2014-01-06 00:30:45
ГлавнаяАдминистративное право — Таможенный контроль: понятие, принципы, основы нормативно-правового регулирования



Таможенный контроль: понятие, принципы, основы нормативно-правового регулирования


Исследование института таможенного контроля, анализ норм права, составляющих его правовую основу, позволяет нам провести дифференциацию института таможенного контроля по различным основаниям. Рассмотрение таможенного контроля по видам способствует его более глубокому пониманию. «Вид - составная часть, выражающая (частично) содержание целого, и в то же время, отличающаяся от других частей, конкретными носителями контрольных функций (субъектами), объектами контроля, что в свою очередь, определяет и отличия в методах осуществления контрольных действий» [50].

В зависимости от вида транспортных средств, перемещающих товар через таможенную границу, можно различить таможенный контроль на: водном, воздушном, железнодорожном и автомобильном транспорте. Нормативными актами ГТК РФ устанавливаются особенности применения отдельным форм контроля при ввозе-вывозе грузов тем или иным видом транспорта [51].

В зависимости от вида подконтрольных субъектов различают таможенный контроль, осуществляемый в отношении:

- физических лиц;

- деятельности юридических лиц;

- работы звеньев таможенной инфраструктуры (таможенных брокеров, таможенных перевозчиков и др.).

Отдельные формы таможенного контроля могут производиться только в отношении определенных категорий субъектов. Так, личному досмотру подвергаются исключительно физические лица, а таможенная ревизия применяется лишь касательно деятельности хозяйствующих субъектов.

По объектам таможенный контроль производится относительно товаров, транспортных средств, валюты и валютных ценностей (в последнем случае он называется таможенно-банковский валютный контроль). Разновидности товаров как непосредственных объектов таможенных правоотношений обусловливают и наличие более узких разновидностей таможенного контроля. Так, спецификой отличается контроль, проводимый таможенными органами за перемещением электроэнергии [52].

По степени охвата таможенный контроль бывает выборочным и сплошным. Как правило, организация таможенного контроля строится на принципе выборочности. Однако в случае обнаружения признаков нарушения таможенных правил, по требованию контролируемого лица, выборочный контроль может трансформироваться в сплошной.

Относительно способа проведения таможенного контроля выделяют:

а) документальный контроль (проверка документов и сведений);

б) фактический контроль (таможенный осмотр товаров и транспортных средств; таможенный досмотр товаров и транспортных средств; таможенное наблюдение; проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков);

в) вербальный контроль (устный опрос; получение пояснений).

В зависимости от времени действия выделяют следующие виды таможенного контроля:

• предварительный таможенный контроль, который предшествует совершению определенной деятельности, например, подача предварительной таможенной декларации влечет начало проведения таможенного контроля еще до ввоза иностранных товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

• текущий - производится в процессе таможенного оформления;

• последующий - осуществляется после выпуска товаров, т. е. после того как товары будут отданы в распоряжение заинтересованных лиц (таможенная ревизия; проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков);

По числу субъектов, участвующих в ходе осуществления таможенного контроля, различают следующие виды контроля:

— односторонний таможенный контроль (осуществляется таможенными органами одного государства);

— двусторонний таможенный контроль (осуществляется таможенными органами различных государств по отдельности);

— совместный или одновременный таможенный контроль (осуществляется таможенными органами различных государств совместно).

Дифференциацию таможенного контроля можно проиллюстрировать следующей схемой.


Отдельные критерии классификации таможенного контроля

Рис. 1. Отдельные критерии классификации таможенного контроля


Исследуя юридическую природу рассматриваемого института, следует изложить позицию, в соответствии с которой наиболее точно таможенный контроль следовало бы назвать таможенным надзором. Такая точка зрения ранее была высказана Д.Н. Бахрахом и С.В. Киваловым, считающими, что таможенный контроль можно охарактеризовать как «административный надзор, осуществляемый органами исполнительной власти» [53]. Причиной тому является отсутствие в данной системе одной из сторон контроля, заключающейся в проведении проверки с точки зрения целесообразности решений и действий субъектов таможенных правоотношений. Именно сочетание законности и целесообразности в ходе проверки дают основание относить определенный метод государственной деятельности к контролю. Учитывая, что таможенный контроль основан лишь на проверке объекта с точки зрения законности, он наиболее близок к надзору. Однако законодательное определение данной функции таможенных органов позволяет нам в дальнейшем называть ее таможенный контроль. Тем более, что закрепление принципа выборочности таможенного контроля, основанного на использовании системы управления рисками, в большей степени усиливается аспект целесообразности выбора той или иной формы таможенного контроля.

Итак, выделим основные черты таможенного контроля.

Во-первых, таможенный контроль представляет собой вид государственного контроля. Он осуществляется от имени государства, в интересах государства и его граждан.

Во-вторых, таможенный контроль основан на принципах таможенного контроля: законности; уважения прав и законных интересов субъектов внешнеэкономической деятельности, гуманности, оперативности, сотрудничества с таможенными органами иностранных государств, эффективности, выборочности таможенного контроля основанного на использовании системы управления рисками. Использование системы управления рисками характеризует таможенный контроль с точки зрения целесообразности применения форм таможенного контроля.

В третьих правовой основой таможенного контроля является система источников таможенного права, выраженных в совокупности общеобязательных правил поведения, установленных государством исключительно на федеральном уровне. Организация таможенного контроля строится также в соответствии с международно-правовыми нормами.

В-четвертых, таможенный контроль производится только федеральными органами исполнительной власти, при этом исключительными полномочиями на его осуществление обладают таможенные органы РФ (п. 7. ст. 358 ТК РФ).

В-четвертых, таможенный контроль охватывает сферу внешнеэкономической деятельности. Он непосредственно связан либо с имуществом, перемещаемым через таможенную границу РФ, либо с деятельностью лиц, занимающихся таким перемещением или связанных с ввозом- вывозом товара.

В-пятых, содержание таможенного контроля составляет совокупность административных и финансовых мер, ограничивающих свободу поведения контролируемого лица. При этом порядок применения данных мер регламентирован нормами права в соответствии с принципом «все, что не разрешено законом - запрещено».

Таким образом, таможенный контроль выступает важнейшим институтом таможенного права, обязательным элементом деятельности субъектов внешней торговли. Таможенный контроль играет важную роль в укреплении законности в сфере международного оборота, занимает основополагающее место в деле борьбы с нарушениями таможенного законодательства.


Сергеев Евгений Владимирович



[1] Финансовое право / Под ред. О.Н. Горбуновой. М., 1996. С. 46.

[2] Студеникина М.С. Государственный контроль и применение административной ответственности как формы государственного регулирования экономическими процессами. - В кн. Административно-правовое регулирование экономических отношений. М., 2001. С. 41.

[3] Чиркин В.Е. Государственное управление. М., 2002. С. 250.

[4] Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. М., 2000. С. 608.

[5] Селивон Н.Ф. Контрольная функция местных Советов народных депутатов. Киев, 1980. С.81.

[6] Шорина Е.В. Контроль за деятельностью органов государственного управления в СССР. М., 1981. С.183.

[7] Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Российское административное право: Учеб. пособие. Саратов, 2000. С. 180.

[8] Артемов H. М, Ашмарина Е. М., Ячменев Г. Г. Финансово- правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации.М., 2004. С. 17.

[9] Вопрос о месте таможенного права в системе российского права остается дискуссионным (См., напр.: Бахрах Д.Н., Кивалов C.B. Таможенное право России. Екатеринбург, 1995. С.6-9; Российское таможенное право: Учебник для вузов. / Отв. ред. Б.Н. Габричидзе. М., 1997. С. 52-63; Козырин А.Н. Таможенное

[10] Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Заключена в Киото // Документ опубликован не был, содержится в справочно-информационной системе «Консультант плюс».

[11] Комментарий к таможенному кодексу Российской Федерации / под общ. ред. Ю. Ф Азарова и Г. В. Баландиной. М., 2004. С. 614.

[12] Законодательное определение таможенного оформления отсутствует, однако в науке под ним понимают действия должностных лиц таможенных органов, направленные на обеспечение соблюдения действующего законодательства и установленного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, в том числе соблюдения мер тарифного и нетарифного регулирования (См., Бакаева О.Ю., Матвиенко Г. В. Таможенное право / Отв. ред. Н. И. Химичева. М., 2003. С. 202.

[13] ТН ВЭД России - Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности представляет собой систему наименований, описаний и кодов товаров. Она разработана на основе Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (подписана в Брюсселе 14 июня 1983 г.; вступила в силу 1 января 1988 г.) // Таможенные ведомости. 1996. № 8. На основе ТН ВЭД составляется таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин.

[14] Данный механизм основного таможенного оформления установлен п.4 приказа ГТК РФ от 28 ноября 2003 г. № 1356 «Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров» // Таможенный вестник. 2004. № 2.

[15] Шурупов В. В. Тенденции развития системы проверок финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД в 2004 г. // ФОРУМ: Методический сборник М., 2003. С.34.

[16] Корняков К.А. Концептуальные основы управления развитием технологий таможенного контроля товаров и транспортных средств. Автореф. дне.... канд. экон. наук. Люберцы, 2001. С.13.

[17] Термин «растаможивание» (фр. dedouanement доел, растаможивание), соответствующий русскому официальному термину «таможенное оформление и контроль», употребляется как в научной литературе, так и в официальных документах.

[18] Архипов И. В. Шарапов H. H. Правовое регулирование оборота культурных ценностей: Учеб. пособие. Саратов, 2003. С. 39.

[19] The Kyoto Convention 2 ООО Inter-national Convention. On the Simplification and Harmonization of Customs Procedures// Документ опубликован не был, содержится в справочно-информационной системе «Консультант плюс».

[20] Терехов Н. В. Таможенный контроль как средство выявления правонарушений во внешнеторговой деятельности. Дис. ...к.ю.н. М., 2003. С. 17.

[21] На наш взгляд, неясность правовых норм можно определить путем метода сравнительного анализа судебной практики рассмотрения дел. Если практика применения тех или иных норм таможенного законодательства различна в разных регионах России, то налицо дуализм правовых норм.

[22] Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (в ред. от 23 декабря 2003 г.) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст.410,411; № 34. Ст.4025; 1997. № 43. Ст.4903; № 52. Ст.5930; 1999. № 51. Ст.6288; 2002. № 48. Ст.4737; 2003 № 2 . Ст. 160,167; № 13. Ст. 1179; №46 (ч.1). Ст. 4434; № 52 (ч.1). Ст. 5034.

[23] Зыкова Т. Кодекс для таможни// Российская газета. 2004. № 201.

[24] Письмо ГТК РФ от 11.04.1996 г. №УБТП-22-05/1022 «О порядке подготовки и содержании запросов в таможенные органы иностранных государств» (вместе с «Международной конвенцией о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (заключена в Найроби 09.06.1977), соглашением стран СНГ от 08.07.1994 г. « О взаимодействии и сотрудничестве таможенных служб в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ») ( с изм., включая от 17 июля 2002 г.) // Таможенные ведомости. 1996. №11; Таможенный вестник. 2002. № 16.

[25] Ермакова В.В. О системе таможенного контроля в России // Бюллетень иностранной коммерческой информации. 2001. № 26. С.2.

[26] Комментарий к таможенному кодексу Российской Федерации/под ред. А. Н. Козырина. М., 2004. С. 828-829.

[27] Максимцев В.А., Габричидзе Б.Н. Комментарий к Таможенному кодексу РФ. М., 1997. С. 216.

[28] Козырин А.Н. Таможенные режимы. М., 2000. С.124.

[29] Данный принцип требует более обстоятельного исследования, так как упоминание о нем впервые появилось в TK РФ 2003 г.

[30] Приказ ГТК РФ от 26 сентября 2003 года № 1069 «Об утверждении концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации» // Документ опубликован не был. Содержится в справочно-информационной системе «Консультант плюс».

[31] Рудаков В. Б., Песиголовец Г.Ю., Бурдин В. Е. Методические основы определения рисков при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров и транспортных средств//Таможенная служба России на защите экономических интересов страны: Материалы докладов всероссийской научно- практической конференции. М., 2003. С. 255.

[32] Приказ ГТК РФ от 26 сентября 2003 года № 1069 «Об утверждении концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации».

[33] Бакаева О. Ю., Матвиенко Г. В.. Таможенное право России: Учебник/ Отв. ред. Н. И. Химичева. М., 2003. С.29.

[34] Топорнин Б.Н. Система источников права: тенденции развития - в кн. Судебная практика как источник права. М., 2000. С.23.

[35] Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с изм. и доп., включая от 26 июля 2004 г.) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; 1998. № 22. Ст.2332; № 26. Ст.3012; 1999. № 7. Ст.871, 873; № 11. Ст.1255; № 12. Ст. 1407; № 28. Ст.3489 -3491; 2001. № 11. Ст.1102; № 13. Ст. 1140; № 26. Ст.2587,2588; № 33. Ст.3424; № 47. Ст.4404,4405; № 53(ч.1). Ст.5028; 2002. № 10. Ст.966; № 11. Ст.1021; № 19. Ст.1793,1795; № 26. Ст.2518; № 30. Ст.3020, 3029; № 44. Ст.4298; 2003. №11. ст. 954; № 15. Ст. 1304; № 27 (ч.2). Ст. 2708, 2712; № 12. Ст. 2880; № 50. Ст. 4848,4855; 2004. № 30. Ст. 3091, 3092, 3096.

[36] Кодекс РФ об административных правонарушениях от 31 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп., включая от 25 октября 2004 г.)//СЗ РФ. 2002. № 1 (часть 1). Ст.1; № 30. Ст.3029; 2002. № 44. Ст.4295, 4298; 2003. №27 (ч.1). Ст. 2700, 2708; №27 (ч.2), Ст. 2717; № 46 (ч.1). Ст. 4434,4440; №50. Ст.4847,

4855; № 52 (ч.1). Ст. 5037; 2004. № 19 (ч.1). Ст. 1838; № 30. Ст. 3095; №31. Ст. 3229; № 34. Ст. 3529; № 44. Ст. 4266.

[37] Указ Президента РФ от 31 декабря 1995 г. № 1343 «Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с республикой Казахстан» // СЗ РФ. 1996. № 2. Ст.66.

[38] Бюллетень международных договоров. 1995. №6.

[39] Постановление Правительства РФ от 24 мая 1993 г. № 486 «О неотложных мерах по усилению таможенного контроля на государственной границу Российской Федерации» (в ред. от 27 августа 1999 г.) // САПП РФ. 1993. № 22. Ст.2030; СЗ РФ. 1995. № 25. Ст.2391; 1999. № 36. Ст. 4400.

[40] Постановление Правительства РФ от 27 августа 2004 г. № 443 «Об утверждении положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации»// Российская газета. 2004. №192.

[41] Постановление Правительства РФ от 21.08.2004 года №429 «О Федеральной таможенной службе» // Российская газета. 2004. №183.

[42] Там же п. 7.

[43] Постановление Конституционного Суда РФ от 14 мая 1999 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности положения части первой статьи 131 и части первой статьи 380 Таможенного кодекса РФ в связи с жалобой закрытого акционерного общества «Сибирское агентство «Экспресс» и гражданина С.И. Тенева, а также жалобой фирмы «Y&C: Reliable Services, Inc.» // С3 РФ. 1999. № 21. Ст. 2669.

[44] Диканова T.A., Осипов В.Е. Борьба с таможенными преступлениями и отмыванием «грязных» денег. М., 2000. С.38.

[45] Россия присоединилась к данной Конвенции, согласно постановлению Правительства РФ от 3 ноября 1994 года № 1215 «О присоединении Российской Федерации к международной конвенции о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений» // СЗ РФ. № 29. Ст. 3042.

[46] Приказ ГТК РФ от 23 декабря 2003 г. №1520 «Об утверждении положения о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля»// БНА федеральных органов исполнительной власти. 2004. №7.

[47] Постановление Правительства РФ от 14 октября 2003 г. № 624 «О порядке создания зон таможенного контроля вдоль таможенной границы»// С3 РФ. 2003. №42. Ст. 4074.

[48] Приказ ГТК РФ от 26 сентября 2003 г. № 1070 «Об утверждении положения о порядке включения в реестр владельцев складов временного хранения» // БНА федеральных органов исполнительной власти. 2004. № 3.

[49] Приказ ГТК РФ от 23 декабря 2003 г. № 1520 «Об утверждении положения о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля» // БНА федеральных органов исполнительной власти. 2004. №7.

[50] Финансовый контроль: Учеб. пособие/ Грачева Е. Ю., Толстопятенко Г. П., Рыжкова Е. А. - М., 2004. С. 129.

[51] См., напр.: приказ ГТК РФ от 18 декабря 2003 г. № 1467 «Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль товаров, перемещаемых по таможенной территории Российской Федерации автомобильным транспортом» // Таможенные ведомости. 2004. № 4; приказ ГТК РФ от 27 декабря 2001 г. № 1255 «Об утверждении правил таможенного оформления и таможенного контроля воздушных судов» // БНА федеральных органов исполнительной власти. 2002. № 9.

[52] Распоряжение ГТК РФ от 23 мая 2002 г. № 350-р «О таможенном оформлении и таможенном контроле электроэнергии, перемещаемой через таможенную границу РФ при параллельной работе электроэнергетических систем» // БНА федеральных органов исполнительной власти. 2002. № 26.

[53] Бахрах Д.Н., Кивалов С.В. Таможенное право России. Екатеринбург, 1995. С.102.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Понятие доказательств по делам об административных правонарушениях и их источников.
Классификация доказательств по делам об административных правонарушениях и их источников.
Значение законодательства, регламентирующего ответственность за правонарушения в сфере налогов и сборов, для юрисдикционной деятельности налоговых органов
Некоторые вопросы вынесения прокурором постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении
Вопросы полицейского (административного) права в трудах И.Е. Андреевского
Вернуться к списку публикаций