2011-08-18 09:00:18
ГлавнаяАдминистративное право — Преодоление коррупции в государственном аппарате



Преодоление коррупции в государственном аппарате


Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать следующие выводы, предложения и рекомендации:

Исследование воздействия коррупции на государственный механизм показало, что носит комплексный характер, включая правовые, экономические, социальные, психологические и другие меры.

Для понимания сущности исследуемой нами проблемы, ее места, следует исходить из того, что механизм государства - это пронизанная едиными законодательно закрепленными принципами система государственных органов, обладающая необходимой материальной базой, для осуществления целей и функций государства.

Коррупция является сложным социальным явлением и для определения эффективных мер по ее преодолению необходим научно-обоснованный понятийный аппарат. Анализа причинного комплекса возникновения коррупции дает основание для вывода, что коррупция - это противоправное действие или бездействие государственного должностного лица, предполагающее извлечение материальной выгоды или иную личную заинтересованность, которая ведет к нарушению функционирования государственного аппарата.

Дисфункциональность государственного аппарата, его органов, выражающаяся в коррупционном поведении, оказывает разлагающееся влияние на такие сферы жизнедеятельности общества, как экономика, социальная сфера, политика. Это способствует возникновению и развитию целого ряда негативных явлений и процессов:

- нарушение механизма рыночной экономики, вследствие чего дискредитируется основной принцип - конкуренция, что в свою очередь развивает монополистические тенденции в экономики, снижению эффективности ее функционирования;

- неэффективное распределение средств государственного бюджета, особенно при распределении государственных заказов и выделении кредитов, торможение эффективной реализации правительственных программ;

- несправедливое распределение доходов, обогащение субъектов коррупционных отношений за счет остальных членов общества;

- повышение цен на товары и услуги за счет так называемых коррупционных «накладных расходов» в результате чего страдает потребитель;

- снижение налоговых поступлений в государственный бюджет, оттоку капитала за рубеж;

- деформация реальных объявленных ценностей, появления «двойного стандарта» морали и поведения, вызывая девальвацию социальных регуляторов поведения людей: норм морали, права религии, общественного мнения и др.;

- усиление социального напряжения в стране, обострение противопоставления между разными категориями граждан;

- формирование в сознании граждан представления о беззащитности перед коррупцией, утрата нормативно-правовой системой роли основного инструмента регулирования жизни государства и общества, своего истинного предназначения;

- возрастание влияния олигархических группировок на государственный механизм;

- подрыв престижа страны на международной арене, ее частичная или полная политическая и экономическая изоляция;

- снижение доверия общества к власти, разочарование в ценностях демократии и возможность непрогнозируемого развития страны.

Коррупция - реальная угроза жизненно важным интересам личности, общества и государства, потому что представляет собой особое состояние, особую активность деформирующего, разрушительного характера по отношению к государственному механизму.

Одним из действенных рычагов воздействий на коррупцию являются правовые нормы призванные обеспечить эффективное функционирование государственного механизма, которые должны представлять собой стройную логическую систему, отражающую современное положение дел в стране.

Структура привлеченных к ответственности коррумпированных лиц

Рисунок 1.Структура привлеченных к ответственности коррумпированных лиц


Национальные интересы РФ требуют консолидации усилий государственного аппарата в сфере борьбы с коррупцией. Необходима выработка комплексной системы мер правового характера для эффективного пресечения преступности и правонарушений для обеспечения безопасности личности, общества и самого государства.

Правильная расстановка сил государственного аппарата в противодействующих коррупции, напрямую зависит от преследуемых и четко сформулированных целей. Государство посредством управленческого аппарата должно обеспечить в первую очередь деятельность основных «механизмов» самоорганизации общества во имя достижения целей выживания и развития страны, целей, которые принимаются и поддерживаются обществом. Государство способны поддержать желаемые тенденции и обеспечить разрушение личности, управленческого аппарата, общества.

Принципиально важными направлениями реализации принципа перманентной борьбы с бюрократизацией и коррумпированностью аппарата управления являются:

- социальная защищенность честного и добросовестного чиновника. Высокая оплата добросовестного и честного труда хорошо подготовленных, обученных госслужащих (прямые и косвенные выплаты, подконтрольные обществу) и недопущение разрастания армии малооплачиваемого чиновничества;

- жесткие антикоррупционные законы, решительная политика государства, направленная на уголовные преследование за любой факт нарушения законов:

а) не только за злоупотребление властью (замаскированные формы взяток очень трудно доказываются); за любой факт нарушения законов;

б) создание независимой во всех отношениях от исполнительной власти прокуратуры, ведущей расследование деятельности чиновников;

- независимая от государства пресса, которая способна сообщать обществу о фактах нарушения законов чиновниками, о коррупции среди высших представителей госслужбы;

Для предотвращения коррупционной угрозы государственному аппарату требуется выработка единой Концепции, обеспечивающей оптимальное его развитие. При создании антикоррупционой Программы следует исходить из того, что борьба с коррупции не должна сводиться к проведению разовых компаний; при решении вопросов по преодолению коррупции, необходимо учитывать, прежде всего, условия ее порождающие.

Достижение успехов в преодолении коррупции возможно если она рассматривается как социальное явление, а не отдельные факты ее проявления. Антикоррупционная программа должна стать постоянной составляющей частью государственной политики, при максимальном сотрудничестве с институтами гражданского общества.

Частая перестановка кадров, не оправданная даже объективными изменениями в сфере государственного управления, структурный кризис федеральных органов исполнительной власти, подмена законов указами, и как следствие бесконтрольность чиновников являются причинами возникновения этих угроз. Их возникновение носит субъективный характер. Существует реальная возможность их не допускать, с ними бороться, используя право и его организационное обеспечение, т.е. усиливая правовую безопасность.

Изучение проблемы коррупции в государственном аппарате, позволяет выделить несколько ее негативных последствий. Одним из них является моральный фактор, который проявляется в опасности подрыва доверия к системе, т.е. снижение ее лигитимности, искажении целей государственной политики, возникновение нестабильности в обществе.

В целях правового обеспечения преодоления коррупции в государственном аппарате целесообразно принять комплексный кодифицированный правовой акт, который должен иметь всесторонне сбалансированный характер, систематизировать все действующие нормативно-правовые акты и содержать нормы способные придать борьбе с коррупцией необходимую эффективность. Этот акт призван координировать все направления деятельности государства по искоренению коррупции в госаппарате.

Проведенное исследование показывает, что для преодоления коррупции в государственном аппарате необходима научнообоснованная Программа, создание которой невозможно без участия достижений теории государства и права как основополагающей науки, изучающей государство и право в их историческом развитии, взаимосвязи, социальной, экономической и политической обусловленности.


Кузнецов Андрей Николаевич







Интересное:


Об ответственности за посягательство на здоровье населения и общественную нравственность
Таможенные органы Российской Федерации как субъекты таможенного контроля
Административно-правовой статус сотрудника милиции
Административная и уголовная ответственность в сфере лицензирования
Формирование доктринального понятия должностного лица, его организационно-правовая основа
Вернуться к списку публикаций