2014-03-15 09:44:26
ГлавнаяАдминистративное право — Особенности использования источников доказательств по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения.



Особенности использования источников доказательств по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения.


Порядок применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях установлен гл. 27 КоАП РФ. Статья 27.1 данной главы содержит исчерпывающий перечень мер обеспечения и цели их применения. Вместе с тем, в статье 27.14 Кодекса, которая определяет порядок и условия наложения ареста на транспортные средства, целей его применения не указано. Отсутствие в Кодексе специальных норм, конкретизирующих цели наложения ареста на транспортные средства, ведет к необходимости руководствоваться общими нормами, т.е. анализируя правовые основания наложения ареста на транспортные средства, как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, необходимо исходить из содержания ч. 1. ст. 27.1. и ст. 27,14. КоАП РФ. Сравнительный анализ указанных статей позволяет сделать вывод о том, что арест транспортных средств представляет собой принудительную меру обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, направленную на сбор вещественных доказательств по таким делам, недопущение продолжения использования орудий совершения или предметов административного правонарушения в противоправных целях и исполнение принятого по делу постановления.

Согласно ст. 27.14. КоАП РФ арест налагается только на транспортные средства, явившиеся орудием совершения или предметами административного правонарушения [57]. Например, управляя транспортным средством, водитель допустил нарушение Правил дорожного движения, в результате чего произошло дорожно-транспортное происшествие. Арест в этом случае может быть наложен только на транспортное средство, при управлении которым водитель совершил административное правонарушение. При этом транспортное средство может быть признано вещественным доказательством по делу об административном правонарушении. В соответствии со статьей 26.6. КоАП РФ под вещественными доказательствами по делу об административном правонарушении понимаются орудия совершения или предметы административного правонарушения, в том числе орудия совершения или предметы административного правонарушения, сохранившие на себе его следы [58]. В этом случае должностное лицо, в чьем производстве находится дело, на основании ст.ст. 27.1. и 27.14. КоАП РФ в качестве меры обеспечения может наложить арест на транспортное средство для сохранения следов административного правонарушения, а возможно и преступления. Возможность наложения ареста на транспортное средство, как меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в случае признания его вещественным доказательством, обусловлена еще и тем, что в соответствии с частью 3 ст. 26.6. КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны принять необходимые меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств до разрешения дела по существу, а также принять решение о них по окончании рассмотрения дела [59].

Эффективное применение вышеназванной меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения невозможно без установления действенного контроля соблюдения административно-правового режима, установленного в отношении транспортных средств наложенным арестом (т.е. введенных ограничений). Такой контроль можно установить посредством выполнения следующих мероприятий:

1. Копию протокола об аресте транспортных средств необходимо направить в регистрационное подразделение ГИБДД по месту их учета для внесения соответствующих ограничений в карточки учета таких транспортных средств. Тем самым будет ограничено право распоряжения транспортными средствами.

2. Соблюдение владельцем права пользования транспортными средствами должно контролироваться инспекторами ДПС ГИБДД при надзоре за дорожным движением. Сделать это невозможно без создания электронных баз данных, позволяющих инспекторам делать необходимые запросы о наличии либо отсутствии соответствующих ограничений и получать своевременные ответы в режиме реального времени.

В настоящее время в соответствии с приказом МВД РФ от 14.12.2004г. № 896 проводится работа по созданию единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел, которая будет включать в себя федеральную информационную систему ГИБДД. Представляется, что интегрирование в нее сведений о наложенных на транспортные средства ограничениях могло бы решить проблему.

Арест имущества, как процессуальная мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, ограничивая в определенной степени право собственника, владеть, пользоваться и распоряжаться им, все же не порождает перехода права собственности и не связан с лишением этого имущества. Поэтому такой арест производится без судебного решения. В то же время, вытекающее из части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации право обжаловать в суд любые решения и действия органов и их должностных лиц может использоваться гражданами на всех стадиях административного производства, в т.ч. и по отношению к мерам обеспечительного характера [60].



[1] См.: Д.В. Макаров. Правовые и организационные вопросы применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в сфере дорожного движения. Дисс. ... к.ю.н. М., 2004. С. 51.

[2] См.: ст. 27.2 КоАП РФ.

[3] См.: п. 11 ст. 11 закона РФ от 18.04.1991г. № 1026-1 «О милиции» в ред. от 18.12.2006г. Ведомости СНД и ВС РСФСР, 18.04.1991 г., №16. ст. 503; Российская газета от 23.12.2006г. №290.

[4] См.: п. 19 ст. 11 указанного закона.

[5] См.: ст. 27.3 КоАП РФ и приказ МВД РФ от 02.06.2005г. № 444 «О полномочиях должностных лиц МВД России и ФМС России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию» в ред. от 15.11.2006г.

[6] Цитата по Д.В. Макаров. Указ. соч. С. 57.

[7] См.: Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Под общ. ред. проф. Э.Н. Ренова. М.: Издательство НОРМА. 2002. С. 843.

[8] См.: приложение № 3 к- приказу МВД РФ от 02.06.2005 г. № 444.

[9] См.: ст. 27.4 КоАП РФ.

[10] См.: ст. 27.5 КоАП РФ.

[11] См.: п. 2 ст. 11 закона РФ «О милиции».

[12] См.: п. 5 ст. 11 закона РФ «О милиции».

[13] См.: О. Анганзоров. Личный досмотр. «Законность» от 17.01.2005г. №2. СПС «КонсультантПлюс».

[14] См.: ст. 184 УПК РФ.

[15] См.: С.Н. Дмитриев. Поди туда - не знаю куда, или прорехи правовой базы, обеспечивающей безопасное дорожное движение в России. «Современное право» от 26.10.2002 г. № 10. СПС «КонсультаитПлюс».

[16] См.: ст. 182 УПК РФ.

[17] См.: ч. 5 ст. 27.9 КоАП РФ.

[18] См.: приложения к Методическим рекомендациям по организации деятельности Госавтоинспекции при производстве по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения. Письмо НИЦ ГИБДД МВД РФ от 18.06.2003г. № 13/ц-72 «О направлении методических рекомендаций» в ред. от 15.02.2005 № 13/Ц-2-7.

[19] См.: п. 16 Методических рекомендаций по организации деятельности Госавтоинспекции при производстве по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения,

[20] См.: п. 15.3 приказа МВД РФ от 20.04.1999г. № 297 «Об утверждении Наставления по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» с изм. от 31.12.2005 г. Российская газета от 25, 26 мая, 1, 2 июня 1999 г.; от 22.02.2006 г. № 37, а также п. 24 указанных Методических рекомендаций.

[21] См.: ст. 27.8 КоАП РФ.

[22] См.: п. 15 Наставления по работе ДПС ГИБДД МВД РФ, утв. приказом МВД РФ от 20.04.1999г. № 297.

[23] См.: ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.

[24] См.: ст. 196 УПК РФ.

[25] См.: п. 5 приказа МВД РФ от 2.07.2002 г. № 627 «О мерах по совершенствованию деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения и укреплению доверия к ней со стороны участников дорожного движения» с изм. от 10.08.2006. Stop газета, август 2002, № 8.

[26] Например, из 223342 ДТП, зарегистрированных в 2005 году, только 26630 содержали признаки преступлений, предусмотренных статьей 264 УК РФ (см.: wvvw.mvd.ru/stats/).

[27] См.: ФЗ от 22.04.2005 № 38-ФЗ «О внесении изменения в статью 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Российская газета от 26.04.2005 № 86.

[28] См.: В.А. Иларионов. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий. Учебник для вузов. - М.: Транспорт. 1989. С. 25-33; Е.Р. Россинская. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе. - М.: Норма, 2005. С. 442-447.

[29] Приложения к протоколам, по мнению Ф.П. Васильева, даже при наличии недостатков, имеют самостоятельное доказательственное значение. См.: Ф.П. Васильев. Указ. соч. С. 134.

[30] См., также: Н.Н. Цуканов. Об установлении виновности участника дорожно-транспортного происшествия при отсутствии в его действиях состава преступления либо административного правонарушения. Полицейское право. №4(4). 2005. С. 82-86.

[31] См. также: Д.В. Макаров. Указ. соч. С. 128.

[32] См.: ч. 5 ст. 27.10 КоАП РФ.

[33] См.: письмо МВД РФ от 18.06.2003г. № 13/ц-72 «О направлении методических рекомендаций» в ред. от 15.02.2005 г.

[34] См.: приложение № 16 к Методическим рекомендациям по организации деятельности Госавтоинспекции при производстве по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения.

[35] См.: п. 23 ст. 11 закона РФ от 18.04.1991 г. № 1026-1 «О милиции» в ред. от 18.12.2006 г.

[36] См.: п. 28 ст. 11 указанного закона.

[37] См.: приложения №№ 14, 15 к Методическим рекомендациям по организации деятельности Госавтоинспекции при производстве по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения.

[38] См.: приложение № 6 к приказу Минздрава РФ от 14.07.2003г. № 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» в ред. 10.01.2006 г. Российская газета от 24.07.2003г. № 147; от 2.03.2006г, № 42.

[39] См.: п. 2 приложения № 3, там же.

[40] См. также постановление Правительства РФ от 26.12.2002 № 930 «Об утверждении Правил медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и оформления его результатов» с изм. от 1.02.2005 г. Российская газета от 31.12.2002 № 245; СЗ РФ от 14.02.2005г. № 7 ст. 560; Приказ Минздрава РФ от 14.07.2003 г. № 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» с изм. от 10.01.2006 г.

[41] Участник дорожного движения - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства. Ст. 2 ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в ред. от 18.12.2006 г. СЗ РФ от 11.12.1995 г. № 50, ст. 4873; от 25.12.2006г. №52(1 ч.), ст. 5498.

[42] См. п. 7 ст. 26.1 КоАП РФ.

[43] См.: п.п. 4.9 и 5.9 приказа МВД РФ от 2.06.2005г. № 444 «О полномочиях должностных лиц МВД России и ФМС России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию» в ред. от 15.11.2006 г.

[44] См.: п. 6 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ.

[45] См.: Предупреждение дорожно-транспортного травматизма. Обзорная информация. Зарубежный опыт. Выпуск 18. - М.: НИЦ БДД МВД России. 2006 г. С. 54.

[46] См.: постановление Правительства РФ от 18.12.2003г. № 759 «Об утверждении правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации». Российская газета от 23.12.2003 г. № 257.

[47] См.: там же.

[48] См. также Д.В. Горбунов. Указ. соч. С. 118-119.

[49] См.: приложение № 1 к приказу МВД РФ от 19.03.2004г. № 187 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18.12.2003г. № 759». Российская газета от 13.04.2004г. № 76.

[50] См. также: Б.В. Россинский. О необходимости изменения некоторых положений КоАП РФ, связанных с нарушениями в области дорожного движения. // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: Материалы международной научно-практической конференции. М.: МосУ МВД России. 2004 г.; С.М. Зырянов. Эвакуация транспортного средства - мера обеспечения производства или наказание? Административное право и процесс. № 1. 2005 г. С. 30.

[51] См.: приложение №2 к приказу МВД РФ от 19.03.2004г. № 187.

[52] См. также: п.п. 14.3.3, 14.3.10, 15.2, 16.5 приказа МВД РФ от 07.12.2000 № 1240 «Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору» в ред. от 19.02.2007. Российская газета от 10.02.2001г. № 29, от 15.03.2007 г. № 52; п. 24 Правил проведения государственного технического осмотра транспортных средств ГИБДД МВД РФ, утв. Приказом МВД РФ от 15.03.1999 г. № 190 «Об организации и проведении государственного технического осмотра транспортных средств» с изм. от 19.03.2004г. Российская газета от 19.05.1999 г. № 95, от 13.04.2004г. № 76.

[53] См.: Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993г. Да 1090 в ред. от 28,02.2006г. Собрание актов Президента и Правительства РФ. 22.11.1993г. Да 47. ст. 4531. Российская газета от 7.03.2006г. Да 46.

[54] См.: ч. 2 ст. 19 ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» с из м. от 18.12.2006 г.

[55] См.: п. 8 Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации. Постановление Правительства РФ от 18Л2.2003г. № 759.

[56] См.: п. 6 постановления Конституционного Суда РФ от 11.03.1998г. № 8-П. Российская газета от 26.03.1998г, №58.

[57] См.: ч. 1. ст. 27.14 КоАП РФ.

[58] См.: ч. 1 ст. 26.6. КоАП РФ.

[59] См.: ч. 3 ст. 26.6. КоАП РФ.

[60] См.: постановление Конституционного Суда РФ от 11.03.1998г. № 8-П. Российская газета от 26.03.1998г. № 58.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567891011




Интересное:


Порядок применения дисквалификации в административном праве Российской Федерации
Преодоление коррупции в государственном аппарате
Понятие и правовая основа дисквалификации
Проблема разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами по установлению административной ответственности
К вопросу о правовом статусе государственного служащего
Вернуться к списку публикаций