2011-08-12 09:00:06
ГлавнаяАдминистративное право — Причинный комплекс коррупции



Причинный комплекс коррупции


Россия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года является демократическим правовым государством. Конечно, новая Конституции РФ не означает, что Россия в одночасье стала соответствовать всем требованиям демократического правового государства. Следует иметь в виду, что Россия находится в условиях длительной экономической нестабильности, когда одна социально-экономическая система заменяется другой.

Принятие новой Конституции ставит любое государство перед необходимостью непростого выбора: сохранить ли и в каком объеме действие «старых» законов. При этом неизбежны деформации в различных областях государственного механизма. Это проявляется, с одной стороны, в росте числа правонарушений, а с другой - в снижении активности и даже в растерянности властей.

Коррупция - ее масштабы, специфика и динамика - являются следствием общих политических, социальных и экономических проблем страны. Коррупция всегда находит свое проявление и возрастает, когда страна находится в стадии модернизации. Россия переживает на современном этапе своего развития не просто модернизацию, а коренную ломку общественных, государственных и экономических устоев. Поэтому не удивительно, что она следует общим закономерностям общественного развития, в том числе и негативным.

Теоретическая сторона этой проблемы состоит в том, что размывается граница между формальными, т.е. регламентированными законами, подзаконными нормативными правовыми актами и неформальными отношениями. Граница между ними в нормально развивающейся и функционирующей системе достаточно четкая.

Исторически общественные отношения в целом развиваются и усложняются. Конечно, верно, что будущее - не простая экстраполяция прошлого и что человек может влиять на очень многое, но нельзя отрицать и того, что люди при рождении застают определенное состояние общества со всеми его компонентами и могут реализовать лишь те возможности, которые содержатся в нем. В этом смысле будущее - продолжение настоящего, а настоящее - итог прошлого.

Коррупция как система неформальных отношений по поводу регламентированных процессов - явление объективное.

Традиционными признаками коррупции являются прямое или завуалированное участие должностных лиц и государственных служащих в деятельности коммерческих структур; содействие (организационное и ресурсное) негосударственным структурам; дифференцированное использование, манипулирование информацией, имеющей коммерческий характер; прямое или косвенное вымогательство; использование неформальных отношений при решении служебных вопросов.

Коррупция не сводится лишь к отдельным фактам взяточничества государственных чиновников и порожденных ими нарушений установленного правопорядка. Коррупция - это систематические нарушения правовых норм, ведущий к деградации и разрушению государственного аппарата. Одной из основных причин коррупции как социально-правового явления является противоречие между индивидуальным и общим интересом, которое при определенных условиях способно приобрести разрушительный, антиобщественный характер.

Наделенные властными полномочиями лица способны отвергать принятые обществом ценности и нормы, составляющие основу социального порядка. Это порождает стремление использовать любые, в том числе несанкционированные обществом, средства достижения индивидуальных целей, создает условия для социально-правовых конфликтов. Иными словами, основополагающая причина коррупции имеет социальные корни.

Социально-правовые условия коррупции заключаются в:

а) системе разделения труда, составляющей правопорядок признанный обществом. При этом индивиды открывают новые виды социальной практики, не освященные господствующей системой ценностей, и выступают в роли критиков последней;

б) нормативной системе, которая в силу дискретности оказывается неспособной адекватно оценить новые формы социальной деятельности, снижается потенциал ее предупредительных мер и санкций, призванных противодействовать коррумпированному поведению. Это создает благоприятные условия для развития не только новых форм социальной практики, но также для тех антиобщественных действий и злоупотреблений, которые нормативной системе удавалось сдерживать до сих пор;

в) сохранение прежних норм и процедур легальной социальной деятельности при сбоях функционирования нормативной системы в целом создает условия для манипулирования санкциями в отношении конкретных видов деятельности. Чиновник предоставлен самому себе. Бюрократия усиливается на всех уровнях государственного управления, подготавливая почву для корыстных действий. Рассматривая свою должность и связанные с ней полномочия, как свою собственность, чиновник присваивает делегированное ему обществом право санкционировать и контролировать легальные формы социальной деятельности, и этим правом он стремится распорядиться по своему усмотрению и в своих целях;

г) новые формы социальной деятельности, а также неконтролируемые антиобщественные способы обогащения, ведущие к неконтролируемому росту доходов и повышение степени удовлетворения материальных потребностей индивидов, способных для достижения поставленной цели использовать любые доступные им средства.

Коррупция в государственном аппарате - это не отдельно стоящая проблема государственного аппарата сегодняшней России, это социально-правовое явление, которое может быть разрешено только при комплексном рассмотрении всех его сторон.

Социально-правовая нестабильность в любой стране нередко сопровождается нечетким разграничением функций различных государственных органов, противоречиями между законодательной и исполнительной властями.

Часто именно государственный аппарат предоставляет возможность для коррумпированного поведения. Очень важно осознать, что коррупция существует во всех сферах жизни человека. «Если мы признаем, что коррупция подрывает демократию, государственный механизм, честный бизнес, то мы поймем необходимость создания Кодекса по преодолении коррупции,» - заявил в своем выступлении эксперт Совета Европы г-н Бертран де Спевиль, на конференции, проводимой Северо-Западной Академией государственной службы, посвященной проблемам государственного аппарата.

Коррупция в том или ином состоянии существует во всех государствах, где противостоят и переплетаются влиятельные силы власти и денег. Как показывает опыт зарубежных стран, коррупция не представляет серьезной угрозы для общества, пока находится в латентном состоянии. Ее нужно пресекать, однако, нет необходимости разрабатывать арсенал специальных превентивных мер. Достаточно опоры на дух гражданственности, нравственности государственных служащих, авторитет иерархии подчиненности и показательный характер подавления выявленных факторов коррупции.

Когда же коррупция принимает форму эпидемии, общественность постепенно осознает, что болезнь захватывает и разрушает дух гражданственности, разбалансирует экономические связи и сотрясает шкалу ценностей, составляющих общепризнанных норм общества. В результате оказывается в опасности само общество, тем более что это явление обладает способностью саморазвития и имеет тенденцию к ускоренному распространению. К распространенным формам мелкой коррупции прибавляется коррупция, осуществляемая в более крупных масштабах с использованием более сложных механизмов.

К причинам, порождающим коррупцию в странах, находящихся на этапе реформирования, переходящих от тоталитарной системы к демократической, относятся следующие:

1.переход от централизованной системы управления экономикой к рыночной, децентрализованной, вовлекающей в активные политические и экономические процессы огромные массы людей;

2.отсутствие разработанных экономических регулятивных механизмов, инфляция, способствующая определенному типу экономического поведения, рассчитанному на кратчайшую перспективу - рискованную выгоду. Это ведет к обнищанию населения в целом, и как следствие невысоким окладам государственных служащих;

3.усиление налогового бремени, расширяющее зону теневой экономики.

4.политическая нестабильность; отсутствие четких правовых гарантий на ближайшее будущее; закрытость и неподконтрольность властей;

5.несовершенство законодательства и его неадаптированность к новым условиям: противоречивость законодательства, приводящая к свободному его трактованию чиновниками, неминуемо приводя к коррупционному поведению;

6. неэффективность институтов власти, их неспособность к осуществлению стоящих перед ними задач; отсутствие должной правовой подготовки служащих для госаппарата.

7. низкий уровень гражданского самосознания, обусловленный их спадом социальной активности граждан, их разочарованием в проводимых реформах, модернизации государства - все это способствует отчуждению общества от власти;

8. отсутствие демократических политических традиций, препятствующее развитию общественно-политических институтов;

9. несовершенство действующего законодательства, не обеспечивающего выполнения принципов правового государства;

10. слабость правоохранительной органов, судебной системы.

Причинный комплекс коррупции охватывает разнообразные факторы, одни из которых имплицитно присутствуют в самой природе государственной власти и государственного управления; другие коренятся в особенностях российской государственности, историческом наследии, традициях, менталитета народа; третьи связаны со спецификой современного этапа реформирования экономической, политической, социальной сфер российского общества; четвертые вызваны ошибками и просчетами в сфере государственного строительства; пятые порождены несовершенством законодательства, правоприменительной практики; шестые проистекают из недостатков работы судебной системы, правоохранительных, контрольных и надзорных органов и т.д. Многие из них носят объективный характер, но некоторые имеют и субъективный характер, искусственно создаются и поддерживаются государственными чиновниками -бюрократами в целях извлечения собственной выгоды.

Коррупция может стать «самым разрушительным препятствием для экономического, социального и политического развития» в странах, в которых не существует открытых политических систем и свободной печати, считает Питер Айген, председатель «Трансперенси интернешнл».

Данные полученные корпорацией «Трансперенси интернэшнл» при Геттингенском университете, показывают состояние коррупции в различных странах, которые, по мнению специалистов, отражают действительное положение дел.


Наиболее коррумпированные страны: Наименее коррумпированные страны:


71. ...Латвия

2,7

1. Дания

10,0

72. Пакистан

2,7

2. Финляндия

9,6

73. Уганда

2,6

3. Швеция

9,5

74. Кения

2,5

4. Новая Зеландия

9,4

75. Вьетнам

2,5

5. Исландия

9,3

76. Россия

2,4

6. Канада

9,2

77. Эквадор

2,3

7. Сингапур

9,1

78. Венесуэла

2,3

8. Нидерланды

9,0

79. Колумбия

2,2

9. Норвегия

9.0

80. Индонезия

2,0

10. Швейцария

8,0


Чем выше коэффициент критерия, тем меньше уровень коррупции, а коэффициент 10,0 и вовсе означает практическое отсутствие таковой.

Трудно говорить о репрезентативности приведенных данных, так как на данное время нет единого точного критерия, с помощью которого можно было бы дать объективную оценку уровня коррупции. Отсутствие такого критерия, прежде всего, связано тем, что коррупция имеет скрытый характер совершения.

Как известно, во всех странах главным проявлением коррупции является взяточничество. Однако даже это распространенное деяние не находит своего должного и объективного отражения в криминальной статистике ведущих стран мира. Так, например, в США взяточничество учитывается по арестам подозреваемых и отражается в графе отчетов как «все другие преступления», а поэтому даже при большом желании получить данные по арестованным за взяточничество практически невозможно. Хотя небезынтересен тот факт, что в гл. 2 Свода Законов США «Дача взятки, подкупа и конфликты интересов» имеется 25 статей, предусматривающих уголовную ответственность за различные формы взяточничества. Важно подчеркнуть, что в 1989 г. в США был принят дополнительный закон борьбы с коррупцией. Кроме этого, каждый штат имеет собственные законы, направленные на борьбу с этим явлением.

Другим примером отсутствия должной регистрации и получения объективной информации по коррупции может быть Франция. Там в статистике взяточничество не выделяется из прочих должностных преступлений. Нет сведений о коррупции в статистике таких стран, как Англия, Канада, ФРГ, где не предусмотрена такая отчетность. И лишь в Японии эти сведения публикуются отдельной строкой, но не в числе установленных преступлений, а в общем количестве подозреваемых, чьи дела были рассмотрены судом.

Гораздо сложнее обстоят дела по статистике в России. Следует отметить, что с 1993 г. ГИЦ МВД РФ стал отслеживать коррупцию государственных служащих по их должностному положению, но эти данные, вопреки требованиям Закона о государственной тайне имеют гриф «секретно».

Это не позволяет дать объективную оценку положению дел по борьбе с коррупцией, ее истоках и тенденциях.

В условиях отсутствия в России должных инструментов противодействия коррупции, развитых демократических институтов, неэффективной защиты правоохранительной системой прав и свобод граждан не может быть правового государства.

Одновременно, думается, следует помнить те уроки истории, которые свидетельствуют о том, что демократические принципы и процедуры могут привести к установлению тоталитарных политико-правовых режимов, манипулированию гражданами со стороны экономически мощных и соответствующим образом структурно организованных групп, имеющих ресурсы, опыт, связи и время для влияния на государственных и местных политиков, служащих и рядовых избирателей в эгоистических групповых интересах.

Спрогнозируем, принимая во внимание только наиболее неудачные варианты дальнейшего функционирования государства, как теоретические посылки, развитие коррупции в экономической области. По аналогии с Западом и с учетом наших специфических условий, включая неопытность и новых предпринимателей, и органов правопорядка (омолодившихся в своем рабочем звене на 70-80 процентов) прогнозируются:

- банковские манипуляции по многократному переводу средств из банка в банк, из безналичных в наличные, с одной статьи на другую для хищения на одном из этапов; перелив капиталов из теневой экономики в легальную и обратно;

- махинации по льготному или незаконному кредитованию, снижением ставки ссудного процента, несвоевременным возвратом и хищениями. Следует иметь в виду, что темпы прироста выявленных финансовых преступлений за 1992-1994 гг. составляют 700% «годовых»;

- махинации с налоговыми декларациями;

- недобросовестная рыночная конкуренция, связанная с «обходом» антимонопольного законодательства;

- спекуляция ценными бумагами, подделка акций, махинации с дивидендами (создание «мыльных» акционерных обществ), хищения дивидендов управленцами АО;

- махинации на фондовых биржах;

- расширение, новые виды внешнеэкономических преступлений;

- нарушение валютного законодательства (при торговых операциях и путем подделки валюты);

- коррупция чиновников государственных, региональных и местных органов власти в процессе приватизации, в контактах с новыми предпринимателями, в сфере рынка жилья и помещений;

- завышение и занижение цен при валютных расчетах новых форм с государственным и муниципальным сектором.

А также:

- хищение финансов с помощью ЭВМ (в компьютерных сетях), мошенничество с пластиковыми кредитными карточками;

- хищение программ, отдельных видов информации из памяти ПЭВМ;

- использование криминальными группировками агентурного и технического проникновения для завладения коммерческой тайной частных и государственных предприятий, служебной тайной органов власти и управления;

- преступления, связанные с борьбой криминальных группировок и преступников за каналы незаконного обогащения, установлением и переделом сфер влияния, перераспределением преступно нажитых доходов и собственности;

- преступления по инициативе отдельных сотрудников предприятий (хищение средств, информации, техники, продукции).



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Административная ответственность за нарушение правил лицензирования
О некоторых проблемах законодательного регулирования административной ответственности в субъекте РФ
Свойства доказательств по делам об административных правонарушениях.
Административно-правовой статус Президента России
Акты Президента Российской Федерации
Вернуться к списку публикаций