2014-01-17 12:45:42
ГлавнаяАдминистративное право — Признаки дисквалификации



Признаки дисквалификации


Дисквалификация заключается во временном лишении (утрате) права входить в совет директоров (наблюдательный совет). В совет директоров (наблюдательный совет) входят (как уже ранее было указано) председатель и члены совета. Последствия применения дисквалификации заключаются в запрете занимать данные должности. То есть, указанным лицам будет запрещено избираться в совет директоров (наблюдательный совет), а в случае, если они занимают эти должности, то им необходимо будет сложить свои полномочия.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 66 ФЗ РФ «Об акционерных обществах» по решению общего собрания акционеров полномочия любого члена (всех членов) совета директоров (наблюдательного совета) общества могут быть прекращены досрочно. Следует подчеркнуть, что в случае избрания членов совета директоров (наблюдательного совета) общества кумулятивным голосованием решение общего собрания акционеров о досрочном прекращении полномочий может быть принято только в отношении всех членов совета директоров (наблюдательного совета) общества. То есть в данном случае из-за одного дисквалифицированного лица может потребоваться переизбрание всех членов совета директоров.

Однако ФЗ РФ «Об акционерных обществах» не предусматривает дисквалификацию в качестве основания для лишения лица права входить в совет директоров (наблюдательный совет). По нашему мнению необходимо ликвидировать этот пробел принятием Федерального закона «О внесении дополнений в статьи 66 и 67 Федерального закона «Об акционерных обществах»».


Проект Федерального закона Российской Федерации «О внесении дополнений в статьи 66 и 67 Федерального закона «Об акционерных обществах»»


Статьи в действующем законе

Предлагаемые дополнения (выделены жирным шрифтом)

Статья 66. Избрание совета директоров (наблюдательного совета) общества

1. Члены совета директоров (наблюдательного совета) общества избираются общим собранием акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и уставом общества, на срок до следующего годового общего собрания акционеров. Если годовое общее собрание акционеров не было проведено в сроки, установленные пунктом 1 статьи 47 настоящего Федерального закона, полномочия совета директоров (наблюдательного совета) общества прекращаются, за исключением полномочий по подготовке, созыву и проведению годового общего собрания акционеров.

Лица, избранные в состав совета директоров (наблюдательного совета) общества, могут переизбираться неограниченное число раз.

По решению общего собрания акционеров полномочия любого члена (всех членов) совета директоров (наблюдательного совета) общества могут быть прекращены досрочно.

В случае избрания членов совета директоров (наблюдательного совета) общества кумулятивным голосованием в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи решение общего собрания акционеров о досрочном прекращении полномочий может быть принято только в отношении всех членов совета директоров (наблюдательного совета) общества.

2. Членом совета директоров (наблюдательного совета) общества может быть только физическое лицо. Член совета директоров (наблюдательного совета) общества может не быть акционером общества.

Члены коллегиального исполнительного органа общества не могут составлять более одной четвертой состава совета директоров (наблюдательного совета) общества. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, не может быть одновременно председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества.

3. Количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) общества определяется уставом общества или решением общего собрания акционеров в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Для общества с числом акционеров - владельцев голосующих акций общества более одной тысячи количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) общества не может быть менее семи членов, а для общества с числом акционеров - владельцев голосующих акций общества более десяти тысяч - менее девяти членов.

4. Выборы членов совета директоров (наблюдательного совета) общества с числом акционеров - владельцев голосующих акций общества более одной тысячи осуществляется кумулятивным голосованием. В обществе с числом акционеров - владельцев голосующих акций общества 1 000 и менее уставом может быть предусмотрено кумулятивное голосование при выбора членов совета директоров (наблюдательного совета) общества. При кумулятивном голосовании число голосов, принадлежащих каждому акционеру, умножается на число лиц, которые должны быть избраны в совет директоров (наблюдательный совет) общества, и акционер вправе отдать полученные таким образом голоса полностью за одного кандидата или распределить их между двумя и более кандидатами.

Избранными в состав совета директоров (наблюдательного совета) общества считаются кандидаты, набравшие наибольшее число голосов.

Статья 66. Избрание совета директоров (наблюдательного совета) общества

1. Члены совета директоров (наблюдательного совета) общества избираются общим собранием акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и уставом общества, на срок до следующего годового общего собрания акционеров. Если годовое общее собрание акционеров не было проведено в сроки, установленные пунктом 1 статьи 47 настоящего Федерального закона, полномочия совета директоров (наблюдательного совета) общества прекращаются, за исключением полномочий по подготовке, созыву и проведению годового общего собрания акционеров.

Лица, избранные в состав совета директоров (наблюдательного совета) общества, могут переизбираться неограниченное число раз.

По решению общего собрания акционеров полномочия любого члена (всех членов) совета директоров (наблюдательного совета) общества могут быть прекращены досрочно.

В случае если в отношении одного из членов (всех членов) совета директоров (наблюдательного совета) общества имеется вступившее в законную силу постановление о дисквалификации, то его полномочия подлежат прекращению с момента вступления такого постановления в законную силу.

В случае избрания членов совета директоров (наблюдательного совета) общества кумулятивным голосованием в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи решение общего собрания акционеров о досрочном прекращении полномочий может быть принято только в отношении всех членов совета директоров (наблюдательного совета) общества.

2. Членом совета директоров (наблюдательного совета) общества может быть только физическое лицо. Член совета директоров (наблюдательного совета) общества может не быть акционером общества.

Членом совета директоров (наблюдательного совета) общества не может быть избрано лицо, в отношении которого имеется вступившее в законную силу постановление о его дисквалификации.

Члены коллегиального исполнительного органа общества не могут составлять более одной четвертой состава совета директоров (наблюдательного совета) общества. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, не может быть одновременно председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества.

3. Количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) общества определяется уставом общества или решением общего собрания акционеров в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Для общества с числом акционеров - владельцев голосующих акций общества более одной тысячи количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) общества не может быть менее семи членов, а для общества с числом акционеров - владельцев голосующих акций общества более десяти тысяч - менее девяти членов.

4. Выборы членов совета директоров (наблюдательного совета) общества с числом акционеров - владельцев голосующих акций общества более одной тысячи осуществляется кумулятивным голосованием. В обществе с числом акционеров - владельцев голосующих акций общества 1 000 и менее уставом может быть предусмотрено кумулятивное голосование при выбора членов совета директоров (наблюдательного совета) общества. При кумулятивном голосовании число голосов, принадлежащих каждому акционеру, умножается на число лиц, которые должны быть избраны в совет директоров (наблюдательный совет) общества, и акционер вправе отдать полученные таким образом голоса полностью за одного кандидата или распределить их между двумя и более кандидатами.

Избранными в состав совета директоров (наблюдательного совета) общества считаются кандидаты, набравшие наибольшее число голосов.

Статья 67. Председатель совета директоров (наблюдательного совета) общества.

1. Председатель совета директоров (наблюдательного совета) общества избирается членами совета директоров (наблюдательного совета) общества из их числа большинством голосов от общего числа членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, если иное не предусмотрено уставом общества.

Совет директоров (наблюдательный совет) общества вправе в любое время переизбрать своего председателя большинством голосов от общего числа членов совета директоров (наблюдательного совета), если иное не предусмотрено уставом общества.

2. Председатель совета директоров (наблюдательного совета) общества организует его работу, созывает заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества и председательствует на них, организует на заседаниях ведение протокола, председательствует на общем собрании акционеров, если иное не предусмотрено уставом общества.

3. В случае отсутствия председателя совета директоров (наблюдательного совета) общества его функции осуществляет один из членов совета директоров (наблюдательного совета) общества по решению совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Статья 67. Председатель совета директоров (наблюдательного совета) общества.

1. Председатель совета директоров (наблюдательного совета) общества избирается членами совета директоров (наблюдательного совета) общества из их числа большинством голосов от общего числа членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, если иное не предусмотрено уставом общества.

Совет директоров (наблюдательный совет) общества вправе в любое время переизбрать своего председателя большинством голосов от общего числа членов совета директоров (наблюдательного совета), если иное не предусмотрено уставом общества.

Председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества не может быть избрано лицо, в отношении которого имеется вступившее в законную силу постановление о дисквалификации.

В случае, если в отношении председателя совета директоров (наблюдательного совета) общества имеется вступившее в законную силу постановление о дисквалификации, то его полномочия подлежат прекращению с момента вступления такого постановления в законную силу.

2. Председатель совета директоров (наблюдательного совета) общества организует его работу, созывает заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества и председательствует на них, организует на заседаниях ведение протокола, председательствует на общем собрании акционеров, если иное не предусмотрено уставом общества.

3. В случае отсутствия председателя совета директоров (наблюдательного совета) общества его функции осуществляет один из членов совета директоров (наблюдательного совета) общества по решению совета директоров (наблюдательного совета) общества.


Дисквалификация заключается во временном лишении (утрате) права осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом.

В данном случае, как правило, имеется ввиду запрет выступать в качестве арбитражного управляющего.

Арбитражный управляющий (временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий или конкурсный управляющий) - гражданин Российской Федерации, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных установленных Федеральным законом РФ «О несостоятельности (банкротстве)» [47] полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций (ст. 2 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Одним из основных направлений деятельности арбитражного управляющего является осуществление предпринимательской деятельности по управлению юридическим лицом.

Следует особо подчеркнуть, что арбитражный управляющий не становится органом управления акционерного общества. Управленческие функции осуществляются им не в целях организации и упорядочения деятельности акционерного общества, а для решения поставленной перед ним законом особой задачи [48].

Данные полномочия на него возлагаются в связи с проведением процедуры банкротства. Наиболее отчетливо они проявляются, например, на стадии внешнего управления (ст. 94 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)»). В частности, с даты введения внешнего управления:

1. прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего;

2. внешний управляющий вправе издать приказ об увольнении руководителя должника или предложить руководителю должника перейти на другую работу в порядке и на условиях, которые установлены трудовым законодательством;

3. прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия, полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему, за исключением полномочий органов управления должника, предусмотренных пунктом 2 ст. 94 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)».

4. Органы управления должника, временный управляющий, административный управляющий в течение трех дней с даты утверждения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей внешнему управляющему.

Внешний управляющий, как правило, утверждается арбитражным судом одновременно с введением внешнего управления.

Следует подчеркнуть, что до даты утверждения внешнего управляющего арбитражный суд возлагает исполнение обязанностей и осуществление прав внешнего управляющего, за исключением составления плана внешнего управления, на лицо, исполнявшее обязанности временного управляющего или административного управляющего должника.

Закон наделяет очень широкими правами внешних управляющих (ст. 99 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)»):

1. распоряжаться имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления с ограничениями, предусмотренными ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)»;

2. заключать от имени должника мировое соглашение;

3. заявлять отказ от исполнения договоров должника;

4. предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)»; и т.д.

В соответствии с ч. 6 ст. 20 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» одним из оснований отказа утвердить в качестве временного управляющего, административного управляющего, внешнего управляющего или конкурсного управляющего является дисквалификация арбитражного управляющего. Следует отметить, что названный закон несколько иначе дает определение дисквалификации, чем КоАП РФ.

Дисквалификация арбитражных управляющих — это лишение в порядке, установленном федеральным законом, права занимать руководящие должности и (или) осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическими лицами, входить в совет директоров (наблюдательный совет) и (или) управлять делами и (или) имуществом других лиц (ч. 6 ст. 20 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)»).

А в соответствии с ч. 1 ст. 3.11 КоАП РФ, дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Основные отличия понятия дисквалификации арбитражных управляющих, данного в ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)», от понятия дисквалификации данного в ст. 3.11 КоАП РФ сводятся к следующему:

1. понятие дисквалификации арбитражных управляющих не содержит указания на то, что данный вид административного наказания применяется к «физическим лицам», однако вводится новый признак, согласно которому дисквалификация применяется в «установленном федеральным законом порядке». Однако данные изменения, по-нашему мнению, не имеют принципиального значения, поскольку если Закон прямо не указывает на то, что дисквалификация арбитражных управляющих применяется к физическим лицам, то это не значит, что она может применяться и к юридическим лицам, поскольку арбитражный управляющий может быть только физическим лицом (ст. 2 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)»).

2. другое нововведение - о том, что дисквалификация применяется в «установленном федеральным законом порядке», также не имеет принципиального значения, поскольку согласно ч. 3 ст. 3.2 КоАП РФ дисквалификация может устанавливаться только Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Порядок применения дисквалификации также устанавливается нормами КоАП РФ, а в назначения дисквалификации арбитражным судом, наряду с КоАП РФ будут применяться положения АПК РФ.

3. другое отличие в данных понятиях заключается в том, что согласно ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» дисквалификация арбитражного управляющего заключается в лишении «права занимать руководящие должности... по управлению юридическими лицами», в то время как в КоАП РФ дисквалификация заключается в лишении «права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица». С одной стороны может показаться, что данное понятие в ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» шире, чем в КоАП РФ, поскольку включает в себя не только лиц занимающих руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, но и иных лиц, управляющих юридическим лицом. Однако это не так, поскольку в КоАП РФ содержится указание о том, что дисквалификация также заключается в запрете «осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации» куда могут быть отнесены все иные лица, занимающие руководящие должности по управлению юридическими лицами.

4. четвертое отличие состоит в том, что согласно ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» дисквалификация арбитражных управляющих заключается также в лишении права «управлять делами и (или) имуществом других лиц», в то время как КоАП РФ формулирует данный запрет как лишение права «осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации». Однако и данные отличия мы считаем не принципиальными, поскольку по-нашему мнению понятия «осуществление управления юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации» и «управление делами и (или) имуществом других лиц» фактически являются равнообъемными. Таким образом, несмотря на то, что понятие «дисквалификации» (арбитражных управляющих) отличается от общего понятия «дисквалификации», данного в ст. 3.11 КоАП РФ, мы считаем такие отличия не принципиальными, а понятия равнообъемными.

Очевидно, что законодатель попытался показать некоторые особенности дисквалификации арбитражных управляющих, однако, фактически не внеся ни чего принципиально нового, ввел еще одно понятие дисквалификации. Если следовать логике законодателя, необходимо отдельно давать определение дисквалификации руководителям исполнительного органа управления юридического лица, отдельно - членам совета директоров (наблюдательного совета), и другим субъектам, что, по нашему мнению, недопустимо.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Институт президентства в системе разделения властей в Российской Федерации
Аппарат Президента Российской Федерации
Дисквалификация в системе мер административного наказания и ее соотношение с иными видами наказания
Некоторые вопросы вынесения прокурором постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении
Меры поощрения, ответственности и ограничения государственных служащих Российской Федерации
Вернуться к списку публикаций