2010-12-18 09:00:00
ГлавнаяАдминистративное право — Проблема четкого определения состава должностного административного правонарушения в нормах административного права



Проблема четкого определения состава должностного административного правонарушения в нормах административного права


Важным моментом, необходимым для привлечения должностного лица к административной ответственности, является определение юридического состава совершенного должностного административного правонарушения, то есть установленной правом обязательной совокупности элементов, при наличии которых антиобщественное деяние считается должностным административным нарушением.

Необходимо отметить, что осмысление данного вопроса имеет не только теоретическое, но и практическое значение, так как понимание состава должностного административного правонарушения способствует: 1) выявлению наиболее существенных элементов должностных административных правонарушений, позволяющих производить их специализацию и группировку; 2) правильной квалификации должностного административного правонарушения правоприменительными органами; 3) установлению и определению вида административного наказания соответствующего степени тяжести совершенного должностного административного правонарушения; 4) отграничению должностного административного правонарушения от смежных с ним правонарушений.

Являясь логической конструкцией административного правонарушения, отражающей существенные признаки определенных антиобщественных деяний, его юридический состав состоит из совокупности следующих элементов: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Для правильной квалификации деяния как административного правонарушения необходимо наличие всех указанных элементов.

Следует подчеркнуть, что общее учение о составе административного правонарушения соответственно распространяется и на должностные административные правонарушения.

Как модель правонарушения, отраженная в норме закона, устанавливающей административную ответственность должностного лица, состав должностного административного правонарушения является его юридически закрепленным основанием. В свою очередь совершение должностным лицом правонарушения, содержащего в себе все признаки и элементы конкретного состава будет являться фактическим основанием для применения к виновному лицу мер административной ответственности. Как видно, юридическое основание (состав административного правонарушения) возникает раньше фактического основания (правонарушение, содержащее все признаки состава).

Рассмотрению вопроса о составе административного правонарушения, его структуре, общей характеристике составляющих его элементов, видах состава правонарушения в юридической литературе уделено достаточно внимания, поэтому мы рассмотрим элементы юридического состава именно должностного административного правонарушения.

Объектом должностного административного правонарушения являются те общественные отношения, на которые оно посягает, то есть то, чему оно может причинить ущерб, и которые охраняются административно-правовыми санкциями.

Анализ юридической литературы позволяет обозначить некоторые этапы в формировании научного понимания объекта административного правонарушения.

До принятия первых кодифицированных актов об административных правонарушениях (до 80-х годов) в специальной литературе под объектом административного правонарушения понимались общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления и регулируемые административно-правовыми нормами.

После принятия Основ ССР и союзных республик об административных правонарушениях, а затем и Кодекса РСФСР об административных правонарушениях точка зрения относительно объекта административных правонарушений изменилась. Под объектом административного правонарушения стали понимать не только общественные отношения, непосредственно регулируемые нормами административного права -отношения в связи с организацией и функционированием системы органов исполнительной власти на всех ее уровнях, но и общественные отношения, регулируемые другими отраслями права (земельного, трудового, финансового и т.д.), и охраняемые административными санкциями.

С принятием Кодекса РФ об административных правонарушениях, сконцентрировавшего в себе все нормы, устанавливающие административную ответственность, которые ранее существовали в различных нормативно-правовых актах отдельных отраслей права, говорить об объекте административного правонарушения необходимо с некоторой поправкой. А именно, относить к указанному объекту те общественные отношения, которые охраняются административно-правовыми санкциями, предусмотренными КоАП РФ и законами субъектов РФ об административных правонарушениях (за пределами этого пока остаются налоговые правонарушения).

Напомним, что в учебной литературе принято выделять общий, родовой и непосредственный объекты административного правонарушения.

Есть мнение, согласно которому для характеристики объекта административного правонарушения важен не общий, не родовой, а непосредственный объект противоправного посягательства: те конкретные отношения, которые охраняются административно-правовыми нормами, предусматривающими применение мер административной ответственности.

Тем не менее мы поддерживаем сложившуюся в теории административного права традицию подразделять объект административного правонарушения на указанные выше виды, так как характеристика этих категорий основывается на соотношении «целого», «части целого» и «части части». Такой подход облегчает конструирование КоАП, его Особенной части особенно и изучение сложного по своей архитектонике законодательного акта.

Общим объектом должностного административного правонарушения является вся совокупность общественных отношений, на которые оно посягает, охраняемых действующим законодательством об административных правонарушениях, иными словами, вся сфера государственного управления.

В отличие от ст. 10 КоАП РСФСР, где был сформулирован общий объект возможного посягательства, ст. 2.1 КоАП РФ такого перечисления не дает. В этой связи обращают на себя внимание положения статьи 1.2 КоАП РФ «Задачи законодательства об административных правонарушениях», из смысла которой вытекает, что общим объектом посягательств административных правонарушений в целом и должностных правонарушений в частности является совокупность общественных отношений, обеспечивающих защиту личности, охрану прав и свобод человека и гражданина, здоровье граждан, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, защиту общественной нравственности, охрану окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защиту законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства.

Родовым объектом должностного административного правонарушения является совокупность однородных общественных отношений, на которые оно посягает, составляющих неотъемлемую и самостоятельную часть общего объекта. Данный вид объекта определяется в Особенной части КоАП и, как правило, предусмотрен отдельной ее главой. Однако некоторые статьи, закрепляющие должностные административные правонарушения, составы, которых входят в совокупность, объединенную одним родовым объектом, могут располагаться также и в разных главах КоАП РФ. Так как составы административных правонарушений, предусматривающие в качестве субъекта административной ответственности должностное лицо, содержатся почти в каждой главе КоАП РФ, то можно сделать вывод, что родовыми объектами должностных правонарушений являются: права граждан; здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественная нравственность; охрана собственности; охрана окружающей природной среды и природопользование; промышленность, строительство и энергетика; сельское хозяйство, ветеринария и мелиорация земель; отношения на транспорте; безопасность дорожного движения; отношения в области связи и информации и т.д.

Непосредственным объектом является то, на что посягает конкретное административное правонарушение, совершаемое должностным лицом. Например, при совершении должностным лицом административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 «Сокрытие или искажение экологической информации» КоАП РФ, непосредственным объектом посягательства будут отношения по поводу конкретного порядка предоставления экологической информации: о состоянии окружающей природной среды, об источниках загрязнения окружающей природной среды, о радиационной обстановке и т.д. При этом родовым объектом будут отношения в области охраны окружающей среды и природопользования.

При рассмотрении вопроса об объекте должностных административных правонарушений, на наш взгляд, заслуживает внимания точка зрения П.И. Кононова, который называет следующие объекты посягательств со стороны должностных лиц:

1. Безопасность государства, предусматривающая такие непосредственные объекты посягательств, как государственный порядок и установленный порядок управления, так как именно соблюдение этих порядков и обеспечивает нормальное, законное функционирование институтов государства, а следовательно его безопасность.

При этом публичные должностные лица, обладающие внешневластными полномочиями, действуя от имени государства или органов местного самоуправления и представляя их во взаимоотношениях с другими субъектами общества, но не исполняя при этом или ненадлежаще исполняя возложенные на них служебные обязанности, посягают, в первую очередь, на государственный порядок (правопорядок), то есть установленный законодательством порядок отправления государственной власти (всех трех ее ветвей), основанный на конституционных принципах. Если же данное должностное лицо не исполняет или ненадлежаще исполняет решения исполнительных органов власти (их должностных лиц), иных государственных органов, наделенных соответствующими полномочиями, в процессе государственного управления, то тем самым будет нарушаться установленный порядок управления, то есть общественные отношения, связанные с реализацией управленческих решений субъектов государственного управления.

В отношениях должностных лиц, не наделенных внешневластными полномочиями, имеют место только нарушения установленного порядка управления. В данном случае под установленным порядком управления подразумеваются установленные правовыми актами правила поведения физических и юридических лиц в процессе осуществления управленческих функций. Подобные административные правонарушения возможны со стороны должностных лиц различных государственных и негосударственных предприятий и организаций в процессе взаимодействия с другими государственными органами (госинспекциями различных видов, органами охраны окружающей природной среды, органами антимонопольного комитета и т.п.).

2. Безопасность общества, то есть состояние защищенности жизненно важных интересов общества: такого режима его существования, при котором обеспечивается его нормальное здоровое функционирование.

Надо отметить, что охрана общественной безопасности как объекта посягательства административного правонарушения впервые включена КоАП РФ в перечень задач, стоящих перед административным законодательством (ст. 1.2). Составы административных правонарушений, посягающих на общественную безопасность, закреплены в гл. 20 Кодекса (например, ст. 20.4 «Нарушение требований пожарной безопасности», ст. 20.5 «Нарушение требований режима чрезвычайного положения» и т.д.). Однако мы считаем, что категория отношений, составляющих объект общественной безопасности, намного шире и включает составы правонарушений, входящие в структуру и других глав Кодекса. Так, составляющими данного объекта можно назвать безопасность: экологическую, санитарную, транспортную, промышленно-энергетическую, пожарную и культурную. Общественная безопасность, как состояние реальной действительности, исключает возможность причинения вреда жизни, здоровью людей, имуществу и живой природе путем контроля разумной волей человека, руководствующегося в своих действиях соответствующими правилами и нормами. Поэтому, посягая на какой-либо из этих предметов, должностное лицо осуществляет это путем неисполнения (ненадлежащего исполнения) им соответствующих правил (санитарных, природоохранных и др.), причем необязательно должен быть причинен реальный ущерб, достаточно существования потенциальной возможности причинения такого ущерба.

3. Безопасность личности, представляющая собой состояние защищенности отдельно взятого физического лица (гражданина, иностранца или лица без гражданства) на всей территории страны, а именно защищенности его естественных прав (на жизнь, здоровье и др.), политических прав (право на участие в общественно-политической жизни страны), социально-экономических (право на труд, отдых и др.) прав, гарантируемых Конституцией РФ.

Вышеизложенное позволяет нам заключить, что общим объектом должностного административного правонарушения следует признать общественные отношения, складывающиеся в процессе обеспечения государством (его органами и должностными лицами) режима безопасности (состояния защищенности) личности, общества и государства в различных сферах жизни.

Как отмечает Г.В. Атаманчук, среда обитания и жизнедеятельности каждого гражданина находится в постоянной динамике. Качественные изменения, происходящие вследствие социальных, научно-технических, информационных и других инноваций, порождают по отношению к человеку новые угрозы, опасности, неопределенности, требующие от него совершенно иного поведения и деятельности. Отсюда именно на административное право возлагается роль регулятора существующих и вновь возникающих общественных процессов. Для этого специально создаются общественные и государственные институты, функционирование которых обусловливается законодательно установленным порядком, разрабатываются и принимаются различные нормативно-правовые акты (САНПиНы, СниПы, ГОСТы и др.), содержащие обязательные требования к осуществлению определенных видов деятельности, особенно тех, которые могут нанести вред окружающей природной среде, жизни и здоровью человека и т.д. При этом административное право проявляет себя не только как регулятор общественных отношений в особой области государственной жизни -реализации исполнительной власти, но и охраняет общественные отношения в других отраслях права, которые по своей сути также являются управленческими. Анализ административно-юрисдикционной деятельности Государственной инспекции по труду Нижегородской области показывает, что из общего количества выявляемых каждый год правонарушений примерно 73% составляют нарушения законодательства в сфере охраны труда. Сотрудники инспекции объясняют это подробным регулированием данного вопроса в Трудовом кодексе РФ (раздел X «Охрана труда»), и наличием большого количества различных правовых актов, регулирующих отношения в области охраны труда. Как правило, они предусматривают проведение в организациях мероприятий, направленных на создание безопасных условий труда, особенно при осуществлении производственных процессов (оснащение соответствующим оборудованием, проведение инструктажа, аттестации ответственных работников, найм соответствующих специалистов и т.д.). Однако должностные лица организаций и индивидуальные предприниматели стараются экономить на безопасности своих работников, так как данные проведение данных мероприятий предусматривает значительные материальные затраты.

Следующим элементом состава должностного административного правонарушения является его объективная сторона. Как и объективная сторона любого административного правонарушения, она представляет собой внешние проявления должностного административного правонарушения, которые, в первую очередь, выражаются в совершении противоправного деяния. Его разновидностями могут быть действия, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предписывающих воздерживаться от совершения каких-либо действий, и бездействие - неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предписывающих совершение конкретных действий. В результате могут наступать негативные последствия, находящиеся в причинной связи с совершенным деянием.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Об ответственности за посягательство на здоровье населения и общественную нравственность
Система прав, обязанностей и гарантий государственного служащего Российской Федерации
Некоторые вопросы вынесения прокурором постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении
Классификация доказательств по делам об административных правонарушениях и их источников.
Таможенные органы Российской Федерации как субъекты таможенного контроля
Вернуться к списку публикаций