2011-08-15 09:00:25
ГлавнаяАдминистративное право — Коррупция как фактор дезорганизации государственного аппарата



Коррупция как фактор дезорганизации государственного аппарата


Под неотъемлемым условием преодоления дезорганизации госаппарата и коррупционного поведения госслужащих предполагается существование такой цели. Решение оной не может быть осуществлено разрозненными усилиями отдельных лиц.

Общество всегда преследует такую цель, для достижения которой люди должны соединиться, образовать кооперацию. Далее, для существования общества недостаточно преходящих, мимолетных целей; если люди соединяются для того, чтобы выполнить сообща какую-нибудь работу, или устроить облаву на медведей, или пирушку, то тут не может быть и речи об обществе: для существования общества необходима цель постоянная, длящаяся. Поэтому создание различных временных комиссий по расследованиям фактов коррупции или направленных на ее преодоление изначально ошибочно. Сам факт названия предопределяет безуспешность данного мероприятия.

Преследование определенных целей, а в данном случае преодоление коррупции в механизме государства, во многом зависит от действий государства. Его реальном желании бороться с этим явлением, а не созданием видимости.

Одна из главных задач - придание юридической формы процессу сочетания интересов и целей, обеспечение их общности, поскольку в этом выражается стабилизирующая роль права как необходимого фактора устойчивости всей системы общественных отношений, обеспечение жизнестойкости общества.

Государство, как волевая общественная организация, располагает весьма могущественными средствами, с помощью которых может влиять на все стороны деятельности входящих в его состав людей. Оно регулирует своими распоряжениями эту деятельность, может создавать для нее благоприятные условия или же тормозить ее. Вопрос о цели государства и есть, по существу, вопрос о том, в каком именно направлении и в каких пределах должно государство развивать свою деятельность, чтобы быть действительно полезным для прогресса.

Оценивая ситуацию в целом, можно сделать вывод о том, что человечество должно выработать согласованную Программу борьбы с бюрократизмом и коррупцией. Думается, что мы находимся пока хотя и в продвинутой, но начальной стадии этой борьбы. Характер этой борьбы - эволюционные изменения, т.к. давно известно, что плодами революции обязательно воспользуется именно бюрократия.

Теоретически ошибка устранения дезорганизации в госаппарате, может быть состоит в том, что идет поиск абсолютного решения вопроса. В любом случае выполнение цели должно быть конструктивным, разбитым на этапы. Государство при этом четко отдает себе отчет в том, насколько оно вмешивается в реструктуризацию госаппарата, руководствуясь, прежде всего, целесообразностью. Госаппарат способен решить некоторые задачи самостоятельно, что попутно будет приводить к повышению правового самосознания.

Определение же содержания тенденции «функциональности» (принцип «управленческий аппарат служит интересам общества, рядовых членов организации») аппаратов управления исходит из посылок, что:

- государство является законодателем нормативных актов, диктатором правил общественной жизни и идеологии, базирующимся на законном принуждении, политико-правовых решениях конфликтов в обществе и информационно-идеологической деятельности;

- государство, как и любая система, стремится к сохранению и воспроизводству самого себя. И если это так, то оно имеет три достаточно дифференцированные группы функций: преобразования, адаптации и влияния на внешнюю среду (природу и общество).

Коррупционную направленность при перестроении госаппарата, можно выявить, при помощи анализа функции преобразования. Мы считаем, что содержанием этой функции является превращение требований и поддержки, адресуемых государству субъектами политической системы и гражданского общества, в конкретные действия аппарата государственной власти. Этот анализ должен включать в себя следующие основные направления:

1) выявление требований, жизненных целей, интересов указанных социальных субъектов, адресуемых государству, а также требований, целей и интересов самих государственных органов (т.е. того, что в этой связи характеризует подсистемы государства);

2) способность и эффективность структур механизма государства гармонизовать, согласовать эти требования, цели и интересы; анализ нормативных актов, решений с целью определения степени удовлетворения (полного, частичного) этих требований или отказа от их удовлетворения;

3) способность и эффективность структур механизма государства в проведении в жизнь этих актов и решений, степень эффективности судебного обеспечения этих нормативов;

4) объем и полнота взаимосвязи структур механизма государства с социальными субъектами, выражающихся, прежде всего, в продвижении или сдерживании информации для общества, в адрес конкретных социальных субъектов о существующих и готовящихся к принятию актов, решений, их причин, необходимости и т.д.

Для правового государства основной целью будет не цель борьбы с бюрократом, а цель защиты гражданина, организации, нации, общества от бюрократа. Именно этой реализации цели надо добиваться современному обществу.

При обсуждении вопроса о целях государства и пределах государственного вмешательства в жизнь народа никогда не следует упускать из вида и того обстоятельства, что сама власть государства и издаваемых им законов над жизнью не беспредельна. Каким бы авторитетом ни располагал законодатель в глазах населения, какая бы материальная сила ни стояла за его велениями на случай ослушания, ни один законодатель фактически не оказывается всемогущим.

От умения госаппаратом изучать окружающую среду вокруг себя и видеть внутренние процессы зависит успех реформ направленных на борьбу с коррупцией. Издание тех законов, которые бы были восприняты обществом и исполнялись им. Изучение социальной среды, на которую направляется воздействие должно являться определяющим фактором в преодолении дезорганизации госаппарата.

Каждый государственный закон, вводящий какую-либо перемену в социальную жизнь, есть также своего рода эксперимент в области социальных отношений, и успех его зависит от того, насколько автор закона опирался при его составлении на точные знания об условиях жизни, на которую хочет воздействовать.

На данном этапе трансформации госаппарата мы выделяем наиболее подверженные воздействию коррупции элементы:

- информация, (связь с общественностью, обмен информационными потоками внутри госаппарата);

- уровень профессиональной подготовки;

- соотношение интересов госаппарата и госслужащих.

В связи с этим надо усовершенствовать системы информационного обеспечения органов госаппарата, оптимизировать саму технологию управления. Совершенствовать госаппарат путем создания структур, которые состояли бы из специально подготовленных, квалифицированных служащих. Необходимо поднять престиж госслужащего, определить мотивацию, развивать научно-методическое обеспечение управленческой деятельности, также нельзя допускать текучесть кадров.

Повысить открытость государственной службы, в частности, возможность доступа граждан и их организаций к материалам, ранее считавшимся закрытыми, создание «прозрачной» бюрократии. Стремиться внедрить в практику концепцию «отзывчивой бюрократии», что принципиально меняет характер отношений между госаппаратом и гражданами, превращая последних из пассивных налогоплательщиков и просителей в активных клиентов -потребителей государственной службы.

Не отказываясь от необходимости борьбы с коррупцией уголовно-правовыми средствами и даже признавая возможность усиления этой борьбы, следует значительно усилить дисциплинарную ответственность государственных служащих. Любое использование ими служебного положения в личных целях должно рассматриваться как дисциплинарный поступок, дающий основание для постановки вопроса о неполном служебном соответствии или несоответствии занимаемой должности. При повторных или грубых проступках (к их числу следует отнести и сокрытие проступков подчиненных по службе лиц) должно применяться освобождение от должности с лишением права последующего поступления на государственную службу. При этом в сфере дисциплинарной ответственности должна действовать презумпция виновности чиновника, использовавшего служебное положение в личных целях.

Между тем, когда масштабы и темпы роста преступности сделали ее одним из основных факторов, препятствующих осуществлению социальной и экономической реформы, всерьез говорить о борьбе с опасными ее тенденциями, которыми является коррупция, можно лишь тогда, когда имеет место согласованная взаимоувязанная реализация всех предусмотренных законом направлений работы органов государственного аппарата.

Коррупция приводит к дезорганизации госаппарата, подрывает организационно-правовые основы власти, становится тормозом на пути построения в России правового государства. Это способствует возникновению и развитию целого ряда негативных явлений и процессов:

1) нарушение механизма рыночной экономики; развиваются монополии в выгодных отраслях экономики;

2) ненадлежащее исполнение государственного бюджета, ведущее к нарушениям при формировании госзаказов, выделении кредитов, распределении трансфертов, что препятствует реализации мероприятий, направленных на борьбу с коррупцией;

3) перераспределение доходов, обогащающее коррупционеров, в том числе в интересах олигархических кланов в ущерб остальным членам общества, рост влияния олигархических группировок на государственный механизм;

4) снижение налоговых поступлений в государственный бюджет;

5) отток капитала за рубеж;

6) деформация объявленных ценностей, двойной стандарт поведения;

7) рост социального напряжения в обществе;

8) формирование в сознании граждан представления о беззащитности перед коррупцией, усиление правового нигилизма, неверие в возможность решения вопроса законными средствами;

9) снижение доверия общества к власти, разочарование в ценностях демократии.

Коррупция подрывает престиж страны на международной арене, способствует ее частичной или полной политической и экономической изоляции.

Для преодоления воздействия коррупции на государственный механизм нужны соответствующие правовые средства.


Кузнецов Андрей Николаевич



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Правовой статус лица, привлекаемого к административной ответственности
Тенденции развития государственного аппарата и меры по преодолению коррупции
Правовые аспекты применения иных форм таможенного контроля
О некоторых проблемах законодательного регулирования административной ответственности в субъекте РФ
Дисквалификация в системе мер административного наказания и ее соотношение с иными видами наказания
Вернуться к списку публикаций