2011-08-17 09:00:01
ГлавнаяАдминистративное право — Тенденции развития государственного аппарата и меры по преодолению коррупции



Тенденции развития государственного аппарата и меры по преодолению коррупции


Одним из действенных факторов, влияющих на борьбу с коррупцией, являются правовые методы и их постоянное совершенствование. Актуальность данной проблемы подтверждается Восьмым Конгрессом ООН (Гавана 1990 г.) по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. В принятой на Конгрессе резолюции «Коррупция в сфере государственного управления», а также Декларации ООН «О преступлениях и общественной безопасности» отмечается, что проблемы коррупции в государственной администрации носят всеобщий характер и их пагубное влияние ощущается во всем мире.

В международных, национальных, внутренних правовых нормах провозглашается принцип равенства всех граждан перед законом. Однако практика привлечения к юридической ответственности показывает значительный разрыв между декларируемыми принципами. Коррупция получила характеристику беловоротничковой преступности за ее высокую латентность, изощренность, причинение крупного ущерба государственному механизму. Слияние госаппарата с организованной преступностью составляет некий симбиоз, реально угрожающий принципам государства. В связи с этим данная проблема, на наш взгляд, требует незамедлительных принятий решений в области правового обеспечения борьбы с коррупцией, но при этом следует проявлять осторожность в принятии решений. Порой неправильно оцененная ситуация в этой области может привести к ухудшению положений в политической, экономической и социальной сфере, что повлечет за собой полное или частичное изменение государственной власти. Поэтому представляется необходимым обращаться к опыту тех стран, в которых борьба с коррупцией имеет хорошие результаты.

Как уже отмечалось, не существует панацеи от такого явления как коррупция. Она существует во всех странах в том или ином проявлении, подтверждая сложность и многосторонность стоящей перед Россией проблемы. Так в 1994 г. Швейцария, которая гордилась неподкупностью своих государственных служащих, была потрясена грандиозным скандалом вокруг чиновника из кантона Цюрих - ревизора ресторанов и баров. Ему инкриминировались взятки на сумму почти в 2 млн. долларов. Сразу вслед за этим было начато расследование еще против пяти ревизоров - взяточников, покровительствовавших отдельным фирмам при организации государственных поставок. Затем разразилось еще два скандала.

В Италии, в которой за 1992 г. предстали перед судами более 700 бизнесменов и политических деятелей, в результате расследований, начавшихся в Милане. В сентябре 1996 г. в Берлине прошла специальная конференция по борьбе с коррупцией. По представленным там материалам во многих крупных городах ФРГ прокуратуры заняты расследованием тысяч случаев коррупции: во Франкфурте-на-Майне - более 1000, в Мюнхене - около 600, в Гамбурге - около 400, в Берлине - около 200. В 1995 г. было официально зарегистрировано почти три тысячи случаев взяточничества. Тем самым подтверждается, что «коррупция в государственном секторе принимает одинаковые формы и воздействует на те же сферы независимо от того, происходит ли это в развитой или развивающейся стране». При этом еще раз следует обратить наше внимание на то, что взяточничество является только внешним и далеко не полным отражением коррупционных проявлений в государственном механизме.

Рассматривая в целом государственный аппарат, следует констатировать необходимость совершенствования аппарата с целью исключения возможностей для коррупции. В то же время нельзя обойти стороной чиновников, как главной составляющей этого аппарата.

Противодействуют коррупционному поведению чиновников в различных странах по-разному. Так, в США государственную службу рассматривают, как «такую сферу деятельности, из которой исключены какие бы то ни было личные или иные финансовые интересы, препятствующие добросовестному выполнению долга».

Система государственного аппарата США построена таким образом, чтобы максимально исключить возможность для коррупционного поведения. Служащим категорически запрещается в какой бы то ни было форме поощрять подношения или принимать подарки от любых лиц или группы лиц, добивающихся от них совершения официальных действий, имеющих вместе с ним какие-либо общие дела или осуществляющих деятельность, регулируемую органом, в котором работают эти служащие. Не разрешается также принятие подарков от лиц, интересы которых в значительной степени зависят от выполнения или невыполнения этими служащим своих должностных обязанностей. Служащим вменено в обязанность докладывать в соответствующие инстанции обо всех замеченных случаях злоупотребления и коррупции.

В ФРГ госслужащим вменено в обязанность, независимо от конкретных специфических функций, исполнять свои задачи беспристрастно и справедливо, при этом имея целью благо всего общества. Госслужащий несет полную личную ответственность за правомерность своих действий по исполнению служебных обязанностей. В этой ситуации возрастают значение, их компетентность контролируемых органов государственного аппарата. Изучение зарубежного опыта, однако, не означает необходимости полного копирования этой системы. Это, прежде всего, обусловлено разным уровнем развития тех или иных структур государственного механизма и другими факторами. Примером может служить США, где законодательство имеет серьезные различия даже в различных штатах. И штаты и федеральное законодательство, в целом, предусматривают ответственность за одни и те же виды должностных преступлений в области коррупции. Ответственность наступает не только за подкуп в общепринятом смысле, но и за получение вознаграждения должностными лицами за совершение ими незаконных действий в сфере их служебных обязанностей, и за «чаевые», которые даются в знак благодарности и не связаны с просьбой о совершении каких-либо незаконных действий. Помимо взяточничества, федеральное законодательство и уголовные кодексы штатов содержат общие и специальные нормы о разного рода злоупотреблениях служебным положением и незаконном распространении информации.

Отметим, что наряду с ныне функционирующим государственным служащим ответственности подлежит различного рода будущие и бывшие госслужащие. Под ответственность за коррупционное поведение также подпадают те служащие, которые непосредственно обслуживают государственный механизм и могут нанести своим действием или бездействием ущерб государственному аппарату. Государственный механизм жестко, в рамках закона, регламентирует ответственность государственных служащих, которая распространяется и на супругов, их детей (в т.ч. несовершеннолетних), а также на партнеров и организации, с которыми они сотрудничают и которые представляют их интересы.

Помимо деяний, которые относятся к коррупции, а именно:

- взяточничества, вымогательства;

- спекуляции акциями или товарами;

- распространения конфиденциальной информации, относящейся к деятельности федеральных органов;

- получения любого вознаграждения, сверх установленного государством.

- Ответственность наступает и для тех, кто обещает работу по найму или иную выгоду за участие в политической деятельности, выступления за или против кандидата или политической партии при выборах кандидатов на занятия любой политической должности.

К коррупции в США относится и неправомерное поведение должностных лиц. В разных штатах имеются различные вариации, но все они сводятся к тому, что квалификация коррупционного поведения и ответственности за него зависят от должностного положения лица, его полномочий, правовых норм, которые нарушаются коррупционером, характера деяния, получающего многостороннюю оценку, как со стороны экспертов, так и общественных представителей.

Карательные меры - далеко не лучший способ борьбы даже с таким явлением как коррупция. Чтобы решать эту проблему, надо попробовать найти адекватный механизм, способствующий противодействию появлению коррупции.

Выявление и исключение политико-правовых факторов, указывающих субъекту способы коррупционного поведения, включают совокупность представлений, установок, стереотипов, переживаний, мотивов, определяющих: и процесс негативного целеполагания; и процесс наполнения содержания самих целей, принципов, средств и процедур, рассчитанных на корыстную выгоду.

Борьба с коррупцией, ведущаяся исключительно мерами уголовного характера эффективной не является, напротив она может стать опасной для общества. Так как это целиком не исключит коррумпированность государственного аппарата, а наоборот повысит требования и увеличит ставки за коррумпированные действия. Это также не решает проблему повышения профессионального уровня госслужащих, разработку методов по исключению коррупционного поведения в деятельности госслужащих и т.п.

Эту точку зрения разделяют многие ученые и дают по этому поводу свои комментарии в весьма авторитетных журналах таких как, «Эксперт», «Власть», «Деньги» и др.

Система государственного аппарата представляет собой часть более общей системы государства. В связи с этим неправильно поставленные перед государственными служащими цели ведут к негативным результатам, как внутри государственного аппарата, так и за его пределами.

Очень важна стабильность социальной системы, которая поддерживается не за счет стабильности элементов системы, как это имеет место в технике, а вследствие выбывания менее совершенных элементов (т.е. вследствие «отрицательного отбора», как называл этот процесс А.А. Богданов и их замещения новыми, которые возникают в процессе самоорганизации управленческого аппарата («положительный подбор элементов»). И этот способ обеспечения стабильности социальных систем, существующих в изменяющейся среде, является единственно возможным.

Как отмечает Н.Н. Моисеев, синергетические процессы привели к росту разнообразия возможных форм организации социальных систем, к возникновению качественно новых. И среди этих новых форм появляются более сложно организованные, т.е. требующие для своего описания больших объемов информации. Последнее означает, что рост разнообразия необходимо сопровождается и ростом сложности социальных систем.

Взаимосвязи, взаимоотношения между элементами системы и между самими системами могут быть охарактеризованы, как конфликтные, взаимодействующие, гармоничные и т.д. Анализ отношений соответствия и гармонии показывает, что гармония есть единство разнообразного, которое достигается в процессе обогащения развивающейся социальной системы за счет включения в ее содержание новых элементов (указанный выше «положительный подбор») на основе того принципа, который называют комплементарностью или дополнительностью. И это единство есть мера и условие оптимальности существования государственного механизма, важным фактором его быстрого развития.

Процесс такого включения осуществляется в результате акта взаимодействия (в том числе и как борьбы противоположностей). Выражением исхода этой борьбы служит переход социальной системы в новое состояние. Для того чтобы социальная система (а это прежде всего люди) была переведена в определенное, необходимое тому, кто управляет этим переводом, нужно считаться с той связью, которая имеет место между функциональной и указанной выше дополнительной формами соответствия.

Отсюда следуют выводы:

- организованность социальной системы есть необходимое условие управления;

- управление (в свою очередь) является предпосылкой новой, более высокой организации социальной системы, поскольку смысл организации и управления заключается в достижении состояния, при котором все компоненты системы в конечном счете функционируют оптимальным образом;

- социальные системы (которая включает в себя, прежде всего, людей и их взаимоотношения) обладают организацией, основывающейся как на динамических, так и на информационных принципах взаимодействия элементов. Эти основные понятия теории систем и организаций представляется целесообразным использовать при анализе нашей проблематики.

Цель, как это принято в системной методологии, является системообразующим признаком, именно она интегрирует систему в целостность. Но в социальных системах нет единой цели, существует совокупность целей. И главное здесь состоит в том, что цели не задаются извне, а формулируются внутри самой социальной системы, являясь важнейшим элементом самоорганизации государственного механизма.

Формирование целей функционирования и развития государственного аппарата - самое сложное из того, с чем сталкиваются управленцы в своей деятельности. Но, и определив цели, они встречают чрезвычайные трудности при выборе способов, видов и направлений деятельности, которые необходимы для обеспечения достижения поставленных целей.

По этим причинам управление в «чистом виде» в социальных системах невозможно, поскольку нельзя ни поставить четких и единых для каждого человека целей, ни разработать надежных процедур реализации управленческого процесса, ни добиться точного достижения целей, даже если они и поставлены. Поэтому следует говорить не об управляемом, а о направляемом развитии государственного механизма и исходить из предположения о том, что воздействия государства способны лишь поддержать желаемые тенденции управленческого аппарата, общества, что государство может, видимо, лишь организовать систему воздействий на общественные процессы так, чтобы обеспечить желаемые тенденции самоорганизации общества, управленческого аппарата, предвидеть и преодолеть многие возможные кризисы и реализовать устойчивое существование и развитие государства.

Навязывать обществу жесткую регламентацию исторически оправдано, лишь в экстремальных ситуациях, когда подавляющая часть общества объединена какой-либо общей целью, которая доминирует над всеми остальными (преодоление «смутного времени», победа в отечественной войне, ликвидация техногенных катастроф, разрешение обостряющегося конфликта между обществом и природой, остановка процессов генетической, культурной и нравственной деградации общества).

Во всех остальных ситуациях жесткая регламентация ведет к торможению процессов самоорганизации общества, экономическому и технико-технологическому отставанию страны, обнищанию общества, утрате личной инициативы и деградации человека.

Как бы не пытались руководители государства внушать обществу и госаппарату собственное представление о возможностях управления страной, не жесткое управление с точно поставленными целями, а мягкое направление развития естественных процессов самоорганизации в желаемое русло обеспечивает стабильность общественной жизни.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Теория административно-правовых режимов
Реформы 60-70-х годов XIX века в России и переход от полицейского государства к правовому
Преодоление коррупции в государственном аппарате
Административная ответственность должностных лиц
Проблема разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами по установлению административной ответственности
Вернуться к списку публикаций