2014-01-19 14:37:37
ГлавнаяАдминистративное право — Правовой статус лица, привлекаемого к административной ответственности



Правовой статус лица, привлекаемого к административной ответственности


Важное значение имеют и точные формулировки названий стадий производства по делам об административных правонарушениях.

Так, А.П. Коренев, анализируя административно-процессуальные нормы, выделил стадию возбуждения административного дела (постановка вопроса), стадию предварительного выяснения фактических обстоятельств, стадию рассмотрения и вынесения решения по делу, стадию исполнения акта применения нормы административного права [36].

В то же время А.П. Шергин считает, что такой вид деятельности осуществляется в рамках следующих административно-процессуальных стадий: 1) первичные процессуальные действия; 2) рассмотрение дела по существу; 3) обжалование и пересмотр постановлений органов административной юрисдикции; 4) исполнение постановлений этих органов [37].

В юридической литературе предлагаются и другие названия стадий, которые по сути не отличаются друг от друга. Авторов объединяет то, что они предлагают включать в производство по делам об административных правонарушениях четыре аналогичных стадии [38].

Например, И.В. Панова определяет стадии производства, исходя из процессуального оформления окончания стадии. Возбуждение дела об административном правонарушении возможно только на основе протокола; рассмотрение дела завершается вынесением постановления о наложении административного взыскания либо о прекращении дела производством; обжалование и опротестование постановления по делу об административном правонарушении оканчивается принятием уполномоченным органом (должностным лицом) решения; завершающей стадией является исполнительное производство [39].

На наш взгляд, наиболее полными и конкретными, отвечающими целям и задачам производства по делам об административных -правонарушениях, являются такие формулировки стадий, как; административное расследование и возбуждение дела об административном правонарушении; рассмотрение дела об административном правонарушении и вынесение решения; пересмотр дела и вынесение решения; исполнение решения по делу [40].

Для определения понятия лица, привлекаемого к административной ответственности, следует рассмотреть конкретные стадии, участником которых оно является.

К основным процессуальным действиям, составляющим производство по делам об административных правонарушениях, отнесены; административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей и документов, применение иных мер обеспечения производства по делу, составление протокола об административном правонарушении; рассмотрение дела об административном правонарушении и вынесение по нему постановления; передача материалов при наличии в нарушении признаков преступления прокурору, органу следствия или дознания; рассмотрение жалобы или протеста на постановление по делу; исполнение постановлений [41].

Составление протокола и при необходимости применение мер обеспечения производства относится к начальной стадии производства. Назначение указанной стадии состоит в том, что уполномоченные на то органы и должностные лица в предусмотренной законодательством форме устанавливают факт совершения лицом административного проступка и этим самым возбуждают производство по делу [42].

На этой стадии уполномоченные на то государственные органы и их должностные лица выявляют фактические обстоятельства правонарушения и лицо, его совершившее, фиксируют все обнаруженные доказательства по делу в протоколе (акте) и иных документах [43].

Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются следующие: непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом факта совершения административного правонарушения; материалы, поступившие из государственных органов, органов местного самоуправления или общественных объединений; сообщения и заявления других лиц и публикации в средствах массовой информации.

Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении является наличие достаточных данных, указывающих на наличие признаков административного правонарушения. Здесь речь идет о доказательствах, с помощью которых противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие признается административным проступком.

Доказательствами по делу могут служить любые фактические данные, посредством которых субъект применения нормы устанавливает достоверность событий, явлений, составляющих основание для применения административно-правовой нормы. Уже в первоначальной стадии в результате исследования доказательств должна быть дана предварительная юридическая квалификация соответствующих фактов, найдена норма административного права для применения. На стадии возбуждения дела об административном правонарушении возможно применение мер административного принуждения в связи с неправомерными действиями (либо бездействием) лица, в отношении которого решается вопрос о возбуждении дела.

Например, фактическим основанием производства личного досмотра и досмотра вещей как административно-процессуальных мер являются данные, позволяющие полагать, что лицо (правонарушитель) скрывает орудия совершения правонарушения, предметы, добытые противоправным путем, а также иные предметы и документы, имеющие существенное значение для установления обстоятельств правонарушения либо подлежащие конфискации [44].

Все полученные результаты закрепляются в протоколе (акте) - документе, в котором юридически оформляются собранные в ходе расследования данные. Возбуждение дела как стадия производства состоит в принятии уполномоченным должностным лицом решения о возможности привлечения лица к ответственности, то есть о дальнейшем производстве по делу.

Протокол об административном правонарушении имеет большое юридическое значение в силу ряда обстоятельств. Во-первых, он является процессуальным документом, юридически оформляющим стадию возбуждения дела [45]. Во-вторых, служит основанием для рассмотрения и разрешения дела, В-третьих, данный акт представляет собой документ, на основании которого строится обвинение [46].

Юридические последствия могут наступать лишь в тех случаях, когда в протоколе об административном правонарушении указаны: дата и место его составления, фамилия и инициалы лица, составившего протокол; сведения о физическом лице, в отношении которого возбуждено дело, фамилии, имена, отчества, адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются; место, время совершения и существо административного правонарушения; закон, предусматривающий ответственность за данное правонарушение с указанием конкретной статьи закона; объяснение физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело, и иные необходимые сведения.

Таким образом, характеризуя первоначальную стадию производства по делу, можно отметить следующие основные признаки. Во-первых, на данной стадии фиксируются и исследуются доказательства по делу, устанавливается личность совершившего правонарушение, и осуществляются иные процессуальные действия. Во-вторых, в процессе возбуждения административного дела к лицу могут применяться меры административного принуждения, за исключением административных взысканий. В-третьих, субъектом правоотношений, возникающих в данной стадии, выступают полномочные должностные лица, имеющие право фиксировать факт совершенного административного проступка в протоколе, который затем передается руководителю.

Следовательно, на первоначальной стадии производства по делам об административных правонарушениях речь о привлечении лиц к административной ответственности не идет.

На этой стадии лицо, к которому применяются меры административного принуждения, является подозреваемым в совершении административного правонарушения. По КоАП РСФСР чаще всего это лицо именуется нарушителем. Рассмотрим этот вопрос более подробно.

Нарушитель - тот, кто нарушил какие-нибудь правила, законы, обычаи. «Нарушить» означает помешать нормальному состоянию, развитию чего-либо; не выполнить, не соблюсти [47]. На наш взгляд, «нарушить» очень емкое понятие. Оно включает в себя не только нарушение юридических норм, но и других социальных правил (обычаи, нормы морали и др.). Поэтому оперирование понятием «нарушитель» нельзя признать удачным. Кроме того, во время расследования трудно судить о том, что совершено субъектом проступка, является ли субъект деликтоспособным и т.д.

Можно согласиться с мнением ряда авторов, которые в своих исследованиях данного участника производства именуют лицом, подозреваемым в совершении административного правонарушения [48]. К примеру, В.А. Мельников считает, что лицо, подозреваемое в совершении административного правонарушения, является:

- лицом, застигнутым при совершении (или непосредственно после его совершения) объективно-противоправного действия (либо бездействия), ответственность за которое предусмотрена законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

- лицом, на которое очевидцы, в т.ч. потерпевшие, прямо указали как на лицо, совершившее объективно-противоправное действие либо бездействие;

- лицом, на одежде которого, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы административного правонарушения [49].

Мы полагаем, что подозреваемым в совершении административного правонарушения является лицо, в отношении которого применены (применялись) меры административного принуждения до составления протокола о правонарушении.

Данные меры в соответствии с КоАП РСФСР (ст. 239) могут применяться в целях выявления и пресечения административных правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия; установления личности; составления протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте, если его составление является обязательным; обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела в будущем.

Использование данного термина не является чем-то новым.

В Законе Российской Федерации «О милиции» имеются юридические термины, не содержащиеся пока в КоАП РСФСР: «подозрение в совершении административного правонарушения» и «лицо, подозреваемое в совершении административного правонарушения» [50].

Нормы КоАП РСФСР сформулированы, по-видимому, исходя из далеко не всегда справедливой посылки об очевидности административных правонарушений, а результатом этого является формулировка «административное задержание лица, совершившего правонарушение».

Подобный подход не только неоправданно сужает права милиции, но и ущемляет права граждан, расходясь с общеправовым принципом презумпции невиновности. Правильнее было бы вести речь о задержании лиц, «подозреваемых в совершении административных правонарушений» [51].

Встречаются случаи, когда лица, привлекаемые к административной ответственности, занимают остро конфронтационную позицию и отказываются подписывать протокол об административном правонарушении только потому, что соответствующая графа в протоколе именуется как «подпись правонарушителя» [52]. Необходимо обратить внимание на то, что в это время лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, может быть задержанным в административном порядке. Административное задержание призвано обеспечить, с одной стороны, как пресечение, так и возможность привлечения виновного к ответственности (если задержание производится во время совершения правонарушения), а с другой - только привлечение нарушителя к ответственности (если проступок уже совершен) [53].

Административное задержание представляет собой принудительное кратковременное ограничение личной свободы при наступлении соответствующих установленных законом оснований [54].

Административное задержание как мера принуждения применяется только в связи с совершением противоправного деяния - конкретного административного правонарушения. Следует учесть, что и на данном этапе может применяться такая мера, как административное задержание. Имеется в виду его применение после составления протокола о правонарушении в случаях, когда санкция предусматривает взыскание в виде административного ареста.

Следующая за возбуждением дела стадия производства начинается с момента получения материалов об административном правонарушении полномочным субъектом административной юрисдикции. Обязанностью такого органа (должностного лица) является своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств, имеющих отношение к делу, разрешение его в точном соответствии с законодательством.

На стадии рассмотрения дела об административном правонарушении и вынесения решения по нему разрешаются ключевые вопросы производства по административному делу; имело ли место административное правонарушение; виновно ли данное лицо в его совершении; подлежит ли это лицо административной ответственности; имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность; причинен ли имущественный ущерб; имеются ли основания для передачи материалов об административном правонарушении на рассмотрение органов общественной самодеятельности.

Непосредственному рассмотрению дела и достижению основной цели данной стадии производства предшествует этап подготовки субъекта административной юрисдикции. В ходе ее разрешаются следующие вопросы: относится ли рассмотрение дела к компетенции данного субъекта юрисдикции; правильно ли составлены протокол и материалы дела об административном право нарушении; извещены ли лица о времени рассмотрения дела; истребованы ли дополнительные материалы; о ходатайствах участников производства.

Мы полагаем, что к этому перечню следует добавить; не имеется ли оснований для прекращения производства по делу. К примеру, из материалов дела усматривается, что в деянии лица, очевидно, отсутствуют признаки состава административного правонарушения. Например, в момент совершения правонарушения оно не достигло возраста, по достижении которого наступает административная ответственность. В этих случаях субъект правоприменения должен вынести постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении должна способствовать своевременному и объективному разрешению дела, исключить необоснованное привлечение лица к административной ответственности и неправомерное ограничение его прав и законных интересов.

Субъект административной юрисдикции на данном этапе, как правило, «заочно» знакомится с лицом, к которому в ходе производства могли быть применены меры административного принуждения в связи с совершением им административного правонарушения. Процессуальные административные правоотношения между названными участниками возникают, на наш взгляд, при направлении протокола о правонарушении с материалами дела на рассмотрение и разрешение соответствующих вопросов на последующих стадиях производства.

Рассмотрим порядок рассмотрения дела об административном правонарушении. Судья, председательствующий в заседании коллегиального органа или должностное лицо, рассматривающее дело, объявляет, какое дело подлежит рассмотрению, кто привлекается к административной ответственности, разъясняет лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности. После этого оглашается протокол об административном правонарушении. На заседании заслушиваются лица, участвующие в рассмотрении дела, исследуются доказательства и разрешаются ходатайства. В случае участия в рассмотрении дела прокурора заслушивается его заключение.

Главная цель рассмотрения дела по существу — установление фактических обстоятельств (истины) совершения правонарушения, объективная правовая оценка его и применение к виновному лицу справедливого наказания [55]. Для достижения этих целей требуются сбор и исследование большого объема информации.

Субъект применения норм нрава часто принимает во внимание не только юридические факты, но и обстоятельства, которые не связаны непосредственно с конкретным случаем, влекущим применение административно-правовой нормы, не имеют определяющего значения для применения, но существенны для выработки правильного и эффективного решения [56].

В свою очередь, достижение истины по делу обеспечивается соблюдением всех принципов административного производства. Дальнейшее их развитие и совершенствование должно пойти в том направлении, чтобы обязанность доказывания виновности лица в совершении административного проступка была полностью и целиком возложена на те органы или должностные лица, которые осуществляют привлечение к административной ответственности [57].

Необходимо отметить, что основным принципом деятельности полномочных субъектов в стадии рассмотрения дел об административных правонарушениях является соблюдение законности. Это, в частности, включает в себя и наложение административных взысканий в установленные для этого сроки [58].

При рассмотрении отдельных категорий дел, предусмотренных КоАП РСФСР, присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, является обязательным. В случае его уклонения без уважительных причин от явки по вызову это лицо может быть подвергнуто органом внутренних (милицией) приводу.

Привод не относится к мерам обеспечения производства и применяется к лицу, привлекаемому к административной ответственности, причем приводу предшествует такая самостоятельная процессуальная мера, как вызов.

Рассмотрение дела об административном правонарушении заканчивается принятием одного го следующих решений: привлечь виновного к административной ответственности или прекратить дело производством в отношении невиновного лица. При выборе вида и размера административного взыскания, несомненно, учитывается ряд важнейших социально значимых показателей: отношение к труду (трудовая занятость), рецидив правонарушений и др. [59].

Применение административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение, образует завершающий элемент в структуре административной ответственности [60]. О привлечении к ответственности выносится постановление.

Постановление должно содержать достаточно полную информацию о лице, в отношении которого оно вынесено. Обоснование в части изложения целей, мотивов и обстоятельств совершения проступка и доказывания вины (или невиновности) лица должно подкрепляться ссылкой на соответствующие нормы.

В то же время резолютивная часть постановления по делу об административном правонарушении должна быть по возможности краткой и предельно четкой, чтобы не возникало вопросов при его исполнении. В этой части постановления отражаются: существо принятого по делу решения, вид и размер примененного административного взыскания, а также срок и порядок обжалования постановления.

Нередко встречаются случаи, когда решение по делу об административном правонарушении отражается в протоколе о правонарушении. По нашему мнению, это не соответствует положениям КоАП РСФСР. Постановление по делу должно быть обоснованным, мотивированным и содержать полную информацию о лице, привлекаемом к административной ответственности. Указанные сведения в полной мере не предусмотрены протоколом. Помимо этого в постановлении по делу может быть указан размер ущерба, подлежащего взысканию, срок и порядок его возмещения, а также должно быть отражено решение вопроса по поводу изъятых вещей и документов.

Кроме того, такая практика может поставить «в тупик» субъекта правоприменения, когда требуется вручить несколько копий постановления по делу: лицу, привлекаемому к административной ответственности, потерпевшему, другим лицам.

Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Это значит, что оно должно быть уже полностью оформлено до его объявления.

В ст. 227 КоАП РСФСР закреплена обязательность постановления о наложении административного взыскания. Это означает, что данное постановление обязательно для исполнения государственными органами, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. Анализ ст. 278 и 279 КоАП РСФСР позволяет сделать вывод о том, что постановление по делу о правонарушении подлежит исполнению с момента его вынесения, определяя, тем самым, время вступления принятого по делу решения в законную силу.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213




Интересное:


История развития законодательства об административной ответственности должностных лиц
Взаимодействие Совета Федерации с иными органами государственной власти в России и за рубежом
Реформы 60-70-х годов XIX века в России и переход от полицейского государства к правовому
Аппарат Президента Российской Федерации
Административно-налоговая деликтология
Вернуться к списку публикаций