2014-01-19 14:37:37
ГлавнаяАдминистративное право — Правовой статус лица, привлекаемого к административной ответственности



Правовой статус лица, привлекаемого к административной ответственности


С вынесением постановления по делу многие ученые-административисты связывают появление в производстве лица, привлеченного к административной ответственности. Так, по мнению А.П. Шергина, с момента вынесения решения о наложении административного взыскания лицо, к которому применена эта санкция, считается наказанным в административном порядке [61].

К.С. Бельский считает, что для применения административного взыскания необходимо издание правоприменительного акта, который признает субъекта виновным и отрицательно оценивает его поведение. Отрицательная оценка, содержащаяся в постановлении, превращает виновное лицо из привлекаемого к административной ответственности в привлекающегося [62].

В то же время Д.Н. Бахрах полагает, что для наступления ответственности необходимо не только издание правоприменительного акта, который признает субъекта виновным и четко указывает применяемую к нему меру принуждения, но и затем исполнение этого акта [63].

Мы придерживаемся иной точки зрения, в основе которой лежит то, что КоАП РСФСР закрепляет право лица, на которого наложено административное взыскание, обжаловать постановление о привлечении его к ответственности [64]. Поэтому, на наш взгляд, также правомерно считать, что на данной стадии виновное лицо является привлекаемым к ответственности.

Обращает на себя внимание то, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, пока не имеет реальной возможности в полной мере осуществить свое законное право на подачу жалобы, которая бы выступала важной гарантией защиты его прав, направленной против несправедливого наложения административного взыскания, а также восстановления нарушенных прав и охраняемых интересов граждан, поскольку постановление по делу об административном правонарушении подлежит немедленному исполнению за исключением взимания штрафа, когда для его добровольного исполнения лицу отводится 15 суток.

Право на подачу жалобы помимо лица, привлекаемого к административной ответственности, имеют также потерпевший, законные представители названных участников производства и защитника привлекаемого к ответственности.

Жалоба, протест на постановление по делу об административном правонарушении направляется судье, в орган (должностному лицу), вынесшему постановление по делу, который обязан направить их со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу). Кроме того, жалоба может подаваться, а протест вноситься непосредственно в суд, вышестоящему должностному лицу, уполномоченному их рассматривать и принимать по ним решения.

На подачу жалобы законом отводится 10 дней. Отсчет данного срока начинается со дня вынесения постановления по делу об административном правонарушении. Мы считаем, что срок подачи жалобы должен исчисляться с момента фактического вручения лицу, привлекаемому к административной ответственности, копии принятого по делу решения [65].

В настоящее время из лиц, привлекаемых к административной ответственности, при рассмотрении дела и обжаловании в более предпочтительном положении находится тот, кто участвовал в непосредственном рассмотрении дела о правонарушении. Однако необходимо иметь в виду, что отсутствовать на данных стадиях участник может и по уважительной причине (нахождение в командировке, болезнь, смерть родственника и др. семейные обстоятельства).

В отличие от обжалования опротестование постановления по делу не имеет сроков, ограничивающих внесение протеста.

При рассмотрении жалоб и протестов в полном объеме проверяются не только законность и обоснованность вынесенного постановления, но и целесообразность принятого решения по делу как с точки зрения обоснованности привлечения гражданина к административной ответственности, так и с точки зрения правильности, справедливости избрания меры примененного административного взыскания или принятия решения о прекращении производства по делу об административном правонарушении по предусмотренным законом основаниям [66].

При рассмотрении жалобы или протеста на постановление по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 273 КоАП РСФСР может приниматься одно из следующих решений:

1) оставление постановления без изменения, а жалобы или протеста без удовлетворения;

2) отмена постановления и направление дела об административном правонарушении на новое рассмотрение;

3) отмена постановления и прекращение производства по делу;

4) изменение меры взыскания в пределах, предусмотренных нормативным актом об ответственности за административное правонарушение, е тем, однако, чтобы взыскание не было усилено.

Оставление постановления без изменения, а жалобы или протеста без удовлетворения обязывает лицо, на которое наложено взыскание, исполнить принятое и вступившее в законную силу решение по делу об административном правонарушении.

Мы полагаем, что участникам производства (лицо, привлекаемое к административной ответственности, потерпевший, их законные представители, а также защитник и представитель) следует в законодательном порядке предоставить 10 дней с момента вручения им копии постановления по делу на его обжалование.

В этот срок лицо, привлекаемое к ответственности за совершение административного правонарушения, не должно принуждаться к исполнению решения по делу. Исключение составляет постановление судьи о применении административного ареста.

Решение поднятого вопроса нашло свое отражение в работах ряда ученых, Так, А.Ю. Якимов считает, что исполнение должно осуществляться только после вступления постановления в законную силу, то есть после истечения 10-дневного срока, предусмотренного для обжалования либо после принятия соответствующего решения по жалобе (протесту). В это же время, им высказывается мнение о том, что в порядке исключения, в случае применения административного ареста или наложения и исполнения взыскания в виде предупреждения или штрафа на месте совершения нарушения постановление по делу вступает в законную силу немедленно после его вынесения. Однако при этом должна сохраняться возможность обжалования постановления по делу [67]. В этом случае речь идет об обжаловании постановления, вступившего в законную силу.

Вынесение предупреждения или наложение административного штрафа на месте совершения правонарушения возможно только в том случае, когда лицо, совершившее проступок, не оспаривает решение полномочного должностного лица о наложении административного взыскания. В противном случае составляется протокол и ведется обычное производство по делу об административном правонарушении.

Применительно к рассмотрению жалобы на постановление об административном аресте, а также протеста на такое постановление (когда срок отбывания ареста не истек) нужно ставить вопрос об ускоренном производстве [68]. Ускоренное производство касается некоторых категорий правонарушений (мелкого хулиганства, появления в пьяном виде в общественных местах и распитии алкогольных напитков в неустановленных для этого местах и др.).

Целесообразность введения такого вида производства вызвана потребностью в максимальной степени приблизить момент назначения наказания к моменту совершения правонарушения, относящегося к числу наиболее нетерпимых в нашем обществе, обладающих высокой степенью общественной опасности и распространенности. Естественно, здесь преследуются и цели общей специальной превенции [69].

Дело в том, что речь идет о привлечении к ответственности лиц, совершивших административные правонарушения, по степени общественности опасности схожие с преступлениями, и поэтому их санкции предусматривают административный арест. Практика показывает, что административному аресту в большинстве случаев подвергаются лица, ранее неоднократно совершавшие административные проступки или имеющие (имевшие) судимость.

Такие лица задерживаются в административном порядке, если за совершенные ими правонарушения предусмотрено взыскание - административный арест. В соответствии с Конституцией Российской Федерации срок такого задержания не должен превышать 48 часов. Этого времени достаточно для решения вопроса о передаче материалов дела в суд и его рассмотрения.

Вопрос об ускоренном производстве поднимается по той причине, что сокращенные сроки рассмотрения дела, обжалования решения и исполнения принятого постановления по делу в значительной степени затрагивают процессуальные права лица, привлекаемого к административной ответственности.

Постановление о наложении административного взыскания должно обращаться к исполнению после истечения срока на обжалование, а в случае подачи жалобы или принесения протеста - после их рассмотрения. Такие положения находят свое подтверждение в нормах федерального законодательства Российской Федерации.

Например, согласно ст. 380 Таможенного кодекса. Российской Федерации [70] постановление о взысканиях в виде конфискации по делам о нарушении таможенных правил и контрабанде вступает в силу по истечении десятидневного срока, а в случае подачи жалобы или принесения протеста в этот срок - после оставления их без удовлетворения.

На заключительной стадии производства (в исполнительном производстве) субъект административной юрисдикции имеет своей целью обратить к исполнению постановление по делу об административном правонарушении, а уполномоченные органы, которым оно адресовано, в свою очередь, должны привести постановление в исполнение. Лицо, к которому в ходе производства об административном проступке применялись меры принуждения, на стадии исполнения решения по делу является лицом, привлеченным к административной ответственности и отбывающим административное взыскание. Вопросы же, касающиеся правового положения такого участника производства по делам об административных правонарушениях, находятся за пределами нашего исследования.

Определиться с понятием «лицо, привлекаемое к административной ответственности», на наш взгляд, нельзя без дополнительного рассмотрения и уяснения упрощенного производства по делам об административных правонарушениях. Такой вид производства представляет собой порядок разрешения дела об административном правонарушении на месте его совершения без составления протокола.

Упрощенному производству, как и обычному, присущи следующие процессуальные действия: выявление правонарушения и предъявление «обвинения» (разъясняется сущность совершенного лицом проступка и предусмотренного за него взыскания); рассмотрение дела и вынесение решения (выясняются обстоятельства дела, налагается административное взыскание в виде предупреждения или штрафа, которое объявляется лицу, совершившему правонарушение); исполнение решения о наложении административного взыскания (оформляется предупреждение или квитанция о взыскании штрафа, которые выдаются лицу, привлеченному к административной ответственности).

Как уже говорилось ранее, перечисленные действия осуществляются, когда нарушитель соглашается с доводами субъекта правоприменения и не оспаривает его решения. В случае несогласия с наложением административного взыскания на месте составляется протокол об административном правонарушении и начинается обычное производство.

Применение мер административного взыскания в упрощенном производстве отличается от обычного тем, что все стадии производства как бы слиты воедино, включая и исполнение наложенного взыскания [71].

На наш взгляд, упрощенное производство скоротечно, в нем за небольшой промежуток времени лицо приобретает статус и подозреваемого, и привлекаемого, и привлеченного к административной ответственности. В такой ситуации различать статус лица, к которому применяются меры административного принуждения, представляется нецелесообразным.

В связи с этим статус лица, привлекаемого к административной ответственности, будет нами раскрываться в рамках обычного и ускоренного производства по делам об административных правонарушениях.

На основе рассмотренных положений можно сделать ряд выводов.

1. Производство по делам об административных правонарушениях является правовой формой деятельности по применению мер административного принуждения в случаях совершения административных правонарушений.

2. Появление лица, привлекаемого к административной ответственности, как участника производства по делам об административных правонарушениях необходимо связывать с наступлением следующих юридических фактов:

-факт совершения административного правонарушения фиксируется в протоколе о проступке;

- протокол вместе с материалами дела об административном правонарушении направляется на рассмотрение и разрешение полномочному субъекту административной юрисдикции.

3. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, участвует в производстве по делу на следующих стадиях: рассмотрение дела об административном правонарушении; пересмотр дела и вынесение решения.

4. Исполнение постановления о наложении административного взыскания делает лицо, привлекаемое к административной ответственности, реально привлеченным к такого рода ответственности.

5. Следовательно, лицом, привлекаемым к административной ответственности, следует считать участника производства, в отношении которого протокол и материалы дела об административном проступке (правонарушении) рассматриваются и разрешаются полномочным субъектом административной юрисдикции в соответствии с законодательством об административных правонарушениях с вынесением постановления о наложении административного взыскания».

6. К данному участнику производства могут применяться такие меры обеспечения производства, как административное задержание (в случаях, когда санкции правонарушений предусматривают административный арест) и привод, осуществляемый органами внутренних дел (милицией).



[1] См., напр.: Рохлин В., Стуканов А. Борьба с административными правонарушениями - предупреждение преступлений // Законность. 1998. № 7. С. 8.

[2] Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России: Учебное пособие. М., 1997. С. 243.

[3] См.: Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. М., 1976. С. 4.

[4] См., напр.: Тархов В.А. Ответственность по советскому гражданскому праву. Саратов, 1973. С. 11.

[5] См.: Лейст О.Э. Санкции и ответственность по советскому праву. М., 1981. С. 144.

[6] См., например: Самощенко И.С., Фарукшин М.Х. Сущность юридической ответственности в советском обществе. М., 1974. С. 6.

[7] См., напр.: Денисов Ю.А. Общая теория правонарушения и ответственности (социологический и юридический аспекты). Л., 1983. С. 140.

[8] См., напр.: Якуба О.М. Административная ответственность. М., 1972. С. 71.

[9] См., напр.: Коваль Л.В. Административно-деликтное отношение. Киев, 1979. С. 34.

[10] См.: Бельский К.С. Административная ответственность: генезис, основные признаки, структура // Государство и право. 1999. № 12. С. 16.

[11] См., напр.: Иоффе О.С., Шаргордский М.Д. Вопросы теории права. М., 1961. С. 215.

[12] См., напр.: Недбайло П.Е. Советское социалистическое право. Львов, 1959. С. 99.

[13] См.: Коваль Л.В. Указ. соч. С. 162.

[14] См., напр.: Бельский К.С. Указ. соч. С. 16.

[15] См., напр.: Коваль Л.В. Указ. соч. С. 33.

[16] См.: Малеин Н.С. Правонарушение; понятие, причины, ответственность. М., 1985. С. 19.

[17] См.: Бахрах Д.Н. Административная ответственность: Учебное пособие. М., 1999. С. 37.

[18] См.: Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. Ч. 1. М., 1994. С. 229.

[19] См.: Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. М., 1995. С. 107.

[20] См.; Бахрах Д.Н. Указ. соч. С. 37.

[21] См.: Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г, «Об охране окружающей среды» с изменениями и дополнениями от 2 июня 1993 г. // Ведомости Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 10. Ст. 457; 1993. № 29. Ст. 1111; Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 47. Ст. 4471; Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. // Российская газета от 30 октября 2001 г.; Федеральный закон от 12 мая 2000 г. № 68 - ФЗ «Об административной ответственности организаций за нарушение законодательства в области использования атомной энергии» // Российская газета от 16 мая 2000 г.

[22] См., напр.: Солдатов А.П. Проблемы административной ответственности юридических лиц. Краснодар: ЮИ МВД РФ, 1999; Колесниченко Ю.Ю. Некоторые вопросы административной ответственности юридических лиц // Журнал российского права. 1999. № 10; Дымченко В.И. Административная ответственность организаций: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Свердловск, 1983.

[23] См.: Федеральный закон от 21 февраля 2001 г. № 26 - ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод» // Российская газета от 23 марта 2001 г.

[24] См.; Галаган И.А. Административная ответственность в СССР. Процессуальное регулирование, Воронеж, 1976. С. 34.

[25] См., напр.: Лория В,А. Административный процесс и его кодификация. Тбилиси, 1986. С. 225; Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право. М., 1972. С. 149-150; Котюргин С.И. Административный процесс в деятельности советской милиции: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1968. С. 5.

[26] См.: Бахрах Д.Н. Административная ответственность граждан в СССР. Свердловск, 1989. С. 24.

[27] См., напр.: Бахрах Д.Н., Ренов Э.Н. Производство по делам об административных правонарушениях. М., 1989. С. 15.

[28] См.: Панова И.В. Административное право нуждается в скорейшей юридизации // Журнал российского права. 2000. № 2. С. 71-75.

[29] См., напр.: Попов Л.Л., Шергин А.П. Управление, гражданин, ответственность. М., 1975. С. 130; Шергин А.П. Административная юрисдикция, М., 1979. С. 92.

[30] См.: Масленников М.Я. Производство по делам об административных правонарушениях: Учебное пособие. М., 1994. С. 14.

[31] См.: Якимов А.Ю. Административно-юрисдикционный процесс и административно-юрисдикционное производство // Государство и право. 1999. № 3. С. 7.

[32] См., напр.: Бахрах Д.Н., Ренов Э.Н. Указ. соч. С. 16.

[33] Коренев А.П. Нормы административного права и их применение. М., 1978. С. 82.

[34] См., напр.: Клюшниченко А.П. Организация административно- юрисдикционной деятельности органов внутренних дел в свете основ законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях: Учебное пособие. Киев, 1983. С. 45.

[35] См., напр.: Лайтман В.И. Процедурно-процессуальная форма в деятельности общественных организаций в СССР: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Харьков, 1982. С. 7; Якимов А.Ю. Указ. соч. С. 7; Бенедик И.В., Погребной И..М. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях и процессуальные формы // Производство по делам об административных правонарушениях в органах внутренних дел: Сборник научных трудов. Киев, 1983. С. 13.

[36] См.: Коренев А.П. Указ. соч. С. 85.

[37] См.: Шергин А.П. Административная юрисдикция. С. 90.

[38] См.: напр.: Бахрах Д.Н. Административная ответственность: Учебное пособие. М., 1999. С. 69; Котюргин С.И. Указ. соч. С. 9; Масленникова М.Я. Указ. соч. С. 14; Бенедик И.В., Погребной И.М. Указ. соч. С. 14.

[39] См.: Панова И.В. Указ. соч. С. 74.

[40] См.: Якимов А.Ю. Указ. соч. С. 7-8.

[41] См., напр.: Севрюгин В.Е. Указ. соч. С. 184.

[42] См., напр.: Лунев А.В. Административная ответственность за правонарушения. М., 1961. С. 177.

[43] См., напр.: Котюргин С.И. Указ. соч. С. 9.

[44] См., напр.: Попугаев Ю.И. Административно-процессуальные меры, применяемые в связи с совершением правонарушения (по материалам деятельности советской милиции): Дисс. ... канд. юрид. наук. М.: МВШМ МВД РСФСР, 1991. С.175.

[45] См., напр.: Коваль Д.В. Указ. соч. С. 184.

[46] См., напр.: Аникин С.Б. Проблемы и перспективы административной юрисдикции органов внутренних дел: Автореф. дисс.... канд. юрид. наук. М.: Академия МВД РФ, 1996. С. 19.

[47] См.: Ожегов С .И. Словарь русского языка. М., 1982. С. 343.

[48] См., напр.: Мельников В.А. Право лица, привлекаемого к административной ответственности, на защиту: Автореф. дисс. ... канд. юрид, наук. М., 1995, С. 9; Карташов Н.Н. Краткая энциклопедия основных понятий и категорий административно-правовых дисциплин. Орел, 1997. С. 41; Поникаров В.А. Гарантии законности в административной деятельности милиции: Дисс.... канд. юрид. наук. М., 1998. С. 167.

[49] См.: Мельников В.А. Там же.

[50] См.: Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. «О милиции» (с изм. и доп. от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 марта 1999 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991, № 16. Ст. 503; 1993. № 10. Ст. 360; № 32. Ст. 1231; Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2964; 1999. № 15, Ст. 1666.

[51] См., напр.: Соловей Ю.П. Правовое регулирование деятельности милиции в Российской Федерации. Омск, 1993. С. 263.

[52] См.: Соловей Ю.П. Указ. соч. С. 215.

[53] См., напр.: Потапов А.И. Административное задержание граждан И Вопросы теории и практики административно-правового регулирования. Свердловск, 1983. С. 87.

[54] См., напр.; Административная юрисдикция; Курс лекций. М.: ЮМ МВД РФ, 1994. С. 64.

[55] См., напр.: Масленников М.Я. Указ. соч. С. 41.

[56] См., напр.: Коренев А.П. Указ. соч. С. 86.

[57] См., напр.: Якуба О.М. Указ. соч. С. 118.

[58] См., напр.: Якуба О.М. Там же. С. 131.

[59] См., напр.: Лозбяков В.П. Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел и профилактика правонарушений. М., 1987. С. 21.

[60] См., напр.: Бельский К.С. Указ. соч. С. 19.

[61] См.: Шергин А.П. Административная юрисдикция. С. 108.

[62] См.: Бельский К.С. Указ. соч. С. 15.

[63] См,, наш.: Бахрах Д.Н. Административная ответственность граждан в СССР. С. 23.

[64] См. также, напр.: Сорокин В.Д. Советское административно-процессуальное право: Учебно-методическое пособие. Л., 1976. С. 34.

[65] См. также, напр.: Павловский А.И. Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан в сфере охраны общественного порядка: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1998. С. 132.

[66] См., напр.: Масленников М.Я. Указ. соч. С. 150.

[67] См.: Якимов А.Ю. Статус субъекта административной юрисдикции и проблемы его реализации. М., 1999. С. 161.

[68] См., напр.: Якимов А.Ю. Административно-юрисдикционный процесс и административно-юрисдикционное производство. С. 10.

[69] См., напр.: Фефилова В.Ф. Классификация административных производств // Производство по делам об административных правонарушениях в органах внутренних дел: Сборник научных трудов. Киев, 1983. С. 53.

[70] См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 31. Ст. 1224.

[71] См.: Якимов А.Ю. Указ. соч. С. 10.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213




Интересное:


Аппарат Президента Российской Федерации
Некоторые вопросы вынесения прокурором постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении
Понятие доказательств по делам об административных правонарушениях и их источников.
Некоторые проблемы совершенствования законодательного регулирования мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
О некоторых процессуальных новеллах кодекса РФ об административных правонарушениях
Вернуться к списку публикаций