2014-01-17 11:58:29
ГлавнаяАдминистративное право — Порядок применения дисквалификации в административном праве Российской Федерации



Порядок применения дисквалификации в административном праве Российской Федерации


К лицам, уполномоченным обращаться в установленном порядке в суд с заявлением о дисквалификации арбитражного управляющего по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, относятся должностные лица Федеральной регистрационной службы (Росрегистрации) и ее территориальных органов по субъекту (субъектам) Российской Федерации - главное управление (управление) Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской Федерации.

По статьям 14.21, 14.22 КоАП РФ в соответствии со ст. 28.3 правомочны составлять протоколы об административных правонарушениях должностные лица органов уполномоченных в области банкротства и финансового оздоровления. За 2002-2003 год такими лицами, уполномоченными составлять указанные протоколы успели побывать должностные лица ФСФО России и Министерства юстиции РФ. Однако, начиная с июля 2003 г. [45] по настоящее время, вовсе не определены ни конкретные органы, ни должностные лица, уполномоченные составлять данные протоколы. Такая ситуация развивалась следующим образом:

Приказом ФСФО России от 27.06.2002 № 279 «Об организации работы ФСФО России по реализации федерального закона «О введение в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» [46] уполномоченными составлять данные протоколы по статьям 14.21 и 14.22 КоАП РФ (а также по статьям 14.12 и 14.13) были признаны должностные лица ФСФО РФ (руководитель ФСФО России, его заместители; руководители межрегиональных территориальных органов Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству, их заместители; руководители территориальных органов Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству, их заместители). Однако уже в апреле 2003 г. данный приказ был признан утратившим силу [47].

Приказом Минюста РФ от 28.02.2003 № 48 [48] уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях по статьям 14.21 и 14.22 КоАП РФ (а также 14.12 и 14.13) были признаны должностные лица Министерства юстиции РФ (Заместители Министра юстиции Российской Федерации; руководитель Департамента экономического законодательства, его заместители; руководители территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации, их заместители). В июле 2003 года в данный приказ были внесены изменения [49], согласно которым должностные лица Министерства юстиции были лишены права составлять протоколы об административных правонарушениях по статьям 14.21 и 14.22 КоАП РФ (а также по ст. 14.12 и частям 1-2 ст. 14.13). Другим органам и должностным лицам данные полномочия переданы не были.

Возникший пробел в праве, безусловно, требует скорейшего устранения. Он является одной из основных причин того, что большинство статей (14.12, 14.13, 14.21, 14.22) КоАП РФ, за которые может быть назначена дисквалификация, практически не работают (за исключением ч. 3 ст. 14.13). Кроме того, невозможность практически привлечь правонарушителей к административной ответственности по данным статьям нарушает ряд основных принципов, среди которых принцип неотвратимости наказания, а также создает опасную атмосферу безнаказанности и вседозволенности, что наносит значительный вред, как обществу, так и государству [50].

В этой связи, один из авторов нового КоАП РФ Н.Г. Салищева в 2003 г. отмечала: «очевидно, что применительно к ч. 1 с. 28.3 КоАП РФ федеральные исполнительные органы должны определить круг должностных лиц, уполномоченных в пределах компетенции данного органа составлять протоколы об административных правонарушениях. Это сделать необходимо исходя из задачи защиты прав и свобод человека и гражданина, поскольку для применения мер административного принуждения должны быть четко определены лица, применяющие принуждение и их полномочия» [51]. Однако в большинстве случаев, применительно к дисквалификации, это до сих пор не сделано.

По нашему мнению, протоколы об административных правонарушениях по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ вполне обоснованно уполномочены составлять указанные ранее должностные лица органов, осуществляющих контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих — должностные лица Федеральной регистрационной службы (Росрегистрации) и ее территориальных органов, поскольку правонарушения по данной статье совершаются арбитражными управляющими.

Полномочия по составлению протоколов по ст. 14.12, частям 1-2 ст. 14.13 и статьям 14.21 и 14.22 КоАП РФ, по нашему мнению, учитывая сущность и специфику отношений регулируемых данными статьями, необходимо возложить на должностных лиц органа, являющегося правопреемником большинства полномочий ФСФО России - Федеральную налоговую службу.

В соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ, к лицам, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях по ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ относятся — должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии со ст. 2 ФЗ РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 г. в ред. ФЗ РФ от 23.12.2003 г. [52] государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г.; в ред. ФКЗ РФ от 19.06.2004 г. [53]. Согласно п. 1 постановления Правительства РФ от 17.05.2002 г. № 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» в ред. от 16.09.2003 г. [54] уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим начиная с 1 июля 2002 г. государственную регистрацию юридических лиц, с 1 января 2004 г. - государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, является Федеральная налоговая служба (Министерство РФ по налогам и сборам).

Необходимо особо обратить внимание на то, что с 1 июня 2005 г., когда вступят в силу изменения в КоАП РФ, которые были внесены Федеральным законом РФ от 30.12.2004 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О кредитных историях» [55], согласно которым перечень составов административных правонарушений, за которые может быть назначена дисквалификация пополнится двумя новыми составами - незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющей кредитную историю (ст. 5.53) и незаконное получение или предоставление кредитного отчета (14.28), довольно остро станет проблема определения лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях по данным статьям, поскольку, принимая названный закон, законодатель так и не определил - должностные лица каких органов будут уполномочены составлять данные протоколы. Мы полагаем, что это должны быть должностные лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору за деятельностью бюро кредитных историй, поскольку в соответствии со ст. 23.64 правонарушениями данного рода, в том числе и рассмотрением данной категории дел, будут непосредственно заниматься должностные лица указанного федерального органа.

Согласно ч. 3 ст. 28.1 дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

В соответствии с ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 5.27, ст. 14.12, ст. 14.13, ст. 14.21, ст. 14.22, ч. 4 ст. 14.25 считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении. Прокурор выносит постановление по данным статьям КоАП РФ основываясь на положениях ст. 28.4 КоАП РФ, согласно которым «при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации». Как свидетельствует практика, наиболее часто прокурор возбуждает дела по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ.

В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 ст. 28.1 КоАП РФ, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ).

Протокол об административном правонарушении либо постановление прокурора должно составляется в полном соответствии со статьями 28.2 и 28.5 КоАП РФ. Следует особо подчеркнуть, что дисквалификация не может быть назначена без составления протокола либо постановления прокурора об административном правонарушении (ст. 28.6 КоАП РФ).

Следует отметить, что выделяются следующие процессуальные нарушения при составлении протокола об административном правонарушении, которые способны повлиять на судебное решение по делу:

Во-первых, неполное, поверхностное описание события административного правонарушения.

Во-вторых, отсутствие объяснений лица, привлекаемого к ответственности, отсутствие сведений о разъяснении ему прав и обязанностей, а также о том, что лицо ознакомлено с протоколом.

В-третьих, отсутствие или неправильная юридическая квалификация административного правонарушения.

В-четвертых, отсутствие прилагаемых к протоколу документов, на которых он основан.

В-пятых, нарушение процессуальных сроков составления протокола и направления его на рассмотрение.

В-шестых, составление протокола неуполномоченным должностным лицом [56].

Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье (мировому или арбитражному) в течение суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении. В случае если протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, неправильно составлен протокол и оформлены другие материалы дела, либо не полно представлены, недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи, рассматривающего дело об административном правонарушении. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются указанным судье, органу, должностному лицу в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков (части 1,3 ст. 28.8 КоАП РФ).

При наличии хотя бы одного из обстоятельств исключающих производство по делу (ст. 24.5 КоАП), соответствующее должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, выносит постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных ст. 29.10 КоАП РФ.

Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях в суде общей юрисдикции (у мирового судьи) по тем статьям КоАП, за которые может быть назначена дисквалификация, осуществляется в точном соответствии с главой 29 КоАП РФ.

Именно на данной стадии соблюдение принципа законности приобретает особую важность. Весьма важным по данному вопросу является замечание О.С. Рогачевой, которая отмечает, что «реализация принципа законности в производстве по делам об административных правонарушениях предполагает соблюдение не только требований закона по содержательной характеристики административной юрисдикции, но и соблюдение формальных требований: сроков наложения административного наказания; формы протокола и постановления по делу об административном правонарушении и соблюдении их реквизитов; места и сроков рассмотрения дел; порядка и сроков исполнения постановлений» [57].

По общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения, однако по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица (ст. 29.5 КоАП РФ).

Однако, учитывая особый характер совершаемых правонарушений и субъектов, привлекаемых к административной ответственности в виде дисквалификации, считаем целесообразным, в ст. 29.5 КоАП уточнить, что по ч. 2 ст. 5.27, ст. 14.12, ст. 14.13, ст. 14.21, ст. 14.22, ч. 4 ст. 14.25 настоящего Кодекса, дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения, однако по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства индивидуального предпринимателя, либо по месту нахождения юридического лица, в органе которого данное лицо во время совершения правонарушения осуществляло организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

В соответствии со ст. 29.6 КоАП РФ дело о дисквалификации рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок его рассмотрения может быть продлен судьей, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья выносит мотивированное определение.

По результатам рассмотрения дела, в соответствии со ст. 29.9 КоАП, могут быть приняты два вида юридических актов — постановление и определение.

Постановление выносится:

1. о назначении административного наказания (дисквалификации);

2. о прекращении производства по делу об административном правонарушении (в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу либо объявления устного замечания, либо прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления).

В соответствии с ч. 2 ст. 29.9 КоАП, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение:

1. о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2. о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

Согласно ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении о назначении дисквалификации должны быть указаны:

1. должность, фамилия, имя, отчество судьи, вынесшего постановление;

2. дата и место рассмотрения дела;

3. сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;

4. обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;

5. статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность в виде дисквалификации;

6. мотивированное решение по делу о дисквалификации;

7. срок и порядок обжалования постановления.

Следует отметить, что если при решении вопроса о назначении судьей административного наказания за административное правонарушение одновременно решается вопрос о возмещении имущественного ущерба, то в постановлении по делу об административном правонарушении указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения. Однако при этом необходимо учитывать то обстоятельство, что дисквалифицированное лицо уже не обладает теми возможностями, какими оно обладало до дисквалификации, поскольку прекратило управление юридическим лицом.

Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия данного постановления немедленно вручается под расписку физическому лицу, либо в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

В соответствии со ст. 29.13 КоАП РФ судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678




Интересное:


Организация и проведение выборов Президента России
Меры поощрения, ответственности и ограничения государственных служащих Российской Федерации
Дисквалификация в системе мер административного наказания и ее соотношение с иными видами наказания
Формирование доктринального понятия должностного лица, его организационно-правовая основа
Административно-правовой статус Президента России
Вернуться к списку публикаций