2014-01-19 14:37:37
ГлавнаяАдминистративное право — Правовой статус лица, привлекаемого к административной ответственности



Правовой статус лица, привлекаемого к административной ответственности


Заключение

Вопросы оптимизации правового статуса лица, привлекаемого к административной ответственности, следует рассматривать в неразрывной связи с административной ответственностью, производством по делам об административных правонарушениях и его стадиями.

Административную ответственность можно охарактеризовать как ответственность соответствующих лиц перед компетентным органом (должностным лицом) за виновное нарушение общеобязательных административно-правовых и иных норм, выраженную в применении к нарушителям установленных административных санкций.

Сам процесс привлечения к административной ответственности есть реагирование государства на административное правонарушение, выражающееся в реализации компетентным субъектом административной юрисдикции права предъявлять обвинение определенному лицу, подвергать противоправное деяние официальной оценке и применять к виновному лицу административное взыскание, указанное в санкции нормы.

Очевидно, что содержание понятия лица, привлекаемого к административной ответственности, можно определить путем рассмотрения вопросов, связанных с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в различных юридических действиях.

Само производство по делу является правовой формой деятельности по применению мер административного принуждения в случаях совершения административного правонарушения и разделено на несколько стадий. Понятие и содержание стадий производства имеет практическое и теоретическое значение для правоприменителя.

Несмотря на наличие ряда мнений на понятие стадии производства по делу о правонарушении, обобщенно о ней можно говорить как об органической части производства, в рамках которой совершаются однородные процессуальные действия, представляющие собой определенный, связанный едиными целями и задачами процессуальный комплекс.

На наш взгляд, наиболее приемлемыми являются такие формулировки стадий производства, как; административное расследование и возбуждение дела об административном правонарушении; рассмотрение дела об административном правонарушении и вынесение решения; пересмотр дела и вынесение решения; исполнение решения по делу.

Анализ стадий производства по делу об административном правонарушении позволяет конкретизировать содержание статуса лица, в отношении которого ведется производство по делу.

На первоначальной стадии - это лицо, подозреваемое в совершении административного правонарушения, к которому могут применяться предусмотренные законодательством меры.

С момента получения материалов об административном правонарушении субъект юрисдикции обязан разрешать дело в точном соответствии с законодательством, поэтому он вступает в правовые отношения по поводу привлечения лица к административной ответственности.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, после вынесения в отношении него постановления о наложении административного взыскания вправе обжаловать такое решение. Следовательно, данный участник производства на стадии пересмотра остается лицом, которое еще привлекается к ответственности.

На заключительной стадии производства постановление органа (должностного лица) о наложении административного взыскания вступает в законную силу. Поэтому лицо, в отношении которого ведется производство по делу, в данный момент будет считаться уже привлеченным к административной ответственности.

Задача конкретизации статуса лица, в отношении которого ведется производство по административному делу, заключается в разграничении прав и обязанностей данного участника в зависимости от стадии производства.

Таким образом, лицом, привлекаемым к административной ответственности, следует считать участника производства, в отношении которого протокол и материалы дела об административном правонарушении рассматриваются и разрешаются полномочным субъектом административной юрисдикции в соответствии с законодательством об административных правонарушениях с вынесением постановления о наложении административного взыскания. В данном положении этот участник остается на таких стадиях производства, как рассмотрение дела об административном правонарушении и пересмотр дела.

Анализ административно-правовых норм показывает, что к лицу, привлекаемому к административной ответственности, могут применяться следующие меры обеспечения производства: административное задержание (в случаях, когда санкции административных правонарушений предусматривают административный арест) и привод, осуществляемый органами внутренних дел (милицией).

Содержанием правового статуса рассматриваемого нами участника являются его права и обязанности. Что касается гарантий, то они в значительной мере касаются деятельности полномочных органов (должностных лиц), которые принимают необходимые меры по реализации прав и законных интересов привлекаемого к административной ответственности лица.

Видится целесообразным, чтобы ст. 247 КоАП РСФСР дополнить правом заявления отводов субъектов, осуществляющих рассмотрение и разрешение дел, а также некоторых других участников производства по делам об административных правонарушениях (экспертов, переводчиков).

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, в настоящее время наделено правом обжалования любого постановления по делу об административном правонарушении, в том числе вынесенного судьей.

Права данного участника производства по делу можно классифицировать по следующим основаниям: а) по правовому источнику, устанавливающему его права (гарантированные Конституцией Российской Федерации; закрепленные административным и гражданско-процессуальным законодательством); б) по характеру использования своих прав (общие - реализуются на всех (или почти всех стадиях производства) и специальные - на конкретной стадии производства по делу); в) применительно к конкретной стадии производства с участием лица, привлекаемого к ответственности.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, несмотря на многообразие предоставленных ему прав, обязано исполнять предписания административно-правовых норм. К обязанностям данного участника следует отнести явку по вызову субъекта административной юрисдикции не только при рассмотрении дела о правонарушении или жалобы на принятое постановление, но и в других случаях, когда это требуется для объективного и всестороннего разбирательства в ходе производства.

Провозгласить те или иные права не означает, что они будут реализовываться сами по себе. Государство берет на себя бремя гарантировать эти права и сохраняет за собой возможность прибегнуть к широкому диапазону мер от убеждения до принуждения — с тем, чтобы установленные обязанности были исполнены.

«Гарантировать» означает определенным образом обеспечивать в полном объеме что-либо, ограждать, охранять, защищать, сделать реальным. В настоящее время общепризнанным является разделение гарантий на две большие группы: общие и специальные.

К общим относятся экономические, политические, идеологические, социальные и организационные гарантии. Несмотря на значимость гарантий этой группы, они не могут до конца обеспечить режим законности, тем самым создать все необходимые условия для реализации прав и законных интересов участников производства по делам об административных правонарушениях, включая и привлекаемого к ответственности лица. Поэтому в нашем случае в первую очередь следует вести речь о специальных гарантиях (в научной литературе их называют правовыми или юридическими гарантиями).

Вопрос о понятии юридических (правовых) гарантий в специальной литературе изучался многими видными учеными. Рассматривая различные точки зрения, связанные с определением юридических гарантий, хотелось бы отметить, что они, на наш взгляд, в решении данных проблем не противоречат друг другу.

По нашему мнению, к правовым гарантиям осуществления производства по делам об административных правонарушениях относятся установленные законом средства и способы, с помощью которых участники производства имеют реальную возможность полно и беспрепятственно использовать свои права, защищать свои законные интересы. Также в число гарантий следует включить положения, которые обязывают соответствующие государственные органы и должностных лиц разъяснять права участникам производства, создавать условия для осуществления этих прав, оберегать данные права от посягательств

Что касается лица, привлекаемого к административной ответственности, то оно в обязательном порядке должно иметь возможности использовать свои права, закрепленные в нормах законодательства. Это, в первую очередь, достигается, благодаря положениям, основанным на принципах законности, презумпции невиновности и объективной истины, и обеспечивается контрольно-надзорной деятельностью соответствующих органов и должностных лиц.

Обеспечение прав лица, привлекаемого к административной ответственности, во многом зависит от совершенства положений процессуального законодательства, при помощи которых реализуются материальные нормы административного права. Порядок разрешения дел об административных правонарушениях должен максимально эффективно обеспечивать права данного лица, причем устанавливаться он должен федеральным законом, обладающим высшей юридической силой по отношению к правовым актам субъектов Российской Федерации.

Следует обратить особое внимание на детальную регламентацию действий должностных лиц, осуществляющих административно-юрисдикционную деятельность. Постановка данного вопроса связана с применением ими мер, ограничивающих права граждан.

Необходимо также иметь в виду, что от информации, поступающей от свидетелей, понятых и потерпевших, зависит реализация лицом, привлекаемым к административной ответственности, своих прав. Поэтому вопрос о привлечении к административной ответственности за ложные сведения или отказ от дачи показаний названных участников производства является весьма актуальным.

Принцип презумпции невиновности, закрепленный в ст. 9 Конституции Российской Федерации, прямо затрагивает права и законные интересы обвиняемого в совершении преступления. Но это не означает, что эти нормы не распространяются на применение других видов взысканий. По существу в основе данного принципа лежит положение, согласно которому, прежде чем налагать какое-либо взыскание за совершенное правонарушение, надо доказать, что оно совершено именно этим лицом.

Важнейшей задачей производства по делам об административных правонарушениях остается установление объективной истины. Это означает, что со стороны должностных лиц, рассматривающих дела о правонарушениях, должен исключаться односторонний, предвзятый подход к выбору решения.

К правовым гарантиям относятся и различные способы обеспечения законности. Их содержание раскрывается через деятельность органов и должностных лиц, обеспечивающих исполнение законодательства об административных правонарушениях. Нами к таким органам отнесены: а) органы (должностные лица), ведущие производство по делам об административных правонарушениях; б) суды общей юрисдикции; в) органы прокуратуры; г) органы (должностные лица), осуществляющие контроль за деятельностью нижестоящих подчиненных субъектов.

В системе данных органов (должностных лиц) важную роль в обеспечении прав лица, привлекаемого к административной ответственности, играют суды общей юрисдикции. Эта роль проявляется не только в качественном и объективном рассмотрении дел об административных правонарушениях, но и в разрешении жалоб граждан и протестов прокуроров на решения должностных лиц, принимаемые в ходе административного разбирательства.

В связи с реформой судебной системы в регионах создаются специализированные административные суды, возрождается и институт мировых судей. На указанные органы со временем будет возложена задача по рассмотрению дел об административных правонарушениях, подведомственных судам общей юрисдикции.

Становится очевидным, что судьи должны рассматривать дела, решения по которым могут значительно ущемлять права лиц, привлекаемых к административной ответственности. Мы считаем, что к ведению судов необходимо отнести рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершение которых влечет конфискацию предметов или вещей, лишение специального права, административное выдворение за пределы Российской Федерации и административный арест. Кроме того, судам следовало бы также рассматривать дела о правонарушениях, схожих по составу с преступлениями или повлекших материальный ущерб.

Должностные лица органов прокуратуры, решая свои специфические задачи, в рамках производства по делу об административном правонарушении обычно опротестовывают незаконные акты, направляют представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений, и, кроме того, могут выносить постановления о возбуждении производства по делу.

Деятельность прокурора по обеспечению прав лица, привлекаемого к административной ответственности, условно можно разделить на: а) правовые средства, используемые для выявления нарушений законности при ведении производства по делу; б) правовые средства восстановления нарушенных прав привлекаемого к ответственности лица.

Заметное место в обеспечении прав лица, привлекаемого к административной ответственности, занимают ОВД как субъекты административно-юрисдикционной деятельности. В юридической литературе высказываются предложения об освобождении ОВД (милиции) от такой функции как разрешение дел об административных правонарушениях и передаче соответствующих дел на рассмотрение судов.

В современных условиях, когда для заполнения штатов судей требуются дополнительно 6-7 тысяч специалистов с высшим юридическим образованием, оптимальное решение данной проблемы видится в перераспределении административно-юрисдикционных полномочий руководителей ОВД (в силу их служебной занятости) между другими сотрудниками.

Так, рассмотрение дел об административных правонарушениях в ГРОЗД было бы целесообразно возложить на инспекторов по административной практике, которые осуществляют исполнительное производство по административным делам. В этих случаях рассмотрение дел производилось бы данными сотрудниками от имени соответствующих органов.

Во многих случаях сотрудники ОВД осуществляют упрощенное производство по делам об административных правонарушениях. В таких ситуациях, даже при согласии гражданина с совершенным им правонарушением, сотрудник ОВД обязан разъяснять порядок обжалования принятого решения. Введение предлагаемого постановления-квитанции для упрощенного производства способствовало бы организационному обеспечению данного положения.

Информация о соблюдении сотрудниками ОВД требований законности при осуществлении производства по делу об административном правонарушении может быть получена начальником подразделения (отдела; при проверке несения службы его подчиненными.

Во внутриорганизационной сфере деятельности ОВД задачи по обеспечению законности и дисциплины среди сотрудников возложены на службу собственной безопасности органов внутренних дел.

Разумеется, одной из основных задач является приобретение сотрудниками ОВД необходимых в административно-юрисдикционной деятельности знаний и навыков. Это может достигаться в рамках служебных занятий путем обмена опытом с приглашением ученых и преподавателей образовательных учреждений МВД, МЮ РФ, а также работников прокуратуры и судебных органов.


Дядькин Олег Николаевич



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213




Интересное:


Некоторые вопросы вынесения прокурором постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении
История развития законодательства об административной ответственности должностных лиц
К вопросу о роли государственной службы в укреплении законности
Понятие и сущность административной ответственности должностных лиц
Таможенный и личный досмотр: понятие, сущность, порядок проведения
Вернуться к списку публикаций