2014-01-06 00:30:45
ГлавнаяАдминистративное право — Таможенный контроль: понятие, принципы, основы нормативно-правового регулирования



Таможенный контроль: понятие, принципы, основы нормативно-правового регулирования


Основным источником российского таможенного права является Таможенный кодекс, принятый 28 мая 2003 г. Кодексы занимают особое место в системе источников права, ибо они регулируют важнейшие сферы жизни общества, основополагающие общественные отношения. «Если кодексов не будет или они не будут активно использоваться, не избежать все усиливающихся проявлений хаоса и рассогласованности в отраслевом правовом регулировании» [34]. Раздел IV ТК РФ посвящен институту таможенного контроля.

Учитывая тот факт, что таможенный контроль представляет собой средство выявления правонарушений в таможенной сфере, к его источникам можно также отнести Уголовный кодекс РФ [35] (далее УК РФ) и Кодекс РФ об административных правонарушениях [36]. Так, в главе 22 УК РФ устанавливаются виды преступлений в сфере экономической деятельности (среди них - контрабанда и другие, объектом посягательства которых выступает порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ), глава 16 КоАП содержит составы правонарушений в области таможенного дела.

Правовые нормы, регламентирующие таможенный контроль, в наибольшем объеме содержатся в системе подзаконных нормативно-правовых актов. Среди них наибольшую юридическую силу имеют указы Президента РФ. Так, Указом Президента Российской Федерации в 1996 г. был отменен таможенный контроль на границе Российской Федерации с республикой Казахстан [37]. Данное положение было принято в соответствии с Соглашением о Таможенном союзе от 20 января 1995 г. [38] и ознаменовало собой завершение первого этапа его формирования.

Наиболее важные вопросы таможенной политики в области таможенного контроля регулируются постановлениями Правительства России. Ими также могут утверждаться различные положения. Правительство РФ осуществляет общее руководство таможенным делом на территории РФ, поэтому вопросы таможенного контроля не могут остаться без его внимания. Примером тому может служить установление мер по усилению таможенного контроля на границе России [39].

Многочисленную группу источников составляют ведомственные нормативные акты, принятые ранее действовавшим Государственным таможенным комитетом (ГТК) России. В настоящее время функции федерального министерства, уполномоченного в области таможенного дела выполняет Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации [40]. Функции федеральной службы, уполномоченной в области таможенного дела, выполняет Федеральная таможенная служба (далее ФТС) [41]. Причем, правом принимать нормативно-правовые акты в области таможенного дела, наделено только Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. Однако это министерство не относится к таможенным органам, тогда как ФТС возглавляет систему таможенных органов.

Федеральная таможенная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг [42].

По общему правилу нормативные правовые акты федерального министерства, уполномоченного в области таможенного дела, вступают в силу не ранее чем по истечении 10 дней после дня их официального опубликования. Исключение составляют лишь случаи, когда: 1) соответствующие положения актов таможенного законодательства и иных правовых актов, на основании и во исполнение которых издаются нормативные правовые акты федерального министерства, уполномоченного в области таможенного дела, вводятся в действие в более короткие сроки; 2) нормативные правовые акты федерального министерства, уполномоченного в области таможенного дела, устанавливают более льготный порядок, чем действующий; 3) Таможенным Кодексом установлен специальный порядок вступления в силу нормативных правовых актов федерального министерства, уполномоченного в области таможенного дела. Новый Таможенный кодекс резюмирует, что положения актов таможенного законодательства, нормативных правовых актов в области таможенного дела должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждое лицо точно знало, какие у него есть права и обязанности, а также какие действия, когда и в каком порядке следует совершать при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.

В процессе реализации своих функций таможенные органы в обязательном порядке обращаются к такой форме судебной деятельности, как конституционное судопроизводство. Примером решения Конституционного Суда, применяемого в производстве таможенного контроля, является постановление, подтверждающее конституционность нормы ст.131 ранее действовавшего ТК РФ, которая, в частности, гласит: «Никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами, в отношении которых таможенное оформление (а значит и таможенный контроль - авт.) не завершено...» [43].

Система источников таможенного права была бы неполной, без выделения группы актов содержащих международно-правовые нормы (международных таможенных конвенций, соглашений). Данная группа источников имеет огромное значение для российского таможенного права, так как обладает наибольшей юридической силой, в сравнении с другими источниками права. Кроме того, международные договоры и соглашения определяют тенденции развития российского таможенного законодательства. Это объясняется международным характером общественных отношений, регулируемых таможенным правом.

Международно-правовое сотрудничество в таможенной сфере затрагивает процедуру досмотра международных почтовых отправлений; унификацию таможенных правил в морском, железнодорожном, воздушном, автомобильном сообщениях и в смешанных перевозках; таможенное оформление контейнеров; правовой статус лиц, выезжающих за границу на постоянное место жительства, и таможенный режим багажа, следующего отдельно от пассажиров. Специфика международного договора заключается в том, что его сторонами выступают только государство и иные субъекты международного права, а объектом регулирования служат лишь государственные отношения. Сотрудничество России с другими государствами в сфере таможенного дела, в частности со странами СНГ, развивается на основе совместного с ними международно-правового регулирования вопросов таможенного дела. Согласно п.4 ст. 15 Конституции РФ, нормы международных договоров доминируют над положениями национального законодательства. Государства - участники мировой торговли обязаны учитывать и контролировать перемещение товаров через таможенную границу на основе унифицированных правил, применяемых всеми странами и экономическими союзами мира. Обращение за помощью к зарубежным таможенным службам оказывается эффективным, в частности, при проверке сведений о гуманитарном характере различных грузов, а также о товарах, направленных в адрес участников ВЭД, обладающих различными льготами [44].

Процесс совершенствования таможенного контроля в России необходимо строить в полном соответствии с международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенцией) 1973 года. В ней к таможенным органам предъявляются следующие требования: внедрение системы управления рисками; переход к автоматизированным системам таможенного контроля и таможенного оформления, а также электронной передаче данных; создание общедоступной информационной системы по таможенному законодательству для участников ВЭД; определение четкого и ясного порядка проведения таможенного контроля и таможенного оформления, разрешения споров, возникающих в ходе исполнения таможенных формальностей; использование электронных документов.

Важным шагом на пути совместной борьбы с контрабандой и другими правонарушениями в таможенной сфере, а также унификации российского таможенного законодательства в части применения мер принуждения, является присоединение к Конвенции о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных нарушений [45].

Изучение правовой категории таможенного контроля нуждается в характеристике действия данного института во времени и в пространстве. Действие таможенного контроля во времени различается в зависимости от направления перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. С одной стороны, если товары и транспортные средства ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации, то они считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы при их прибытии на таможенную территорию Российской Федерации и до момента:

а) выпуска для свободного обращения;

б) уничтожения;

в) отказа в пользу государства;

г) обращения товаров в федеральную собственность либо распоряжения ими иным способом в соответствии с главой 41 ТК РФ;

д) фактического вывоза товаров и транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации.

С другой стороны, при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров и транспортных средств они считаются находящимися под таможенным контролем с момента принятия таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации. В этом случае таможенный контроль действует до момента пересечения таможенной границы.

Таможенный контроль осуществляется в специальных местах. Такие территории называются зонами таможенного контроля, и создаются для целей проведения таможенного контроля в формах: а) таможенного осмотра; б) таможенного досмотра товаров и транспортных средств; в) хранения и перемещения товаров и транспортных средств под таможенным наблюдением. Зоны таможенного контроля могут быть созданы:

1) вдоль таможенной границы;

2) в местах производства таможенного оформления, совершения таможенных операций;

3) в местах перегрузки товаров, их осмотра и досмотра;

4) в местах временного хранения, стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары;

5) и в иных местах, определенных в соответствии с ТК РФ.

Все зоны таможенного контроля, за исключением зон таможенного контроля вдоль таможенной границы, создаются в порядке установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела [46]. Вдоль таможенной границы зоны таможенного контроля создаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации [47]. В соответствии с пунктом 5 статьи 362 ТК РФ, проверка товаров может осуществляться только в зонах таможенного контроля.

Склад временного хранения является зоной таможенного контроля. На таких складах производится таможенное оформление товаров и транспортных средств. Согласно ст. 100 ТК РФ складами временного хранения (СВХ) являются специально выделенные и обустроенные для этих целей помещения и (или) открытые площадки, соответствующие требованиям, установленным статьей 107 Таможенного Кодекса.

Учредителями таких складов могут быть российские юридические лица, включенные в реестр владельцев складов временного хранения. Владельцами складов временного хранения могут являться таможенные органы без включения их в реестр владельцев складов временного хранения. Федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, обязана обеспечить регулярное, не реже одного раза в шесть месяцев, опубликование в своих официальных изданиях перечней складов временного хранения, владельцами которых являются таможенные органы, а также изменений, вносимых в этот перечень.

СВХ образуются в разумной близости от транспортных узлов и транспортных магистралей. Помещения и (или) открытые площадки, предназначенные для использования в качестве склада временного хранения, обустраиваются таким образом, чтобы обеспечить сохранность товаров, исключить доступ к ним посторонних лиц, а также обеспечить возможность проведения в отношении этих товаров таможенного контроля. К помещениям и (или) открытым площадкам, предназначенным для использования в качестве склада временного хранения, прилегает охраняемая территория, оборудованная для стоянки транспортных средств, перевозящих товары, на время, необходимое для завершения внутреннего таможенного транзита. Указанная территория является зоной таможенного контроля. Транспортные средства, перевозящие находящиеся под таможенным контролем товары, могут въезжать в указанную зону в любое время суток [48].

Зоны таможенного контроля могут быть постоянными и временными. Постоянные зоны таможенного контроля создаются в местах регулярного нахождения в них товаров, подлежащих таможенному контролю:

а) на территории пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации;

б) вдоль таможенной границы Российской Федерации;

в) в иных местах, определенных в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации (например, СВХ, магазины беспошлинной торговли).

Временные зоны таможенного контроля могут создаваться:

- для производства таможенного оформления товаров и транспортных средств вне мест совершения таможенных операций - на время их совершения, если при совершении таких операций требуется определить зону таможенного контроля исходя из необходимости обеспечения беспрепятственного осуществления таможенными органами своих функций;

- при необходимости осуществления осмотра или досмотра товаров и транспортных средств, обнаруженных таможенными органами вне постоянных зон таможенного контроля.

Решение о создании временной зоны таможенного контроля принимает начальник таможенного органа (лицо, его замещающее) на основании доклада должностного лица таможенного органа о необходимости создания временной зоны таможенного контроля с указанием в нем причин и цели создания, срока, на который необходимо ее создать. Решение о создании временной зоны таможенного контроля оформляется приказом (распоряжением) таможенного органа, в регионе деятельности которого находится указанная зона.

Основным средством обозначения зоны таможенного контроля являются знаки прямоугольной формы, на зеленом фоне которых белым цветом выполнена надпись на русском и, как правило, английском языках «Зона таможенного контроля» («Customs control zone») [49].



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Виктор Викторович Ивановский
К вопросу о роли государственной службы в укреплении законности
Система прав, обязанностей и гарантий государственного служащего Российской Федерации
Лицензирование как институт административного права
Институт ответственности за правонарушения в сфере налогов и сборов
Вернуться к списку публикаций