2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяАдминистративное право — Административная и уголовная ответственность в сфере лицензирования



Административная и уголовная ответственность в сфере лицензирования


Административная ответственность в сфере лицензирования является наиболее часто применяемым видом ответственности.

Из анализа норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (КоАП РФ) видно, что к нарушителям лицензионных норм применяются лишь два вида административных наказаний – административный штраф и конфискация орудий или предметов административных правонарушений.

Административный штраф применительно к лицензионным правонарушениям в соответствии со ст. 3.5 КоАП РФ является денежным взысканием, выражающимся либо в величине, кратной минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом к моменту окончания или пресечения административного правонарушения, либо в величине, кратной стоимости предмета административного правонарушения к моменту его окончания или пресечения. Размер административного штрафа устанавливается, как правило, отдельно для граждан, должностных и юридических лиц. При этом максимальная величина суммы штрафа для граждан не может быть более 25, для должностных лиц – более 50, а для юридических лиц – более 1000 минимальных размеров оплаты труда.

Нужно сказать, что максимальные величины административных штрафов за лицензионные правонарушения, допущенные юридическими лицами, предусмотрены для состава правонарушения, сформулированного в ч. 4 ст. 14.17 КоАП РФ: промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией.

Штраф, размер которого установлен в величине, кратной стоимости предмета административного правонарушения, можно проиллюстрировать на примере ст. 14.20 ч. 1 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность в виде штрафа, налагаемого на граждан, должностных и юридических лиц в размере стоимости товаров, информации, работ, услуг или результатов интеллектуальной деятельности, ставших предметами административного правонарушения, с конфискацией или без таковой.

Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения в соответствии со ст. 3.7 КоАП РФ является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация может быть назначена исключительно судьей. Конфискация орудий и (или) предметов правонарушения предусмотрена в достаточно большом количестве составов. Так, ч. 1 ст. 13.13 КоАП РФ предусматривает возможность применения наказания в виде штрафа с конфискацией средств защиты информации и без таковой за занятие видами деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну) без получения в установленном порядке специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) в соответствии с федеральным законом обязательно (обязательна).

Нормы КоАП РФ, содержащие признаки составов лицензионных правонарушений, не сгруппированы в отдельном разделе, а «разбросаны» по тексту Кодекса в зависимости от отраслевой специфики лицензионного правонарушения. Нормы об административной ответственности в сфере лицензирования можно найти в разделе, посвященном административным правонарушениям, посягающим на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие население и общественную нравственность, административным правонарушениям в области охраны собственности, окружающей природной среды и природопользования, в промышленности, строительстве и энергетике, на транспорте, в области связи и информации, предпринимательской деятельности, финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг и других. Всего в новом КоАП РФ содержится около 26 норм об ответственности за лицензионные правонарушения. Кроме того, не следует забывать, что многие составы в КоАП РФ сформулированы в общем виде (например, «незаконное приобретение либо хранение наркотических средств…»), что не исключает возможности привлечения к административной ответственность по такой норме за осуществление действий без надлежащей лицензии.

При этом новый Кодекс об административных правонарушениях, в отличие от ранее действовавшего КоАП РСФСР, предусмотрел два вида составов административных правонарушений общего содержания, которые определяют ответственность за безлицензионную деятельность, за деятельность с нарушением условий лицензии безотносительно к конкретному виду деятельности, осуществляемому с подобными нарушениями. Это нормы статей 14.1 и 19.20 КоАП РФ.

Статья 14.1 содержит меры воздействия за два состава лицензионных правонарушений.

Ч. 2 данной статьи предусматривает, что осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой: на должностных лиц – от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц – от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Ч. 3 ст. 14.1 определяет, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда: на должностных лиц – от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц – от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

Таким образом, указанная статья признает административным правонарушением осуществление деятельности без лицензии, если она обязательна, либо с нарушением лицензионных требований и условий любого лицензируемого вида деятельности, связанного с извлечением прибыли на систематической основе.

Статья 19.20 предусматривает ответственность за осуществление безлицензионной деятельности или с нарушениями условий лицензии всех прочих видов деятельности.

Так, ч. 1 ст. 19.20 предусматривает, что осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц – от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц – от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

Ч. 2 указанной статьи гласит, что осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц – от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц – от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Введение в состав Кодекса об административных правонарушениях указанных статей сделало невозможным безнаказанное осуществление видов деятельности, лицензирование которых предусмотрено российским законодательством, без лицензий или с нарушением лицензионных требований и условий.

Статья 23.1 КоАП РФ предусматривает, что дела о восьми из двадцати шести лицензионных правонарушений подведомственны судьям. Среди них все четыре состава, сформулированные в статьях 14.1 и 19.20 КоАП РФ, а также ряд составов, связанных с осуществлением без лицензии или с нарушением ее условий таких видов деятельности, как трудоустройство граждан Российской Федерации за границей, медицина и фармацевтика, промышленное производство и оборот этилового спирта и спиртосодержащей продукции, использование результатов интеллектуальной деятельности и других. Некоторые дела о лицензионных правонарушениях могут быть рассмотрены судьей по инициативе должностного лица, уполномоченного рассматривать такие дела (уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, нарушение законодательства об экспортном контроле). Дела об остальных лицензионных правонарушениях рассматривают должностные лица специализированных контрольных органов. Например, органы, осуществляющие государственный геологический контроль, в соответствии со ст. 23.33 КоАП РФ рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.3 КоАП РФ: пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией).

Наличие четырех составов, формулирующих в общем виде признаки любого из возможных лицензионных правонарушений, должно было бы исключить необходимость введения в КоАП РФ дополнительных, квалифицированных составов. Однако законодатель счел необходимым подойти дифференцированно к назначению административных наказаний за совершение лицензионных проступков в различных областях функционирования лицензионного механизма, в связи с чем в Кодексе появились несколько отдельных норм, предусматривающих ответственность за отдельные лицензионные правонарушения. Кроме того, специализация составов лицензионных правонарушений связана с учетом повторного совершения однородного административного правонарушения при назначении наказания.

В главе КоАП РФ, посвященной правонарушениям, посягающим на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, содержится ст. 6.2, ч. 1 которой предусматривает ответственность за занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензии на данный вид деятельности.

Глава КоАП РФ, посвященная правонарушениям в области охраны собственности, содержит семь статей, связанных с лицензионными правонарушениями:

- Статья 7.3 устанавливает наказание за пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией).

- Статья 7.4 – за застройку площадей залегания полезных ископаемых без специального разрешения, а также необеспечение требований к сохранности зданий и сооружений при пользовании недрами.

- Статья 7.5 – самовольную добычу янтаря из месторождений, на которых сбор янтаря запрещен, или из мест его промышленной разработки, а равно сбыт незаконно добытого янтаря в натуральном и (или) переработанном виде без наличия разрешения (лицензии).

- Статья 7.6 – самовольное занятие водного объекта или его части, пользование ими без разрешения (лицензии), если получение таковых предусмотрено законом, а равно без заключенного в соответствии с законом договора либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией) или договором.

- Статья 7.9 – самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд, или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.

- Статья 7.11 – пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией).

- Статья 7.12 – ввоз, продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах, а также за незаконное использование изобретения, полезной модели либо промышленного образца, разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели либо промышленного образца до официального опубликования сведений о них, присвоение авторства или принуждение к соавторству.

В области охраны окружающей природной среды и природопользования КоАП РФ предусматривает четыре состава лицензионных правонарушений:

- Часть 2 ст. 8.25 – осуществление лесопользования не в соответствии с предусмотренными в лесорубочном билете (ордере) или лесном билете, в договоре аренды безвозмездного пользования либо концессии лесного фонда целями или требованиями.

- Статья 8.35 – уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации либо охраняемых международными договорами, а равно действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений, либо добывание, сбор, содержание, приобретение, продажа либо пересылка указанных животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка.

- Часть 1 ст. 8.40 – осуществление работ в области гидрометеорологии, мониторинга загрязнения окружающей природной среды с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией).

- Часть 2 ст. 8.40 – осуществление работ в области активных воздействий на гидрометеорологические и другие геофизические процессы с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией).

Статья 9.1, предусматривающая наложение административного наказания за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, а также нарушение требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на опасных производственных объектах, отнесена к правонарушениям в промышленности, строительстве и энергетике.

Различные нарушения правил международных автомобильных перевозок сформулированы в трех отдельных статьях главы об административных правонарушениях на транспорте. В частности, ст. 11.25 предусматривает ответственность за осуществление без специального разрешения международной автомобильной перевозки с превышением максимального веса или нагрузки на ось, установленных для автомобильных дорог нормативными правовыми актами Российской Федерации, а равно отклонение от указанного в разрешении маршрута такой перевозки; ст. 11.28 – за осуществление водителями транспортных средств международных автомобильных перевозок крупногабаритных или опасных грузов без специальных разрешений, а равно отклонение от маршрутов или превышение габаритов, указанных в специальных разрешениях; 11.29 – за осуществление водителями транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, международных автомобильных перевозок без разрешений, если такие разрешения обязательны.

К правонарушениям в области связи и информации Кодекс относит составы следующих лицензионных правонарушений:

- Статья 13.3 – проектирование, строительство, изготовление, приобретение, установка или эксплуатация радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

- Статья 13.12 ч. 1 – нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну).

- Статья 13.12 ч. 3 – нарушение условий, предусмотренных лицензией на проведение работ, связанных с использованием и защитой информации, составляющей государственную тайну, созданием средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите информации, составляющей государственную тайну;

- Статья 13.13 ч. 1 – занятие видами деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну) без получения в установленном порядке специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) в соответствии с федеральным законом обязательно (обязательна).

- Статья 13.13 ч. 2 – занятие видами деятельности, связанной с использованием и защитой информации, составляющей государственную тайну, созданием средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите информации, составляющей государственную тайну без лицензии.

К правонарушениям в области предпринимательской деятельности, помимо общих составов, сформулированных в ст. 14.1 данной главы, законодатель отнес следующие составы лицензионных правонарушений:

- Статья 14.17 ч. 4 – промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией.

- Статья 14.20 ч. 1 – осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами либо результатами интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных разрешением (лицензией), а равно с использованием разрешения (лицензии), полученного (полученной) незаконно, либо с представлением документов, содержащих недостоверные сведения.

Ответственность за нарушение лицензионных норм при осуществлении валютных операций закреплена в ст. 15.25 главы КоАП РФ «Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг». Ответственность по данной статье наступает за осуществление валютных операций без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных специальным разрешением (лицензией).

Статья 18.13, устанавливающая ответственность за осуществление деятельности по трудоустройству граждан Российской Федерации за границей без лицензии или с нарушением условий, предусмотренных лицензией, включена в главу, посвященную правонарушениям в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории России.

И, наконец, среди правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, обращает на себя внимание ст. 20.16, содержащая признаки нескольких составов лицензионных правонарушений. Так, ч. 1 этой статьи предусматривает ответственность за осуществление частной детективной или охранной деятельности без специального разрешения (лицензии), ч. 2 – за создание в организации службы безопасности без специального разрешения (лицензии), ч. 3 – за осуществление негосударственными образовательными учреждениями деятельности по подготовке или переподготовке кадров для частной детективной или охранной деятельности без специального разрешения (лицензии), ч. 4 – за оказание частных детективных или охранных услуг, либо не предусмотренных законом, либо с нарушением остановленных законом требований. Специальная ответственность установлена также за нарушение правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, при наличии специального разрешения (лицензии), в соответствии со ст. 20.23 той же главы КоАП РФ.

Ранее, помимо Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, меры административной ответственности за лицензионные правонарушения содержали и другие нормативные правовые акты. Например, в сфере строительной деятельности существовал специальный Закон Российской Федерации от 17 декабря 1992 г. № 4121-1 «Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства» [1], ст. 2 которого предусматривала наложение штрафа в размере 250 тысяч рублей (без учета индексации) за осуществление строительной деятельности без полученной в установленном порядке лицензии. В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» подобного рода акты утратили силу [2].

Уголовная ответственность субъектов лицензионного права закреплена в статьях 169, 171, 172, 191, 220, 222 – 225, 228, 231, 234, 235 Уголовного кодекса Российской Федерации. Уголовно наказуемые деяния могут совершать как лицензиаты (а также лица, которые должны получать лицензию на осуществление какой-либо деятельности, но этого не сделали), так и должностные лица лицензирующих органов. При этом к уголовной ответственности традиционно привлекаются лишь физические лица.

Основная норма, предусматривающая уголовную ответственность в лицензионной сфере, – норма статьи 171 Уголовного кодекса. Однако следует учитывать, что практически нарушение условий лицензирования, т.е. осуществление какого-либо вида деятельности не по правилам, может повлечь ответственность не только по статье 171 УК РФ. Должностные лица, осуществляющие деятельность по выдаче, продлению лицензий и иные операции, связанные с лицензионной деятельностью, при соответствующих обстоятельствах могут нести уголовную ответственность по статье 169 Уголовного кодекса – «Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности», если нарушение порядка лицензирования в совокупности с иными действиями (бездействием) не образует иного должностного преступления.


[2] СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 2.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Система прав, обязанностей и гарантий государственного служащего Российской Федерации
Административно-налоговая деликтология
О некоторых процессуальных новеллах кодекса РФ об административных правонарушениях
Акты Президента Российской Федерации
Понятие и признаки должностного административного правонарушения - юридического основания административной ответственности должностных лиц
Вернуться к списку публикаций