2011-08-17 09:00:01
ГлавнаяАдминистративное право — Тенденции развития государственного аппарата и меры по преодолению коррупции



Тенденции развития государственного аппарата и меры по преодолению коррупции


Прогресс человечества приводит к тому, что люди все чаще согласны терпеть и слушаться тот государственный механизм, который, во-первых, независим от других государств и, во-вторых, ограничен обычаями, традициями, законами в ее контроле над ресурсами. Эти «ограничения» подразумевают введение в определенные границы использование государством ресурсов или их обмен. Только при этом какие-то ресурсы могут быть такими, что не могут отчуждаться от субъектов, т.е. необменными ни на какие другие (например, жизнь, здоровье, какой-то объем прав и свобод). Такие ограничения формируют политическую власть, к которой неприменимы понятия «абсолютная» или «тоталитарная». Здесь используются понятия «демократическая политическая власть», «авторитарная политическая власть» и т.д.

Подводя итоги нашему анализу целей государственного механизма, можно вывести для нашего исследования понятие. Государственный механизм - это сбалансированный государственный аппарат, с корректно-поставленными целями, которые принимаются и поддерживаются обществом.

Непременными атрибутами государственного аппарата являются:

- наличие целей, в той или иной степени разделяемых большинством общества (значимых для большинства общества Идеи, принципов: проектов, планов выживания и развитие страны, справедливость, свобода и т.д.), т.е. позволяющая государству быть единственным представителем всего общества в целом («публичность политической власти»);

- иерархизированная структура учреждений государственного аппарата, обладающего своим персоналом, управлением и материальной базой. Особенностью этой базы является ее «публичность», т.е. признаваемые обществом как принадлежащие государству казенное имущество, источники доходов (налоги и т.д.), информация и т.п.;

- функции самосохранения, интеграции, адаптации и политического направления функционирования и развития общества на достижения каких-то общезначимых целей;

- контроль (с ограничениями или без таковых) и координация значимых для общества ресурсов (политическая власть, политико-правовой режим) как основы самой способности государства действовать во имя каких-то целей;

- собственный «способ производства»: издание нормативных актов, правил общественной жизни, общеобязательных для людей, проживающих на территории данной страны (государства), и выработка и распространение какой-то идеологии, контрольно-распределительные и принудительные действия. Основным способом существования государственного механизма являются отношения зависимости, независимости и взаимозависимости между государством и социально неоднородным обществом. Формы функционирования государственной власти весьма многочисленны: принятие решений и контроль за их реализацией, принуждение (включая и насильственное) и сотрудничество, наказание и поощрение, сотрудничество и т.д.

Особо следует подчеркнуть то обстоятельство, что этот «способ» имеет в своем арсенале законное принуждении (или угрозу этого принуждения), политико-правовое, с использованием имеющихся у государства ресурсов, разрешении внутренних и внешних конфликтов и информационно-пропагандистскую деятельности.

Одной из серьезнейших опасностей и для общества и для государства является бюрократизация управленческих аппаратов и их коррумпирование. В этом случае управленческая сущность госаппарата начинает меняться в сторону целей личного обогащения и самовластия и ни одна из системных функций государства не может быть реализована в своем полном объеме и системном значении.

Нам представляется, что тенденции развития сегодняшнего государственного механизма России должны заключаться в следующем:

- отказ государства от заведомо неисполнимых обещаний. Это может выражаться, например, в своевременном исполнении бюджета;

- проведение судебной реформы, направленной на создание механизмов исполнения судебных решений, создания системы независимого контроля их качества, реализацию программ защиты участников судебного процесса;

- осознание государством своей ответственности за издание и исполнение законов;

- установление и неукоснительное соблюдение жестких процедур, которые четко регламентировали бы принятие решений по всем без исключения правовым, экономическим вопросам.

- глубокая реструктуризация всего аппарата государственного управления, ликвидация ненужных звеньев. Каждый вопрос должен находится в исключительной компетенции одного ведомства - но при этом не должно возникать управленческого «вакуума», проблем, решение которых пущено на самотек;

- изменение организации выборов в целях обеспечения ответственности политических партий и, соответственно, снижения уровня коррумпированности в государственной системе. Выборы по партийным спискам - атрибут такой парламентской системы, в которой победившие партии образуют коалицию большинства, формируют правительство и несут всю полноту ответственности за проводимую правительством политику, принимаемые парламентом законы. В противном случае выборы по партийным спискам - лишь инструмент развращения партий, которым не выгодно создавать коалицию большинства и принимать на себя ответственность. Все делают вид, что они в меньшинстве и ни за что не отвечают;

- установление соответствий применительно к любому органу государственной власти и должностному лицу должно устанавливаться соответствие между: полномочиями; механизмом формирования или назначения на должность; подконтрольностью;

- санкциями за нарушение закона и действия вопреки интересам общества;

д) ни одно должностное лицо и ни один государственный орган должны нести юридическую ответственность за принятие решений, подрывающих равноправие граждан и их экономические, социальные, политические и иные объединения. Принятия подобных решений, подрывающих конституционные основы демократического государства должно рассматриваться как тяжкое государственное преступление. Реализация вышеизложенных требований предполагает создание разработанного, продуманного до мелочей кодекса по преодолению коррупции в государственном механизме, который бы включал не только уже известные нам статьи Уголовного, Гражданского, Административного кодекса (Кодекса об административных правонарушениях), но также новые положения, адекватные развитию государственного аппарата в России с учетом целей, функций и решаемых им задач.

О серьезных проблемах в государственном механизме, связанных с законотворчеством, указывает Президент России В.В. Путин, отметивший как вопиющий факт, когда пятая часть принятых в регионах правовых актов противоречит основному закону страны. Когда конституции республик и уставы областей расходятся с Конституцией России...».

Обобщая изложенное, можно констатировать тот факт, что Россия исчерпала лимит своих революционных потрясений, крутых реформ, волюнтаристского экспериментаторства, бездумного копирования зарубежного опыта. Государственный аппарат должен действовать строго в соответствии с компетенцией соответствующих органов, реализующих цели и задачи, и строго соблюдать их исполнение. Необходимо в специальных законах и положениях определить статус каждого государственного органа - его задачи, функции, полномочия, взаимодействие, ответственность. Ответственность должна быть персонифицирована, коллегиальное принятие решений не означает безответственность. Негативные проявления в экономической, социальной, политической и духовной сферах жизни общества, противоречия в нормотворчестве, различные нарушения как отдельно взятыми должностными лицами, так и органами государственного аппарата, приводят к обостряющимся процессам государственного механизма, получая свое выражение в коррупционном поведении. Коррупция, как ни какое другое явление, способна к самовоспроизводству и приспосабливанию социальной среды в своих интересах.

В России предпринимаются попытки предотвращения коррупции, но системы ее преодоления, адекватной ее масштабам и общественной опасности пока нет. Вместе с тем независимо от особенностей отдельных государств и происходящих в них изменений в организации и деятельности государственных аппаратов разных стран наметились общие тенденции. Не обошли они и Россию. Продолжается реформа по оптимальному построению структуры государственного аппарата, повышения его эффективности, соблюдения принципов законности и конституционности.

Правовую базу организации и деятельности государственных органов должен составлять Кодекс, включающий правовые нормы, которые урегулировали бы не только специально-служебные вопросы, но и правоотношения, возникающие в смежных отраслях законодательства: административном, гражданском, уголовном, трудовом и т.д.

Необходим структурно-аналитический подход, успешно применяемый в зарубежных государствах. В Германии, например, функции и полномочия подразделений государственных органов регулируются Общим регламентом и рядом нормативных актов правительства. Это соответственно предопределяет более полную ответственность, как самих служащих, так и государственных органов в целом.

Не ставя под сомнение необходимости постоянного поиска средств, для повышения эффективности деятельности государственной службы и упрощения формальностей, необходимо придавать большое значение гласности, четкости, обоснованности и публичности управления государственной службой.

В целом преодоление коррупции должно соотносится с другими программами, направленными на совершенствование системы предотвращения правонарушений, в частности с борьбой с организованной преступностью.

При разработке Программы по преодолению коррупции, по нашему мнению, следует исходить из следующих предпосылок:

1) абсолютно преодолеть коррупцию крайне сложно, но масштабная и хроническая коррупция вполне преодолима в ближайшие годы;

2) преодоление коррупции не должно сводиться к проведению разовых компаний; это трудный длительный процесс;

3) при решении вопросов искоренения коррупции необходимо учитывать условия ее порождающие; без их изменения рассчитывать на успех невозможно;

4) достижение успеха по преодолению коррупции возможно если она рассматривается как социальное явление, имеющее глубокие корни а не совокупность отдельных фактов ее проявления;

5) антикоррупционная программа должна стать постоянной составляющей государственной политики, успех которой предопределяется максимальным сотрудничеством с институтами гражданского общества;

6) ущерб, наносимый коррупцией государству и обществу, столь значителен, что затраты направленные на создание целенаправленной антикоррупционной программы, полностью себя оправдают.

В целях совершенствования организации и деятельности госорганов целесообразно предусмотреть разделение выполняемых государственно-служебных функций: нормативно-правовых, регулятивных, административно-распорядительных, разрешительных, контрольных, информационно-аналитических и т.д. Необходимо провести правовую регламентацию подвидов государственной службы в государственных органах (прежде сего исполнительной власти), путем выделения функций: юридической, экономической, социологической, общеадминистративной, кадровой, более четко предусмотреть разделение и специализацию труда в аппарате исполнительной власти, закрепив за государственными служащими по подразделениям определенные виды деятельности или объекты управления.

Надо признать, что структура государственных служебных отношений в целом могут быть усовершенствованы при условии более оптимальной организацией системы и структуры государственных органов власти, в первую очередь исполнительной.

Власть - это не самоцель, а средство целенаправленной согласованной деятельности государственного механизма. Модернизация государственного аппарата и повышение уровня служебной деятельности будет во многом зависеть от решения государственных задач в общеполитическом и социально-экономическом плане, от дополнительного правового регулирования государственной службы в Российской Федерации, совершенствования как общего, так и специального законодательства.

Проведенное исследование коррупции и путей ее преодоления показывают, что в развитие нормотворчества в данной сфере должны охватывать развивающиеся параллельно, следующие процессы:

1) принятие и совершенствование норм, непосредственно относящихся к различным коррупционным проявлениям и борьбе с ними (не основываясь исключительно на уголовном законодательстве);

2) разработка превентивных мер, способных осуществлять реальную профилактическую функцию по нейтрализации причин и предотвращению условий коррупции.

Совершенствуя законодательство, особенно по отношению к силовым структурам, нельзя допустить необоснованного ограничения прав и свобод граждан, а тем более их нарушения. Правовое регулирование должно быть системным, охватывать не отдельные сектора государственного механизма, а охватывать коррупционное явление в целом. При этом должна осуществляться целенаправленная материальная поддержка государственных органов, чья работа направлена на преодоление коррупции как явления.

Коррупция - это феномен, который требует разработки четкой стратегии, направленной на:

1) четкое выполнение законодательства по преодолению коррупции;

2) просвещение населения, распространения знаний о коррупции;

3) изучение системы, в которой функционирует госаппарат.

Кодекс при этом не должен дублировать положения, уже имеющиеся в различных законах. Руководствуясь тем, что коррупция вообще никак не определена законодателем, а это явление пытаются подвести под уже существующие нормы, заметим острую необходимость в создании Кодекса РФ по преодолению коррупции, в который вошли бы разрозненные указы Президента и постановления Правительства, обретая системность и взаимосвязанность с вновь разработанными нормами. Надо переходить от попытки решения данной проблемы, на внутриведомственном уровне (Указ Президента «О борьбе с коррупцией в системе органов государственной службы», «О загранкоммандировках должностных лиц центральных федеральных органов исполнительной власти» и т.д.) к планомерной устойчивой государственной политике в этой области.

Основное содержание нормотворчества по преодолению коррупции должно состоять в том, чтобы выявить любые возможности по ее влиянию на механизм государственного регулирования, чтобы предотвратить саму возможность коррупции.


Кузнецов Андрей Николаевич



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Особенности правового регулирования административно-правовых режимов
Акты Президента Российской Федерации
О некоторых процессуальных новеллах кодекса РФ об административных правонарушениях
История развития законодательства об административной ответственности должностных лиц
Формирование доктринального понятия должностного лица, его организационно-правовая основа
Вернуться к списку публикаций