2014-01-19 14:37:37
ГлавнаяАдминистративное право — Правовой статус лица, привлекаемого к административной ответственности



Правовой статус лица, привлекаемого к административной ответственности


Права и обязанности лица, привлекаемого к административной ответственности.

Определив свою позицию в отношении понятия лица, привлекаемого к административной ответственности, и его места в производстве по делам об административных правонарушениях, нам необходимо рассмотреть вопросы, относящиеся к содержанию его правового статуса.

Первоначально рассмотрим понятие и содержание правового статуса личности. Н.В. Витрук под правовым статусом личности понимает систему гарантированных государством прав, свобод и обязанностей личности [1].

В подтверждение данного тезиса можно привести высказывание Л.Д. Воеводина о том, что правовой статус личности в любом государстве кроме прав и свобод должен содержать в своей структуре также и обязанности, ибо регулировать поведение людей, а значит, фиксировать их место в обществе, не предусмотрев обязанности, нельзя [2].

Под правовым статусом граждан в юридической литературе обычно понимается определенный объем закрепленных в нормах права основных прав и обязанностей в совокупности с реальными гарантиями их реализации [3].

Положения главы 2 Конституции Российской Федерации составляют основы правового статуса личности в России, и они могут быть изменены только в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации (ст. 64). В развитие данной мысли согласимся, что отрасль права, опосредствуя качественно-определенную совокупность (область) общественных отношений, включает в себя как конституционные, так и обыкновенные права. Конституционные права одновременно есть и отраслевые права [4].

Так, по мнению Т.А. Сулейманова, правовой статус лиц, совершивших преступления, представляет собой систему нормативно закрепленных субъективных прав, законных интересов и обязанностей, возникающих с момента совершения преступления в результате ограничения, сохранения, конкретизации и дополнения общего правового статуса граждан [5].

Права и обязанности граждан в сфере административного права в основном производны от конституционных и конкретизируются во многих законах и подзаконных актах. Содержание административно-правового статуса человека и гражданина, по мнению ряда ученых, составляют; а) комплекс их прав и обязанностей, закрепленных нормами административного права; б) гарантии реализации этих прав и обязанностей, включая их охрану законом и механизм защиты органами государства и местного самоуправления [6].

А.Л. Коренев считает, что конституционные положения являются исходными для административно-правового статуса граждан, который определяется нормами конституционного, административного и других отраслей права путем предоставления гражданам прав, свобод о возложения на них обязанностей в сфере управления, а также установления ответственности граждан перед государством [7].

Таким образом, основные права, свободы и обязанности граждан определены Конституцией России, конституциями республик в составе России, российским законом о гражданстве, законами о гражданстве республик в составе Российской Федерации. Данные права, свободы и обязанности непосредственно конкретизированы и содержатся в административном и ином отраслевом законодательстве [8].

Из сказанного можно сделать вывод о том, что административно-правовой статус гражданина представляет собой закрепленную в законе систему прав и обязанностей, регулирующую взаимоотношения между органами исполнительной власти и гражданином (личностью).

Статус лица, привлекаемого к административной ответственности, является производным от административно-правового статуса личности. Соответственно правовой статус данного лица можно определить как закрепленную в законе систему прав и обязанностей, регулирующую взаимоотношения между полномочным органом (должностным лицом) и лицом, совершившим административное правонарушение.

Поэтому логичным представляется суждение о том, что в содержание правового положения конкретного индивидуума, привлекаемого к административной ответственности, «входят те субъективные права и обязанности, которые возникают из разнообразных конкретных правоотношений и вследствие этого не являются постоянными» [9].

Следует также отметить, что статус лица, привлекаемого к административной ответственности, является составной частью специального правового статуса граждан, поскольку факт обоснованного подозрения в совершении административного правонарушения, за которое лицо несет административную ответственность, служит основанием для изменения субъективных прав и обязанностей данной категории лиц [10].

Административно-правовой статус гражданина (личности) характеризуется наличием тех же элементов, которые определяют его общий правовой статуе в обществе.

Обращает на себя внимание то, что гражданство как элемент административно-правового статуса в большинстве случаев не имеет определяющего значения, поскольку нормы права, регулирующие общественные отношения в сфере организации и деятельности исполнительной власти, как правило, распространяются на всех лиц.

Это имеет место и при привлечении лица к административной ответственности за совершенное им деяние, когда чаще всего на содержание принимаемого решения не влияет вопрос гражданства: это может быть гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин или подданный (кроме лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом), лицо без гражданства.

Таким образом, элементами общего и специального статусов личности могут быть права, свободы, обязанности, гарантии и ответственность. Каждая из точек зрения авторов по поводу элементов правового статуса личности заслуживает внимания и поддержки, так как, на наш взгляд, они не противоречат, а дополняют друг друга.

В то же время, мы согласны с мнением авторов, которые считают, что до сих пор в научной среде не достигнуто согласие по вопросу о возможности включения тех или иных элементов в состав правового статуса [11]. В связи с этим позволим себе высказаться по поводу включения тех или иных элементов в состав правового статуса личности, в том числе и лица, привлекаемого к административной ответственности. Для этого следует определиться с понятиями перечисленных элементов статуса личности.

Права и свободы личности есть материально обусловленные, юридически закрепленные и гарантированные возможности индивида обладать и пользоваться конкретными социальными благами: социально-экономическими, духовными, политическими и личными [12].

Права и свободы необходимо рассматривать в виде системы, так как они имеют свое генеральное стратегическое назначение. Их цель - гарантировать личности следующее: частную жизнь и личную безопасность; участие в управлении общественными и государственными делами; включение ее в социально-экономическую жизнь.

Понятие субъективного права можно определить через категорию возможности, которая, будучи обеспечена необходимыми средствами, в любое время может быть реализована [13].

Большинством авторов право гражданина рассматривается, как предусмотренная правовыми нормами мера дозволенного поведения лица, то есть определенная юридическая возможность поступать так или иначе [14]. Чтобы эта возможность стала реальностью, человек должен осуществлять активную, целенаправленную деятельность [15].

Применительно к статусу лица, привлекаемого к административной ответственности, речь следует вести только о правах гражданина. Нам видится, что свободы являются элементом правового статуса личности, когда речь идет о ее конституционном статусе. Если основные права свидетельствуют о возможности осуществления каких-то действий и получения каких-либо благ, то свобода - это возможность избежать воздействия со стороны государства, включая те или иные ограничения. Свобода характеризуется независимостью от государства (например, свобода от цензуры) [16].

Обязанности в основе правового статуса человека и гражданина в реальной действительности выполняют разнообразные многоцелевые функции.

В литературе они характеризуются и в качестве одного из элементов правового статуса личности как вид и мера должного поведения, и как необходимое условие осуществления прав и свобод граждан, и как фактор укрепления законности и правопорядка, выполнения функций государства [17]. Большинство авторов придерживаются позиции, согласно которой обязанность есть предписанная правовыми нормами мера необходимого (должного) поведения [18].

Следует отметить, что в юридической обязанности сформулированы реальные требования: нельзя наложить на человека обязанность, которую он практически не мог бы исполнить [19].

Что касается гарантий, то некоторые авторы относят их либо к принципам, либо к предпосылкам правового статуса, которые, безусловно, характеризуют положение личности в обществе, пронизывают данное понятие, но не выступают в качестве самостоятельного элемента [20]. В большей степени их следует относить к деятельности полномочных органов (должностных лиц), которые принимают необходимые правовые меры по реализации прав человека и гражданина.

Вместе с тем следует отметить, что действующая Конституция Российской Федерации включает нормы-гарантии в одну главу с правами и свободами личности, а права, свободы и обязанности человека и гражданина — ничто без гарантий, способных реализовать их [21].

По нашему мнению, когда речь идет о правовом статусе лица, то следует иметь в виду в первую очередь его права и обязанности. Гарантии же придают им действенность, защищенность, и в силу этого их рассмотрение также имеет научный интерес.

Последний названный элемент статуса — это ответственность. Она рассматривается в качестве негативной государственной оценки правонарушения, которая характеризуется осуждением правонарушения и его субъекта, наличием неблагоприятных последствий в виде конкретных мер государственного принуждения (наказания, взыскания) [22].

Ответственность наступает за нарушение установленных правовыми нормами запретов или за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей.

На лицо, привлекаемое к административной ответственности, как участника производства по делу об административном проступке, возлагаются процессуальные обязанности. Их неисполнение может влечь за собой применение процессуальных мер обеспечения, например, привод в случае неявки лица на рассмотрение дела с его обязательным участием, а не наложение административного штрафа или иного взыскания.

По нашему мнению, административная ответственность должна наступать только за несоблюдение запретов, указанных в нормах Особенной части КоАП РСФСР или других законодательных и иных нормативных правовых актов.

Неисполнение или исполнение ненадлежащим образом процессуальных обязанностей может влечь за собой только процессуальную ответственность. При этом следует заметить, что лжесвидетельство должно влечь за собой административную ответственность, поскольку связано уже не столько с невыполнением процессуальных обязанностей, сколько с умышленным воспрепятствованием установлению объективной истины по делу [23], и, как следствие, влечет необоснованное изменение (ухудшение или улучшение) положения лица, привлекаемого к административной ответственности.

При наделении лица, привлекаемого к административной ответственности, определенными правами и возложении на него обязанностей, необходимо помнить, что в производстве по делам об административных правонарушениях затрагивается ряд конституционных прав личности. К ним, на наш взгляд, относятся следующие: человеческое достоинство, личная неприкосновенность, личная и семейная тайна, защита своей чести и доброго имени, неприкосновенность жилища, свободный выбор языка общения, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, свобода совести и вероисповедания.

Так, согласно ст. 21 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Поэтому арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Также необходимо отметить, что без согласия лица не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о его частной жизни.

Право на неприкосновенность частной и семейной жизни и сохранение ее тайны означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера [24].

Лицо, привлекаемое к любому виду юридической ответственности, вправе знать, в чем оно обвиняется, оспаривать обвинение, заявлять ходатайства и отводы, предоставлять доказательства, обжаловать действия государственных органов и должностных лиц [25].

Лицам, привлекаемым к административной ответственности, предоставлен широкий объем процессуальных прав, гарантированных Конституцией, законами и подзаконными актами Российской Федерации, и позволяющих активно осуществлять процессуальные действия, отстаивать свою позицию в деле об административном правонарушении.

При этом нельзя представить права субъекта без корреспондирующих обязанностей на другом, образно выражаясь, полюсе правоотношений, М.Л. Масленников по этому поводу отмечает, что применяемые в административно-юрисдикционном процессе нормы формулируются как права для одних участников разбирательства по делам и как обязанности - для других [26].

Так, право лица, привлекаемого к административной ответственности, давать объяснения и участвовать при рассмотрении дела - это в то же время и обязанности субъекта правоприменения обеспечить названному лицу реализацию соответствующих возможностей.

В настоящее время проблема правового статуса привлекаемого к административной ответственности лица исследована недостаточно глубоко. Необходим такой механизм правового регулирования общественных отношений в сфере деятельности субъекта юрисдикции, при котором личность будет ограждена от необоснованных применений мер административного принуждения и ей будет обеспечена возможность в полной мере реализовать свои права и законные интересы в случае совершения административного правонарушения.

Еще до составления протокола о правонарушении подозреваемый вправе знать, в совершении какого административного правонарушения он подозревается, свои права и обязанности, а также - основания и мотивы применения мер обеспечения производства по делу (доставления, личного досмотра, изъятия вещей и документов, медицинского освидетельствования и др.). Кроме этого, ему должна быть дана возможность осуществлять активные действия (представлять доказательства, давать объяснения и др.).

В соответствии со ст. 247 КоАП РСФСР данное лицо вправе знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства; при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката; выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство; обжаловать постановление по делу. Дело об административном правонарушении рассматривается в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности.

Лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом о правонарушении. Данные лица вправе представлять объяснения и замечания по поводу его содержания, которые прилагаются к протоколу.

Привлекаемому к ответственности лицу предоставляется право ознакомления со всеми процессуальными документами, составленными с его участием. Это могут быть также акты экспертиз и освидетельствований.

Содержанием полномочий по ознакомлению с материалами дела об административном правонарушении должно охватываться право лица, привлекаемого к административной ответственности, производить выписки из документов дела, их ксерокопирование, копирование аудио- и видеоинформации [27].

Данное право также подразумевает возможность участника производства знать, в совершении какого административного правонарушения он обвиняется. Поэтому нам видится правильным, что привлекаемое к административной ответственности лицо вправе знать не только содержание статьи Особенной части КоАП, указанной в протоколе о правонарушении, но и положения иного нормативного акта, когда диспозиция нормы является бланкетной.

Факт ознакомления с протоколом об административном правонарушении и другими материалами еще не означает, что привлекаемый к ответственности в полном объеме реализовал это свое право.

Ознакомление с материалами дела подозреваемому в совершении правонарушения должно обеспечиваться субъектом правоприменения не позднее, чем перед их направлением для рассмотрения по подведомственности, й мы присоединяемся к мнению авторов, предлагающих разрешить знакомиться со всеми материалами дела данному лицу до рассмотрения дела уполномоченными на то органами (должностными лицами) [28].

Очевидно, что без предварительного ознакомления с материалами дела, имеющимися по нему доказательствами невозможно давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, а также представлять «свои» доказательства.

По нашему мнению, порядок ознакомления с делом лицом, привлекаемым к административной ответственности, должен быть законодательно определен.

В настоящее время ст. 247 КоАП РСФСР право на ознакомление с материалами дела не охватывает такие юридически значимые обстоятельства, как время (этап) и формы такого ознакомления.

На наш взгляд, ознакомление с материалами дела о проступке, а также факт отказа от использования данного права лицом, привлекаемым к административной ответственности, могут фиксироваться в самом протоколе о правонарушении полномочным должностным лицом.

Данное право этого участника производства должно носить длящийся характер, так как ему следует обеспечить возможность ознакомления с материалами дела по мере процессуального закрепления тех или иных фактов [29].

Этап направления протокола и иных материалов дела об административном правонарушении на рассмотрение является первым, где подразумевается наличие собранного материала по делу. Следует заметить, что знакомиться с материалами административного дела является правом лица, привлекаемого к административной ответственности, а не его обязанностью. Поэтому по согласованию с правоприменителем такое действие может быть осуществлено и непосредственно перед рассмотрением дела.

К примеру, привлекаемое к административной ответственности лицо по объективным причинам не может присутствовать во время рассмотрения дела о совершенном им правонарушении. После ознакомления с материалами данный участник производства не считает целесообразным направить ходатайство о переносе рассмотрения дела.

Не менее важным остается вопрос применения мер принуждения в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности. Оптимальное решение соответствующих вопросов дает возможность лицу, привлекаемому к административной ответственности, избежать необоснованного ограничения свободы и реализовать свои права в ходе разбирательства дела об административном правонарушении.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213




Интересное:


О некоторых процессуальных новеллах кодекса РФ об административных правонарушениях
Концепция «общественного права» В.Н. Лешкова
Полномочия Президента России и их конституционное закрепление
Особенности использования источников доказательств по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения.
Административное (полицейское) законодательство России XVIII-первой половины XIX веков и возникновение кафедр благоустройства и благочиния на юридических факультетах российских университетов
Вернуться к списку публикаций