2014-01-06 00:30:45
ГлавнаяАдминистративное право — Таможенный контроль: понятие, принципы, основы нормативно-правового регулирования



Таможенный контроль: понятие, принципы, основы нормативно-правового регулирования


Таможенный контроль строится на совокупности принципов, под которыми обычно понимают важнейшие, основополагающие идеи, позволяющие реализовать те или иные правовые явления. Основными принципами осуществления таможенного контроля, на наш взгляд, являются:

1. Принцип законности. В соответствии с ним все подзаконные правовые акты, регулирующие общественные отношения в области таможенного контроля, не должны противоречить международно-правовым актам, Конституции РФ и федеральным законам РФ. В соответствии с п. 2. ст. 6 ТК РФ, положения правовых актов федерального министерства, уполномоченного в области таможенного дела, и федеральной службы, уполномоченной в области таможенного дела, не могут противоречить положениям актов таможенного законодательства и иных правовых актов Российской Федерации или устанавливать требования, запреты и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства и иными правовыми актами Российской Федерации.

Кроме того, действия участников правоотношений по таможенному контролю не должны противоречить действующему законодательству. И в первую очередь, не допустимо нарушение законодательства о таможенном контроле должностными лицами таможенных органов. Законодатель в пункте 5 статьи 6 ТК РФ провозглашает, что никто не может быть привлечен к ответственности за нарушение таможенных правил, если это нарушение вызвано неясностью правовых норм, содержащихся в нормативно-правовых актах в области таможенного дела [21].

2. Принцип уважения прав и законных интересов субъектов внешнеэкономической деятельности. Сотрудники таможенных органов не вправе ущемлять права граждан и их объединений, а также оказывать какое бы то ни было противодействие осуществлению ими внешнеэкономической деятельности. В процессе осуществления таможенного контроля не допускаются действия, направленные на унижение человеческого достоинства. Кроме того, должностные лица таможенных органов не должны причинять неправомерный вред лицам, их товарам и транспортным средствам при проведении таможенного контроля. В противном случае они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ. В соответствии с п. 2 ст. 365 ТК убытки, причиненные неправомерными решениями, действиями (бездействием) таможенных органов либо их должностных лиц при проведении таможенного контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход).

3. Принцип гуманности. Данный принцип означает возможность применения в процессе таможенного контроля только тех технических средств, которые безопасны для жизни и здоровья человека, животных и растений, а также не причиняют ущерба товарам и транспортным средствам. Данный принцип в значительной мере имеет гражданско-правовой аспект. Согласно ст. 1069 Гражданского кодекса РФ [22] вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов либо их должностных лиц, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации или казны субъекта Российской Федерации.

4. Принцип оперативности. Он заключается в установлении законодателем сравнительно коротких сроков для производства всех форм таможенного контроля. Мобильность таможенного контроля прямо отражается на объеме внешнеторгового оборота: чем быстрее он проводится, тем больший объем грузов предприниматель перемещает через границу. В настоящее время «почти 98 процентов всех товаров и транспортных средств оформляются таможней в отведенные кодексом три дня» [23].

5. Принцип сотрудничества с таможенными органами иностранных государств предполагает взаимодействие российских таможенных органов с таможенными службами стран-партнеров посредством проведения совместных мероприятий по выявлению и предупреждению неправомерных деяний субъектов ВЭД, заключения с ними соглашений о взаимной помощи, информирования и консультирования по отдельным проблемам. Реализация данного принципа нашла свое выражение в присоединении к международной конвенции «О взаимном административном содействии в предотвращении расследовании и пресечении таможенных правонарушений» [24]. Так, совместно с правоохранительными органами Германии, Италии, США российскими таможенными органами проведена операция «Океан» по пресечению контрабандного ввоза мебели [25].

6. Принцип эффективности. Достижение поставленных перед таможенным контролем целей должно соотноситься с расходами на его осуществление. Кроме того, «таможенный контроль должен быть в максимальной степени «необременительным», «незаметным» для лиц, пересекающих таможенную границу, и для участников внешнеэкономической деятельности. При этом и первое и второе требования к современному облику таможенного контроля не должны помешать выполнению его важнейшей задачи - обеспечению соблюдения таможенного законодательства» [26].

7. Принцип выборочности. Объемы внешней торговли во всем мире постоянно растут, и ни одно государство в мире не в состоянии содержать таможенную службу, которая могла бы осуществлять всеобъемлющий, тотальный контроль за каждой внешнеторговой операцией без ущерба для самой внешней торговли. Объемы товарооборота многократно превышают возможности самых развитых, опытных и технически оснащенных таможенных служб мира. Следовательно, попытка осуществлять всеобъемлющий контроль в отношении всех товаров, перемещаемых через границу, привела бы к параличу внешней торговли и, как следствие, к катастрофическим последствиям для мировой экономики. В соответствии п. 1 ст. 358 ТК РФ при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и, как правило, ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. Данный принцип имеет «демократическую и альтернативную основу» [27]. Применение тех или иных способов проведения таможенного контроля, «степень «жесткости» применяемых мер определяются необходимостью обеспечения соблюдения таможенного законодательства и обстоятельствами каждого конкретного случая его применения» [28]. Иными словами, должностное лицо таможенного органа вправе выбрать, в каком направлении он будет производить таможенный контроль. Однако, неприменение других форм контроля либо освобождение от них не означает, что субъекты ВЭД могут не исполнять требования, установленные нормативными актами.

8. Принцип осуществления таможенного контроля на основе системы управления рисками [29] вытекает из принципа выборочности.

В соответствии с п. 2. ст. 358 ТК РФ система управления рисками основывается на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства Российской Федерации:

- имеющих устойчивый характер;

- связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;

- подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;

- затрагивающих другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.

В соответствии с Киотской конвенцией управление рисками - это основой базисный принцип современных методов таможенного контроля. Этот метод позволяет оптимально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая эффективности таможенного контроля, и освобождает большинство участников внешнеэкономической деятельности от излишнего бюрократического контроля. Процедуры, основанные на управлении рисками, позволяют контролировать производство таможенного оформления на участках, где существует наибольший риск, позволяя основной массе товаров и физических лиц сравнительно свободно проходить через таможню.

Положительный результат применения в деятельности таможенных органов системы управления рисками подтверждает опыт работы таможенных служб зарубежных стран [30].

Основы и принципы таможенного контроля, предусматривающие использование системы управления рисками, закреплены в Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур Всемирной таможенной организации (Киотская конвенция, ред. 1999 г.). К данным основам и принципам относятся:

1. таможенный контроль ограничивается минимумом, необходимым для обеспечения соблюдения таможенного законодательства;

2. при выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками;

3. таможенная служба применяет метод анализа рисков для определения лиц и товаров, включая транспортные средства, подлежащие проверке, и степени такой проверки;

4. таможенная служба принимает стратегию, базирующуюся на системе мер оценки вероятности несоблюдения законодательства.

Система управления рисками должна стать одной из основных составляющих в работе по приведению процедур таможенного контроля в Российской Федерации в соответствие критериям качества таможенного администрирования, предусмотренным стандартами Всемирной торговой организации (ВТО): сокращение времени таможенного оформления; прозрачность и предсказуемость работы таможенных органов для участников внешнеэкономической деятельности; партнерский подход в отношениях таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности.

При использовании данной системы таможенные органы должны проводить анализ риска. Риск - это вероятность несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. Такой анализ подразумевает систематическое использование имеющейся у таможенных органов информации для определения причин и условий возникновения рисков, их идентификации и оценки возможных последствий несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. Риски разделяются на два типа: выявленный и потенциальный.

Выявленный - является фактом, т.е. известным риском, когда нарушение законодательства Российской Федерации уже произошло и таможенные органы имеют информацию о данном факте. Потенциальный риск - это риск, который не проявил себя, но условия для его возникновения существуют.

Объектами анализа рисков выступают:

- товары, находящиеся под таможенным контролем или выпущенные для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации;

- транспортные средства, используемые в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров;

- сведения, содержащиеся в транспортных (перевозочных), коммерческих и таможенных документах;

- сведения, содержащиеся в договорах международной купли-продажи или других видах договоров, заключенных при совершении внешнеэкономической сделки, а в случае совершения односторонних внешнеэкономических сделок - иных документов, выражающих содержание таких сделок;

- деятельность лиц, выступающих в качестве, достаточном в соответствии с гражданским и (или) таможенным законодательством Российской Федерации для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем;

- деятельность таможенных брокеров (представителей), владельцев складов временного хранения и таможенных складов, а также перевозчиков, в том числе таможенных;

- результаты применения форм таможенного контроля;

- таможенные органы.

Управление риском осуществляется путем систематической работы по разработке и практической реализации мер по предотвращению и минимизации рисков, оценке эффективности их применения, а также контролю за применением таможенных процедур и таможенных операций, предусматривающая непрерывное обновление, анализ и пересмотр имеющейся у таможенных органов информации.

Цель создания системы управления рисками в кратком виде содержится в стандартном правиле 6.4 Киотской конвенции. В соответствии с указанным положением таможенная служба применяет метод анализа рисков для определения лиц и товаров, включая транспортные средства, подлежащих проверке, и степени такой проверки. Система управления рисками основывается на выявлении, а также систематизации и формализации признаков, обычно указывающих на вероятность совершения правонарушения. До принятия ТК РФ одним из основных инструментов должностного лица таможенного органа при осуществлении им таможенного контроля была его интуиция, личный опыт. Наличие нормативно закрепленной возможности действовать, основываясь только на интуиции, могло создавать предпосылки для злоупотреблений должностными лицами таможенных органов своими полномочиями. В настоящее время в юридической науке разрабатываются методические основы определения рисков при таможенном контроле товаров [31], что представляется нам необходимым и соответствующим современным реалиям.

В механизме действия системы управления рисками значительную роль играет ее аналитическая составляющая. Система управления рисками предполагает определение области риска на основе изучения практики таможенного контроля. Определяются показатели - определенные критерии, которые, служат в качестве практического инструмента для выбора объекта пристального контроля. Данные процедуры выполняются в определенной логической последовательности.

В первую очередь, решаются вопросы стратегии решения задачи - определяются области риска, а также критерии его оценки. Затем подлежат определению сами риски. Для этого необходим глубокий анализ всей структуры внешнеэкономической сделки, начиная с предпосылок ее заключения. Анализируются вопросы, связанные со сведениями об участниках сделки, включая посредников, сильные и слабые стороны, возможности и предпосылки возникновения риска. На третьем этапе анализируется сам риск. На данной стадии определяется вероятность наступления риска и потенциальные последствия его возникновения. Результатом анализа является определение уровня риска. Затем осуществляется сопоставление данного риска с уже имеющимися рисками и устанавливается его значимость, приоритетность. После решения данных задач определяется план контрольных мероприятий, направленных на предотвращение совершения правонарушения.

В качестве рисков могут рассматриваться самые разные события, причем некоторые из них могут показаться совершенно незначительными.

Так, в качестве риска могут рассматриваться: указание в таможенной декларации определенной страны происхождения товаров; факт прибытия товаров на таможенную территорию в ночное время; необычный маршрут перевозки; указание в качестве страны происхождения страны, где такие товары обычно не производятся; факт совершения перевозчиком нарушений таможенных правил; получатель товаров; иные аналогичные показатели [32].

При определении рисков и использовании системы управления ими принимается во внимание характер рисков, их приоритетность. Так, например, перемещение товаров перевозчиком, имеющим серьезные нарушения таможенных правил, является существенно более значимым риском, нежели прибытие товаров на таможенную территорию в три часа утра. Учитывая соотношение рисков, определяется их значимость. Наиболее частым является отнесение рисков к высокому, среднему или низкому уровню. Вместе с тем возможно использование и более детализированной системы оценки, например по стобалльной шкале.

Методы анализа рисков применяются таможенными органами для определения товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих проверке, и степени такой проверки. Совокупность рисков, характеризующих соответствующую поставку, позволяет определить степень необходимого внимания к ней. Уровень контроля может с равным основанием быть обусловлен выявлением одного высокого риска или нескольких рисков низкой степени либо иной комбинации рисков.

Таким образом, используя систему управления рисками, таможенные органы могут перераспределять свои усилия, направляя их на контроль внешнеторговых операций, представляющих существенный риск, и максимально упрощая такие операции для тех участников ВЭД, внешнеторговые операции которых такого риска не представляют.

Указанные принципы правового регулирования таможенного контроля пронизывают все правоотношения, возникающие при осуществлении таможенного контроля. Основные начала таможенного контроля направлены на реализацию его целей. Эти принципы показывают основные направления нормативного регулирования деятельности участников внешнеторговых отношений. К сожалению, в ст. 358 ТК РФ «принципы проведения таможенного контроля» лишь упоминается о принципах выборочности, эффективности, использования системы управления рисками, сотрудничества с таможенными органами иностранных государств, однако не раскрывается их содержание. О других принципах, описанных в настоящей работе, ТК РФ не упоминает. Считаем целесообразным законодательное закрепление содержания всех принципов таможенного контроля в таможенном кодексе для обеспечения стабильности и предсказуемости правового регулирования таможенного контроля, осуществляемого на уровне подзаконных актов.

Правовые основы таможенного контроля в большинстве своем закреплены в источниках таможенного права. Последние представляют собой целостную систему, элементы которой находятся в отношении субординации и иерархической подчиненности в соответствии с логикой правового регулирования таможенного дела. Конституция РФ (ст.71, п. «ж») относит таможенное регулирование к исключительному ведению Российской Федерации, а значит законодательство о таможенном деле представлено исключительно источниками федерального уровня. В его составе отсутствуют акты государственных органов субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Источником таможенного права являются правовые акты федеральных законодательных и исполнительных органов государственной власти, содержащие общеобязательные правила поведения в области таможенного дела [33].



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


К вопросу о структуре административного процессуального кодекса
Реформы 60-70-х годов XIX века в России и переход от полицейского государства к правовому
Особенности использования источников доказательств по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения.
Таможенный и личный досмотр: понятие, сущность, порядок проведения
Таможенный контроль: понятие, принципы, основы нормативно-правового регулирования
Вернуться к списку публикаций