимся в мире демократическим стандартам. Первые опираются на правовую аксиому – «Свобода человеческая есть свобода разумно-нравственного существа», а вторые играют роль факультативной меры наказания, сопровождающей исполнение санкции за наиболее опасные для государства и общества преступления. В то же время лица, находящиеся под стражей, до вступления в законную силу приговора суда, могут избирать и быть избранными.

Следует согласиться с мнением Ю.А. Новикова, позитивно оценивающего юридическую формулировку данной нормы.

Действительно, авторами Конституции России использована юридически безупречная формула «не имеют права избирать и быть избранными» в отличие от двусмысленных формулировок прежних лет «в выборах не участвуют», «в списки для голосования не включаются», «от выборов отстраняются» и т.д.

Важным элементом функционирования института президентства является периодичность выборов Президента. Вводя данную правовую норму в практику Российской Федерации, законодатель исходил из того, что в разных странах предусмотрена различная периодичность выборов главы государства.

Впервые ограничение срока полномочий президента было введено в Конституции США в 1787 году. Эта правовая норма стала одним из крупнейших достижений республиканцев, особенно на фоне европейских и азиатских монархий того времени, где срок правления того или иного правителя мог быть ограничен только его собственной смертью или насильственным отстранением от власти. В Конституции США был закреплен еще один важный республиканский принцип: Президент имеет право на переизбрание, но не больше чем еще на один срок. Эти две нормы: ограничение нахождения Президента у власти определенным сроком и ограничение количества сроков его пребывания в должности - стали важным правовым барьером, препятствующим превращению президентской власти в многолетнюю личную диктатуру. Исходя из теории и практики функционирования института президентства в различных странах мира, законодательство России ограничивает срок полномочий Президента Российской Федерации четырьмя годами, по истечении которых должны быть проведены новые выборы. С правовой стороны, строгая периодичность выборов является одним из обязательных принципов избирательного права. Нарушение периодичности выборов расценивается демократической общественностью как посягательство на политические права граждан. Баланс демократии, как известно, поддерживается возможностью реально учесть в очередном избирательном цикле изменившуюся политическую обстановку, новую политическую ориентацию граждан. Важно отметить, что все вопросы, связанные со сроками и порядком выборов Президента, представляют исключительную сферу законодателя, федерального закона: они не могут быть изменены указом Президента Российской Федерации или решением Правительства России.

Конституция Российской Федерации содержит правовую норму, согласно которой одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд. Положение этой правовой нормы направлено на обеспечение реальной преемственности (ротации) в целях периодичного замещения должности Президента и на упорядоченную передачу власти от одного Президента другому. Ограничение числа переизбраний препятствует авторитаристским тенденциям единоличной власти, доминированию в государственных структурах сторонников одной политической партии (группировки), поддерживающей курс Президента. Это позволяет оппозиции мирным путем получить пост главы государства.

Вместе с тем, Конституция Российской Федерации, по мнению ряда юристов, сохраняет за бывшим Президентом возможность переизбрания на третий, четвертый и последующий срок, если только они отделены от первых двух «чужим» президентством. Сама правомерность избрания Президента Российской Федерации на третий срок, но не подряд, а с перерывом представляется весьма дискуссионной по той причине, что этот вопрос в законодательстве России не регламентирован. Об актуальности этой проблемы в международной правовой практике свидетельствует XXII поправка к Конституции США (27 февраля 1951), исключающая возможность повторения прецедента, имевшего место при многократном переизбрании Президентом США Ф. Рузвельта. В частности, постановка этого вопроса в России и его дальнейшая теоретическая разработка была актуальна особенно в том контексте, что в 2000 году истекал срок полномочий первого Президента Российской Федерации - Б.Н. Ельцина, и никто не мог гарантировать, что определенные политические силы приложат определенные усилия, чтобы он остался на своем посту.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Лицензирование как институт административного права
Эдуард Николаевич Берендтс (1862-1926)
Административная и уголовная ответственность в сфере лицензирования
Объекты таможенного контроля
Об административной ответственности в сфере недропользования
Вернуться к списку публикаций